Учение князя Трубецкого

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 00:41, контрольная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы контрольной работы обусловлена, прежде всего, тем, что эффективность осуществляемых в современной России государственно-правовых реформ, а также происходящих процессов формирования нового типа правового и политического мышления в значительной степени зависит от восстановления исторического диалога, актуализации идей дореволюционной русской политико-правовой мысли, выявления основных закономерностей ее развития. Это, несомненно, будет способствовать реализации ее мощнейшего теоретического и методологического потенциала, позволит избежать некритического восприятия ценностей западноевропейской цивилизации и раскроет основные интенции российской политико-правовой культуры. В этой связи представляется необходимым уделить особое внимание творчеству Евгения Николаевича Трубецкого (1863-1920), разносторонний талант которого нашел самое широкое применение не только в правовой науке, но и в общественно-политической жизни страны. Это был выдающийся русский религиозный мыслитель, философ, правовед, политик и публицист, общественный деятель, сумевший объединить в своих проектах интеллектуальную элиту страны и оставить богатейшее творческое наследие в области истории, культурологии, философской и религиозной мысли, вызывающее неизменный интерес современных исследователей.

Работа содержит 1 файл

Моя контрольная.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

      6. Исследование свободы как субстанциональной  основы права выводит Трубецкого на новый уровень рассмотрения правового феномена, обнаруживающий, что мера свободы в праве всегда имеет нравственное обоснование. Разграничение сфер субъективной свободы в праве осуществляется на основе принципа справедливости, выражающегося в социально признанных нормах должного, формирующихся в результате взаимодействия правовой и нравственной форм общественного сознания в соответствии с традиционными ценностными приоритетами конкретного общества.

      7. Разрабатывая категорию «нравственно  должное в праве» Е.Н. Трубецкой,  по сути, обосновывает легитимацию права как необходимое условие его действия. Ученый убедительно и аргументировано доказывает, что действующее право всегда проходит процедуру нравственного оправдания (обоснования) с точки зрения господствующих в общественном сознании представлений о должном (справедливости), формирующихся на основе фундаментальных ценностей конкретного общества и получает «санкцию разума» − оправдание или осуждение, с чем связана не только эффективность действия права, но и сам факт его существования.

      Таким образом, любой фактический правопорядок, представляющий собой многоуровневую иерархию авторитетов, имеет в своем основании общественный авторитет, представляющий собой то или иное понимание «нравственно должного в праве» и выступающий универсальным критерием развития правовой системы. Все изменения в действующем праве Е.Н. Трубецкой связывает с утратой «общественного авторитета», что наиболее ярко проявляется в период социальных революций и всегда свидетельствует об изменении ценностных приоритетов в общественном сознании (представлений о справедливости, «нравственно должном в праве»).

      Можно сделать вывод о том, что в учении Е.Н. Трубецкого право выступает как общепризнанный порядок социального взаимодействия, основанный на разграничении сфер внешней свободы участников общественных отношений и определении меры свободы (возможного и должного поведения), реализуемой в субъективных правах и обязанностях на основе принципа справедливости, имеющего конкретное социокультурное значение и нравственное обоснование. 

3. Идейно-теоретические источники формирования

политико-правовых взглядов Е.Н.Трубецкого 

      Анализируя влияние немецкой классической философии права XIX века и российской дореволюционной правовой мысли, в частности, В.С. Соловьева и Б.Н.Чичерина на формирование политико-правовых воззрений Е.Н. Трубецкого в общем контексте его религиозно-философского мировоззрения, отражающего специфику отечественного социокультурного пространства и его православных традиций.

      Существенное влияние на формирование философско-правовой концепции Трубецкого оказало творчество И. Канта, В.Ф.Й. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля. В учении Е.Н.Трубецкого своеобразно преломляются идеи немецкой классической философии права о нравственном законе; метафизических основаниях свободной воли; об Абсолютном как едином онтологическом основании права и нравственности, а также такие кардинальные вопросы теоретического правоведения, как: соотношение права и свободы, права и закона, права и принуждения, права и нравственности; проблема интеграции философии права в общую систему теоретического правоведения в качестве его методологической и мировоззренческой основы; критика позитивизма. В исследовании правового феномена Е.Н. Трубецкой использует разработанные Г.В.Ф. Гегелем принципы диалектики, тем не менее, отмечая недопустимость абсолютизации логического. Подобный «скрытый догматизм» подменяет гносеологию догматической онтологией, «пытаясь уложить весь чувственно воспринимаемый мир в прокрустово ложе понятия».8 Ученый полагает, что на основе принципов чистого рационализма невозможно раскрыть конкретное многообразие нравственной идеи, которое выходит за рамки логического мышления: «Это – пустая головная рефлексия, без того, о чем нужно рефлектировать».9

      В результате Е.Н. Трубецкому удалось  интегрировать и развить в  своей концепции лучшие достижения западноевропейской и отечественной философско-правовой мысли, что позволило ученому исследовать право сквозь призму всеобщих категорий мироосмысления и установить традиционные для российской правовой и политической культуры идейно-нравственные доминанты.

      Социокультурные условия формирования «возрожденного естественного права», а также специфические особенности, позволяющие идентифицировать данное направление в общем контексте развития отечественной правовой мысли обосновывает основополагающий вклад Б.Н. Чичерина и В.С. Соловьева в формирование новых гносеологических и онтологических принципов отечественной философии права, которые составили теоретико-методологическую основу исследований Е.Н. Трубецкого. Правовое учение Е.Н. Трубецкого выступает отражением его религиозно-философского мировоззрения, сформировавшегося под влиянием «философии всеединства» В.С. Соловьева: «Все мои воззрения сложились в духовном общении с ним, т.е. частью в связи с его влиянием, частью же в борьбе против этого влияния».10 Е.Н. Трубецкой высоко оценивает разработку В.С. Соловьевым проблемы взаимодействия права и нравственности, вместе с тем, отмечая следующее: «задача синтеза права и нравственности у В. Соловьева сформулирована верно, но ее решение предполагает более глубокий анализ, нежели простое смешение правового и нравственного начал».11

      Основное  достоинство правового учения Б.Н. Чичерина Трубецкой видит в обосновании свободы личности как правообразующего фактора, в частности, ее внутреннего аспекта: «То уважение к внешней свободе, которого требует право, имеет смысл только в предположении внутренней свободы духа, которая должна осуществляться во внешнем мире. Идеальная задача права именно в том и заключается, чтобы предоставить духовному началу возможность беспрепятственно, свободно осуществляться во внешней действительности. В этом заключается единственно возможное оправдание конкретного субъективного права».12 Е.Н. Трубецкой устанавливает логическую необходимость интеграции разработанных В.С. Соловьевым положений о взаимодействии права и нравственности с исследованиями Б.Н. Чичерина о свободе как субстанциональной основе права. В результате право в концепции Е.Н. Трубецкого представляет нравственно обоснованную меру свободы: «И если специфической задачей нравственности можно назвать, − осуществление добра в мире, то нравственной задачей права можно считать осуществление возможно большей внешней свободы человека, в пределах, совместимых с общим благом».13

      В целях установления идейно-теоретических истоков формирования мировоззрения Е.Н. Трубецкого необходимо уделить внимание основным этапам его жизни и творчества.

      Евгений Николаевич Трубецкой родился 19 февраля 1863 года в стародворянской семье, исключительная роль в формировании духовной атмосферы которой принадлежала матери князя С.А. Трубецкой (урожденной Лопухиной). «Это был человек новой эпохи», стремящийся воспитать в детях «не холодный рассудочный либерализм», а понимание «равенства всех людей перед Богом и чувство уважения к личному достоинству каждого человека».14 С самых юных лет Е.Н. Трубецкому было присуще неутомимое философское искание и стремление к истине, позволившее преодолеть влияние нигилизма, которому он подвергся в гимназический период, и обрести новую точку духовной опоры: «Приняв веру, я не только не отбросил философию; наоборот, я стал верить в нее так, как раньше никогда не верил, потому, что почувствовал ее призвание − быть орудием Богопознания.15 По окончании университета в 1885г. Трубецкой получает место приват-доцента в юридическом лицее г. Ярославля, с 1886г. ученый работает в Киевском университете св. Владимира, а с 1906г. становится профессором Московского университета, студенты которого по собственной инициативе и за счет собственных средств издают его лекции.

      Одновременно  с преподавательской деятельностью  Е.Н. Трубецкой принимает самое активное участие в общественной и культурной жизни России. Вместе с Н.А.

      Бердяевым, С.Н. Булгаковым, В.Ф. Эрном Трубецкой  создает Религиозно-философское  общество памяти В.С. Соловьева, а в 1910 становится одним из основателей издательства «Путь»: «единственное в России начала века начинание, в котором духовная свобода сочеталась с высокой культурой».16 Е.Н. Трубецкой оказывает активное содействие в восстановлении патриаршества, принимает участие в многотысячных массовых шествиях против разрушения храмов и поругания христианских святынь: «Надо было их видеть, чтобы почувствовать мощь того народного движения, которое в них выражалось. Московская Красная площадь была ими заполнена так, как она не заполнялась никогда в былые времена, даже в дни коронации».17 Именно тогда ученый приходит к мысли о наличии у русского народа той самой неиссякаемой духовной энергии, которая рано или поздно приведет к крушению «звериного царства» и будет способствовать духовному возрождению России.18 Е.Н. Трубецкой до конца своих дней оставался верен утверждаемым им ценностям. Не мысля себя вне России и не желая подчиняться режиму, утверждающему «рабство духа», он вступил в белогвардейское движение и окончил свой жизненный путь в осажденном красноармейцами Новороссийске в 1920 году.

      Фундаментальным положением философской системы  Е.Н. Трубецкого является проблема предельных смыслообразующих оснований бытия человека, которые, по мнению философа, наиболее полно и обстоятельно раскрыты в христианском вероучении, наполняющем человеческое существование абсолютным духовным содержанием и смыслом. Разработанная Е.Н. Трубецким философская концепция свободной воли является конституирующим принципом его политико-правовых воззрений и представляет собой ключ к пониманию сущности правовой и политической свободы. В концепции мыслителя свобода рассматривается как высшее проявление отдельности тварного существа от Бога, абсолютное самоопределение, являющееся необходимым условием соучастия человека в божественном творчестве.

      Именно  потому, что человеческая свобода  имеет своим источником Абсолютное Безусловное начало, Е.Н. Трубецкой утверждает ее в качестве высшей ценности. Философ делает акцент на духовной природе свободы, с чем связывает необходимость ее внешнего выражения в правовой форме. «Весь пафос свободы не имеет ни малейшего смысла, если в человеке нет той святыни, перед которой мы должны преклоняться…об уважении к человеку можно говорить только в предположении, что человек есть сосуд безусловного, носитель вечного, непреходящего смысла жизни».19

      Е.Н. Трубецкой уделял больше внимание исследованию мировоззренческих истоков национального самосознания, выраженного в различных культурных формах, в результате которого устанавливаются его специфические особенности, и

      обосновывается  необходимость их учета при осуществлении  модернизации российской правовой и политической культуры. 

      4. Правовые взгляды Е.Н. Трубецкого в контексте современности 

      Исследование ученым правового феномена, существенной особенностью которого является разработка проблем правовой онтологии и аксиологии с плюралистических позиций обосновывает субстанциональный статус целеполагающей ценностно ориентированной свободной воли человека, определяющей возникновение и развитие правового феномена. В концепции Е.Н. Трубецкого общезначимость правовой свободы обусловлена абсолютной ценностью внутренней сферы свободы личности как носителя безусловного смысла жизни и связанной с этим необходимости предоставления духовному началу возможностей беспрепятственного развития.20 Именно свободная разумная личность выступает в качестве универсального системообразующего начала в иерархии правовых ценностей и абсолютной цели правового регулирования: «человеческая личность и есть та безусловная ценность, которая сообщает безусловное значение и силу всем внутренним правовым велениям нашего сознания…как только личность перестает быть для нас ценностью, весь правовой порядок тем самым падает в прах».21 Ученый отмечает, что реализация свободы личности невозможна без установления баланса субъективных целей, основанного на взаимном ограничении сфер внешней свободы. Поэтому общество выступает той консолидирующей силой, которая формирует «правило поведения или норму, ограничивающую свободу отдельного лица»22 в целях установления порядка и обеспечения безопасности участников общественных отношений.23 Результатом такого согласования становится формирование некоей общей цели, выраженной в том, что «отдельному лицу должен быть предоставлен максимум внешней свободы, совместимой с благом общества как целого».24

      Е.Н. Трубецкой демонстрирует «освобождающую миссию»25 права во всемирно-историческом контексте: 1) С развитием нравственного сознания расширяется круг субъектов права: «когда мы признаем субъекта права во всяком человеке, как таковом, когда мы требуем для всех людей человеческих условий существования, когда душа наша возмущается против сословных привилегий и бесправия, мы тем самым признаем за человеком безусловную ценность».26 2) Право, предоставляя субъективные права и закрепляя обязанности, определяет сферу внешней свободы и ограничивает ее от возможных посягательств со стороны других лиц. «Оно ограждает против покушений со стороны ближнего на нашу жизнь, нашу собственность, все те вообще цели лица, которые не противоречат целям общества как целого».27 3) Право способствует освобождению человека от препятствий внешней природы, «связывая множество лиц в единое целое», и выступая системообразующим началом общества. «Не будь права, не было бы вообще и цивилизации».28

Информация о работе Учение князя Трубецкого