Управление при Екатерине II в эпоху "просвещенного абсолютизма"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:17, реферат

Описание работы

Цель данной работы - логично изложить основные моменты, касающихся правления Екатерины II, и относящихся к тому периоду её правления, который был назван «просвещенным абсолютизмом».
Задачи:
изучить основные моменты правления Екатерины II и эпохи «просвещенного абсолютизма»;
рассмотреть внешнюю политику и дипломатию, власть и управление, крепостное право, науку и культуру в эпоху управления Екатерины II.

Содержание

Введение 3
1. Екатерина II и эпоха «просвещенного абсолютизма» 4
2. Внешняя политика и дипломатия Екатерины II 5
3. Власть и управление 8
4. Крестьяне и крепостное право в эпоху правления Екатерины II 14
5. Наука и культура в эпоху «просвещенного абсолютизма» 16
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Работа содержит 1 файл

Реферат_эпоха правления Екатерины.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

    По-прежнему правители создавали при своей  особе  учреждения,  стоявшие над  всеми   другими,   из   приближенных   и   доверенных   деятелей.   Это елизаветинская Конференция при высочайшем дворе, Совет при высочайшем  дворе Петра III, Непременный  совет  при  Екатерине  II.  Последняя  реформировала Сенат  в  1763  году,  прежде   единое   учреждение   разделили   на   шесть департаментов, каждый из  которых  ведал  определенным  кругом  дел.  Сильно возросла роль генерал-прокурора - он теперь не только  наблюдал  за  работой Сената. Но самостоятельно решал сенатские дела. Екатерина назначила  на  эту должность  князя  А.А.  Вяземского, известного своей честностью и неподкупностью.

    Дальнейшая  централизация,  бюрократизация   управления   нашли свое выражение  в  ликвидации  гетманства  на  Левобережной  Украине.  Ею стали управлять  президент  Малороссийской  коллегии  и  генерал-губернатор  Малой России. Тем и другим Екатерина Вторая назначила П.А. Румянцева,  выдающегося полководца и государственного деятеля, человека решительного и энергичного.

    Важный  момент в политике «просвещенного абсолютизма» -  созыв  в  1767 году Комиссии для составления  нового  Уложения.  Цель  в  созыве  уложенной комиссии видна из слов самой  Екатерины  в  «Манифесте  о  созыве  уложенной комиссии и выборе депутатов»: «начали сами готовить наказ,  по которому должны поступать те, кому от  нас  повелено  будет  сочинить  проект  нового Уложенья. И понеже наше первое желанье есть видети наш народ столь счастливым  и довольным, сколь далеко человеческое счастие  и  довольствие  может  на  сей земле простираться, для того дабы  лучше  нам  узнать  было  можно  нужды  и чувствительные  недостатки  нашего  народа,  повелеваем   прислать... в первостоличный наш город Москву депутатов»[4].

    Для руководства работой  по  составлению  нового  Уложения  и  решения важнейших вопросов  законодательства Екатерина  написала  «Наказ»  Уложенной комиссии.   Это   политико-философское   произведение   стола   своеобразной компиляцией  текстов  Монтескье    (книга   «Дух   законов»),   итальянского криминалиста Беккариа  («О преступлениях и наказаниях»)., Бильфельда, Юсти и других европейских просветителей.  Достаточно  сказать,  что  из  507 статей  «Наказа»  тексты  408  статей  были  взяты  у   этих   просветителей  (294  заимствованы  у  Монтескье),  причем  на  первый  план   выдвигалось обоснование самодержавно-крепостнического строя в  России.  Книгу  Монтескье Екатерина называла молитвенником государей, имеющих  здравый  смысл.  Широко воспользовалась  Екатерина  и  трактатом   Беккариа,   направленным   против остатков средневекового  уголовного  процесса  с  его  пытками  и  подобными судебными  доказательствами,  проводившим  новый   взгляд  на   вменяемость преступлений. Самая обширная Х глава «Наказа» «о обряде криминального  суда» почти вся взята из этой книги (104 статьи из 108).  Сенат  разослал «Наказ» по учреждениям, центральным и  местным.  Читать  его  велели  только начальникам, поскольку он  содержал  «опасные»  мысли  передовых  философов - просветителей. В Москву съехались более 500 депутатов  от  дворян,  торгово - ремесленного населения, государственных  крестьян, казаков.  Послали  своих депутатов  также коллегии,  Сенат  и   Синод. Крепостные крестьяне и духовенство представителей не получили.

    В 20 главах  «Наказ»  говорит  о  самодержавной  власти  в  России, о подчиненных органах управления, о хранилище законов  (Сенате),  о  состоянии всех  в  государстве  живущих  (о  равенстве  и  свободе  граждан).  «Наказ» возвещал, что равенство граждан  состоит  в  том,  что  все  подчинены  были одинаковым законам, что есть государственная  вольность,  т.е.  политическая свобода, и состоит она не только в праве делать все, что  законы  дозволяют, но и в том, чтобы не быть принужденным делать, чего не должен хотеть.

    Идеи  просвещения находили отклик у части дворян и у  депутатов  разных сословий.  Кроме  того,  созыв  комиссии  давал  Екатерине  II возможность выяснить позиции  и  требования  привилегированных  и  полупривилегированных сословий,  способствовали  укреплению  народных  иллюзий  о  «добром  царе». Каждому  депутату  избиратели  вручали  наказ  с  изложением  своих  нужд  и пожеланий.

    Необходимость  нового  свода  законов   чувствовалась   давно.   После Соборного уложения 1649 года накопилось большое  количество  указов  царя  и Боярской думы, императорских манифестов и указов. Уже при  Петре  Первом,  в самом конце предыдущего столетия, работала  комиссия  по  подготовке  текста нового Уложения, но из этого ничего не получилось. Мысли о созыве  депутатов для законодательной  работы  высказывали  публицисты  и авторы  проектов: Посошков, Голицын, Татищев. В 50-60-е годы  составлялись  списки  депутатов. Наконец, в конце июля 1767 г., созвали Комиссию. В декабре 1767 года заседания Комиссии в  Москве  прекратились  и  она была переведена в Петербург, где  18  февраля  1768  года  в  Зимнем  дворце возобновила свою работы чтением и обсуждением законов о юстиции. Вообще  при работе комиссии плана занятий  установлено  не  было,  предметы  назначались случайно, вопросы сменялись неисчерпанные. Постепенно,  с  расширением  поля обсуждения, Комиссия поднималась от местных подробностей  к  общим  вопросам государственного порядка.

    В конце XVIII века политика российского  абсолютизма была направлена на сохранение и укрепление феодально-крепостнического строя, господствующего положения  дворян  в  экономике  и  политической   жизни,   на юридическое оформление полного бесправия крепостного крестьянства и в  то  же  время  на предотвращение дальнейшего развития социального  антагонизма  и  возможности крестьянской войны.

    Одной из главных форм решения этих  задач  стала  перестройка  органов власти, управления и суда в губерниях и уездах, укрепление диктатуры  дворян как в деревне, так и в городе.  Исключительную  важность  в  этом  отношении имели «Учреждения для управления губерний» 1775г., разработанные и  изданные сразу после разгрома  Крестьянской  войны  1773-1775г.г.   Этот  акт  вносил важные изменения  в  структуру  и  функции  правительственных  учреждений  в губернии   и   уезде,   устанавливая    единый    принцип    территориально - административного деления страны исходя из численности податного населения.

    До  реформы 1775 года губернаторы, провинциальные, уездные воеводы и их канцелярии осуществляли одновременно административные,   судебные и финансовые   функции.  «Учреждения»  же  1775   года   создавали   отдельные административные, судебные и финансовые учреждения  в  губерниях  и  уездах, тем  самым  значительно  укрепляя  и  четко  определяя  функции  чиновничье - бюрократического аппарата абсолютизма. Но, используя  в  реформе  1775  года буржуазный принцип «разделения властей», Екатерина II  наполняла  буржуазную форму органов управления самодержавно-крепостническим  содержанием.  Суд  не только  не контролировал   деятельность   администрации, на фактически подчинялся ей. Во всех  учреждениях  закреплялось  господствующее  положение дворян  - чиновников, судей, администраторов, избираемых дворянскими сословными организациями   или   назначаемых    губернаторами,  Сенатом, императором.

    Вторую, не  менее важную  сторону политики  абсолютизма   в сфере управления во второй половине XVIII века составляло  юридическое  оформление прав  и  привилегий  сословий,  их  обязанностей  и  повинностей,  создание сословных организаций. Чтобы правильно понять и оценить причины такой направленности политики абсолютизма, нужно помнить, что деления общества на сословия было  одним  из главных  условий  существования  феодального  строя  и  что  формирование  и развитие  капиталистических  отношений  неразрывно  связано с   разрушением феодальных сословий, так как положение и роль классов  буржуазного  общества определяется их имущественным положением в производственных отношениях.

    Сословная политика абсолютизма  нашла  свое  выражение  в  манифестах, указах, уставах, жалованных грамотах и других законодательных актах. Внутренние дела России как ничто иное показывает способность Екатерины применять  методы  «просвещенной» части западного мира к  ситуации, сложившейся  в  стране.  Практически  по  своей  прихоти,  задумав обобщить законы, накопившиеся в стране, Екатерина пишет  «Наказ»,  своеобразный  свод передовой мысли того времени. Перестройка органов власти, управления и  суда в губерниях  и  уездах, укрепление  диктатуры  дворян  направляют  политику российского абсолютизма на сохранение и укрепление  феодально-крепостнического строя. 
 
 
 
 

4. Крестьяне и крепостное право в эпоху правления Екатерины II

    Одной  из  крупных  акций  политики  «просвещенного  абсолютизма»  был конкурс,  объявленный  Вольным  экономическим  обществом  (ВЭО)   в   1766г. Екатерина II вступила  на  престол  в  период  обострения  классовой  борьбы крестьянства против крепостнического  гнета.  В  50-60-х  годах  XVIII  века волнения  охватили  крестьян  разных  категорий  -  церковных,   помещичьих, государственных.  Особого  накала  достигла  борьба  приписных  крестьян и работных людей заводов Урала.

    Подавив крестьянское движение, Екатерина  II  все  же  вынуждена  была признать, что положение помещичьих крестьян критическое и что  предотвратить грядущую беду, т.е. новые крестьянские  восстания,  можно  лишь  уменьшением жестокости. Одновременно с этим не менее  остро  стоял  вопрос  о том, как заинтересовать  крепостного  крестьянина  в  добросовестной  и  качественной работе на его барщине, что позволило значительно повысить доходы  помещиков.

    Именно  последнее было в   центе внимания  ВЭО, основанного под покровительством Екатерины II группой аристократов  и  сановников,  в  число которой также входили помещики-практики и академики-иностранцы.  Они  прежде всего  делали  ставку  на  совершенствование  агротехники,  орудий  труда  и применение новых культур. Вскоре, по инициативе Екатерины, обществом  был  объявлен  конкурс  на тему: «Что полезнее для  общества,  чтоб  крестьянин  имел  в  собственности землю или токмо движимое имение, и сколь далеко его права на то  или  другое имение простираться должны?». На конкурс было подано 162 работы. Конкурсный комитет отобрал всего 17 работ, разделив их на три класса.

    Французские философы Вольтер и Мармонтель в своих  конкурсных  работах подошли к решению вопроса с позиций естественных прав человека на свободу  и собственность, связав воедино вопрос о праве  крестьян  на  собственность  с освобождением их от крепостного рабства (французские просветитель не  делали разницы  между рабством и  крепостной зависимостью).  «Дух  собственности удваивает силы человека. Люди работают на себя и на  свою  семью с большей энергией и  удовольствием,  чем  на  господина.  У раба,  который  является собственностью другого, мало склонности к женитьбе. К тому же  он часто не хочет производить подобных себе  рабов.  Его  мастерство  подавляется,  душа огрублена и его силы никогда не используются во всем их многообразии»,-  так писал Вольтер в своей работе.  Именно  теоретические, просветительские исходные позиции этих работ, несмотря на непоследовательность, противоречивость и готовность к компромиссу  с  дворянством,  не  устраивали конкурсный комитет ВЭО, и он отнес эти работы к «третьему  классу»,  как  не заслуживающие премии и опубликования.

    Антикрепостнической направленностью,   сочувствием  к крепостному крестьянину выделялись работы русских авторов, которые  в  своих  конкурсных работах исходили  из  незыблемости  крепостничества,  неограниченности  прав дворян на личность и имущество крестьян, дворянской собственности на  землю. «Ничто человека в большее уныние привести не может, как лишение  соединенных с человечеством  прав... Наши  крестьяне  печальным  своим  примером  могут доказать,  сколь  пагубно конечное  угнетение для людей...  Я не  нахожу беднейших людей, как наших крестьян, которые не имея  ни  малой  от  законов защиты, подвержены всевозможным не только в рассуждении имения, но  и  самой жизни  обидами  и   претерпевают   беспрестанные   наглости,   истязания и насильства,  отчего  неотменно  должны  они  опуститься  и  придти  в сие преисполненное бедствий  как  для  них  самих,  так  и  для  всего  общества состояние, в котором мы их теперь действительно видим»,- выдержка из  работы А.Я. Поленова «О крепостном состоянии крестьян в России».

    Первая  премия была присуждена французскому ученому Беарде  де Л’Абею. Для его работы, как и для работы лифляндского помещика фон Мека,  характерно использование идей Просвещения в интересах дворянства и в целях сохранения существующего порядка, хотя они также ссылаются на то,  что  «самая большая государственная польза состоит в том, чтобы крестьянин  имел  совершенную  в земле собственность.»[5].

    Ситуацию, сложившуюся в России с крестьянами,  с  решением  вопроса о предоставлении им земли в собственность нельзя назвать  простой.  Для  этого необходимо было сломать представление  крепостников и  дворян  о  крестьянах как о вещи.  Екатерина  предпринимает  еще  один  оригинальный  шаг; как передовые мысли западных  философов  были  отражены  в  «Наказе» депутатам Уложенной комиссии, так и ситуация с крестьянами решается  путем  «открытого конкурса» в котором принимают  участие просвещенные умы XVIII века,  которые настолько открыто говорят о причинах крестьянской нестабильности в стране и способах ее ликвидации, что многие работы на русском языке  не  публикуются, кроме того - не издана ни одна из работ русских авторов. 

    5. Наука и культура в эпоху «просвещенного абсолютизма»

    Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства в России.  Сама  она  получила  прекрасное  домашнее образование:  обучение иностранным языкам,  танцам,  политической  истории,  философии,  экономики, права и считалась умной и образованной женщиной. При Екатерине была создана Российская Академия,  Вольное  экономическое  общество,  основано  множество журналов,  создана  система  народного  образования,   основание   Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи. Ряд мероприятий эпохи «просвещенного абсолютизма»  имел  прогрессивное значение.  Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в 1755 году Московский университет сыграл огромную  роль  в  развитии  просвещения, русской национальной науки и культуры, выпустив большое  число  специалистов по разным отраслям знаний. В  1757г.  Начала  обучение  Академия  художеств. Скуляризация церковного землевладения значительно улучшала положение  бывших монастырских крестьян, получивших пашню, луга и другие  угодья,  на  которых они до этого отбывали барщину, избавляла  их  от  повседневных  наказаний  и истязаний, от службы в дворне и насильственных браков.

    Во  второй половине  столетия  власти  предприняли  интересную  попытку реформы образования и воспитания.  Ее  инициатором  и  активным  проводником стал Иван Иванович Бецкой. Воцарение Екатерины II,  матери  которой  в  свое время представили Бецкого, принесло ему огромные богатства и начальствование  над  рядом заведений  -  Академией  художеств,  Сухопутным шляхетским  кадетским  корпусом  и  воспитательными  домами   в   Москве   и Петербурге, Смольным институтом. В основу своей педагогической реформы  Бецкой  положил  идею  создания новой породы людей  путем  воспитания. По его  мысли, заимствованной у французских  просветителей  и  поддержанной  императрицей дать юношеству хорошее образование  и  нравственное  развитие.  Для этого учеников нужно изолировать от косной среды  и  поместить  в  закрытые  школы.  Эти  усилия Бецкого способствовали распространению общего  образования.  Он  же  положил начало женскому образованию. 
 
 
 

Информация о работе Управление при Екатерине II в эпоху "просвещенного абсолютизма"