Вера Фигнер

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 15:01, реферат

Описание работы

В данной работе пойдет речь, о великой женщине Вере Фигнер, которая посвятила свою жизнь революционному движению. Она одна из первых, после Софьи Перовской и Веры Засулич, показала, что голос женщины играет роль в развитии общества. Так что же привело Веру Фигнер в революционное движение? Предлагаю познакомиться ближе с ее биографией и узнать ответ на этот вопрос.

Работа содержит 1 файл

Вера Фигнер а.р..docx

— 24.41 Кб (Скачать)

Федоровой Е. Р-111 

Вера  Фигнер

В данной работе пойдет речь, о великой женщине  Вере Фигнер, которая посвятила свою жизнь революционному движению. Она одна из первых, после Софьи Перовской и Веры Засулич, показала, что голос женщины играет роль в развитии общества. Так что же привело Веру Фигнер в революционное движение? Предлагаю познакомиться ближе с ее биографией и узнать ответ на этот вопрос.

Вера Фигнер родилась за 9 лет до отмены крепостного  права, 7 июля 1852 года, в Казанской  губернии в дворянской семье. Ее отец был лесничим, поэтому первые годы жизни до 6 лет она провела в лесу. В семье было шестеро детей, помимо Веры еще две сестры Лидия и Евгения принимали участие в революции, за что позже и были осуждены.

В детстве  самым близким человеком для  детей была их няня, только с ней  они могли почувствовать свободу, получить ласку и заботу. Отец был строг и порой жесток в выборе наказаний за провинности: «безусловное повиновение и подавляющая дисциплина были девизом отца» - как писала героиня, а мать не могла и не смела защитить детей перед отцом. Только после проведения реформы в семье начали происходить изменения. Отец стал более либеральным в отношении окружающих, мать начиталась, набралась опыта и имела влияние на отца, дети сблизились, и уже она сама растила их и воспитала.

В 11 лет Вера поступила в Родионовский институт благородных девиц, где пошла сразу в VI класс вместо VII, где она всегда была прилежной ученицей и яркой личностью. Тогда наша героиня еще не принимала участия в протестах. Даже единственный случай, когда воспитанницы пытались избавиться от классной дамы, прошел без участия Веры Фигнер. По мнению самой героини, институт развил в ней чувство товарищества и приучил к дисциплине, однако постоянная изоляция от общества не приносила пользы и не давала развиваться духовно.

В основе развития личности Веры Фигнер лежит произведение Н.Н Некрасова «Саша». Произведение оставило свой след в жизни героини - « поэма учила, как жить, к  чему стремиться. Согласовать слово  с делом – вот чему учила поэма, требовать этого согласования от себя и от других учила она. И это стало девизом моей жизни», писала она.

По окончании  института Вера Фигнер вернулась  в родную деревню, но тихая и размеренная жизнь была не по духу, юной и полной энергии девушке. Уже от дяди она услышала теорию утилитаризма, что стало истиной для нашей героини. Она четко осознавала, что жизнь без деятельности и цели, не имеет смысла. В борьбе против социальной несправедливости, Вера Фигнер решила использовать ранее полученные знания, поступить в университет и стать врачом.

По приезду  в Казань Вере Фигнер было достаточно несколько раз «выйти в свет», чтобы найти себе жениха Алексея  Викторовича. Вскоре героиня уговорила  его оставить службу и уехать вместе с ней в Швейцарию учиться медицине. Однако это случилось не скоро, в то время как собирались деньги на четырехлетнее пребывание за границей, Вера Фигнер решила учиться в Казанском университете. Сначала она и ее сестра Лидия пришли к профессору химии Марковникову, человеку добродушному и простому, который, к сожалению, ничего не смог им дать. Тогда сестры обратились к профессору анатомии Лесгафту, он относился к девушкам несерьезно, но позже даже разрешил посещать лекции наравне со студентами-мужчинами, и стал доверять более ответственные задания. Но только девушки стали ближе к науке, как от должности был отстранен профессор Лесгафт, а вслед за ним в знак протеста покинули свои кафедры Марковников, Ковалевский, Голубев. Веру Фигнер взволновало это событие, однако, никакие политические выводы она не сделала.

После произошедших событий, девушки вернулись в  деревню, и вскоре Вера Фигнер отправилась в Цюрих, где собиралась выучиться на врача и помогать больным. Уже в Швейцарии она начала принимать участие в русских эмигрантских организациях и увлеклась политической литературой. Однако, вскоре издали правительственный указ, согласно которому девушки должны были покинуть Цюрихский университет, мотивировав это тем, что они там занимаются «свободной любовью». Протест не удался, и поэтому часть девушек уехала в Париж, а Вера Фигнер перебралась в Берн. Взгляды с мужем разошлись, и он вернулся в Казань, также уехала и сестра Лидия. В это время Вера Фигнер вступает в социалистический кружок, который разделял больше взгляды Бакунина и был против политики Нечаева.

Вскоре девушке  пришлось вернуться в Россию, так  и не окончив университет, и она  активно занялась политической деятельностью. Однако вступить в народническую организацию в Москве она так и не смогла, так как та была разогнана полицией. Вера Фигнер лишь поддерживала контакт с некоторыми из участников. Новые кружки, не успев образоваться тут же распадались. В этот трудный и переломный момент юная революционерка поняла «для дела нужны не порывы, а терпеливая и кропотливая работа». Она уехала в Казань, где уже формально оформила развод с мужем, вернула свою фамилию и сдала экзамен на звание акушерки. С 24 лет Вера Фигнер окончательно посвятила свою жизнь революционному движению.

Осенью 1876 года она стала одним из основателей общества «Земля и воля», в планы которых входило проведение акций против политики царского правительства. Самая яркая из них прошла 6 декабря, которая кончилась Речью Плеханова и поднятием знамени с надписью «Земля и воля», в результате чего на участников акции напали городовые, но руководителям удалось уйти. Основной идеей народников являлось,  что «русский народ, как и всякий другой, находящийся на известной ступени исторического развития, имеет свое самобытное миросозерцание, соответствующее уровню нравственных и умственных понятий, которые могли в нем выработаться при условиях, среди которых он жил». Земля должны принадлежать общине, а царя свергнуть, - все эти цели можно было достичь только революционным путем, согласно взглядам народников.

После выступления  у Казанского собора, Вера Фигнер и  другие члены организации поехали  в Самару, где она устроилась фельдшерицей в селе и собирались лечить больных, и заниматься пропагандой. Она так и не решилась пропагандировать, так как больным нужна была в первую очередь ее помощь. Однако вскоре Вере пригрозили арестом, и она вернулась в Самару, а через неделю в село за ней приехали жандармы.

В Самаре она  возобновила связи с новой  группой «Земли и воли», где впервые  встретила Софью Перовскую. Вера Фигнер решила продолжить попытки «хождения  в народ», на этот раз уже в  Саратове. Там удалось уже не только лечить людей, но и вести пропаганду, давая советы приходящим больным. Народники  не имели особого влияния, но заставили  задуматься помещиков, когда волостной  сход избрал нового старшину и уменьшил жалованье волостному писарю на 100 рублей, но вскоре эти решения были отменены административно.

На Воронежском съезде в июне 1879 года были объединены землевольческие группы, на котором стало ясно, что у участников группы разное отношение к террору. Так образовалась группа его сторонников «Народная воля». Группа не была легальной, поэтому все его участники, включая Веру Фигнер и Софью Перовскую, находились в розыске.

Под Петербургом  был сформирован руководящий  орган "Народной воли" - Исполнительный комитет. Своей целью народовольцы провозглашали введение в России народного правления путем пропаганды и террора. В покушении на царя Фигнер не должна была принимать участия, но по ее инициативе, ей поручили перевести динамит из Петербурга в Одессу, а потом она устроила сторожем на железнодорожный перегон народовольца Фроленко. Покушения на царя одно за другим не удавались. Сама Вера Фигнер к покушениям отношения не имела, но готовила в Одессе теракт против статс-секретаря Панютина. Вера Фигнер летом 1880 года выехала в Петербург, так и не осуществив планов.

После смерти Александра II  народовольцы ждали изменения политического курса, но вместо ожидаемых реформ начался разгром организации. В результате чего руководители «Народной воли» реши перенести Исполнительный комитет в Москву и Вера Фигнер в их числе. Полиция была в курсе перемены местоположения.

После захвата  в Москве, Вера Фигнер перебралась в Харьков, где в любой момент ожидала ареста. Но вместо жандармов к ней приехал публицист Михайловский с предложением от правительства заключить перемирие. С просьбой о прекращении террора правительство обещало ввести свободу слова, включая социалистическую пропаганду, и амнистировать некоторых политзаключенных (Исаева). Предложение показалось Вере Фигнер сомнительным, но она согласилась продолжать переговоры. Вскоре жандармы узнали, что «Народная воля» была крайне ослаблена после последнего разгрома, а попытка Фигнер восстановить организацию оказалась неудачной. Утром 10 февраля 1883 года она была арестована. Александр III, узнав о ее аресте, воскликнул: "Слава богу! Эта ужасная женщина арестована!" Фигнер была доставлена в Петропавловскую крепость, где иногда проводили допросы.

Спустя время  она узнала, что почти все детали ее деятельности были известны полиции и рассказали, что выдал ее Дегаев. Кроме того, она увидела показания офицеров-народовольцев, в которых они раскаивались. Для Веры Фигнер это было тяжелым потрясением, она осталась одна, все бывшие участники ее предали. В сентябре 1884 года ей вручили обвинительное заключение. Был назначен суд и 2 женщины (Фигнер и Волкенштейн), и 6 офицеров были приговорены к казни через повешение. Для большинства приговоренных через 10 дней приговор был смягчен и заменен пожизненным заключением в крепости. Были казнены Рогачев и Штромберг.

Началась  долгая Шлиссельбургская "эпопея". Эта часть биографии Веры Фигнер подробно изложена в ее мемуарах "Запечатленный  труд".

В 1903 году Вера Фигнер узнала о том, что ее мать подала прошение о смягчении участи дочери. Сначала эта новость разозлила ее, но потом из письма сестры она узнала, что мать умирает. На этот раз заключенная ждала помилования с нетерпением, но встретиться с матерью не успела. В 1904 году пожизненное было заменено ссылкой в Архангельскую губернию. Откуда она была переведена в Казанскую, а после и вовсе разрешили выехать за границу. Оказавшись на свободе, Вера Фигнер не изменила своим взглядам и вступила в партию эсеров. Авторитет бывшей руководительницы "Народной воли" был так велик, что ей поручили разбираться в деле Азефа. Однако уже через год она вышла из рядов эсеров.

Когда в  России началась мировая война, Вера Фигнер вернулась, так как не могла  оставаться в стороне и ждать  исхода. Член Исполкома Всероссийского совета крестьянских депутатов выступала за войну до победного конца и не разделяла позицию большевиков. К Советской власти ее отношение было враждебным особенно после событий 1917 года: выражала возмущение разгоном Учредительного собрания, в которое была избрана; требовала снятия ограничений с прессы; выступала против заложничества. Однако выступать против партии она стала, ограничившись только критикой.

Вера Фигнер входила в руководство десятка обществ, участвовала в издании сборников по истории революционного движения, в которых не скрывала вражеское отношение эсеров к Советской власти. В 1926 году, когда ей исполнилось 74 года, она получила персональную пенсию.

Вера Фигнер умерла 15 июня 1942 года, была похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.

Информация о работе Вера Фигнер