Видные российские юристы во второй половине 19 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение жизни видных российских юристов во второй половине XIX века. Исходя из поставленной цели, нужно выполнить следующие задачи:
Рассмотреть биографию видных российских юристов во второй половине XIX века.
Определить значимость деятельности российских юристов во второй половине XIX века.

Содержание

Глава 1. Выдающиеся юристы – теоретики
Победоносцев К.П.
Чичерин Б.Н.
Коркунов Н.M.
Глава 2. Выдающиеся юристы – практики
2.1 Спасович В.Д.
2.2 Александров П.А.
2.3 Плевако Ф.Н.
2.4 Урусов А.И.
2.5 Кони А.Ф.
Заключение
Список использованной информации

Работа содержит 1 файл

Дабаева1_дю1_видныероссийсиеюристы2половины19века.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

    Отдав адвокатской деятельности 40 лет  своей жизни, Спасович всегда сочетал  эту работу с литературной и научной  деятельностью. Десять томов его собраний сочинений посвящены самым разнообразным отраслям знаний. Здесь исследования, посвященные вопросам права, крупнейшими из которых являются "О праве нейтрального флота и нейтрального груза", "Об отношениях супругов по имуществу по древнепольскому праву" и ряд работ, посвященных гражданскому праву. Большим вкладом в науку является разработанная им теория судебно-уголовных доказательств, теория взлома, большое количество работ по вопросам, посвященным разбору творчества русских и западных писателей - Пушкина, Лермонтова, Мицкевича, Сенкевича, Байрона, Гете, Шиллера, Шекспира. Литературные труды В.Д. Спасовича свидетельствуют о большом таланте и многогранности его интересов. Деятельность этого замечательного юриста оставила яркий след в истории дореволюционной русской адвокатуры.

 

    2.2 АЛЕКСАНДРОВ П.А.

    Александров Петр Акимович (1838 - 1893) родился в 1838 году в Орловской губернии в семье священника. Он учился в семинарии, и отец видел в сыне учителя. Но Петра увлекли гуманитарные науки, и прежде всего юриспруденция, к которой он тянулся всей душой. В августе 1855 года молодой семинарист приехал в столицу и поступил на юридический факультет С.-Петербургского университета. Учился он с увлечением и быстро завоевал авторитет у товарищей-студентов и доверие преподавателей, среди которых были такие корифеи, как профессора Н.И. Костомаров, читавший лекции по истории России, и В.Д. Спасович, автор первого русского учебника по уголовному праву, впоследствии знаменитый адвокат [15, c.332].

      По окончании юридического факультета Петербургского университета он с 1860 года в течение 15 лет занимал различные должности по Министерству юстиции. Прочные знания, большие способности и одаренность обеспечили ему быстрое продвижение по служебной лестнице: товарищ прокурора Петербургского окружного суда, прокурор Псковского окружного суда, товарищ прокурора Петербургской судебной палаты и, наконец, товарищ обер-прокурора кассационного департамента Правительствующего Сената. В 1876 году Александров после служебного конфликта, вызванного неодобрением начальства его заключения в суде по одному из дел, где он выступил в защиту свободы печати, вышел в отставку и в этом же году поступил в адвокатуру. Как защитник Александров обратил на себя внимание выступлением в известном политическом процессе "193-х". Дело слушалось в 1878 году в Петербургском окружном суде при закрытых дверях. В качестве защитников принимали участие лучшие силы Петербургской адвокатуры. Выступая в этом процессе, Александров, малоизвестный как адвокат, впервые обратил на себя внимание общественности продуманной речью, убедительной полемикой с прокурором. Вскоре вслед за этим делом, в Петербургском окружном суде слушалось дело по обвинению Веры Засулич в покушении на убийство петербургского градоначальника Трепова. Речь, произнесенная Александровым в защиту Веры Засулич, принесла ему широкую известность не только в России, но и за рубежом. Речь его полностью воспроизводилась на иностранные языки. Надо прямо отметить, что речь Александрова оказала большое влияние формирование решения присяжных заседателей по делу. В этой речи проявился большой талант даровитого, мужественного судебного оратора. Уважая свою профессию, П. А. Александров всегда был сдержан в своих речах. Речи его отличаются тщательностью отделки основных положений, внутренней согласованностью всех частей. Произносил он их тихо, убедительно, с большой внутренней силой. Будучи блестящим оратором, он никогда не полагался только на свое ораторское мастерство, придавая большое значение досудебной подготовке к делу и судебному следствию. Он всегда тщательно продумывал свои речи.

 

    2.3 ПЛЕВАКО Ф.Н.

    Плевако Федор Никифорович (1842-1909) 13 апреля 1842 г. родился в городе Троицке Оренбургской губернии (ныне Челябинская область). Его родителями были член Троицкой таможни народный советник Василий Иванович Плевако из украинских дворян и крепостная Екатерина Степановна. Весной 1859 г. он окончил гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета. Будучи студентом, он перевел на русский язык "Курс римского гражданского права" выдающегося немецкого юриста Георга Фридриха Пухты, который позднее основательно прокомментирует и издаст за собственный счет.

    Вскоре  после введения Судебных уставов 1864 года вступил в адвокатуру и состоял  присяжным поверенным при Московской судебной палате. Постепенно, от процесса к процессу, он своими речами завоевал широкое признание. Всегда тщательно готовился к делу, хорошо знал все его обстоятельства, умел глубоко анализировать доказательства и показать суду внутренний смысл тех или иных явлений. Речи его отличались большой психологической глубиной, доходчивостью и простотой. Сложные человеческие отношения, неразрешимые подчас житейские ситуации он освещал в доступной, понятной для слушателей форме. По выражению А.Ф. Кони, это был "... человек, у которого ораторское искусство переходило во вдохновение" [15, c.312].

    В судебных речах он не ограничивался  освещением только юридической стороны  рассматриваемого дела. В ряде судебных выступлений Ф.Н. Плевако затрагивал социальные вопросы, которые находились в поле зрения и волновали общественность.

    Плевако никогда не рассчитывал только на свой талант. В основе его успеха лежало большое трудолюбие, настойчивая  работа над словом и мыслью.

    Ф.Н. Плевако - наиболее колоритная фигура среди крупнейших дореволюционных адвокатов, он резко выделялся своей яркой индивидуальностью среди не бедной талантливыми ораторами дореволюционной адвокатуры.

    Не  только присяжные поддавались обаянию  большого таланта Плевако, и коронные судьи нередко оказывались в плену его большого Я сильного и тонкого психологического воздействия.

    Сравнения и образы Плевако очень сильны, убедительны, глубоко запоминающиеся. Образные сравнения еще более  увеличивают впечатление его  эффектных речей.

    Речь  Плевако в защиту Бартенева по делу об убийстве артистки Висновской - блестящий образец русского судебного красноречия. Она отличается исключительно психологической глубиной, тонким анализом душевного состояния убитой и подсудимого. Указанная речь безупречна по своему стилю, отличается высокой художественностью. Анализ психологического состояния молодой, преуспевающей артистки и подсудимого дан исключительно глубоко и талантливо. В этой речи глубоко и правдиво рисуется внутренний и внешний мир молодой, красивой, талантливой актрисы Висновской, успешно выступавшей на сцене Варшавского императорского театра. Умело затрагивая и показывая внутренние пружины душевного разлада молодой, пользующейся большим успехом женщины, Плевако правдиво рисует обстановку преступления. Эта речь по праву приобрела известность далеко за пределами России [14, c.19].

    Так же помимо этого дела Плевако прославился  и другими делами: дело лютерических крестьян (1880), дело севских крестьян (1905), дело Грузинского, дело Лукашевича, дело Максименко, дело Коншинской фабрики, дело Замятниных и др. Это еще раз подчеркивает его талант и профессионализм.

    При чтении речей Плевако следует  иметь в виду, что по своим политическим убеждениям он в годы до первой русской  революции даже в среде русских  адвокатов занимал позиции крайне правых либералов. После же 1905 года он открыто переходит в ряды мелкобуржуазной интеллигенции, а затем становится трибуном октябристов и кадетов в царской думе. Поэтому даже в его судебных выступлениях по уголовным делам последних лет нередко сквозит неумеренное восхваление конституционной монархии, а также суда присяжных, судоустройства и судопроизводства эпохи царизма в России. Плевако умер в 1908 году, оставив после себя только застенографированными более 50 судебных речей. 6

 

    2.4 Урусов А.И.

    Урусов  Александр Иванович (1843-1900) родился в Москве 2 апреля 1843 года. В 1861 году он благополучно окончил московскую гимназию. Поступил на юридический факультет Московского университета, но за участие в студенческих волнениях был отчислен из него с первого же курса. В 1862 году вновь сдает экзамены и проходит по конкурсу в тот же университет.

    Урусов  в одинаковой мере известен как талантливый  защитник, так и обвинитель. Из обвинительных  речей, произнесенных им, широкой  известностью пользовались его речи по делу Гулак-Артемовской и по делу Юханцева.

    Успех к Урусову шел быстро. Вскоре после  вступления в адвокатуру он завоевал широкую популярность и пользовался  такой же известностью, как и Ф.Н. Плевако.

    После рассмотрения известного Нечаевского дела, в котором он выступал в качестве защитника Успенского, Урусов, находясь в Швейцарии, ратовал за то, чтобы Нечаева, как лицо, обвинявшееся в политическом преступлении, швейцарское правительство не выдавало бы России. За это он поплатился многолетней административной ссылкой [12, c.148].

    По  возвращении из ссылки Урусов к работе в адвокатуре допущен не был. Лишь спустя несколько лет, после неоднократных  просьб, ему вновь удалось стать  присяжным поверенным.

    Урусов - талантливый судебный оратор. Литературный стиль его речей безупречен. Ум его живой, острый, восприимчивый. Оратор умеет и охотно идет на острую полемику с противниками. Однако пылкость, задорность, иногда погоня за столкновением с противником неоднократно вредили делу.

    Урусов  много уделял внимания внешней отделке речи и не всегда заботился о фундаментальной подготовке дела. Он добивался блестящих успехов по делам, которые давали материал для воздействия на чувства слушателей. Там, где требовался глубокий анализ, он не всегда был на высоте.

    Большую известность приобрел Урусов своими выступлениями как гражданский  истец. В годы реакции - в 80-х годах - во время еврейских погромов, он выступал по этой категории дел в  качестве гражданского истца. Несмотря на преследования в печати, его  выступления отличались мужеством и принципиальностью, в них он старался пробудить негодование передовой интеллигенции против этого позорного явления. Охотно проводил процессы в защиту лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности за религиозные убеждения.

    Литературный  стиль его речей был всегда образцовым, отличался простотой  изложения, последовательностью и  ясностью. В своих речах А.И. Урусов иногда позволял некоторые вольности  с фактическим материалом, с их обрисовкой, за что его неоднократно упрекали его же коллеги.

    Пользовался большой известностью не только в  Петербурге и Москве, но и на периферии. Приглашался для участия в  процессах, слушающихся за границей. В 1891 году защищал в Парижском  суде Леона Блуа, обвинявшегося в  диффамации.

    Адвокатскую деятельность Урусов сочетал с литературной работой. Сотрудничал в "Библиотеке для чтения", издаваемой П.Д. Боборыкиным, в "Русских ведомостях", в "Порядке" и других. 7 

 

    2.5 КОНИ А.Ф.

    Анатолий  Федорович Кони (1844-1927) 28 января (10 февраля) 1844 года родился в Петербурге. Его отец - Федор Алексеевич Кони - известный водевилист и театральный критик, редактор-издатель литературный газеты (1840 - 1841 гг.), а затем журнала "Пантеон". Мать А.Ф. Кони - Ирина Семеновна Кони (Юрьева), актриса и писательница, - выступала на сцене под фамилией "Сандунова". В доме родителей часто бывали литераторы и мастера сцены. Федор Алексеевич Кони был широко образованный человек, свободно говорил на пяти иностранных языках. Мать пользовалась большим успехом и уважением в театральной среде. Такое окружение способствовало формированию нравственных идеалов юного А.Ф. Кони.

    Начальное образование Анатолий Кони получил  в доме родителей. И мать, и отец, воспитывая детей, требовательно относились к ним, прививали им уважение к  самостоятельному труду, почтение к старшим. Отец часто вовлекал Анатолия в беседы о прочитанных книгах, и идеи самостоятельности, независимости стали овладевать ребёнком очень рано. В дальнейшем они, по существу, составили кредо всей жизни деятельности А.Ф. Кони. Он всегда отличался самостоятельностью и независимостью суждений и поступков [15, c.432].

    С 1855 по 1858 годы А. Кони учился в немецкой школе при церкви Святой Анны, а  затем перешел в 4-ый класс второй (впоследствии Александровской) гимназии. С 1858 по 1861 годы по решению Совета гимназии Кони были вручены 7 похвальных свидетельств - "Грамот первого достоинства".

    За  годы, проведенные в гимназии, Анатолий обогатился разносторонними знаниями. Сформировалось его мировоззрение, которое потом ярко проявлялось  в его деятельности судьи и прокурора на всех ступенях российского судопроизводства и особенно ярко - в процессе Веры Засулич, когда имя Анатолия Федоровича стало известно не только в России, но и во всем мире.

    В 1861 году А.Ф. Кони поступил на математический факультет Петербургского университета, т.к еще в гимназии имел успехи по математике. Но вскоре возникли студенческие беспорядки, и университет был закрыт на продолжительное время.

    Осенью 1862 года А.Ф. Кони поступил на 2 курс юридического факультета Московского университета, переехал в Москву и приобрел полную самостоятельность, к которой стремился еще в гимназии.

    В 1865 году Анатолий Федорович Кони окончил  Юридический факультет Московского  университета со степенью кандидата  прав. Диссертацию его "О праве необходимой обороны" было первое и единственное историко-критическое изложение учения о праве необходимой обороны в русской литературе того времени. Однако эта чисто научная работа привлекла к себе пристальное внимание деятелей цензурного ведомства. Молодой автор был обвинен в "одобрении и оправдании действий, запрещенных законами". И Анатолий Федорович Кони едва не оказался на скамье подсудимых.

Информация о работе Видные российские юристы во второй половине 19 века