Влияние реформ Петра I на историю Отечества

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 13:48, реферат

Описание работы

В преддверии нового тысячелетия Россия вновь встала перед выбором: какой путь избрать, на кого ориентироваться, на Запад, на Восток или же пытаться идти своим самобытным путем? Страна переживает переломный момент: упадок экономики, производства, деградация общественного
сознания. Только сильная рука может вытащить наше государство из этого “постсоветского пике” и поставить его вновь на ноги.

Содержание

1. Введение. Портрет Петра
2. Реформы Петра I
3. Предпосылки петровских реформ
4.Экономическая реформа
5.Административная реформа
6.Реформа в области культуры и быта
7.Церковная реформа
8.Военная реформа
Итоги реформ
9.Реформы Петра I и особый путь России
10. Современные аспекты реформ
11.Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

История Влияние реформ Петра I на историю Отечества.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

Влияние реформ Петра I на историю Отечества

   

   
 
 
 
 
 

                                       План:

  
 

 1. Введение. Портрет Петра

  2. Реформы Петра I

  3. Предпосылки петровских реформ

  4.Экономическая реформа

  5.Административная реформа

  6.Реформа в области культуры и быта

  7.Церковная реформа

  8.Военная реформа

Итоги реформ

  9.Реформы Петра I и особый путь России

10. Современные аспекты реформ

11.Заключение

   Список  литературы

   

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение

   

 В преддверии нового тысячелетия Россия вновь встала перед выбором: какой путь избрать, на кого ориентироваться, на Запад, на Восток или же пытаться идти своим самобытным путем? Страна переживает переломный момент: упадок экономики, производства, деградация общественного

сознания. Только сильная рука может вытащить наше государство из этого “постсоветского  пике” и поставить его вновь  на ноги. Я убежден в том, что  для успешного выхода из кризисной  ситуации такого масштаба необходимо хорошо знать историю, изучить подобные ситуации имевшие место,

прежде всего, в родной стране. Как говорится, все  новое – это просто хорошо забытое  старое, тем более что Россия переживала уже не одну подобную ситуацию. Но, бесспорно, самым ярким и эффективным  политиком, поставившим страну на твердый курс, был в XVIII столетии великий

человек, первый русский император – Петр I.

   Тем не  менее, до сих пор обсуждается  вопрос: прав ли был Петр, выбирая  путь полной ориентации на  запад? С другой стороны, необходимо  посмотреть, был ли Петр I чисто западником, или же просто использовал достижения запада, чтобы продвинуть Россию вперед. И еще один

интересный момент: как бы сложилась судьба страны, не будь Петра I?

   Цель, преследуемая  данной работой: проанализировать  ситуацию, имевшую место в 18-ом столетии в России, выявить весь спектр проблем, рассмотреть способы их решения путем реформ, выявить слабые и сильные стороны реформ Петра в различных сферах общества, проанализировать

последствия реформ, сравнить ситуацию Петровскую с ситуацией современной, рассмотреть возможность ориентации современной России на западные страны, на восточные страны или же выбрать самобытный путь развития.

   Поставленная  цель выполняется посредством  анализа фактов, исторических документов (из вкладок и приложений к литературе) , сравнения мнений историков по спорным вопросам, анализ точек зрения разных историков на личность Петра, его реформы и их последствия; с помощью социального прогноза.

      Сергей Михайлович Соловьёв. В  своих чтениях Соловьёв глубоко  анализирует деятельность Петра I, её итоги, взгляды западников и славянофилов на дела Петра Великого. Он подчёркивает громадность преобразований и продолжительность влияния дел Петра на историческое развитие России. Знаменитый историк осуждает взгляды как западников, так и славянофилов, считая, что они не смогли глубоко изучить все процессы, которые происходили во время царствования Петра. Он осуждает благоговейное уважение к делам Петра одних и резкое порицание других. Заслуга Соловьёва состоит в том, что он один из первых видит, что вся деятельность Петра была обусловлена предшествующим развитием России, он обращается к допетровской истории, чтобы понять, откуда произошёл этот переворот, для чего он понадобился. В этот период, считает историк,

в жизни русского народа произошёл переход из одного возраста в другой - из возраста, в котором преобладает чувство, в возраст, в котором господствует мысль. Соловьёв бережно относится к наследию Петра, высоко оценивает его личность как преобразователя.

  Василий Осипович Ключевский. Образ Петра I складывается у Ключевского долго и сложно. Так в "Исторических портретах" знаменитый историк развивает мысль Соловьёва об исторической обусловленности деятельности Петра I как "вождя", почувствовавшего потребности народа и проводившего свои преобразования совместно с народом. Ключевский отмечал неослабное чувство долга и мысли Петра об общественном благе и то, как они влияли на окружающих. Однако, он неоднозначно рассматривал итоги преобразований Петра Великого, замечал несоответствие между их замыслом и результатами.

   Ключевский  писал, что бюрократизация вела  к массовому казнокрадству и  другим должностным преступлениям.  Позднее, в начале ХХ века, всё  более проявлялась антимонархическая  позиция Ключевского. Он укоряет  Петра за самодурство, деспотизм, нежелание понимать народ ради достижения поставленных задач и т.п.

   Сергей  Фёдорович Платонов. Основа всего  жизненного труда Платонова - стремление избежать тенденциозности,  подгонки фактов под предвзятую  схему. Именно с этих позиций он подходит к оценке петровских  преобразований. Отвергнув тенденциозные, похвальные и пренебрежительные трактовки его личности и деятельности, высоко оценив "богатство природных способностей Петра" как полководца и гражданского администратора, Платонов не стремится к оценкам, а делает простой вывод из анализа фактов о том, что в созданном Петром "государстве не

было ни привилегированных  лиц, ни привилегированных групп, и  все они были уравнены в одинаковом равенстве бесправия перед государством".

   В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона даётся сжатое и сухое изложение петровского периода. Краткость изложения основных фактов жизни и деятельности Петра Великого переплетается здесь с обширным статистическим материалом.

   Именно  здесь можно найти многие интересные цифры, выражающие некоторые экономические показатели того времени. Много внимания уделено международному положению России и его изменению в связи с событиями петровской эпохи. Словарь представляет собой интереснейшее дополнение к другим источникам информации о деятельности Петра Великого.

.

   Портрет  Петра I Пётр Алексеевич Романов  (Пётр I, Пётр Великий) - первый император  всероссийский, родился 30 мая  1672 года, от второго брака царя  Алексея Михайловича с Натальей  Кирилловной Нарышкиной,воспитанницей боярина А. С. Матвеева. Пётр был четырнадцатым ребёнком царя Алексея и первым от его второго брака. Первая жена царя, дочь И. Д. Милославского

Марья Ильинична, умерла, оставив ему двух сыновей  Фёдора и Ивана, и много дочерей. Таким образом, при царе Алексее в царском семействе два враждебных друг другу круга родных: старшие дети царя с Милославскими и Наталья Кирилловна с сыном и роднёй. Дело в том, что царевичи Фёдор и Иван не отличались физической крепостью и не подавали надежды на долголетие, а младший царевич Пётр цвёл здоровьем, поэтому, несмотря на то, что он был самым младшим из братьев, именно ему было суждено стать царём. На это и надеялись Нарышкины, но этого очень боялись Милославские, и только страх перед царём Алексеем сдерживал проявлениясемейной вражды.

   Со смертью  царя Алексея Михайловича глухая  борьба Милославских и Нарышкиных  переходит в открытое столкновение. Начались ссоры иинтриги. Боярин А. С. Матвеев, стоявший тогда во главе всех дел был сослан на север в Пустозёрск. Положение матери Петра стало очень затруднительно.

   Обучение  Петра шло довольно медленно. По старорусскому обычаю его  начали учить с пяти лет.  Учителем Петра стал дьяк Никита  Моисеев, сын Зотов, человек  учёный, но любящий выпить. Впоследствии  Петр назначил его князем-папой шутовской коллегии пьянства.

   Зотов  прошёл с Петром азбуку, часослов, псалтырь, евангелие и апостол.  Так же начинали своё учение  и царь Алексей, и его старшие  сыновья. Зотов касался и русской  старины, рассказывал царевичу  про дела его отца, про царя Ивана Грозного, о Дмитрии Донском и Александре Невском. Впоследствии Пётр не терял интереса к истории, придавал ей большое значение для народного образования.

   До смерти  своего отца, царя Алексея, Пётр  жил баловнем в царской семье. Ему было всего три с половиной года, когда умер отец. Царь Фёдор был крёстным отцом своегомаленького брата и очень любил его. Он держал Петра при себе в большом московском дворце и заботился о его

обучении.

   Учился  ли Пётр у Зотова ещё чему-нибудь, остаётся неизвестным; сохранилось предание о том, что Зотов показывал царевичу много “потешных листов” , то есть картинок исторического и бытового содержания, привозимых в Москву из-за границы. За обучением у Зотова должна была

следовать схоластическая наука, с которой знакомились старшие братья и даже сёстры Пётра под руководством киевских монахов. Петру предстояло изучить грамматику, пиитику, риторику, диалектику и философию, латинскую и греческую грамоту и, вероятно, польский язык. Но перед

началом этого обучения царь Фёдор умер, и началась смута 1682 года. Из-за этого Пётр остался без систематического образования. До конца жизни он игнорировал грамматику и орфографию.

   Царь  Фёдор Алексеевич умирает, не  оставив наследников престола. По  общему мнению, наследовать престол должен был его брат Иван. Но 15-летний Иван был очень болезненным и малоумным и, конечно, не мог принять власти. Зная это, любимцы царя Фёдора (Языков, Лихачёв и

др.) устроили дело так, что сразу после смерти Фёдора патриарх Иоаким и бояре провозгласили царём младшего царевича Петра. Однако, права царевича Ивана были нарушены и его родные не могли примириться с происшедшим. Самыми умными и решительными среди них были царевна

Софья Алексеевна и боярин Иван Михайлович Милославский. Против своих врагов (Языкова и Нарышкиных) они подняли стрелецкое войско.

   Стрельцам  дали знать, что царевич Иван  задушен и в руки стрельцов  дали список “изменников-бояр”  . Стрельцы поверили и начали  открытый мятеж. 15 мая 1682 года  они, вооружившись, пришли в Кремль. Царица Наталья Кирилловна вывела на Красное крыльцо дворца царя Петра и царевича Ивана и показала их стрельцам. Однако стрельцы не успокоились, вломились

в царский дворец и на глазах членов царской семьи  зверски убили боярина Матвеева и многих родственников царицы Натальи. Пётр, бывший очевидцем кровавых сцен стрелецкого мятежа, вызвал удивление твёрдостью, какую сохранил при этом: стоя на Красном крыльце он не изменился в лице, когда стрельцы подхватывали на копья Матвеева и его сторонников. Но майские ужасы неизгладимо врезались в память Петра, вероятно, отсюда берут начало и известная нервность, и его ненависть к стрельцам. Через год 11-летний Пётр по развитости показался иноземному послу 16-летним юношей.

   Через  неделю после начала бунта  (23 мая) победители потребовали от правительства, чтобы царями были назначены оба брата; ещё неделю спустя (29-го) , по новому требованию стрельцов, за молодостью царей правление было вручено царевне Софье. Партия Петра была отстранена от всякого участия в государственных делах.

   За всё  время регентства Софьи Наталья  Кирилловна приезжала в Москву  лишь на несколько зимних месяцев,  проводя остальное время в  подмосковном селе Преображенском. Около молодого двора группировалась  значительная часть знатных фамилий, не решавшихся связать свою судьбу с

временным правительством Софьи. Предоставленный самому себе, Пётр разучился переносить какие-то стеснения, отказывать себе в исполнении какого бы то ни было желания. Царица Наталья,женщина “ума малого” , по выражению её родственника князя Куракина, заботилась, по-видимому,

исключительно о физической стороне воспитания своего сына. Мы видим Петра окружённым “молодыми ребятами народу простого”  и “молодыми людьми первых домов” ; первые, в конце концов, взяли  верх, а “знатные персоны” были отдалены. Весьма вероятно, что и простые и знатные

приятели детских  игр Петра одинаково заслуживали  кличку “озорников” , данную им Софьей.

   Огненный, гениальный ребёнок не может  сидеть в комнате без дела; он рвётся из печального опального дома на улицу, собирает около себя толпу молодёжи из придворных служителей: забавляется, играет с ними: как все живые дети любит играть в войну, в солдаты. На берегу Яузы у села Преображенского он построил себе “потешную” крепость - Пресбург и около неё собрал целую дюжину “потешных” воинов. Сначала это был сплошной сброд “преображенские конюхи” , как выражалась Софья. Потом этой компании Пётр придал форму двух солдатских полков (Преображенского - в селе Преображенском и Семёновского - в соседском селе Семёновском) , и

Информация о работе Влияние реформ Петра I на историю Отечества