Внешняя политика России при Петре Первом

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 08:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить основные направления внешней политики России при Петре I.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи курсовой работы:
рассмотреть исторические предпосылки преобразований Петра I ;
изучить основные направления внешней политики России при Петре I;
исследовать основные результаты и значение внешней политики Петра I в международных отношениях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ЦЕЛИ ВНЕШНЕЙ
ПОЛИТИКИ ПЕТРА I
1.1 Исторические предпосылки преобразований Петра I 7
1.2 Изменение внешней политики России при Петре I 10
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ПЕТРА I
2.1 Создание Великого посольства, его задачи 13
2.2 Северная война - борьба за выход к Балтийскому морю 17
2.3 Прутский и Каспийский (Персидский) походы 25
2.4 Азовский поход Петра I 30
3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ЗНАЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТКИ ПЕТРА I В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 37

Работа содержит 1 файл

Внешняя политика России при Петре Первом.rtf

— 355.23 Кб (Скачать)

Таким образом, предпосылками реформ Петра Первого являются два важных аспекта: объективное отставание России от стран Европы и личность Петра Первого, сумевшего взять на себя ответственность принятия столь кардинальных решений.

1.2 Изменение внешней политики России при Петре Первом

 

России необходимо было найти в Европе союзников в ее борьбе с Османской империей. В 1697 г. русской дипломатии удалось заключить наступательный союз против Турции с Австрией и Венецией, и она намеревалась укрепить этот союз вовлечением в него других европейских государств, прежде всего морских держав - Голландии и Англии.

Так родилась идея Великого посольства (март 1697 - август 1698 гг.), которое должно было посетить столицы ряда европейских государств. Великими послами были назначены генерал-адмирал Ф.Я. Лефорт, генерал Ф.А Головин, начальник Посольского приказа и думный дьяк П.Б Возницын. Всего в посольство вошло 250 человек, в том числе 35 волонтеров (среди которых под именем Петра Михайлова находился сам царь), намеревавшихся обучиться кораблестроению на зарубежных верфях. За полтора года пребывания за границей Петр с посольством посетил Курляндию, Бранденбург, Голландию, Англию и Австрию, встречался с владетельными князьями и монархами, изучал корабельное дело и другие ремесла. Пришедшее летом 1698 г. из Москвы известие об очередном стрелецком бунте вынудило царя вернуться в Россию.

Международные отношения в Европе в это время складывались не в пользу продолжения войны с Турцией, и своей главной цели Великое посольство не достигло. Вскоре, 14 января 1699 г., России, как и другим странам - членам "Священной лиги", пришлось пойти на перемирие с Османской империей, заключение которого состоялось в Карловцах. Однако Великое посольство стало для Петра подлинной академией, и полученный опыт он использовал при проведении реформ как во внутренней, так и во внешней политике. Оно на длительный период определило задачу борьбы России со Швецией за обладание Балтийским побережьем и выходом к морю. [2]

Переориентация внешней политики к началу XVIII в. с южного направления на северное совпала по времени с огромными преобразованиями, охватившими все сферы жизни страны. Подготовка к войне со Швецией послужила импульсом для глубоких политических и социально-экономических реформ, которые определили в конечном счете облик Петровской эпохи.

Огромное влияние на реформы Петра имела война. Он почти не знал мира: весь свой век он воевал с кем-нибудь: то с сестрой, то с Турцией, Швецией, даже с Персией. Петру достались от его предшественников две задачи, разрешение которых было необходимо для того, чтобы обеспечить внешнюю безопасность государства: во-первых, надо было довершить политическое объединение русского народа, едва не половина которого находилась за пределами Русского государства; во-вторых, предстояло исправить границы государственной территории, которые с некоторых сторон были слишком открыты для нападения. Разрешение этих задач до Петра было только начато.

Вторая задача, территориальная, еще до него приводила Московское государство к столкновениям с двумя врагами: со Швецией, у которой нужно было отвоевать восточный берег Балтийского моря, и с крымскими татарами, т.е. с Турцией. Петр, начиная свою деятельность, прямо вступил в это сочетание международных отношений, до него создавшееся. В начале царствования он также обратил все свои усилия и народные силы на юг, следовательно, поставил своей ближайшей задачей исправление и ограждение южной границы государственной территории. Для этого надо было укрепить за собой и обезопасить берега Черного и Азовского морей.

На Азовском море появился первый русский флот; там возникли верфи и гавани. Но потом отношения в Западной Европе переменились. В северной и средней Европе после Тридцатилетней войны в международных отношениях главенствовала маленькая Швеция. Ее преобладание тяжелым гнетом ложилось особенно на государства, близкие к Балтийскому морю, на Данию, Польшу и Московию. Дания и Польша искали себе третьего союзника в Московии, которая считала себя обобранной после Кардисского мира 1661 г., не возвратившего ей ни Ингрии, ни Карелии. Это заставило Петра повернуть свои усилия с берегов Черного и Азовского морей к Балтийскому морю, перегнать туда народные силы, направленные на внешнюю борьбу. Новой столицей государства суждено было стать не Азову или Таганрогу, а Санкт-Петербургу. Таким образом, задача исправления южной границы была оставлена ради ограждения северо-западных пределов.

Таким образом исторические предпосылки преобразований внешней политики Петра Первого были подготовлены ходом исторического развития России. Цели внешней политики заключались в достижении выхода к Балтийскому морю, обеспечение сохранности южных границ от набегов крымского хана и возвращение отторгнутых в период Смутного времени территорий.

 

2. Основные направления Внешней политики Петра Первого

2.1 Создание Великого посольства, его задачи

 

Идея «Великого посольства» (март 1697 - август 1698 г.) формально имело целью посетить столицы ряда европейских государств для заключения союза против Турции. Великими послами были назначены генерал-адмирал Ф.Я. Лефорт, генерал Ф.А. Головин, начальник Посольского приказа, и думный дьяк П.Б. Возницын. В посольство входило 280 человек, в том числе 35 волонтеров, ехавших для обучения ремеслам и военным наукам, среди которых под именем Петра Михайлова был и сам царь Петр. Путь посольства лежал через Ригу и Кенигсберг в Голландию, бывшую в то время крупнейшей морской державой Европы (флот ее составлял 4/5 всего европейского флота), и Англию. Из Англии посольство возвратилось в Голландию, затем оно посетило Вену. В дальнейшем предполагалось направиться в Венецию.[1]

Кроме переговоров и выяснения расстановки сил в Европе, Петр много времени посвятил изучению кораблестроения, военного дела, знакомству с передовой военной техникой, различными сторонами жизни европейских стран. Он посещал верфи и арсеналы, мануфактуры и школы, монетные дворы и крепости, театры и музеи, парламент и обсерваторию. В течение нескольких месяцев Петр сам работал в качестве плотника на верфях Ост-Индской компании в Голландии, осваивая корабельное дело, и получил соответствующий диплом плотника-корабела. Построенный при участии царя корабль «Петр и Павел» несколько раз ходил в Ост-Индию. «Великие послы» активно стремились наладить торговые, технические и культурные связи с развитыми европейскими державами.[2]

Задачи "Великого посольства можно разделить на основные и второстепенные.

Основные:

1) Активизировать союзников по антитурецкой коалиции.

2) Втянуть в войну с Турцией великие морские державы.

3) Второстепенные: Кроме поисков союзников Пётр ставил задачу изучить кораблестроение и кораблевождение в Голландии и Англии. [3]

Для этих целей с посольством ехало около 200 молодых людей для обучения вышеперечисленным специальностям. Около полугода он работал на верфях Саардама и Амстердама. Каждому из двухсот волонтеров удалось завербовать до десяти иностранных специалистов: инженеров, врачей, корабельщиков. Посольство посетило Польшу, Пруссию, Францию, Голландию, Англию, Австрию.

В ходе переговоров выяснилось, что шансов на заключение союза в Европе для войны с Турцией нет: Европа стояла у порога войны за испанское наследство. Англия и Франция были настолько заинтересованы в торговле с Турцией, что воевать с ней ни за что не станут. Это исключало возможность для России продолжения войны с Турцией, однако в этих условиях можно было начать войну за выход к Балтийскому морю, ибо Швеция в сложившейся обстановке не могла рассчитывать на поддержку ни одной из крупных стран Европы. Россия решила попытаться привлечь на свою сторону Польшу и Данию, у которых были серьёзные противоречия со Швецией в Прибалтике. Особенно важна была позиция Польши, в которой в это время происходила борьба в связи с выборами нового короля. Наибольшие возможности для сближения Польши и России открывала победа кандидатуры саксонского курфюрста Августа. Дипломатическая и военная помощь, оказанная ему Россией, способствовала его победе на выборах и утверждению на польском престоле. В итоге Россия в войне со Швецией имела союзниками Польшу, Саксонию и Данию, правда, ненадёжных и не заинтересованных в укреплении России.

Но начинать войну со Швецией до заключения мира с Турцией было нельзя, так как это создавало реальную угрозу войны на два фронта. Была договоренность, что не мирных переговорах с Турцией Австрия будет отстаивать русские претензии. Посольство, созданное для замирения с турками, возглавил дьяк Емельян Иванович Украинцев. Он неожиданно для турецких властей прибыл в Стамбул на 46-пушечном фрегате, который дал торжественный салют из всех орудий. Известно, что Украинцев шел на все меры для заключения выгодного мира, так не секрет, что дьяк не скупясь давал все взятки и даже подкупил жен в гареме. Результатом такой политики был его прием у султана и подписанием13 июля 1700 г. Константинопольского мира. По его условиям Азов и часть азовского побережья, на котором строился Таганрог, отходили к России (было разрешено держать галерный флот в Азовском море). Подписав договор с Турцией, Россия освободила руки для войны со Шведами. Донесение от Украинцева из Царьграда пришло в Москву 8 августа, а на следующий день 9 августа 1700 года, Россия объявила войну Швеции.

Международные отношения в Европе в это время складывались не в пользу продолжения войны с Турцией, и вскоре (14 января 1699 г.) России, как и другим странам членам “Священной лиги”, пришлось пойти на перемирие, заключенное в Карловцах. Однако “Великое посольство” стало для Петра подлинной академией, и полученный опыт он использовал при проведении реформ как во внутренней, так и во внешней политике. Оно на длительный период определило задачу борьбы России со Швецией за обладание Балтийским побережьем и выходом к морю. Переориентация внешней политики России к началу ХVIII в. с южного направления на северное совпало по времени с огромными преобразованиями, охватившими страну во всех сферах жизни от приоритетных дипломатических и военных усилий до европеизации быта. Подготовка к войне со Швецией послужила импульсом для глубоких политических и социально-экономических реформ, которые определили в конечном счете облик Петровской эпохи. Одни реформы проводились годами, другие - в спешке. Но в целом они складывались в систему предельно централизованного абсолютистского государства, во главе которого стоял “самовластный монарх, который никому на свете, как писал сам Петр, в своих делах ответа дать не должен”. Преобразования оформлялись законодательными указами царя, и их количество за первую четверть ХVIII в. составило более 2,5 тыс.

Огромная территория и «непохожесть» России на западные страны сразу бросались в глаза иностранцам, побывавшим в России. Многим из них, в том числе иностранцам, сподвижникам Петра, Патрику Гордону, Францу Лефорту, Московское государство представлялось отсталым и даже «полудиким». Это отставание было обусловлено рядом причин. Долгие годы ушли на преодоление разрухи, вызванной Смутой начала XVII в., когда были разорены многие районы страны. Но разорительные войны были не единственной и не главной причиной этого отставания. Решающее влияние на развитие страны оказывали ее природно-географические и социальные условия, суровость климата, малая (сравнительно с развитыми странами) численность населения, оторванность от торговых путей. Окруженное сильными врагами Русское государство было вынуждено направлять все силы на нужды обороны. Отсюда - тенденция к превращению всех сословий в слуг государства, к формированию и усилению крепостничества.

Кроме внутренних, имелись и внешние факторы: отсутствие у России выхода к морям затрудняло связи с развитыми странами Европы. Два моря - Черное и Балтийское - для внешних связей были закрыты Османской империей и Швецией. Единственными морскими воротами России оставался Архангельск - порт на Белом море, но он был большую часть года скован льдами, да и путь сюда из Западной Европы был в два раза длиннее, чем на Балтику.

Для проведения преобразований необходим был импульс, толчок. Опыт отечественной истории свидетельствует, что почти все эпохальные перестройки в России начинались сверху. Величие Петра, считает С.М. Соловьев, в том, что хотя и пытками и батогами, но он заставил жителей «варварской Московии» перенять от Европы начало европейской культуры. Вместо варварского Московского царства Петр в кратчайшие сроки создал, по высоким образцам тогдашней Европы, Российскую империю. [3]

Итак, на рубеже XVII-XVIII вв. Россия стояла на пороге преобразований. Эти преобразования могли происходить в разных формах и привести к различным результатам. В выборе форм развития огромную роль сыграла личность реформатора.

2.2 Северная война - борьба за выход к Балтийскому морю

 

К началу войны Швеция обладала первоклассной армией и сильным военно-морским флотом, в союзе с Саксонией (курфюрст которой Август II был одновременно польским королём, как пишет историк В.О. Ключевский, "кое-как забравшийся на польский престол и которого чуть не половина Польши готова была сбросить с этого престола") и Данией (так называемый Северный союз), которая в своё время не сумела собрать солдат для защиты своей столицы от 15 тысяч шведов, неожиданно подплывших со стороны моря.

Швеция явилась на сцену общей европейской деятельности с шумом и блеском. Даровитый, честолюбивый король Густав Адольф по призыву Франции привёл шведское войско в Германию для участия в Тридцатилетней войне, для поддержания протестантизма. За эту поддержку Германия должна была дорого платить Швеции своими землями, и немецкие владельцы стали косо смотреть на неё, особенно когда она содействовала вредным для Германии стремлениям Франции. Ещё большее раздражение возбудила против себя Швеция в трёх других соседних государствах - Дании, Польше и России - своими захватами Она обобрала Данию со стороны Норвегии, отняла у Польши Ливонию; пользуясь смутным временем и слабостью России после смут, в царствование Михаила Фёдоровича, она отобрала у неё коренные русские владения, чтоб как можно дальше отодвинуть её от Балтийского моря. Такое поведение Швеции относительно соседей, разумеется, заставляло ожидать, что оскорблённые воспользуются первым удобным случаем, чтобы соединиться и возвратить своё. И в начале XVIII века, когда в Западной Европе произошло сильное движение против Франции, раздражавшей всех своим властолюбием, своими бесцеремонными захватами чужого; когда против Франции образовался великий союз, чтоб не дать ей захватить Испании или значительную часть её владений, на северо-востоке Европы по тем же побуждениям образуется союз против Швеции и начинается великая Северная война. Естественные члены союза против Швеции - это пострадавшие от ее агрессивной внешней политики государства: Дания, Польша и Россия. Отношения Дании и России были просты: они хотели возвратить своё, причём Пётр во что бы то ни стало хотел приобрести хотя бы одну гавань на Балтийском море.

Информация о работе Внешняя политика России при Петре Первом