Житие Георгия Победоносца. Факты жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:49, доклад

Описание работы

«Почитать святого,- говорит святитель Иоанн Златоуст, - не только обращаться к его молитвенной помощи, но и приобщаться к его подвигу всей своей жизнью».

Кого мы считаем святым? Того, чей подвиг, чьи принесенные испытания совершены ради людей, ради веры. Откуда мы узнаем о подвигах, о жизни святого? Из жития.

Работа содержит 1 файл

Почитать святого.doc

— 34.00 Кб (Скачать)

«Почитать святого,-  говорит святитель Иоанн Златоуст, - не только обращаться к его молитвенной  помощи, но и приобщаться к его  подвигу всей своей жизнью».

Кого мы считаем  святым? Того, чей подвиг, чьи принесенные  испытания совершены ради людей, ради веры. Откуда мы узнаем о подвигах, о жизни святого? Из жития.

Жития святых составляют важную часть Священного Предания. Жития святых, или агиография –  это особый вид биографической христианской литературы, описывающий явление  святости в человеке. Это страницы жизни церкви Христовой и проявления Святого Духа в подвигах избранников.

История происхождения  агиографии такова. С первых веков  образования христианской Церкви члены  ее подвергались гонениям и жестоким казням. Христиане стремились уподобиться  Христу не только в жизни, но и в смерти, принимая безропотно все мучения, выпавшие на их долю за веру в Христа. Память об этих жертвах сохранилась благодаря письменным памятникам раннего христианства – спискам мучеников с указанием перенесенных ими страданий. Такие списки велись в местных церквах и назывались мартирологами.

Уже в конце  II века некоторые христианские общины стали отмечать дни памяти мучеников с прочтением вслух «легенды» поминаемых, то есть истории их жизни и страданий.

Собранные к  X веку в Византии материалы о христианских мучениках  были переработаны Симеоном Метафрастом.

В Древней Руси после крещения появились переводы житийной литературы от южных и западных славян и из Византии. А с канонизацией первых русских святых, которыми стали  князья Борис и Глеб,  князь Владимир Красное Солнышко, княгиня Ольга, Феодосий Печерский, на Руси появилась и русская агиография.

Жития святых, расположенные  по числам и месяцам года, составили  сборники, называемые Четьи-Минеи. В  России наибольшей популярностью пользовались Четьи-Минеи святителей Макария и Димитрия Ростовского (1704г.)

Святой Георгий, Георгий Победоносец – один из почитаемых, любимейших святых Древней  Руси.

Святой Георгий  был воином в войске императора Диоклетиана, правившего в Римской империи  с 284 по 305 год.

Когда язычник  Диоклетиан устроил гонения на христиан, подвергая их пыткам и казням, святой Георгий пришел к императору и  стал защищать христиан. Разгневанный император приказал заточить святого  Георгия в темницу и положить ему на грудь тяжелый камень, надеясь, что юноша не вынесет мучений и отречется от веры в Христа. Но когда после пыток его привели к императору Диоклетиану, святой Георгий воскликнул: «Скорее ты устанешь мучить меня, чем я отрекусь от своей веры!»

Воина подвергали страшным мучениям, но, продолжая усердно молиться, он оставался невредимым. Многие жители Рима, видя эти чудеса, уверовали в Христа. Промыслом Божиим гонения на христиан  только утверждали и распространяли христианство.

После своей  мученической кончины святой Георгий  стал являться людям и помогать им преодолевать беды и несчастья, а воинам – побеждать. Поэтому его называют Георгием Победоносцем.

Особо прославляют  святого Георгия за победу над  змеем. Этот подвиг был совершен в  стране Финикии. Здесь среди гор  раскинулось красивое озеро. Вдруг на его берегу появился страшный змей, поедавший людей. Святой Георгий Победоносец стал спасителем местных жителей от страшного чудовища.

Это событие  получило название «Чудо Георгия  о змие».

Чудо так полюбилось русскому народу, что на Руси Георгия Победоносца стали изображать воином на коне, пронзающим копьем отвратительного змея.

Москвичи особенно почитали святого Георгия и признали его своим покровителем, а икона  с изображением  этого сюжета стала гербом столицы.

На Руси святого  Георгия широко изображали с самых первых веков после принятия христианства, и до наших дней дошли домонгольские изображения святого. Одно их них – храмовый образ Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, созданный около 1170г. Святому Георгию был посвящен весь монастырь (Юрий – одна из русских форм имени Георгий). Образ Георгиевского собора в XVI веке был вывезен из Новгорода Иоанном Грозным, и с тех пор эта икона хранится в Успенском соборе Московского Кремля.

Бережно сохраняет  мастер в этой иконе передаваемые от образа к образу черты святого  Георгия, которые делают его узнаваемым. Святой юн и безбород, кудрявые волосы пышной шапкой окружают его темноглазый овальный лик. Его изображенная по пояс фигура  покрыта кольчугой, в правой руке он сжимает копье, левой опирается на рукоять меча. Юным воином предстает святой Георгий, а через плечо его перекинут алый плащ – принятый атрибут мученичества в древнерусском искусстве.

С глубокой древности  существовали на Руси изображения «Чуда  Георгия о змии», того чуда, где  особенно полно проявил он свое обретенное верой могущество. Русскому музею  в Санкт-Петербурге принадлежит  «Чудо Георгия о змие», созданное новгородским художником в самом начале XIV века.

На ослепительно алом фоне (так в Новгороде в  древнейшие времена изображали «свет  вечности») слиты воедино все  моменты события, позволяющие постигнуть его суть. В самом центре иконы, занимая ее почти целиком, парит на белом коне всадник. Легок его конь, легка его фигура в золотой кольчуге и зеленом плаще. Окруженный нимбом, не напряжение борьбы, а покой и светлую надежду выражает его лик. Георгий лишь поднял копье – а  внизу, у пещеры по горам уже ведет на поводке когтистого синего зверя с чешуйчатыми крыльями полная глубокого размышления о случившемся царевна Елисава, одетая в алое платье и золотую корону.  Справа подымается темно-коричневая башня – «град Ласий»; на верхней ее площадке  изумленный царь Сельвий и двое горожан. Рожденной чудесной  силой предстает здесь победа святого Георгия, зримо и порожденное чудом потрясение, приведшее к истинной вере язычников.

А вокруг самого «Чуда Георгия о змие» -  в  виде своего рода рамы – располагает  мастер небольшие композиции. Средник – середину иконы (это было очень распространенным приемом) окружают клейма жития. Так последовательное живописное воплощение получает литературное житие. Живописный рассказ на этой иконе, как чаще всего бывает и в  других житийных иконах, начинает читаться с верхнего левого угла.

Здесь изображено отречение святого Георгия от богатства и раздача его стоящим  перед ним нищим. В следующем  клейме воины ведут его к царю, затем восседающий на престоле царь вершит суд над святым. А затем, как результат этого суда, идут клейма мучений, завершающиеся (в правом нижнем углу) сценой отсечения головы.  Здесь изображаются и Георгий, «всаженный в темницу», и пытка колесованием, и избиение «сухими дубцами»,  на Георгия наваливают огромный камень, его «трут пилой», «варят в котле», заливают горячим  оловом. В широких клеймах ясно видно все свершающееся: никаких эмоций не выражают лица мучителей (ведь они нужны лишь для того, чтобы показать, что претерпел святой), но зато предельно точны, ясны их движения. Но  в знак неподвластности мукам никаких следов не оставляют они на теле  святого Георгия, торжественный покой лика и позы сохраняет он не только в темнице, но и привязанный к столбу для бичевания, варимый в котле, распиливаемый пилой. В просветленной молитве святой Георгий предстает  и в последнем клейме, где палач уже занес над ним меч. Расположившиеся вокруг «Чуда Георгия о змии» клейма жития еще раз указывают на твердость в вере как на источник той силы, благодаря которой святой совершает чудо. 

Информация о работе Житие Георгия Победоносца. Факты жизни