20 – лет Независимости страны: итоги развития Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:42, доклад

Описание работы

Прошедшие 20 лет позволяют утверждать, что в стране произошло много положительных изменений, в том числе в культуре и обычаях. Забытые праздники предков вернулись на свое почетное место, а активная молодежь ратует за создание своих национальных празднеств, на основе популярных во всем остальном мире дней.

Работа содержит 1 файл

Итоги независимости Казахстана за 20 лет.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

20 – лет Независимости  страны: итоги развития

 

20 лет независимости - для  истории небольшой срок. Но для  нас этот короткий отрезок  времени стал целой эпохой. Наш  народ осуществил вековую мечту  - создал свою государственность.  У республики есть своя территория, своя экономика, своя культура, родной язык, собственная политика, свои национальные интересы. Впервые казахстанцы обрели право выступать от имени своего народа на международной арене и защищать свои насущные интересы. Казахстан признан всем мировым сообществом, он стал полноправным членом ООН, налажены дипломатические отношения со многими странами мира.

Принятый в декабре 1991 г. Конституционный закон РК «О государственной  независимости Республики Казахстан» заложил правовой фундамент суверенного  государства, положил начало становлению новой казахстанской государственности, формированию демократического, социально защищенного общества. С момента обретения независимости Конституция провозгласила Казахстан социально ориентированным государством, подчиняющим выгоды устойчивого экономического роста человеческому развитию. В соответствии с этим была разработана национальная модель социальной политики, которая включала в себя реформирование системы трудовых отношений и занятости населения, переход к накопительной пенсионной системе, введение новых видов государственных социальных пособий, внедрение адресной системы оказания социальной помощи.

Народ Казахстана избрал путь цивилизованного  демократического развития. И первые результаты существенны. Функционирует  двухпалатный парламент. Принята новая Конституция страны, регламентирующая всю общественную жизнь. Заложена правовая основа для укрепления и утверждения рыночной экономики.  Всестороннее развитие получает малый и средний бизнес, предпринимательство находит серьезную поддержку со стороны власти. Западные олигархи все охотнее вкладывают инвестиции в развитие экономики нашей страны. Казахстан стал для них экономически привлекательным и надежным партнером. В нашей экономике наметился устойчивый курс на рост, наращивается производство внутреннего валового продукта, принимаются меры но улучшению медицинского и социального обслуживания населения, осуществляется забота о пенсионерах и малоимущих людях.

Поправляются ошибки, допущенные в  первые годы независимости. Обустраиваются города, прокладываются новые дороги и обновляются старые. Выделяется уже немало средств для развития образования и культуры. Укрепляется обороноспособность страны. Национальная безопасность стала приоритетным направлением внутренней и внешней политики государства. Эта сфера получает дополнительную финансовую поддержку. 
Это далеко не полный перечень позитивных свершений за годы независимости. А главный итог, признанный всем миром, - это наш суверенный независимый Казахстан, обладающий всеми атрибутами суверенного независимого государства. Такими, как герб, флаг, гимн, Конституция, армия, столица.

Очень показателен и другой итог десятилетия - политическая стабильность, мир и согласие, дружба и взаимопонимание  представителей различных народов, населяющих общий дом - Республику Казахстан. 
Экономика Казахстана шаг за шагом стала оживляться, преодолевать кризис, длившийся долгие годы. И обозначился перелом в ее развитии. За последние 2-3 года закрепился стабильный рост внутреннего валового продукта, на десятом году независимости прирост составил 12,6 процента. Аграрный сектор встал на рыночные рельсы, образовались зерновые и продовольственные концерны. Переработка сельскохозяйственной продукции превратилась в самостоятельную производственную отрасль. Село уже находит устойчивый сбыт своих товаров на рынках, притом на конкурентной основе. Крестьяне подучились торговать. Сбыт и реализация продукции носит рыночный характер. На селе уже осознали, что конкурентоспособность - единственный путь к самовыживанию. 
За годы независимости Казахстан сделал заметный рывок вперед в сфере социальной защиты населения. С начала 2005 года в стране внедряется система обязательного социального страхования, ведутся разработка и внедрение новых государственных социальных стандартов, разработан Трудовой кодекс РК, в котором закреплен переход к новой модели трудовых отношений, основанной на сбалансированности интересов участников трудовых отношений и развитии социального диалога. 

Устойчивое экономическое развитие и активная политика содействия занятости привели к росту экономической активности населения и снижению уровня безработицы. За 9 месяцев т.г. органами занятости на профессиональную подготовку направлены 24,3 тыс. безработных, из них завершили обучение 18,6 тыс. человек, трудоустроено 16,1 тыс. чел. Годы независимости - это время упорной, напряженной работы по формированию новой социальной политики, созданию правовых институтов социальной защиты населения. Стабилизировались трудовые отношения и выросли доходы населения. 

Национальная идея о вхождении Казахстана в число 50-ти наиболее развитых стран и пути ее реализации четко и ясно изложены в Послании Президента народу Казахстана.  

На сегодня в нашей стране, в основном, завершены структурные  реформы в экономике: осуществлена приватизация государственной собственности; сформирована хозяйственная среда, адекватная стандартам развитого рынка. Казахстан в числе первых государств-участников СНГ признан развитыми государствами страной с рыночной экономикой.

В Казахстане реализуется Программа индустриально-инновационного развития страны до 2015 года, предусматривающая развитие не сырьевых секторов экономики, успешно выполняются целевые государственные программы в различных сферах. Это программы: строительства жилья и дорог; развития села; сооружения новой столицы – Астаны; здравоохранения и ряд других.

Продолжается реформирование социальной инфраструктуры. Осуществляются реформы  в системе здравоохранения и  социального обеспечения. В нашем  государстве успешно работает накопительная пенсионная система, в пенсионных фондах которой уже аккумулировано более 5,1 млрд. долларов.

   Становление Казахстана  как независимого государства  с рыночной экономикой происходило  за счет коренного изменения  образа жизни, мышления и действий. В начальной стадии рыночных преобразований (1992-1994 годы) деятельность Правительства была направлена на либерализацию экономики и создание законодательной и институциональной базы рыночных отношений, наполнение рынка потребительскими товарами. Либерализация экономики по принципу «шоковой терапии» была объективно единственно правильным направлением для Казахстана, который после развала СССР не имел возможности поэтапного перевода общества на новые условия хозяйствования, так как был полностью зависим от хода реформ в России, которая с января 1992 года объявила о либерализации экономики. В 1993 году была принята Программа неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ. Разработчиками этой программы были Высший экономический Совет, Аппарат Президента и Правительства Республики Казахстан. Главными достижениями в проведении первого этапа рыночных реформ являются:

• сохранение стабильной социально-политической обстановки в стране;                                                 • введение национальной валюты;                                                                                                                 • наполнение казахстанского рынка потребительскими товарами;                                                         • вхождение Казахстана в мировое сообщество, вступление в международные финансовые институты;                                                                                                                                                                        • окончательный отход от принципов административно-командной экономики.

 

Приведённые примеры достаточно наглядно характеризуют масштабы, темпы и  перспективы социально-экономического развития Казахстана. Достигнутые успехи являются хорошей базой для дальнейшего экономического роста, достижения страной ещё более амбициозных целей, поставленных в Послании Президента РК Н. А. Назарбаева народу Казахстана, – добиться в течение 10 лет вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.

 За годы независимости в Казахстане сложились свои праздники - объединяющие общество, укрепляющие наши традиции: Наурыз мейрамы и День единства народа Казахстана, День Конституции, День Независимости, День столицы, Курбан айт и Рождество. А ведь каких-то два десятка лет назад праздник Наурыз мейрамы был под запретом. Долгие годы его отмечали тайно - по-семейному или в узком кругу проверенных друзей. И   многие не знают, что этот светлый праздник абсолютно не имеет какой-либо религиозной окраски. Это - восточный Новый год, праздник весеннего равноденствия, имеющий более чем тысячелетнюю историю.  Еще одни крупный праздник, объявленный в нашей стране за годы  независимости, - День единства народа Казахстана. В соответствии с Указом  Президента страны Нурсултана Назарбаева, он отмечается с 1996 года. Для страны, в которой уже много-много лет в мире и согласии проживают  представители более ста национальностей, этот праздник стал одним из самых любимых и символичных. Более того, уже много лет в стране работает уникальный институт - Ассамблея народа Казахстана. Она была создана 1 марта 1995 года. Сегодня опыт ее работы изучают многие страны мира.

     Как известно, Конституция  любой страны - это ее основной  закон. Принятие такого документа  - важный государственный праздник. В Казахстане в 1995 году на республиканском референдуме была принята новая Конституция, в соответствии с которой Республика Казахстан была объявлена государством с президентской формой правления. Позднее в нее был внесен ряд изменений, которые   только увеличили значение этого праздника для населения страны. Он отмечается в Казахстане ежегодно 30 августа.

И, конечно, самый главный праздник страны - День независимости РК. Он отмечается ежегодно 16 и 17 декабря согласно Закону РК «О государственной независимости Республики Казахстан», подписанному Главой государства 16 декабря 1991 года, и Закону РК «О праздниках в Республике Казахстан» от 13 декабря 2001 года. При этом 17 декабря объявлен как День демократического обновления РК. Указ Президента РК «О реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года в Казахстане» дал правовую и политическую оценку тех событий. Граждане, необоснованно привлеченные к ответственности, были полностью реабилитированы. Последней точкой в восстановлении справедливости в отношении участников декабрьских событий стал закон «О внесении дополнений в Закон РК «О реабилитации жертв массовых политических репрессий».

Еще один важный праздник, связанный  с историей нового Казахстана - День столицы. С 2006 года День столицы отмечается 6 июля. В 2008 году Указом Президента РК День столицы объявлен государственным праздником.

 Курбан-Айт и Рождество стали  официальными праздниками в Казахстане  относительно недавно. Объявление  праздников самых многочисленных конфессий  государственными - общепринятая мировая политика Еще один из важнейших праздников независимого Казахстана - День памяти жертв политических репрессий, которым подверглись тысячи и тысячи крупных общественных и государственных деятелей республики, а также простых граждан страны, пострадавших как «враги народа». В нашей стране этот день   отмечается 31 мая по Указу Главы государства - с 1997 года. В этот же день вспоминаются жертвы голодомора 1931-1933 годов, ими стали миллионы казахстанцев.

Со дня обретения независимости  наша страна прошла долгий путь, и многое изменилось как внутри, так и за ее пределами. Казахстан вписал свое имя в страницы новейшей истории, и весь мир теперь считается с  ним. Сегодня Казахстан играет важную роль на мировой арене, самым ярким доказательством стало его успешное председательство в ОБСЕ. Что касается внешнеполитического курса, то Казахстан успешно развивает как двустороннее, так и многостороннее международное сотрудничество, последовательно выступает за укрепление интеграции в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП, ШОС и ОДКБ, активно взаимодействует с международным сообществом в рамках ООН, ОБСЕ и других международных организаций. У нашей страны нет каких-либо серьёзных проблем ни с одним государством мира.

Казахстан в ОБСЕ

Сотрудничество Республики Казахстан  с Организацией по безопасности и  сотрудничеству в Европе

Общие сведения

Январь 1992 г. – Республика Казахстан  стала членом Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).                                                                                                           1995 г. – открыто Постоянное Представительство РК при ОБСЕ (Вена).                                      Январь 1999 г. – открыт Центр ОБСЕ в РК (Алматы).                                                                      3 апреля 2004 г. - Глава Центра ОБСЕ в Алматы И.Викки (Норвегия) приступил к работе в Казахстане.                                                                                                                                            10 августа 2005 г. – Первый заместитель Министра иностранных дел РК Р.Алиев назначен Специальным Представителем РК по вопросам сотрудничества с ОБСЕ.                                   16 сентября 2005 г. – Чрезвычайным и Полномочным Послом РК в Австрии, Постоянным Представителем РК при ОБСЕ назначен Д.Куанышев.                                                             Январь 2006 г. – Председателем ОБСЕ стал Министр иностранных дел Королевства Бельгия К. де Гюхт.

Политические аспекты  сотрудничества Казахстан стал участником ОБСЕ в январе 1992 года. Инициатива о присоединении Казахстана к Организации исходила от западных стран, чьи представители в ходе рабочих контактов в первые годы независимости центрально-азиатского государства настойчиво продвигали эту идею. Главным побудительным мотивом для Казахстана стало стремление решить наиболее актуальные проблемы безопасности и сотрудничества, с которыми страны СНГ столкнулись после распада СССР.

Вступление Казахстана в ОБСЕ было также продиктовано желанием активно  участвовать в общеевропейских  процессах, позволяющих вырабатывать и применять на практике принципы, заложенные в Хельсинкском заключительном акте 1975 года и других документах ОБСЕ. Эти цели обусловили и стратегическую задачу по достижению председательства в ОБСЕ, впервые озвученную на заседании Постоянного Совета ОБСЕ в начале февраля 2003 года. Решение о председательстве Казахстана подтвердило подлинное равноправие всех государств-участников Организации. Казахстан был выдвинут коллективным кандидатом от стран СНГ на должность председателя ОБСЕ. Решение о том, что эта центральноазиатская республика - первая из стран СНГ - займет эту должность было принято 29-30 ноября 2007 года на 15-м заседании Совета министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ в Мадриде. Тогда в столице Испании в результате длительных переговоров было достигнуто соглашение о председательстве Казахстана в ОБСЕ в 2010 году. При этом из текста соответствующего решения СМИД были исключены какие-либо условия, явные или скрытые механизмы отсрочки его исполнения. Во многом решение о председательстве является признанием реальных достижений Казахстана в построении демократического общества и либеральной рыночной экономики. Консенсус государств-участников ОБСЕ основан на признании верности внутренней и внешней политики страны, обеспечивших политическую стабильность в стране и четкость внешнеполитического курса. Это решение является беспрецедентным по целому ряду причин: впервые в истории ОБСЕ ее возглавит азиатское государство с преимущественно мусульманским населением - при том, что среди председателей ОБСЕ всегда преобладали страны Западной Европы, члены или кандидаты на вступление в Евросоюз. Ни одно государство СНГ не претендовало и не могло претендовать ранее на этот высокий пост. Одной из главных инициатив Казахстана в качестве председателя ОБСЕ стало предложение провести в 2010 году в Астане саммит Организации. Эта инициатива уже нашла поддержку во многих странах ОБСЕ не в последнюю очередь потому, что последний саммит Организации состоялся десять лет назад - в 1999 году - в Стамбуле. По словам источника в казахстанском постпредстве при ОБСЕ, планируемый саммит ОБСЕ "призван вдохнуть новую жизнь в процесс, начатый в Хельсинки 35 лет назад". "Мы убеждены, что проведение саммита в год 35-летия Хельсинского Заключительного Акта, в год 65-летия окончания. Второй мировой войны, придало бы мощный импульс всей деятельности этой организации", - отметил он, подчеркнув, что "сегодня, через 10 лет после Стамбульского саммита ОБСЕ, наступил момент, когда именно лидерами наших стран должна быть дана оценка нынешним вызовам и намечены важнейшие приоритеты по обеспечению безопасности и сотрудничества на пространстве ОБСЕ".

Информация о работе 20 – лет Независимости страны: итоги развития Казахстана