Административные и экономические реформы Петра Великого

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:29, реферат

Описание работы

В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I , наша страна переживала переломный момент своей истории. В России почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Россия не имела выхода к морям - ни к Чёрному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю.

Работа содержит 1 файл

Реферат по истории 2.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки РФ

«Южно – Уральский государственный  университет» в г. Миассе

Факультет «Экономики, управления, права» 
 
 
 

Реферат

По  дисциплине Отечественная  история

На  тему «Административные и экономические реформы

Петра Великого» 
 
 
 

Выполнил:

                                                                             Проверил:   
 
 
 

Миасс 2010г.

Введение.

   В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I , наша страна переживала переломный момент своей истории. В России почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Россия не имела выхода к морям - ни к Чёрному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю.

   Между старым, родовитым боярством и служивыми  людьми  дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов, которые  боролись и  против  дворян, и против бояр, т. к. они все были феодалами-крепостниками. Россия привлекала к себе жадные взоры  соседних государств -  Швеции, Речи Посполитой, которые непрочь были захватить и подчинить себе русские земли.

   Необходимо  было построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной.

   Для коренного  передела старого уклада России нужен  был умный и талантливый руководитель. Таким и оказался Петр I. Он властно  вторгся во все сферы жизни  и намного ускорил развитие России.

   Личность  Петра I по праву относиться к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований, трудов и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному оценивали личность Петра I и значение его реформ. Два с половиной столетия они спорят о значении  его  преобразований,  но  вне зависимости от точки зрения того или иного исследователя все сходятся в одном - это  был один из наиважнейших этапов истории России,  благодаря которому всю ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. В российской  истории  трудно найти деятеля, равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой  проблеме.  Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для России полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Административные  преобразования.

 

      Вся реформаторская деятельность Петра I закреплялась  в форме уставов, регламентов, указов, которые имели одинаковую юридическую силу. 22 октября 1721 г. Петру I был присвоен титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого. Принятие этого титула соответствовало юридическому оформлению неограниченной монархии. Монарх не был ограничен в своих  полномочиях и правах никакими  высшими  административными  органами власти и управления. Власть   императора  в такой мере была широка и сильна, что Петр I преступал сложившиеся обычаи, касавшиеся персоны монарха. В толковании к 20 артикулу Воинского устава 1716г. и в Морском уставе 1720г. провозглашалось: «Его величество есть самовластный монарх, который никому в своих делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять». Монарх был главою государства, церкви, высшим судьей, верховным главнокомандующим, в его исключительной компетенции было объявление войны, заключение мира, подписание договоров с иностранными государствами. Монарх рассматривался как верховный носитель законодательной и исполнительной власти.

      В 1722 г. Петром I был издан Устав о престолонаследии, по которому монарх мог определять своего преемника «признавая удобного» и имел право, видя «непотребство в наследнике», лишить его престола «усмотря достойного». Законодательство того времени определяло действия против царя и государства самыми тяжкими преступлениями и всякий «кто какое зло умышлять будет» и те, которые «вспомогали или совет подавали или ведая не известили» наказывались вырыванием ноздрей, смертной казнью или высылкой на галеры - в зависимости от преступления.

        Указом 22 февраля 1711 г. был учрежден  новый государственный орган  - Правительствующий сенат. Все  его члены были назначены царем  из числа его непосредственного  окружения (первоначально - 8 человек). В состав Сената входили крупнейшие  деятели того времени. Все назначения и отставки сенаторов происходили по именным царским указам. Сенат не прерывал своей деятельности и был постоянно действующим государственным органом. Сенат учреждался в качестве коллегиального органа, в компетенцию которого входило: отправление правосудия, решение финансовых вопросов, общие вопросы управления торговлей и другими отраслями хозяйства. Таким образом, Сенат был высшим судебным, управленческим и законосовещательным учреждением, которое выносило на рассмотрение различные вопросы для законодательного разрешения монархом. Издаваемые Сенатом нормативные акты не имели высшей юридической силы закона, Сенат принимал лишь участие в обсуждении законопроектов и давал толкование закона. Сенат возглавлял систему государственного управления и был по отношению ко всем другим органам высшей инстанцией. Коллегии ежемесячно подавали в Сенат ведомости о входящих и исходящих делах.

    Структура Сената складывалась постепенно. Первоначально  Сенат состоял из сенаторов и  канцелярии, позднее в его составе сформировалось два отделения: Расправная палата - по судебным делам и Сенатская контора по вопросам управления. В состав Расправной палаты входили два сенатора и назначаемые Сенатом судьи, которые ежемесячно подавали в Сенат рапорты о текущих делах, штрафах и розысках. Приговоры Расправной палаты могли быть отменены общим присутствием Сената. Ее компетенцию определил Сенатский приговор (4.09.1713г.), в которую входило: рассмотрение жалоб на неправое решение дел губернаторами и приказами и фискальные донесения. Сенатская контора в Москве учреждена 12 января 1722г. «для управления и исполнения указов». В ее состав входили: сенатор, два асессора, прокурор. Основной задачей Сенатской конторы было недопущение текущих дел московских учреждений к Правительствующему Сенату, а также исполнение непосредственно полученных из Сената указов, контроль исполнения указов, посылаемых Сенатом в губернии.

    Учреждение  Сената было важным шагом складывания  бюрократического аппарата абсолютизма. Сенат являлся послушным орудием самодержавия: сенаторы были лично ответственны перед монархом, а в случае нарушение присяги, наказывались смертной казнью, опалой, отрешением от должности, денежными штрафами.

    1717-1719 годы были подготовительным периодом  становления новых учреждений - коллегий. До 1719г. президенты коллегий должны были сочинять регламенты и не вступать в дела. Система коллегий не сложилась сразу. По указу 14 декабря 1717г. было создано 9 коллегий: Военная, Берг, Ревизион, Иностранных дел, Адмиралтейская, Юстиц, Камер, Штатс-контор, Мануфактур. Всего к концу первой четверти XVIII в. существовало 13 коллегий, которые стали центральными государственными учреждениями, формируемыми по функциональному принципу. Штат коллегии состоял из секретарей, нотариуса, переводчика, актуариуса, копиистов, регистраторов и канцеляристов. При коллегиях состоял фискал (позднее прокурор), который осуществлял контроль над деятельностью коллегий и подчинялся генерал-прокурору. Коллегии получали указы только от монарха и Сената и имели право не исполнять указы последнего, если они противоречили указам царя. Коллегии выполняли сенатские указы, присылали копии своих решений и доклады о своей деятельности в Сенат.

      Коллегия  иностранных дел заменила собой Посольскую канцелярию. Ее компетенция была определена указом от 12 декабря 1718г., в которую входило ведать «всякими иностранными и посольскими делами», координировать деятельность дипломатических агентов, заведовать переговорами с иностранными послами, осуществлять дипломатическую переписку.

      На  Военную коллегию возлагалось управление «всеми воинскими делами»: комплектование регулярной армии, управление делами казачества, устройство госпиталей, обеспечение армии. В системе Военной коллегии находилась военная юстиция, состоящая из полковых и генеральных кригсрехтов.

      Адмиралтейская  коллегия ведала «флот со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями» и руководствовалась в своей деятельности «Регламентом об управлении адмиралтейства и верфи» (1722) и «Регламентом морским». В ее состав входили Военно-морская и Адмиралтейская канцелярии, а также Мундирная, Вальдмайстерская, Академическая, Канальная конторы.

      Малороссийская  коллегия была образована указом от 27 апреля 1722г., с целью «Ограждать малороссийский народ» от «неправедных судов» и «утеснений» налогами на территории Украины. Она осуществляла судебную власть, ведала сборами податей на Украине. В последние годы существования основными ее целями была ликвидация самоуправления и прежних органов власти.

      Камер-коллегия должна была осуществлять высший надзор за всеми видами сборов (таможенные пошлины, питейные сборы), наблюдала за хлебопашеством, собирала данные о рынке и ценах, контролировала соляные промыслы и монетное дело.

      Штатс-контор-коллегия по регламенту 1719г. осуществляла контроль над государственными расходами, составляла государственный штат (штат императора, штаты всех коллегий, губерний, провинций). Она имела свои провинциальные органы - рентереи, которые являлись местными казначействами.

      Ревизион-коллегия должна была осуществлять финансовый контроль над использованием государственных средств центральными и местными органами «ради порядочного в приходе и расходе исправления и ревизии всех счетных дел». Ежегодно все коллегии и канцелярии присылали в коллегию счетные выписки по составленным ими приходным и расходным книгам. В 1722г. функции коллегии были переданы Сенату.

      В круг обязанностей Берг-коллегии входили вопросы металлургической промышленности, управление монетными и денежными дворами, закупка золота и серебра за границей, судебные функции в пределах ее компетенции. Берг-коллегия была объединена с другой - Мануфактур-коллегией «по сходству их дел и обязанностей» и как одно учреждение просуществовало до 1722г.

      Мануфактур  коллегия занималась вопросами всей промышленности, исключая горнодобывающую, и управляла мануфактурами Московской губернии, центральной и северо-восточной части Поволжья и Сибири. Коллегия давала разрешение на открытие мануфактур, обеспечивала выполнение государственных заказов, предоставляла различные льготы промышленникам. Также в ее компетенцию входило: ссылка осужденных по уголовным делам на мануфактуры, контроль технологии производства, снабжение заводов материалами.

      Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли, особенно внешней. Коллегия осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов, занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные функции.

      С организацией Главного магистрата (1720г.) вопросы внутренней и внешней торговли отошли в его ведение. Функции Главного магистрата как центрального учреждения заключались в организации развития торговли и промышленности в городах и управление посадским населением.

      Юстиц-коллегия (1717-1718гг.) руководила деятельностью губернских надворных судов; осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям, гражданским и фискальным делам; возглавляла разветвленную судебную систему, состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также надворных судов; действовала как суд первой инстанции по спорным делам. Ее решения могли быть обжалованы в Сенате.

      Вотчинная коллегия, образованная в 1721г. разрешала земельные споры и тяжбы, оформляла новые пожалования земель, рассматривала жалобы на спорные решения по поместным и вотчинным делам.

      Тайная  канцелярия (1718г.) ведала сыском и преследованиями по политическим преступлениям (дело царевича Алексея).

      Синод был главным центральным учреждением по церковным вопросам. Он назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции в отношении таких преступлений как ересь, богохульство, раскол и т.д. Особо важные решения принимались общим собранием - конференцией. Компетенция Синода ограничивалась светской властью. Преобразованный государственный аппарат был призван укрепить господство дворянства и самодержавную власть, способствовал развитию новых производственных отношений, росту промышленности и торговли.

      Реформы местного  управления проводились  с целью укрепления власти дворянства путем создания на местах бюрократических    учреждений    с   наделением   их   широкими полномочиями. В 1708 - 1709 гг.  была начата  перестройка  органов власти и управления на местах.  Страна была разделена на 8 губерний,  различавшихся по  территории  и  количеству населения. Так, Смоленская и Архангелогородская губернии своим размером мало отличались от современных  областей. Московская  губерния  охватывала весь густонаселенный центр: территорию современных Владимирской, Ивановской, Калужской,  Тверской,  Костромской,  Московской,  Рязанской, Тульской и Ярославской областей, на которой жила почти половина всего населения страны. В число губерний вошли Петербургская, Киевская, Казанская, Азовская и Сибирская.

Информация о работе Административные и экономические реформы Петра Великого