Аграрная реформа П.А. Столыпина

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 16:41, реферат

Описание работы

В процессе работы над рефератом, анализируя экономическое и политическое положение России в XIX-XX вв., знакомясь с мероприятиями, проводимыми П. А. Столыпиным в ходе аграрно-крестьянской реформы, меня заинтересовали не только направления, содержание, результаты проводимых преобразований, но и сама личность российского премьер-министра, человека неоднозначного и противоречивого. Именно этим вопросам и посвящено мое исследование.

Работа содержит 1 файл

Аграрная реформа П. А. Столыпина и ее результаты (1906-1911 гг.).doc

— 133.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Реферат по истории

на тему

«Аграрная реформа П. А. Столыпина» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Махровой  Марии 
 
 
 

  1. Введение.

       В истории России, начиная с XVI века и по наши дни «крестьянский вопрос» является одной из главных трудно решаемых проблем всех правителей/нашей страны. Изменялся общественный строй, изменялись формулировки вопроса (крестьянский, аграрный, колхозный, сельскохозяйственный и т.д.), разрабатывались и претворялись в жизнь реформы, программы, совершались социальные революции. Однако аграрные проблемы так по сей день и остаются проблемами. Неразрешенность аграрного вопроса тормозила развитие страны и  обусловила отставание России от ведущих капиталистических держав. Этот вопрос стал причиной споров различных исторических и общественных деятелей, которые предлагали порой диаметрально противоположные его решения. На мой взгляд, аграрная реформа П. А. Столыпина была наиболее удачным способом выхода страны из кризисной ситуации, в которой она оказалась в результате революции 1905 года.

       В процессе работы над рефератом, анализируя экономическое и политическое положение России в XIX-XX вв., знакомясь с мероприятиями, проводимыми П. А. Столыпиным в ходе аграрно-крестьянской реформы, меня заинтересовали не только направления, содержание, результаты проводимых преобразований, но и сама личность российского премьер-министра, человека неоднозначного и противоречивого. Именно этим вопросам и посвящено мое исследование. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Экономическое и политическое положение в России в конце

XIX – начале XX веков.

       На  рубеже XIX и XX  веков общество  вступило  в новую фазу своего развития:  капитализм  стал мировой системой.  Россия, вступившая  на путь капиталистического развития позже стран запада, попала во вторую группу, куда входили такие страны как Япония, Турция, Германия, США.

     В начале 90-х годов XIX века в России начался промышленный подъем, который продолжался несколько лет и шел очень интенсивно. Особенно высокими темпами развивалась тяжелая промышленность, которая к концу века давала почти половину всей промышленной продукции в ее стоимостном выражении. По общему объему продукции тяжелой   промышленности  Россия  вошла в число первых стран мира.

       Оживление в промышленности сопровождалось бурным железнодорожным строительством. Правительство  оценило значение железных дорог для будущего экономики и не жалело денег для расширения их сети. Дороги связали богатые сырьем окраины с промышленными центрами, индустриальные города и земледельческие губернии - с морскими портами.

      Главной причиной промышленного подъема 90-х гг. явилась экономическая политика правительства, одной из составных частей которой стало установление таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары и устранение препятствий на пути проникновения в страну иностранный капиталов. Эти меры по замыслу правительства, должны были избавить отечественную промышленность от губительной конкуренции и тем самым способствовать ее развитию, которому помогали иностранные инвестиции. В экономической политике нашей страны конца XIX - начала XX века, было немало сильных сторон. В те годы Россия уверенно завоевала позиции на рынках Дальнего и Среднего Востока, тесня там своих соперников. Однако, эта политика все-таки оставалась противоречивой. И не только потому, что в ней преобладали административные меры, и недооценивалось значение частного предпринимательства. Главное заключалось в том, что самому курсу правительства не хватало сбалансированности между потребностями промышленности и сельского хозяйства.

      Несбалансированность хозяйства стала одной   из причин   экономического кризиса начала 20 столетия. С 1909 по  1913  год начинается   экономический   подъем.   В результате  прошедшего кризиса слабые,  маленькие предприятия разорились,  ускорился процесс концентрации промышленного производства. В 80 - 90 годы временные предпринимательские объединения замещаются крупными   монополиями: картелями, синдикатами (Продуголь, Проднефть, Продвагон и т. д.)  Одновременно с этим идет  укрепление  банковской системы (Русско-Азиатский,  Петербургский  международный  банки). В начале XX века   Россия   являлась  средне  развитой   страной. Наряду  с высоко  развитой  индустрией    в экономике страны  большой удельный   вес   принадлежал    раннекапиталистическим   и   полуфеодальным  формам хозяйства   -   от мануфактурного  до   патриархально-натурального.  Русская  деревня отражала пережитки  феодализма:  крупные  помещичьи  землевладения,  отработки,  являющие собой прямой пережиток  барщины. Крестьянское  малоземелье, община с её переделами  тормозили  модернизацию    крестьянского   хозяйства.

      Социально - классовая  структура   страны   отражала   характер   и уровень  её  экономического  развития.  Наряду  с формированием  классов буржуазного общества (буржуазия, мелкая буржуазия, пролетариат), в нем продолжали существовать и  сословные деления  -  наследие  феодальной эпохи. Буржуазия  занимала  ведущее место  в экономике страны XX века. До этого она не играла какой-либо  самостоятельной роли в общественно-политической жизни страны,  так как  она  была  полностью зависима  от самодержавия и оставалась аполитичной и консервативной силой.

      Дворянство,  которое сосредоточило более 60% всех земель, было главной опорой  самодержавия,  хотя  в  социальном  плане  оно  теряло свою  однородность, сближаясь с буржуазией.

      Крестьянство включало  около 75% населения страны. Оно  состояло из:  кулаков (20%), середняков (30%), бедняков (50%).  И,  естественно,  между ними  возникали противоречия.

      Наемные рабочие, в начале XX века, составляли  около 17  млн. человек.  Этот класс был не однороден. Большая часть  рабочих  состояла из недавно пришедших  в  город  крестьян,  еще  не  потерявших  связь с землёй. Ядром этого класса стал фабрично- заводской пролетариат, насчитывавший более трёх миллионов человек.

      Политическим  строем в России оставалась абсолютная  монархия. Хотя в  70-ых  годах XIX  века  был сделан шаг по пути превращения  государственного строя  в буржуазную монархию, царизм сохранил все атрибуты абсолютизма.  Закон гласил: " Император российский есть монарх самодержавный и неограниченный ". Высшим судебным органом был сенат. Исполнительная власть осуществлялась    двумя   министерствами, контролируемыми комитетом  министров.

      Особой проблемой в эти годы был национальный вопрос. Около 57%  населения России были не русского происхождения, они  подвергались всякого рода дискриминации со стороны русских чиновников. В этих отношениях Россия не только притесняла те или иные народы, но и сталкивала их между собой. Многие под давлением русскоязычного населения эмигрировали в ближайшие страны запада, причём заметную часть эмигрантов составляли люди, которые целью своей жизни ставили борьбу с царизмом.

     В эти же годы Россия вмешивается в борьбу за передел рынков сбыта.  Война между Россией и Японией за господство на рынке сбыта  в Китае, закончившаяся поражением России, четко показала неподготовленность русской армии и  слабость экономики. С поражением в войне в стране нарастает революционная ситуация ( 1905-1907 года ). России требовались как политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику. Вожаком этих реформ должен был быть человек,  для которого важна была судьба России. Им стал Пётр Аркадьевич Столыпин. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Краткая биография, некоторые сведения о П. А. Столыпине. Политическая карьера П. А. Столыпина.

      Петр Аркадьевич Столыпин ( 1862-1911) родился в дворянской семье, в которой было принято ценить и соблюдать традиции, но не чуждаться при этом и новаций.

      П. А. Столыпин окончил Виленскую гимназию. В 1881 году неожиданно для всех поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Прослушав там полный курс, он избрал карьеру государственного служащего и поступил в Министерство государственных имуществ в чине коллежского секретаря. Административная деятельность неизменно воспринималась Столыпиным как одна из форм служения обществу. Административная деятельность неизменно воспринималась Столыпиным как одна из форм служения обществу. Не менее важным будущий реформатор считал и исполнение тех обязанностей, которые проистекали из принадлежности к дворянскому сословию. Переехав в Ковенскую губернию, Петр Аркадьевич становится уездным, а затем и губернским предводителем дворянства.

      В 1902 году Столыпин получает весьма ответственный пост гродненского губернатора. В 1903 году способного администратора переводят в Саратов.

      В 1905 году саратовскому губернатору Столыпину пришлось решать немало сложных вопросов. Положение в губернии было весьма тревожным, но Столыпину удалось не без успеха воспользоваться своими полномочиями. Он добился если не полной стабилизации положения в губернии, то, по крайней мере, заметного снижения накала борьбы. Личное мужество, без которого в терроризируемой эсерами России ни один чиновник не мог исполнять свои обязанности; государственный ум и интуиция, подсказывавшие верные решения в запутанных ситуациях; готовность применять жесткие меры; способность проявлять политическую мудрость и гибкость – все эти качества помогли саратовскому губернатору достичь большего, чем удалось другим местным администраторам.

      Разумеется, Саратовская губерния не могла стать оазисом социальной гармонии; сам Столыпин хорошо понимал, что для настоящего умиротворения, для предотвращения беспорядков и волнений необходимы весьма серьезные преобразования, которые не могут свестись к дарованию политических свобод. При это Столыпин отчетливо представлял, что именно нужно делать, в каких реформах более всего нуждаются русская деревня и отечественная промышленность.

      В 1905 году саратовский губернатор обратил на себя внимание центральных властей. Столыпина пригласили в столицу. В апреле 1906 года он стал министром внутренних дел в кабинете Горемыкина, а через два с небольшим месяца - возглавил Совет министров.

      Сразу же по вступлении на пост председателя Совета министров П. А. Столыпин разослал губернаторам два циркуляра, в которых говорилось, что «правительство прониклось твердым намерением отменить устаревшие законы», но «до введения новых» губернаторам предписывалось следить за неукоснительным исполнением действующих, «строго следить за населением, не разрешать собраний и митингов, применять меры предосторожности для пресечения беспорядков», а именно – «высылки, аресты и ссылки в отдаленные места губернии». Вместе с тем губернаторы предостерегались от применения «огульных» репрессий; им рекомендовалось проводить гибкую политику.

      Террористические левые организации еще в 1905 году приговорили Столыпина «к смертной казни» На него было совершено одиннадцать покушений. Среди них большой резонанс имел взрыв на даче Столыпина на Аптекарском острове в Петербурге 12 августа 1906 года, произведенный эсеро-максималистами. Среди раненых оказались четырнадцатилетняя дочь и трехлетний сын Столыпина. Сам Столыпин не пострадал.

      В ответ на этот акт террористов последовал указ от 19 августа 1906 года о введении военно-полевых судов в губерниях, объявленных на чрезвычайном положении. В течение последующих 6 месяцев по заключениям военно-полевых судов было вынесено 1102 смертных приговора террористам.

      Убежденный монархист, последовательный сторонник и активный защитник «твердой власти», Столыпин выступал за проведение социальных и политических реформ, направленных на «модернизацию» России, развитие ее экономики и культуры, что в конечном счете позволило бы ей занять достойное место среди наиболее развитых держав мира.

      16 ноября 1907 года П. А. Столыпин выступил в Государственной думе со своей политической декларацией. Излагая программу расширения и переустройства местного самоуправления, развития просвещения, обеспечения неприкосновенности личности, он ставил проведение в жизнь этой программы в зависимость от принятия Думой его аграрной реформы. В его декларации четко отстаивалась защита самодержавия, которое «одно призвано в минуты потрясения и опасности для государства к спасению России на пути порядка и исторической правды»

      Столыпин ратовал за превращение России в «государство правовое», но под эгидой самодержавия, которое и призвано создать такую «обновленную» Россию. Для предотвращения повторения событий 1905 года Столыпин предлагал расширить прерогативы власти на местах губернаторов, уездных предводителей дворянства заменить уездными начальниками, назначаемыми Министерством внутренних дел из дворян. Он выступал за коренную реорганизацию местной администрации, усиление полиции путем расширения ее штатов, за увеличение жалованья чиновникам.

      Применение жестких мер, по утверждению Столыпина, - «не реакция, а порядок, необходимый для проведения широких реформ». Провести успешно реформы может лишь «твердая власть», причем нельзя проводить реформы в нестабильной обстановке. Отсюда и выдвинутое им требование – «сначала успокоение, а затем реформы». «Вам, господа, нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия», - заявил Столыпин депутатам левых фракций Государственной думы, будучи глубоко убежден, что выбранный им политический курс как раз и ведет к укреплению «великой России».

Информация о работе Аграрная реформа П.А. Столыпина