Аксаков К. С.

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:52, доклад

Описание работы

один из крупнейших представителей "славянофильского" направления. Биография А. не богата внешними фактами, но общий склад его личной жизни с раннего детства до могилы многое выясняет в его мировоззрении и отношениях к основным вопросам русской жизни. А. почти безвыездно живет в Москве, далекий от встреч с реальными условиями житейской борьбы и суровыми чертами житейской действительности.

Работа содержит 1 файл

Аксаков.docx

— 17.69 Кб (Скачать)

Аксаков, Константин Сергеевич,

один из крупнейших представителей "славянофильского" направления. Биография А. не богата внешними фактами, но общий склад его личной жизни  с раннего детства до могилы многое выясняет в его мировоззрении  и отношениях к основным вопросам русской жизни. А. почти безвыездно живет в Москве, далекий от встреч с реальными условиями житейской борьбы и суровыми чертами житейской действительности. Попытка поехать за границу в 1838 году была испорчена отсутствием привычки жить самостоятельно и заботиться о своих потребностях. Не выдержав докуки мелочей жизни, А. едва еле пять месяцев выдержал вне отчего дома. Эти черты существенно освещают его индивидуальность, как идеалиста-теоретика. В 1832 году пятнадцатилетний А. поступил на словесный факультет Московского университета и окончил курс кандидатом в 1835 году. Студенческие годы связали его с кружком Станкевича , высокая идеалистическая настроенность которого глубоко захватила А. "Видя, - писал он позднее, - постоянный умственный интерес в этом обществе, слыша постоянные речи о нравственных вопросах, я, раз познакомившись, не мог оторваться от этого кружка и решительно каждый вечер проводил там". Вместе с друзьями А. погрузился в изучение немецкой философии, в частности Гегеля. Но крепкая семейная традиция, ставшая второй натурой, не замедлила поставить А. в противоречие с безоглядным рационализмом русских гегелианцев. Сложившееся в кружке общее воззрение на русскую жизнь и на русскую литературу, "большею частью отрицательное", постоянные "нападения на Россию, возбужденные казенными ей похвалами", поражали А. и, по собственному его свидетельству, причиняли ему боль. Но этот разлад привел к разрыву лишь позднее.  Связь с кружком порвалась после кончины Станкевича и отъезда Белинского в Петербург (1839), когда Белинский, доведя свое увлечение правым гегелианством до крайностей "Бородинской годовщины", пережил крутой перелом в сторону страстной критики русской действительности. А. в эту пору сближается с другим кругом - старших основателей славянофильства: Киреевскими и Хомяковым . Теоретические основы их учения А. принял готовыми; оно прекрасно отвечало тем настроениям и симпатиям, какие взрастили в нем отчий дом и личный характер. Теми же чертами, воспитанными в А. влиянием отца, определилось и место, занятое им в кругу славянофилов. Художественно-археологическое увлечение старинным русским бытом и своеобразием национальной жизни вообще, глубокая нравственная потребность в положительном, сочувственном отношении к национальной жизни сделали А. историком славянофильской школы. Значение А. в развитии славянофильства именно в том, что он более чем кто-либо другой поставил это учение в тесную связь с пониманием и оценкой конкретных особенностей русской исторической жизни. Во всей литературной деятельности своей А. развивает воззрение на славянофильские идеалы как на действительные основы русской жизни в ее прошлом и настоящем, приветствуя и проповедуя положительное отношение к ней и в науке, и в художественном творчестве. Осуществление этих идеалов представлялось ему возвратом к старине, еще живой в недрах народной массы. И возврат этот он понимал образно, придавая, вместе с отцом, большое значение наружности, которая "составляет тон жизни", освобождению от "западной моды". А. отпускает бороду, ходит в косоворотке и мурмолке. Запрет этой одежды, приказ сбрить бороду - приводит в отчаяние Аксаковых: "конец надежде на обращение к русскому направлению!" - Литературная деятельность А. по форме весьма разнообразна: стихи, комедии, филологические исследования, литературно-критические и исторические статьи. Стихи, которые А. писал в течение всей жизни, - не поэзия. Это - дидактические стихотворения, развивающие ту или иную мысль. Задолго до 1860-х годов А. утверждал, что "общественный элемент... существенный элемент литературы нашей", особенно в такие, как переживаемая его поколением, "эпохи исканий, исследований, трудовые эпохи постижения и решения общих вопросов". И его стихотворения - призыв и проповедь. В 1843 году написан "Возврат", с призывом: "пора домой", в Московскую Русь. Стихотворение "Петру" выражает упрек преобразователю за насилие над русской жизнью и веру, что народ русский возродится в своей самобытности "с своею древнею Москвой - и жизнь свободный примет ход". Таковы все стихотворения А.: для изучения его воззрений это материал не менее важный, чем его статьи. Полного собрания их, как и вообще полного собрания сочинений А., не существует. Таковы и драматические произведения А.: "Освобождение Москвы в 1812 году", "Князь Луковицкий"; лишенные литературных достоинств, они выпукло выражают тенденции А. Суть первого - в речах представителя земщины Прокопия Ляпунова, выражающего взгляды А. на значение народа, земли - против бояр; суть второго - в идеализации воззрений и быта крестьянства, в противовес ничтожеству помещичьего общества. -    Среди филологических работ А. особняком стоит диссертация на степень магистра русской словесности (1846 год; диспут - в 1847 году): "Ломоносов в истории русской литературы и русского языка". В этом труде находим оправдание Петровской реформы как "решительного освобождения от исключительной национальности, решительного перехода в другую, высшую сферу" от старины, "лишенной уже жизни внутри". Остальные филологические работы А. ставят задачу "самобытного воззрения" на русский язык, освобождения его от подведения "под формы и правила иностранной грамматики". - Литературно-критические статьи А. начинаются с мелких рецензий в "Телескопе", "Молве" и "Московском Наблюдателе" конца 1830-х годов. Сложившееся его воззрение выражено в позднейших статьях: "Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова или Мертвые Души" (отд., М., 1842), вызвавшей полемику между А. и Белинским  в рецензиях за подписью "Имярек" в "Московском литераторе и ученом сборнике", 1846 год; в "Русской Беседе" за 1857 год ("Обозрение современной литературы") и 1858 год ("О повести госпожи Кохановской: "После обеда в гостях"); в "Молве" за 1857 год.

           Вся деятельность А., какие бы формы она ни принимала, сводится к выработке и пропаганде определенных воззрений на сущность русской национальной жизни, к призыву вернуться к подавленным ее началам. Что всего нужнее для торжества этих начал, А. изложил в записке "О внутреннем состоянии России", поданной через графа Блудова императору Александру II в 1855 году: "Правительство наложило нравственный и жизненный гнет на Россию; оно должно снять этот гнет"; оно должно вернуться к основным началам русского гражданского устройства, "а именно: правительству - неограниченная власть государственная, народу - полная свобода нравственная, свобода жизни и духа; правительству - право действия и, следовательно, закона; народу - право мнения и, следовательно, слова". Свободу слова - "устного, письменного и печатного всегда и постоянно" - А. считал высшим и священным благом для страны. Для правительства важно и необходимо знать народное мнение и для того созывать на земские соборы выборных от всех сословий и со всех концов России. Но мнение собора государь может принять или не принять. Народ не должен вмешиваться в правительственное дело: иначе он "изменяет своему пути внутренней духовной свободы и правды и непременно портится нравственно". Таков политический идеал А. - итог его духовной работы.


Информация о работе Аксаков К. С.