Александр II

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 20:11, реферат

Описание работы

Александр 2: биография и правление.

Работа содержит 1 файл

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ Александр II.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ  ПРОСВЕЩЕНИЯ И ПЕЧАТИ. 

Не были обойдены средства массовой информации и учебные  заведения. В 1863 и 1864 гг. были введены  новые университетские уставы, возвратившие им автономию (предоставление большей хозяйственной и административной самостоятельности, непосредственное участие преподавателей и студентов в решении вопросов внутренней организации), и введено новое положение о школьных учреждениях, по которому заботу о них брали на себя государство, земства и городские думы, а также церковь. Образование провозглашалось доступным для всех сословий и конфессий.  

В 1865 г. была снята  предварительная цензура на публикации и ответственность за уже вышедшие статьи возлагалась на издателей. Для них вводилась "карательная" цензура - применение различных санкций уже после публикации, вплоть до закрытия издательства. 

ВОЕННАЯ РЕФОРМА. 

Армия традиционно  играла важную роль в общественно-политической жизни России. Поражение в Крымской кампании обнажило многие слабые стороны русской армии, ее техническую и тактическую отсталость. Европейские державы быстро увеличивали свой военный потенциал, что в условиях складывающихся военно-политических союзов не могло не представлять угрозу безопасности России. Под военными реформами 1860-70-х годов понимают преобразование вооруженных сил России под руководством военного министра Д.А.Милютина. Россия была разделена на пятнадцать военных округов. Видоизменялись военные учебные заведения и военно-полевой суд (был принят новый военно-судебный устав). В армии отменялись телесные наказания. Реформа внесла много нового в подготовку офицерства: создавались юнкерские училища для подготовки младших офицеров, военные академии для среднего и высшего командного состава. 

С 1874 г. вместо рекрутских наборов вводилась всеобщая воинская повинность. В армии была введена  система льгот в зависимости  от образования, что в свою очередь  должно было его стимулировать. Одной  из целей военной реформы было создание обученного резерва - запаса, а также образование военно-окружной системы управления, перевооружение армии нарезным стрелковым оружием и артиллерией и др. 

ЗНАЧЕНИЕ БУРЖУАЗНЫХ РЕФОРМ. 

1. Реформы безусловно  отвечали основным тенденциям развития ведущих мировых держав. Они значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации. Однако Россия по-прежнему оставалась самодержавной монархией. 

2. Реформы носили  характер компромисса. Поэтому  они одновременно вызывали критику, а в ряде случаев полное неприятие как со стороны радикалов, так и со стороны консерваторов. 

3. Большинство  историков полагает, что с середины 60-х гг. в деятельности правительства  начинают доминировать консервативно-охранительные  тенденции, а реформаторский потенциал оказывается почти исчерпанным. 

Уступки , сделанные  прежде всего в интересах крупной  буржуазии нисколько не нарушали дворянских привилегий. Новые органы местного управления, школа и печать были подчинены царской администрации . В политике Александра 2 сочетаются и реформаторские и реакционные тенденции. Последние замедляли ход реформ. Проводя реформы самодержавие вместе с тем применяло старые административно - полицейские методы управления, поддерживающие сословность во всех сферах общественно - политической жизни страны. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

Эти реформы, получившие название "великих", привели общественно-политическое устройство России в соответствие с  потребностями второй половины 19 века, мобилизовали всех представителей общества на решение общенациональных задач. Был сделан первый шаг к формированию правового государства и гражданского общества. 

Россия вышла  на новый, капиталистический путь своего развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА 

1. Жукова Л.  В. / История. - М.: "Экзамен", 2000. 

2. Исаев И.  А. /История Отечества. - М.: " Юрист", 1997. 

3. Новиков С.  В. / История. Пособие для поступающих  в ВУЗы. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. 

4. Радугин А.  А. / История России. Курс лекций. - М.: "Центр", 2001. 

5. Федоров В.  А. / История России, 1861-1917. - М.: Высш. шк. , 2001. 

6. Чернобаев  А. А., Горелов И. Е., Зуев М.  Н. / История России. - М.: Высш.шк., 2001. 
 

Информация о работе Александр II