Александр Невский – «Имя России». Его роль и значение в истории

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 05:34, реферат

Описание работы

XII век был одним из самых ужасных периодов потрясения для Руси. С востока на нее нахлынули монголы с бесчисленными полчищами покоренных татарских племен, разорили, обезлюдили большую часть Руси и поработили остаток населения; с северо-запада угрожало ей немецкое племя под знаменем западного католичества. Задачей политического деятеля того времени было поставить Русь по возможности в такие отношения к разным врагам, при которых она могла удержать свое существование.

Содержание

1. Введение.
2. Юность Александра Невского.
3. Войны со шведами, немцами ,Литвой и ливонскими рыцарями.
4. Политика князя Александра Невского в отношениях с монгола - татарами.
5. Смерть Александра Невского и его роль в истории России.
6. Мощи св. Александра Невского.
7. Оценка деятельности А.Невского.
8. «Имя России».
9. Топонимика.
10. Художественная литература.
11. Памятники Александру Невскому.
12. Кинематограф.
13. Памятные монеты.
14. Орден Святого Александра Невского.
15. Орден Александра Невского.
16. Заключение.
17. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Реферат на тему.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

    Такова  была награда, какую получили эти  защитники новгородской независимости  в угоду поработителям от того самого князя, который некогда так  блистательно защищал независимость  Новгорода от других врагов.

    Зимой (с 1258 на 1259 год) прибыл снизу Михайло Пинещинич и объявил новгородцам, что ханские полки идут на Новгород и будут добывать его оружием, если новгородцы не согласятся на перепись. Весть эта была лжива, но правдоподобна. Само собой разумеется, что хан не согласился бы довольствоваться дарами. Весть эта нагнала такой страх, что с первого раза новгородцы согласились. Вероятно, об этом было дано знать в Орду, потому что той же зимой прибыли в Новгород ханские чиновники: Беркай и Касачик, с женами и множество татар. Они остановились на Городище и стали собирать тамгу по волости. Новгородцы, увидя необычное зрелище, снова возмутились. Бояре, наблюдая свои корыстные цели, уговаривали народ смириться и быть покорным, но меньшие собирались у св. Софии и кричали: «умрем честно за св. Софию и дома ангельские». Тогда татары стали бояться за свою жизнь и Александр приставил посадничего сына и боярских детей стеречь их по ночам. Такое положение скоро наскучило татарам и они объявили решительно: «давайте нам число или мы побежим прочь». Вящие люди стали домогаться уступки. Тогда в Новгороде распространилась молва, что вящие хотят вместе с татарами напасть на Новгород. Толпы народа собирались на Софийской стороне поближе к св. Софии и кричали: «положим головы у св. Софии». Наконец, на другой день Александр выехал из Городища с татарами. Тогда вящие люди убедили, наконец, меньших не противиться и не навлекать на Новгород неминуемой беды. Они – говорит летописец – себе делали добро, а меньшим людям зло: дань одинаково распределялась, как на богатых так и на бедных! Александр прибыл в город с татарами. Ханские чиновники ездили по улицам, переписывали дворы и, сделав свое дело, удалились. Александр посадил на княжение своего сына Дмитрия и уехал во Владимир.

    С тех пор Новгород, хотя не видел после у себя татарских чиновников, но участвовал в платеже дани, доставляемой великим князьям хану от всей Руси.

    Но  не в одном Новгороде – и  в покоренных русских землях прежние  свободные привычки не вынесли еще  рабства и утеснения. Монгольскую дань взяли тогда на откуп хивинские купцы, носившие название басурмане – люди исламской веры. Способ сбора дани был очень отяготителен. В случае недоимок, откупщики насчитывали большие проценты, а при совершенной невозможности платить, брали людей в неволю. Кроме того, они раздражали народ неуважением к христианской вере. Народ вскоре пришел в ожесточение; в городах: Владимир, Суздаль, Ростов, Переславль, Ярославль и других по старому обычаю зазвонили на вече и по народному решению перебили откупщиков дани. В числе их в Ярославль был один природный русский по имени Изосим. Прежде он был монах, пьяный и развратный, съездив в Орду, принял там ислам и, воротившись в отечество, сделался откупщиком дани, безжалостно утеснял своих соотечественников и нагло ругался над святыней христианской церкви. Ярославцы убили его и бросили труп на растерзание собакам и воронам. Зато в Устюге один природный татарин, будучи также сборщиком дани, спасся от общей беды. Его звали Буга. В Устюге он взял себе наложницу, дочь одного тамошнего обывателя, по имени Мария, которая полюбила его и заранее известила о грозившей ему опасности. Буга изъявил желание креститься. Народ простил его. Он был назван в крещении Иоанном, женился на Марии, навсегда остался на Руси и приобрел всеобщую любовь. Память его осталась навсегда в местных преданиях, а воспоминание о басурманах до сих пор слышится в бранном слове: басурмане, которым русский человек называет некрещеных, а иногда только  неправославных людей.

    Само  собою, разумеется, что это событие возбудило гнев властителей Руси. В Орде уже собирали полки наказывать мятежников; Александр поспешил в Орду. Кроме сбора дани, русским угрожала еще иная тягость: - помогать войскам татар в их войнах с другими народами.

5. Смерть Александра  Невского и его роль в истории России

    Тогда в волжской Орде происходило важное преобразование. Хан Берке принял ислам, который быстро распространился  в его народ, тем легче, что  и прежде в полчищах монголов большинство  народов, им покоренных и за них воевавших, исповедывало ислам. В тоже время кочевая жизнь мало-помалу начала сменяться оседлою. На Волге строился Кипчак, обширный город, который хан украшал всем великолепием, какое только возможно было при его могуществе. Хан Берке оказался более милостив к русским, чем можно было даже ожидать. Он не только простил русским избиение басурманов, (которых погибель, как народа подвластного, не могла раздражать его в той мере, в какой подействовало бы на него избиение ханских чиновников), но по просьбе Александра освободил русских от обязанности идти на войну. Александр, однако, прожил тогда в Орде всю зиму и лето и это заставляет предполагать, что не сразу удалось ему приобрести такую милость для своих соотечественников.

    Соблюдение  Русской земли от беды на востоке, знаменательные подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси, сделали его самым видным историческим лицом в нашей древней истории - от Мономаха до Донского. Знаком этой памяти и славы служит особое сказание о подвигах Александровых, дошедшее до нас вместе с летописями, написанное современником и, как видно, человеком близким к князю. Великий князь Александр Ярославович, говорит автор сказания, побеждал везде, а сам не был нигде побежден; приходил в Новгород от западных стран знаменитый рыцарь, видел Александра и, возвратясь в свою землю, рассказывал: "Прошел я много стран и народов, но нигде не видал такого ни в царях царя, ни в князьях князя"; такой же отзыв сделал об нем и хан.

    Возвращаясь от Хана Берке, по Волге больным, Александр  остановился в Нижнем Новгороде, через силу продолжал путь дальше, но приехав в Городец окончательно слег, и приняв схиму скончался 14 ноября 1263 года.

Говорят, что митрополит Кирилл, услышав во Владимире о смерти Александра, громко сказал: «Зашло солнце земли русской». Говорят, что тогда случилось чудо, достойное памяти. Когда святое тело Александра было положено в гроб, эконом Севастьян и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить в нее духовную грамоту. Он же сам, как живой, протянул руку и взял грамоту из рук митрополита.  Духовенство больше всего уважало и ценило этого князя. Его угодливость хану, умение ладить с ним, твердое намерение держать Русь в повиновении завоевателям и тем самым отклонять от русского народа бедствия и разорения, которые постигали бы его при всякой попытке к освобождению и независимости. Все это вполне согласовывалось с учением, всегда проповедуемым православными пастырями: считать целью нашей жизни загробный мир, безропотно терпеть всякие несправедливости и угнетения, покоряться всякой власти, хотя бы иноземной и поневоле признаваемой.

6. Мощи св. Александра Невского

Невский был погребён в монастыре Рождества  Богородицы во Владимире и до середины XVI века Рождественский монастырь считался первым монастырём на Руси, «архимандритьей великой». В 1380 году во Владимире открыты его мощи. Согласно спискам Никоновской и Воскресенской летописей XVI века, во время пожара во Владимире 23 мая 1491 года «тело князя великого Александра Невского згоре». В списках тех же летописей XVII века рассказ о пожаре полностью переписан и упомянуто, что мощи были чудесным образом сохранены от пожара.

Вывезенные  из Владимира 11 августа 1723 г., святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября и оставались там до 1724 г., когда 30 августа были установлены в Александро-Невской церкви Александро-Невского Свято-Троицкого монастыря по повелению Петра Великого. При освящении в монастыре в 1790 году Троицкого собора мощи положены в нем, в серебряной раке, пожертвованной императрицей Елизаветой Петровной. В мае 1922 года мощи были вскрыты и вскоре изъяты. Изъятая рака передана в Эрмитаж, где находится и ныне. Мощи святого возвращены в лаврский Троицкий собор из запасников музея религии и атеизма, располагавшегося в Казанском соборе, в 1989 году.

В 2007 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи святого в течение месяца перевозили по городам России и Латвии. 20 сентября святые мощи были принесены в московский храм Христа Спасителя, 27 сентября раку перевезли в Калининград (27 — 29 сентября) и далее — в Ригу (29 сентября — 3 октября), Псков (3 — 5 октября), Новгород (5 — 7 октября), Ярославль (7 — 10 октября), Владимир, Нижний Новгород, Екатеринбург. 20 октября мощи вернулись в Лавру. 

Частичка  мощей святого благоверного князя Александра Невского находится в Храме Александра Невского в городе София, Болгария. Также часть мощей (мизинец) Александра Невского находится в Успенском соборе города Владимира. Мощи были переданы указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в октябре 1998 года в канун празднования 50-летия открытия подворья Болгарской Православной Церкви в Москве.

7. Оценки деятельности Александра Невского.

В исторической науке нет единой оценки деятельности Александра Невского, взгляды историков  на его личность разные, порой противоположные.

Каноническая  оценка

Согласно  «канонической» версии Александр Невский  сыграл исключительную роль в русской  истории. В XIII веке Русь подверглась  ударам с трёх сторон — католического  Запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, заключив мир с наиболее сильным (но при этом более веротерпимым) врагом — Золотой Ордой — и отразив нападение немцев, одновременно защитив православие от католической экспансии. Эта трактовка официально поддерживалась властью как в дореволюционные, так и в советские времена, а также Русской православной церковью. Идеализация Александра достигла зенита во время и в первые десятилетия после Великой Отечественной войны. В популярной культуре этот образ был запечатлён в фильме «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна). В умеренном виде традиционная точка зрения популярна и сегодня. По мнению современного историка Антона Горского, в действиях Невского «не следует искать какой-то осознанный судьбоносный выбор… Александр Ярославич был прагматиком… выбирал тот путь, который казался ему выгодней для укрепления его земли и для него лично… когда это был решительный бой, он давал бой, когда наиболее полезным казалось соглашение, он шёл на соглашение». 

Евразийская оценка

Дружеские отношения Александра с Батыем, чьим уважением он пользовался, его сыном  Сартаком и преемником — ханом  Берке позволили заключить с  Ордой возможно более мирные отношения, что способствовало синтезу восточноевропейской и монголо-татарской культур. В результате возникла русская цивилизация. 

Критическая оценка

Третья  группа историков, в целом соглашаясь с «прагматичным» характером действий Александра Невского, считает, что объективно он сыграл отрицательную роль в истории России. Этой позиции придерживаются, в частности, Игорь Данилевский, Джон Феннел. Согласно их трактовке, серьезной угрозы со стороны немецких рыцарей не было (причем Ледовое побоище не являлось крупной битвой), а пример Литвы (в которую перешел ряд русских князей со своими землями) показал, что успешная борьба с татарами была вполне возможна. Александр Невский сознательно пошел на союз с татарами, чтобы использовать их для укрепления личной власти. В долгосрочной перспективе его выбор предопределил формирование на Руси деспотической власти. 

8. Александр Невский – «Имя России».

28 декабря  2008 года Александр Невский был  выбран Именем России. Этот проект  ставил своей задачей -  народным  голосованием выбрать историческую  фигуру, наиболее значимую для русской истории. Православные не остались сторонними наблюдателями проекта: имя святого благоверного князя Александра Невского на проекте представлял Патриарха Московского и всея Руси Кирилл. Из стихийного Интернет - голосования проект стал практически образовательным. 

«Избрание святого князя Александра Невского "именем России" свидетельствует, что святость осталась главной ценностью  в народном сознании и у "Святой Руси" есть будущее», заявил местоблюститель  патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

В Интернете  существует большое количество форумов, посвящённых этому проекту: 

«Россия проголосовала за легенду. Тем не менее, знак хороший. Признание своего народного героя. Лиха беда начало. Было бы кем гордиться. А точнее, есть надежда, что проснётся гордость за своё отечество.

Я не разочарована». 

«А я считаю что, Александр Невский - Имя России!!! В условия своего непростого времени(не знаю были ли у России времена тяжелее - может только ВОВ),когда с одной стороны-"правоверная" Европа пыталась сделать Русь католической любыми путями, а с другой монголо-татары хотели завоевать всю Европу и завоевали практически всю Русь -именно Невский возможно сохранил Русь как таковую!!! Став платить дань монголо-татарам - спас от разорения Новгород, тем самым смог сосредоточиться на угрозе с запада и решить её в свою пользу, дав возможность сосредоточится следующим поколениям на избавлении от ига!!!

Стратег, политик, воин...именно он сохранил Русь, когда она могла вообще исчезнуть!» 

«Противоречивая фигура: с одной стороны победы на шведами и тевтонцами, с другой стороны жестокие подавление анти - монголо-татарских восстаний, потому, как в полном объеме исполнял данные Орде обязательства по наполнению их казны, т.е. был прилежным вассалом... А монголы не пошли на Новгород по причине утраты пробивной мощи, их войска были заняты грабежами русских княжеств и собрать их в кулак не представлялось возможным, тем более тут как нельзя кстати Александр разбил тевтонцев и слухи о некой мощи дошли до Батыя, которому на том этапе перестали подчинятся молодые дядьки - сыновья Чингисхана со своими туменами, и не забывайте про неблагоприятные погодные условия...Не он сохранил Русь, потому что, как таковой её еще, или уже(после распада Киевской Руси) не было.» 
 

«Да, там  есть из кого выбирать... Правильно, что  на первом месте- святой.

Выбор хороший, придраться не к чему. Это  символично. Именно Александр Невский  решил проблему выбора между Востоком и Западом в пользу Востока».  

Там же приводится несколько высказываний из различных журналов: 

«Русский  народ, русская свобода были преданы  и проданы изнутри. Они стали  жертвой своего рода заговора. И  ключевой фигурой его был русский  «национальный герой» Александр  Невский… Александр родился в  семье Ярослава… Именно от него исходила идея исторического предательства, именно им-то и принято было роковое решение отдать Русь азиатским пришельцам ради установления деспотической системы власти. Позор русского исторического сознания, русской исторической памяти в том, что Александр Невский стал… знаменем того самого народа, чью историческую судьбу он жестоко исковеркал», - М.Сокольский. «Неверная память», М., 1990. 

«Александр  Невский был первым из великих  князей русских, который вместо сопротивления  татарам пошел на прямое сотрудничество с ними. Он начал действовать в союзе с татарами против других князей: наказывал русских — в том числе и новгородцев — за неповиновение завоевателям, да так, как монголам даже не снилось (он и носы резал, и уши обрезал, и головы отсекал, и на кол сажал)…» - Ю.Афанасьев, журнал «Родина». 

9. Топонимика. 

Москва:

улица и переулок Александра Невского в  районе Миусской площади

Информация о работе Александр Невский – «Имя России». Его роль и значение в истории