Александр1

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:31, реферат

Описание работы

Александр I (Благословенный) (Александр Павлович; 12 (23) декабря 1777, Санкт-Петербург — 19 ноября (1 декабря) 1825, Таганрог) — император Всероссийский с 11 (24) марта 1801 по 19 ноября (1 декабря) 1825, старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны.
В начале правления провёл умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным комитетом и М. М. Сперанским

Содержание

Введение 3
Детство, образование, воспитание. 4
I период правления (1801-1812)

Восшествие на престол. Начало либеральных реформ…………….5
Второй этап реформ. М.М. Сперанский. 9
Внешняя политика. Отечественная война 1812. 10
II период правления (1812-1825)
Священный союз. 12
Послевоенные реформы 14
Военные поселения…………………………………………...…….16

Усиление реакции 18
Заключение…………………………………………………………………19
Список литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат Александр I.docx

— 65.87 Кб (Скачать)

Федеральное агентство связи

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Сибирский  государственный  университет 

телекоммуникаций  и информатики» 

Кафедра истории и философии 
 

Александр I:

два периода правления 
 
 
 

Выполнил: Гурьев Виктор,

студент группы МО-13

Проверил: Боровой Е.М., доцент       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск 2011 г 
 
 
 

Содержание

 

Введение 3 

Детство, образование, воспитание. 4 

I период правления  (1801-1812)

    

     Восшествие на престол. Начало либеральных реформ…………….5 

          Второй этап реформ. М.М. Сперанский. 9 

          Внешняя политика. Отечественная война 1812. 10 

II период правления (1812-1825)

          Священный союз. 12 

          Послевоенные реформы 14 

        Военные поселения…………………………………………...…….16

         

          Усиление реакции 18 

Заключение…………………………………………………………………19 

Список литературы………………………………………………...………21 
 
 
 
 
 
 

    Введение

 
 

   Первая  четверть XIX в. - наиболее сложный, насыщенный противоречиями и своеобразным драматизмом период в истории императорской России. Вот в такой период правил Александр I – сын Павла I и внук Екатерины II. Личная психология Александра, которой больше всего занималась наша историография, представляется обычно крайне неустойчивой, путанной и противоречивой; такой казалась она и его современникам, даже близко его знавшим, хотя не всем и не всегда.

   Что это за человек?  Трудно ответить, ведь даже для современников, знавших  его всю или почти всю жизнь, он оставался загадкой. Недаром его  прозвали «северным сфинксом»: с  кем-то он был добр, с кем-то жесток; в одних ситуациях поражал  своей решительностью, в других –  страхом. Одним словом, человек-загадка.

   А между тем Александр I - подлинно историческая личность, то есть типичная для своего времени, чутко и нервно отразившая в себе и силу сложившихся традиций, и нараставшую борьбу с ними, борьбу разнородных тенденций и интересов, общий эмоциональный тон эпохи и ее идеологические течения. Я считаю, что Александр - «прирожденный государь», и своей страны говоря по-старинному, воспитанный для власти и политической деятельности, поглощенный мыслью о ней с детских лет. Он вырос и вступил в жизнь для трудной, ответственной и напряженной роли правителя в бурный и сложный момент раскрытия перед сознанием правящей среды глубоких и тягостных противоречий русской действительности.

   Если  смотреть с моей стороны Александр  I – мой идеал самодержавия. Учитывая его образованность, его идеи и его либеральный дух он но праву мог стать одним из великих монархов конституционной монархии. Но ему не хватало смелости в отношении своих идей, ему не хватало опоры со стороны высших сановников. Вот почему я выбрал эту тему.

   Поэтому в данной работе я попытаюсь раскрыть все противоречия его правления, личность Александра, изучить его характер и понять смысл его действий.

    Детство, образование, воспитание

   Сразу после рождения Александр был  взят у родителей своей бабкой императрицей Екатериной II, которая  намеревалась воспитать из него идеального государя, продолжателя своего дела. В  воспитатели к Александру по рекомендации Д. Дидро был приглашен швейцарец  Ф. Ц. Лагарп, республиканец по убеждениям. Великий князь рос с романтической  верой в идеалы Просвещения, сочувствовал полякам, лишившимся государственности  после разделов Польши, симпатизировал Великой французской революции  и критически оценивал политическую систему российского самодержавия.

   Целых тринадцать лет, с 1783 по 1796 год, Лагарп прививал Александру "свой дух, свои идеи и планы". Какой это был  дух, какие идеи и планы можно  видеть из того, что когда началась французская революция, "Лагарп с  великим интересом следил за ее развитием, но, мало того, он начал принимать  в ней активное участие, какое  только можно было из далекого Петербурга: он писал во французской печати статьи, дискутировал и полемизировал..."

   А Екатерина II читала своему любимому внуку  вслух французскую конституцию 1791 года, объясняя ему ее по параграфам.

   Результаты  этого республиканского воспитания отразились самым трагическим образом, как на мировоззрении Александра I, так и на судьбе России.

   "Юный  Александр, - пишет С. Платонов, - вместе  с Лагарпом мечтал о возможности  водворения в России республиканских  форм правления и об уничтожении  рабства". "...В умственной обстановке, созданной Лагарпом, - пишет С.  Платонов, - Александр действительно  шел в уровень с веком и  стал как бы жертвою того  великого перелома, который произошел  в духовной жизни человечества  на рубеже XVIII и XIX столетий. Переход  от рационализма к ранним формам  романтизма сказался в Александре  сменою настроений, очень характерною.  В его молодых письмах находим  следы политических мечтаний  крайнего оттенка: он желает  свободных учреждений для страны (Constitution Libre) и даже отмены династического  преемства власти; свою задачу  он видит в том, чтобы привести  государство к идеальному порядку  силой законной власти и затем  от этой власти отказаться  добровольно. Мечтая о таком  "лучшем образце революции,  Александр обличает в себе  последователя рационалистических  учений XVIII столетия. Когда же он  предполагает, по отказе от власти  уйти в сентиментальное счастье  частной жизни "на берегах  Рейна" или меланхолически  говорит о том, что он не  создан для придворной жизни, - перед нами человек новых  веяний, идущий от рассудочности  к жизни чувства, от политики  к исканию личного счастья.  Влияние двух мировоззрений чувствуется  уже в раннюю пору на личности  Александра и лишает ее определенности  и внутренней цельности".

   Екатерина II заставила его прочитать французскую  Декларацию прав человека и гражданина, и сама растолковала ему ее смысл. Вместе с тем в последние годы царствования бабки Александр находил  все больше несоответствий между  декларируемыми ею идеалами и повседневной политической практикой. Свои чувства  ему приходилось тщательно скрывать, что способствовало формированию в  нем таких черт, как притворство  и лукавство. Это отразилось и  на взаимоотношениях с отцом во время  посещения его резиденции в Гатчине, где царил дух военщины и жесткой  дисциплины. Александру постоянно приходилось  иметь как бы две маски: одну для  бабки, другую для отца. В 1793 его женили на принцессе Луизе Баденской (в  православии Елизавета Алексеевна), которая пользовалась симпатией  русского общества, но не была любима мужем. 
 

    I период правления (1801-1812)

 

Восшествие  на престол. Начало либеральных  реформ. 

   Считается, что незадолго до своей смерти Екатерина II предполагала завещать Александру престол в обход сына. По-видимому, внук был в курсе этих ее планов, но принять престол не согласился.

   После воцарения Павла положение Александра еще более осложнилось, ибо ему  приходилось постоянно доказывать подозрительному императору свою лояльность. Отношение же Александра к политике отца носило резко критический характер. Именно эти настроения Александра способствовали его вовлечению в заговор против Павла, но на условиях, что заговорщики  сохранят его отцу жизнь и будут  добиваться лишь его отречения.

   Трагические события 11 марта 1801 серьезно повлияли на душевное состояние Александра: чувство вины за смерть отца он испытывал  до конца своих дней. Александр I относился к участникам заговора  со смешанным чувством антипатии  и боязни. Он ненавидел их и в  то же время опасался, что они  могут организовать заговор и  против него, убить и его.

   Александр I взошел на российский престол, намереваясь  осуществить радикальную реформу  политического строя России путем  создания конституции, гарантировавшей  всем подданным личную свободу и  гражданские права. Он сознавал, что  подобная «революция сверху» приведет фактически к ликвидации самодержавия и готов был в случае успеха удалиться от власти1. Однако он также понимал, что нуждается в определенной социальной опоре, в единомышленниках. Ему необходимо было избавиться от давления как со стороны заговорщиков, свергнувших Павла, так и поддерживавших их  «екатерининских стариков». Уже в первые дни после воцарения Александр  объявил, что управлять Россией будет «по законам и по сердцу Екатерины II»2.  5 апреля 1801г. был создан Непременный совет — законосовещательный орган при государе, получивший право опротестовывать действия и указы царя.

   Вскоре  после вступления на трон, Александр I по совету своих ближайших  друзей, создает так называемый Негласный  комитет. Кто же является членами  этого тайного комитета кроме  Александра I? Выдающуюся роль в нем  играл граф Строганов, участник "Великой" французской революции, член якобинского  клуба "Друзей Закона". Во время  принятия Строганова в члены клуба, он воскликнул: "Лучшим днем в моей жизни будет тот, когда я увижу  Россию возрожденной в такой же революции".

   В состав Негласного комитета входили  масоны граф В. Кочубей, Николай Новосильцев  и поляк Адам Чарторыйский. Все  эти лица были членами различных  масонских лож.

   На  заседаниях этого комитета снова, обсуждался вопрос о введении в России конституции, правах гражданина и других мероприятиях в духе идей "Великой" французской  революции. Гр. Строганов составил проект конституции, которая по его характеристике "есть законное признание прав народа и тех форм, в которых он может  осуществлять эти свои права".

   Активное  участие в работах Негласного Комитета принимал вернувшийся в  Россию воспитатель Александра I масон  Лагарп, бывший до этого президентом  Гельветической республики, возникнувшей в Швейцарии в результате французской  революции.

   Некоторые историки утверждают, что бывший президент  Гельветической республики будто бы убеждал Александра, стремившегося  к введению конституционной монархии, не спешить с введением конституции, и говорил, что для такого большого государствам как Россия необходима твердая, непоколебимая власть. Но едва ли эта версия отвечает истине. Едва ли бы такой убежденный республиканец, как Лагарп, ратовал бы за сохранение в России неограниченной монархической  власти.

   В работе Негласного Комитета принимали  участие также видные масоны граф А. Р. Варенцов, Трощинский, Завадовский, впоследствии ставшие министрами.

   В июле 1801 года в Негласном Комитете обсуждался проект Грамоты российскому  народу. В составлении этой грамоты, кроме членов Негласного Комитета, принимал участие также заядлый  враг монархии, духовный отец русской  интеллигенции А. Радищев, его покровитель  граф А. Р. Воронцов и масон Сперанский.

   Таков был характерный состав Негласного Комитета, который Александр I называл  по имени существовавшего во время  французской революции подобного  комитета, - Комитетом общественного  спасения, а противники масонов и  русских якобинцев именовали  его "Якобинской шайкой". Его члены, во главе с Александром, были молоды, исполнены благих намерений, но очень неопытны.

   Негласный Комитет занимался обсуждением  различных реформ в течение всего 1801 года, вплоть до мая 1802 года. Потом  он не собирался полтора года. Затем  члены его собрались несколько  раз в 1803 году, а потом Негласный  Комитет перестал существовать. Да и необходимость в нем по существу отпала.

Информация о работе Александр1