Александровская модернизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 20:17, доклад

Описание работы

Модернизация второй половины ХIX в. по праву может быть названа "Александровской" по имени императора Алек-сандра II, который решительно продвинул Россию в сто-рону прогрессивного типа развития. Он вступил на пре-стол после смерти отца в феврале 1855 г. и предпринял масштабные реформы, которые означали, по сути, реали-зацию нового варианта модернизации, более глубокого, по сравнению с вариантом Петра I. Реформы касались всех сфер жизни общества и по праву вошли в историю под названием "великих". Царствование Александра II совпало с крупнейшими событиями в развитии западной цивилизации, которые оказали влияние на характер российских преобразований.

Работа содержит 1 файл

Александровска модернизация.docx

— 25.28 Кб (Скачать)

Россия  во второй половине XIX в.

Модернизация  второй половины ХIX в. по праву может быть названа "Александровской" по имени императора Алек-сандра II, который решительно продвинул Россию в сто-рону прогрессивного типа развития. Он вступил на пре-стол после смерти отца в феврале 1855 г. и предпринял масштабные реформы, которые означали, по сути, реали-зацию нового варианта модернизации, более глубокого, по сравнению с вариантом Петра I. Реформы касались всех сфер жизни общества и по праву вошли в историю под названием "великих". Царствование Александра II совпало с крупнейшими событиями в развитии западной цивилизации, которые оказали влияние на характер российских преобразований.

Александр II был воспитан в  традициях самодержавия и имперских приоритетов, но он осознавал необходимость  глубоких реформ либе-рального характера и осуществлял их на протяжении всего царствования. Сразу после восшествия на престол Александр II предпринял шаги, которые предвещали реформы. Был закрыт цензурный комитет, введенный Николаем I, в стране стали зарождаться эле-менты гласности, в которой так нуждалось общество. Была разрешена свободная выдача заграничных паспортов, уничтожены ограничения для университетов. К коронации была объявлена амнистия политзаключенным (оставшимся в живых декабристам, петрашев-цам, участникам польского восстания 1830--1831 гг.), 9 тыс. человек были освобождены от полицейского надзора.

Но  это были лишь подходы  к глубоким преобразованиям. Либерально настроенная  часть государственной  бюрократии осознавала необходимость реформ. Положение в эко-номике страны было сложным, из года в год сохранялись бюджетные дефицит. Про-мышленность и торговля задыхались от коммерческого застоя и нехватки капиталов. В полтора раза за 1858--1861 гг. уменьшился золотой и серебряный фонд государственного казначейства.

Таким образом, реформы  Александра II, предполагавшие углубленный вариант  мо-дернизации, преследовали цель обеспечить единство общества на европейской основе и одновременно осуществлялись во всех сферах: в общественно-политической, социально- экономической, духовно-культурной.

Ключевым  моментом в реформировании России была судьба почвенного уклада. Обратите внимание, речь шла не только об отмене крепостного права (это было очевид-но), но и о судьбе почвенного уклада в цепом, поскольку он определял судьбу России: либо она уйдет от корпоративности, катлективизма и приблизится к европейским дер-жавам, либо будет откатываться назад -- к традициям Московского царства. Вокруг Алек-сандра II объединились сторонники глубокого реформирования России, в основном из числа высшей государственной бюрократии. Видную роль играл либерально настроен-ный брат царя великий князь Константин Николаевич.

В первую очередь, была необходима отмена крепостного  права. Секретный  комитет по крестьянскому  делу разработал следующий  вариант реформы  деревни: 1) сохранение помещичьих крупных  хозяйств; 2) отмена крепостного  права с передачей  надельной (по-левой) земли крестьянам в личную собственность за выкуп. Фактически предполагалось перевести крестьян на фермерский путь развития, создать развитый многомиллионный слой мелких собственников.

Первым  этапом реформы почвенного уклада явилась отмена крепост-ного права, которая решала судьбу 22 млн. помещичьих крестьян. Следует отметить, что на этот период крепостное право уже было отменено в прибалтийских губерниях, в Мол-давии и Бессарабии, отличались от центра России земельные отношения у горцев Кавка-за, народов Средней Азии. В Сибири практически не было крепостного права. Перед реформой 18б1 г. здесь насчитывалось 4000 крепостных мужского пола-- преимуществен-но дворовые, занятые не в хозяйстве, а в качестве слуг. Уже при Александре II было издан указ (1858 г.) о праве выхода из крепостной зависимости удельных (то есть сидящих на земле царской фамилии) крестьян, но без земли.

После длительной борьбы, дискуссий и многочисленных корректировок появился Манифест 19 февраля 18б1 г. и ряд "Положений", которые разъясняли условия освобожде-ния крепостных крестьян. Это был акт исторического значения. Миллионы крестьян получили возможность выйти из крепостного, в условиях России почти рабского поло-жения. Крестьяне объявлялись лично свободными и становились юридическими лица-ми, т.е. обретали права, предоставляемые законами империи для крестьянского сосло-вия. Реформа ликвидировала власть помещика над личностью крестьянина и расширена сфера действия общинной демократии в бывшей помещичьей деревне. Вводилось крес-тьянское самоуправление в масштабах волости (волостное общество). Во главе с выбор-ным старшина (как правило из зажиточных крестьян). В рамках волости крестьяне само-стоятельно решали такие вопросы, как строительство школ, пропаганда агротехничес-ких знаний, организация пожарного дела, открытие библиотек, улучшение крестьянско-го быта, помощь и благотворительность для бедных. В законе была закреплена и первич-ная демократическая ячейка -- сельское общество.

Однако  реформа 1861 г. не создала  слоя собственников, поскольку земля  передава-лась общине, а не лично крестьянину. Общинная собственность не могла отчуждаться (земля не подлежала купле-продаже), т.е. была исключена из рыночного оборота. Кресть-янин должен был выкупать земельный надел, собственником которого он не был, у помещика. Обосновывая необходимость выкупа земли крестьянами, Александр II писал в Манифесте: "..Законно приобретенные помещичьи права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за сие соответственной повинности. Государство для облегчения положения крестьянства само расплачива-лось с помещиками, а крестьяне зятем с рассрочкой в 49 лет постепенно возвращали долг в казну. Выкуп был обязательным. Если крестьянин отказывался платить, власти прину-дительно взыскивали выкупные платежи. К 1881 г. 85% крестьян перешло на выкуп доб-ровольно, 15% плавили принудительно. До выплаты выкупных платежей крестьяне обя-заны были выполнять повинности в пользу помещика как собственника земли. Для того чтобы ограничить отток из деревни, поставить преграды на пути пролетаризации, крес-тьянину не давалось право отказаться от надела. Предполагалось, что это будет времен-ной мерой, распространяемой сроком на 9 лег с постепенным последующим послабле-нием. Однако это положение сохранилось вплоть до начала XX столетия, т.е. до нового этапа реформирования российской деревни, осуществленного П.Л. Столыпиным. В этих же целях власти выдавали паспорта крестьянам только при условии уплаты ими всех налогов (паспорта были введены при Петре I). Вот вам и предоставление крестьянам прав юридического лица!

Второй  этап реформы "почвы" начался в июне 1863 г., когда появилось "Положение  о поземельном  устройстве удельных крестьян". На основании  этого доку-мента урегулировались земельные отношения 2 млн. крестьян, которые уже имели право на личную свободу. Земля, которой они пользовались, передавалась по реформе в соб-ственность общине за выкуп (т.е. по аналогии с преобразованиями в помещичьей дерев-не), но условия реформы в удельной деревне были более благоприятными. Величина надела здесь была в полтора раза больше, чем у помещичьих крестьян. Оброчная подать царской семье, которую платили раньше удельные крестьяне, была преобразована в вы-купные платежи сроком на 49 лет.

Третий  этап реформы почвенного уклада касался государственных  кре-стьян (20 млн. человек). Они были лично свободны, жили общинами на государственной земле. Указ по поводу их землеустройства последовал в 1866 г. Вопрос этот был непрост и обсуждался с 18б2 г. Главная трудность состояла в том, на каких условиях крестьянам передавать землю, которая является государственной собственностью. В Главном коми-тете по устройству сельского состояния выявилось две точки зрения. Первая: землю госу-дарственным крестьянам надо передать на тех же условиях, что и помещичьим, т.е. за выкуп, который будет выплачиваться государству. Эту точку зрения поддержали M. И. Myравьев, П. А. Валуев и др. Вторая: государственные земли являются общественным имуще-ством, а не частной собственностью, поэтому они должны быть переданы крестьянам без выкупа. Великий князь Константин Николаевич, а затем и сам император, поддержали эту, вторую, точку зрения. Дело было решено: государственным крестьянам земля пере-давалась без выкупа, но они обязывались вносить в казну ежегодный платеж в виде "госу-дарственной оброчной подати" (при Александре III в 1886 г. эта оброчная подать практи-чески была превращена в выкупные платежи). По указу 1866 г. земля также переходила в собственность общины, а не лично крестьянина.

Таким образом, крестьянские реформы, осуществляемые в 1861--1866 г. и касавшие-ся подавляющей части крестьянства, не создали слоя мелких собственников, а укрепили общинную структуру, передав ей право собственности на землю. Освободившись от кре-постной зависимости, зависимости от государства или царской семьи, вроде бы получив землю, крестьянство оказалось в плену общины. Только 1/5, всей земли стало личной соб-ственностью крестьян, a 4/5 -- принадлежало общине, которая несла ответственность за уплату податей, за содержание сельских церквей, школ, за починку дорог. За кресть-ян, которые были не в состоянии уплатить налоги, расплачивалась община (круговая порука), но в наказание крестьянский надел мог быть отобран в пользу общества. Исполь-зовались в общине и телесные наказания.

Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, в принципе содержало статьи, допускавшие переход  на подворное землепользование, а также выход  из общины с наделом. Однако это было регламентировано таким условием, что  право практически  было нереализуемым, -- требовалось получить согласие 2/3 членов обще-ства. Фактически крестьянин не имел возможности выйти из общины и стать частным собственником земли.

В эпоху Александра II был предпринят еще  ряд реформ: университетская, военная, судебная, местного самоуправления. Две последние, с точки зрения модернизации, име-ли особо важное значение. Судебная реформа быка проведена наиболее последователь-но. В ее основу были положены следующие принципы: равенство всех перед законом; разделение судебной и административной власти; несменяемость судей; независимая организация адвокатуры; гласность, устность и состязательность судебного процесса; создание суда присяжных. Бессословный суд с выборными мировыми судьями (низшая инстанция) формировал новую для России гражданственность. Особенно ярко это де-монстрировал суд присяжных, в котором общество являлось не слушателем, а участни-ком процесса. Характерно, что состав присяжных в целом отражал социальную структуру общества. В 1883 г. в числе присяжных было: дворян и чиновников --14,9%, мещан -- 18,3%, крестьян -- 57%. Введение гласного бессословного суда фактически ограничивало самодержавие. Это был первый элемент разделения властей, реализованный в России.

Введение  выборною местного самоуправления принесло России:

1. Самоуправление являлось  важнейшим элементом  гражданского общества  за-падного типа.

2. Ломалась корпоративность  общества, складывалось  общество граждан.

3. Произошла частичная  децентрализация:  часть властных  функций от государствен-ного аппарата перешла к органам самоуправления, что означало отделение общества от государства.

Органы  самоуправления ведали делами местного значения, вели хозяйство, опреде-ляли смету доходов и расходов. Выборы не были равными. В них участвовали землевла-дельцы, имевшие 200 десятин земли или доход не менее шести тысяч рублей, а также горожане с таким же доходом. Для крестьян имущественный ценз не определялся, но выборы для них были не прямыми, а многоступенчатыми. Преимущество при такой системе выборов получали дворяне. К земским учреждениям относились губернские и уездные земские собрания и управы. Уездное земское собрание состояло из земских глас-ных, избираемых: а) уездными землевладельцами, б) городскими обществами, в) сельскими обществами. Губернские земские собрания состояли из гласных, избранных уезд-ными земскими собраниями на три года. Предводители дворянства автоматически ста-новились председателями земских собраний. Неравенство прав было очевидным, но при этом новым важным явлением была всесословность представительства в органах местного самоуправления.

Реформы потребовали изменений  в экономической  области. Уже первое крупное мероприятие  нового министра финансов повлекло за собой  настоящий переворот  в бюджетно-сметном  деле. В декабре 18б1 г. было принято решение  о публикации со следующе-го года государственной росписи доходов и расходов. Это подняло престиж российских финансов за границей и укрепило престиж страны на мировом рынке. С 1866 г. стали печататься в газетах и отчеты государственного контролера. Все финансовые средства го-сударства были сосредоточены в кассах казначейства, что способствовало упорядочению российских финансов и частичному смягчению произвола и расточительности в расходо-вании казенных сумм. Однако только частичному, поскольку в пореформенные десятиле-тия сумма сверхсметных расходов продолжала возрастать.

В целом экономическая  жизнь страны активизировалась. В короткий срок была со-оружена внушительная сель железных дорог. Если в 1857 г. ее протяженность составляла лишь 979 верст, то в 1881 -- 21900 верст. Постройка велась исключительно частными акци-онерными обществами, развивалась промышленность. Крестьяне массами потянулись на заработки "на фабрику" в города.

Военная реформа преследовала ряд целей: сократить  армию, сохранив и  укрепив ее боеспособность, уменьшить военные  расходы в бюджете, уменьшить степень  централи-зации в военной системе, ввести элементы самостоятельности командиров, обеспечить возможность для проявления инициативы военнослужащих и т.д. В 1874 г. была введена всеобщая воинская повинность (она не касалась кочевников, аборигенов Сибири), кото-рая составила стержень реформы. Призыву подлежало все мужское население, достигшее

21 года. Срок службы  в армии был  сокращен до 6 лет  в строю и 9 лет  в запасе (во флоте-- 7 лет в строю). Предусматривались  широкие льготы, связанные  с семенным положением, получением образования.  Длительность срочной  службы значительно  менялась в зависи-мости от уровня образования (имевшие высшее образование служили в строю всего пол-года). Началось перевооружение армии. Повысился уровень образованности офицерско-го корпуса (в середине 60-х гг. XIX в. половина офицеров не имела никакого образова-ния). В общей сложности военная реформа заняла 15 лет.

Изменения, происходившие в стране, не могли не затронуть систему образования. В 1863 г. университетам была возвращена автономия, вводилась выборность ректоров, деканов, профессоров. Университетский совет стал самостоятельно решать все научные, учебные и административно-хозяйственные вопросы. Представитель царской администрации -- попечитель учебного округа -- только наблюдал за соблюдением уставных положений и законов. Вместе с тем, если профессорско-преподавательский состав получил большие права, то студентам никаких прав предоставлено не было, что вызывало напряженность в студенческой среде. Система высшего и среднего образования стала доступной для всех сословий, возникла средняя и высшая школа для женщин.

Информация о работе Александровская модернизация