Анархизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:28, реферат

Описание работы

Анархи́зм— политическая философия, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком. Анархизм предлагает заменить сотрудничеством индивидов власть, существующую за счёт подавления одних людей другими и благодаря привилегиям одних по отношению к другим

Содержание

Понятие и суть анархизма
Теоретик революционного анархизма М. А. Бакунин

Работа содержит 1 файл

Анархизм.docx

— 23.47 Кб (Скачать)

Учреждение образования  Федерации профсоюзов Беларуси

« Международный университет  «МИТСО»

 

 

Кафедра истории права  и гуманитарных дисциплин

Дисциплина: идеология белорусского государства

 

 

 

 

Реферат на тему: «Анархизм»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2012 г.

 

Содержание:

 

  1. Понятие и суть анархизма
  2. Теоретик революционного анархизма М. А. Бакунин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анархи́зм— политическая философия, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком. Анархизм предлагает заменить сотрудничеством индивидов власть, существующую за счёт подавления одних людей другими и благодаря привилегиям одних по отношению к другим. Это означает, что, по мнению анархистов, общественные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности (исходящей из личной заинтересованности) каждого участника, а все виды власти (то есть принуждения и эксплуатации) должны быть ликвидированы

Семь базовых  принципов анархизма

1    отсутствие власти

   2 свобода от принуждения

  3  свобода ассоциаций

   4 взаимопомощь

  5  разнообразие

6   равенство

  7  братство

   1. Отсутствие власти подразумевает, что в анархистском обществе один человек, либо группа лиц не будут навязывать своё мнение, желание и волю другим лицам. Это же подразумевает отсутствие иерархии и представительной демократии, равно как и авторитарного правления. Анархизм исключает любого рода призывы к построению общества тоталитарного типа, при котором все люди будут подвергнуты тотальному контролю, а все сферы человеческой жизни будут стандартизированы вплоть до полного единообразия. Как раз наоборот, анархизм призывает к максимальному развитию каждой отдельной личности и индивидуализированный подход к решению проблем и потребностей отдельных людей, если на это существуют возможности

  2.  Свобода от принуждения предполагает отказ от принуждения одних людей другими к участию в какой бы то ни было деятельности, будь то в интересах отдельного человека или даже всего общества, против его воли. Участие в общественно значимых действиях либо проектах должно осуществляться по мысли анархистов не под внешним давлением, но при условии проявления личной ответственности перед обществом, частью которого он является

  3.  Свобода ассоциаций предполагает, что в обществе, организованном на анархистских принципах возможны любого рода ассоциации для удовлетворения всех общественных потребностей, любые общественные структуры должны создаваться свободно объединившимися людьми, обладающими равным правом определять будущее общества

Анархисты полагают, что  на место власти должен быть привнесён  принцип действительной низовой  инициативы, когда люди сами, коллективно  будут решать общественные вопросы, и индивидуально (без вреда для  других) свои личные вопросы. Ради решения  любых проблем, которые касаются общества в целом, а также осуществления  проектов, которые затрагивают широкие  слои общества, инициатива должна выстраиваться  снизу вверх, а не наоборот, как  это имеет место быть в современном мире. Если будет необходимость в крупных организациях, например по сбору и утилизации отходов, развитию компьютерных технологий, использованию природных ресурсов, организации промышленного производства, энергоснабжения и чего бы то ни было ещё, анархисты предлагают создавать федеративные сообщества снизу вверх, вплоть до всемирного уровня, либо на конфедеративных началах, с широким разветвлением горизонтальных связей. При создании федералистских образований анархисты предлагают осуществлять их через систему делегирования, с правом немедленного отзыва делегатов, базирующуюся на принципе императивного мандата. Федерации основываются на тех же базовых принципах, но действуют через представительство от коллективов. Такие делегаты не должны принимать решений за выдвинувших его людей, но должны выполнять возложенные на них обязательства (в этом и заключается принцип императивного мандата)

Два последующих  принципа взаимосвязаны:

    Взаимопомощь  — это синоним сотрудничества. Когда люди работают сообща, их  деятельность заметно эффективнее,  нежели когда каждый работает  поодиночке. Коллективное взаимодействие  — это укороченный путь к  достижению необходимого результата  при возможно меньшей затрате  усилий

    Разнообразие  — залог наиболее полноценной  жизни каждого отдельного человека, из которых состоит общество. Фордистско-тейлористская организация производства, стандартизация массового производства, унификация отчуждает людей друг от друга, способствует раздроблению общества на эгоистов, озабоченных только своими собственными интересами в ущерб окружающим. Данные тенденции, к тому же, способствуют разрушению окружающей среды. С другой стороны, тенденции развития цивилизации способствуют развитию разнообразия рабочего процесса, дестандартизации и демассификации (что делает анархизм только более актуальным направлением общественной мысли), а потому ужасы конвейерезации человеческой жизни, неотъемлемо сопровождающие индустриализм выглядят, по крайней мере в странах уже прошедших процесс индустриализации, отходящими в прошлое.

Можно сказать, что разнообразие — это более экологичная форма организации, так как подразумевает индивидуализированный подход к производству и потреблению, и, кроме того, анархисты полагают, что общественные организации более эффективно удовлетворяют интересы людей тогда, когда те имеют возможность формировать их по своему усмотрению. Когда человеческая жизнь основывается на разнообразии, люди взаимодействуют более естественно и непосредственно. Кроме того, разнообразие приводит к тому, что отдельных людей становится всё сложнее контролировать. С другой стороны нельзя идеализировать понятие разнообразие, так как оно возможно и в капиталистическом обществе (и не только в той форме, в которой рассматривал этот вопрос Элвин Тоффлер), что порождает пресловутое «общество потребления», которое как раз наоборот облегчает осуществление власти государством и капитализмом, и, кроме того, способствует всё более стремительному исчерпанию природных ресурсов.

Анархизм возможен только при так называемой «пространственной  неопределённости», то есть когда невозможен тотальный контроль «сверху». К сожалению, развитие современных технологий только усиливают данный контроль, вроде  бы не давая возможности такому строю, как анархизм[20]. Между тем, в сообществе свободных технологий есть другая неопределённость: между заказчиком и потребителем товара. Так что в этом смысле, как строй, анархизм в современных  условиях всё равно возможен.

    Равенство —  означает отсутствие иерархии, одинаковые  для всех возможности удовлетворения  своих личных потребностей в  искусстве, творчестве, продуктах труда, а также равный доступ ко всем общественным благам, в том числе последним достижениям науки и техники.

    Братство подразумевает,  что все люди являются равными,  что интересы и потребности  одних не могут быть важнее  и/или ценнее интересов и потребностей других людей

Видный теоретик революционного анархизма Михаил Александрович Бакунин (1814 — 1876 гг.). Анархистская теория Бакунина сложилась в середине 60-х гг. В работах "Кнуто-германская империя и социальная революция" (1871 г.), "Государственность и анархия" (1873 г.) и ряде других Бакунин излагает историко-социологическое и философское обоснование своей доктрины.

Последним словом науки Бакунин  называл признание того, что "уважение человеческой личности есть высший закон  человечества и что великая, настоящая  цель истории, единственно законная, это очеловечение и освобождение, реальная свобода, реальное благосостояние, счастье каждого живущего в обществе индивида. Ибо коллективная свобода  и благосостояние реальны лишь тогда, когда они представляют собою  сумму индивидуальных свобод и процветаний". Первым человеческим законом, по Бакунину, является солидарность, ибо только коллективная трудовая деятельность способна освободить человека от ига внешней  природы и благоустроить поверхность  земли. Второй закон общества — свобода.

Свобода человека состоит  в познании и признании естественных законов; эта свобода осуществляется лишь в обществе, которое не ограничивает, а создает свободу человеческих индивидов. Человек свободен постольку, поскольку он признает равенство, свободу  и человечность всех людей, окружающих его, которые, в свою очередь, признают его свободу и человечность, —  утверждал Бакунин.

Эта свобода, являющаяся закономерностью  и целью истории, до сих пор  нарушается. "До настоящего времени, — писал Бакунин, — вся история  человечества была лишь вечным и кровавым приношением бедных человеческих существ  в жертву какой-либо безжалостной абстракции: бога, отечества, могущества государств, национальной чести, прав исторических, прав юридических, политической свободы, общественного блага. Таково было до сих пор естественное, самопроизвольное и роковое движение человеческих обществ".

История общества, согласно теории Бакунина, не была очеловечена  по той причине, что общественная жизнь основывалась "на поклонении божеству, а не на уважении человека; на власти, а не на свободе; на привилегиях, а не на равенстве; на эксплуатации, а не на братстве людей". Любая  власть создает привилегии для обладающих ею, стремится прежде всего увековечить себя. "Человек, политически или экономически привилегированный, есть человек развращенный интеллектуально и морально. Вот социальный закон, не признающий никакого исключения".


Информация о работе Анархизм