Андроновская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:00, курс лекций

Описание работы

В эпоху бронзы обширные степные пространства Сибири, Приуралья, Казахстана и Средней Азии были населены родственными по происхождению и общности исторических судеб племенами, оставившими яркую самобытную культуру. В науке она получила условное название "андроновской" по месту нахождения первого памятника у с. Андроново близ Ачинска.

Работа содержит 1 файл

тема 2 ист.каз..docx

— 30.19 Кб (Скачать)

Андроновская  культура

В эпоху бронзы обширные степные пространства Сибири, Приуралья, Казахстана и Средней Азии были населены родственными по происхождению и общности исторических судеб племенами, оставившими яркую самобытную культуру. В науке она получила условное название "андроновской" по месту нахождения первого памятника у с. Андроново близ Ачинска.

Один из основных центров  андроновской культуры находился на территории Казахстана. Андроновское население западных районов испытывало постоянное влияние близкородственных  племен срубной культуры и, в свою очередь, оказывало на них прямое воздействие.

Археологические данные свидетельствуют  о том, что андроновское население  в подавляющем большинстве вело оседлый образ жизни. Поселки  располагались по берегам рек  с широкими пойменными лугами. В  каждом поселке, окруженном глубоким рвом и валом с установленным на нем частоколом было 10-20 больших полуземлянок. Заглубленный на 1-1,5 м. деревянный сруб перекрывался двускатной или пирамидальной крышей с отверстиями, дымоходами и световыми окнами. Крыша поддерживалась несколькими столбами. В каждом доме жила большая семья 30-50 человек, а поселок с прилегающими пахотными землями, пастбищем и кладбищами принадлежали одному роду. При патриархальном обществе жилищами остались такие же землянки, к которым пристраивались различные хозяйсивеные постройки, а также загоны для скота. Для этих поселков был характерен комплексный характер скотоводческое земледельческого хозяйства с заметным преобладанием пастушеского хозяйства.

С андроновским временем связано  широкое распространение металлических  орудий труда, оружия и украшений: втульчатых, так называемых вислооблушныш топоров, ножей с выемкой у основания, кельтов, своеобразных наконечников копий и стрел, браслетов, зеркал, бус и различных подвесок.

Главными этнографическими признаками культуры, отличающими андроновское население от других племен, являются погребальный обряд, своеобразный набор  глиняной посуды с геометрическим орнаментом, формы металлических изделий.

Андроновские племена  возводили погребальные сооружения в виде каменных оград различных  конфигураций: прямоугольной, круглой, овальной. Нередко, особенно в Приуралье, они заменялись курганными насыпями. Умерших соплеменников либо сжигали, либо хоронили особым способом на боку, в скорченном положении, в ящиках из каменных плит или в прямоугольных грунтовых ямах.

Сосуды лепились в ручную. В отличие от круглодонной посуды предшествующего времени они имели плоское дно. Их внешняя поверхность украшалась сложным геометрическим орнаментом, наносившимся гребенчатым или гладким штампом.

Специфической формой украшений, не выходившей за пределы распространения  племен андроновской культуры, были серьги из листового листа, свернутые в  полтора оборота, украшения головного  убора и одежды в виде "очковидных" и "лапчатых" подвесок, брелки с четким орнаментом, браслеты со спирально закрученными концами.

Это указывает на высокий  уровень культуры. Происхождение  андроновской культуры-проблема дискуссионная. Трудности выяснения этой проблемы заключается в недостаточной изученности памятников предшествующей эпохи неолита и энеолита. В исторической науке существует ряд гипотез. По одной из них предполагается, что андроновская культура возникла в результате проникновения пришлого из Средней Азии населения в среду Казахских неолитических охотников и собирателей. Оно принесло с собой навыки и формы производящего хозяйства. Такой контакт и привел через несколько столетий к возникновению в степной и лесостепной зонах качественно новой культуры андроновских племен.

Большинство исследователей, однако, считает, что андроновская культура образовалась на основе естественного  развития родственных по культуре и, очевидно, по происхождению племен северной полосы казахстанских степей и прилегающих районов Зауралья и Западной Сибири эпохи неолита  и энеолита. Уже в то время были известны скотоводство, примитивное  земледелие и зачатки горного  дела.

Дальнейшее развитие придомного пастушеского скотоводства и мотыжного пойменного земледелия привело к большей оседлости, появлению домашних промыслов, развитию металлургии. Примерно одинаковый уровень прогресса этих основных производств материальных благ в обширной степной зоне привел к сложению характерных особенностей андроновской культуры, к близким формам социального уклада общества.

Андроновская культура в  широком историко-культурном понимании  этого термина соответствует  раннему (XVIII-XVI вв. до н.э.) и среднему (XV-XII вв. до н.э.) периодам эпохи бронзы. В конце II начале I тыс. до н.э. в экономике, быту и культуре племен андроновской культуры происходили изменения, вызванные новой хозяйственной основой общества, переходом к яйлажному, затем к кочевому скотоводству.

В этот период, получивший название эпохи поздней бронзы (XII-начало VIII вв. до н.э.) андроновские традиции в  хозяйстве и культуре сменяются, как показали археологические источники, более прогрессивными формами экономики  и материальной культуры общества эпохи  раннего железа.

 

Бегазы-Дандыбаевская культура - феномен поздней бронзы Центрального Казахстана.

В археологии Казахстана существует неразгаданный феномен бегазы-дандыбаевской культуры, неразрывно связанный с уникальным природно-географическим регионом Центрального Казахстана (Сары-Арка). Эта обширная мелкосопочная страна площадью около 2 млн. кв. км., несмотря на активные археологические изыскания, до сих пор хранит тайны многих страниц первобытной и средневековой истории. Два фактора определяли интенсивность освоения и достаточно высокий уровень культуры древних племен, населявших Центральный Казахстан - это обширные пастбищные угодья и многочисленные месторождения руд.

В эпоху бронзы (II тыс. до н.э.) начинается разработка рудных месторождений меди, олова, золота. В это время в экологически удобных оазисах на берегах маленьких степных речек обитает довольно многочисленное андроновское население, занимавшееся земледелием, пастушеским скотоводством, горным делом, металлургией и металлообработкой. Процветание Центрально-казахстанских андроновцев обеспечивалось, вероятно, скотом и продукцией бронзолитейного производства. Взлет культуры эпохи бронзы падает на начало первого тысячелетия до н.э.(Х-VIII вв. до н.э.), на период поздней бронзы по евразийской периодизации. Археологические комплексы этого времени и образуют бегазы-дандыбаевскую культуру.

Это культура, в облике которой  сохраняются ведущие характеристики бронзового века и одновременно проступают, формируются черты следующей  археологической эпохи - раннего  железного века. В погребальном обряде наряду с традиционным положением умерших скорченно на боку, единично появляются захоронения вытянуто на спине. В могильных ямах рядом с сосудами с богатым геометрическим декором обнаружена грубо сформованная неорнаментированная посуда Предтасмолинского облика. В мавзолее Бегазы обнаружены бронзовые черешковые наконечники стрел, определившие верхнюю дату культуры. Фиксируются новшества и в архитектуре жилищ.

Исследования 30-40х годов XX века подготовили основу для выделения  бегазы-дандыбаевской культуры. Первые исследования от- несли ее к локальному варианту карасукской культуры (М.П. Грязнов). Сводка накопленного, характеристика культуры приведены в монографии А.Х. Маргулана 1979 года "Бегазы-дандыбаевская культура Центрального Казахстана".

Своеобразными "визитными  карточками" бегазы-дандыбаевской культуры являются монументальные погребальные Сооружения, получившие название "скальные мавзолеи" и прекрасной выделки сосуды с богатьм декором и красным лощением.

Уже первые находки посуды в бегазы-дандыбаевских могилах удивили исследователей не только тонкостенностью керамики, лощеной поверхностью, но и нанесением на поверхности некоторых из них тамгообразных знаков.

Не укладывались в стандартные  представления о степной бронзе и грандиозные "скальные мавзолеи" (Сангру, Бегазы, Аксу-Аюлы). Это были строения прямоугольные, квадратные, либо круглые в основании (размеры по осям от 8 до 10 м). Стены их сложены из горизонтально уложенных плит, скрепленных раствором. Плиты укладывались с напуском вовнутрь, создавая в древности сводчатое перекрытие. Внутри мавзолеев раскопаны центральные могилы, глубиной около 1 м, стены их тоже оформлены горизонтально уложенными или вертикально стоящими плитами. Верхняя часть конструкций выступает над современной поверхностью. Вокруг могилы сооружалась "обходная галерея", на которой расчищены многочисленные жертвенно-поминальные комплексы: сосуды, кости животных, вещи. Все раскопанные мавзолеи оказались ограбленными. С восточной стороны к мавзолеям примыкают длинные коридоры. По внешнему периметру наиболее грандиозные из строений (Сангру I,II Бегазы) были дополнительно окружены вертикально врытыми каменными плитами высотой 3,0 - 4,0 м. Необходимо указать, что памятники типа бегазинских "скальных мавзолеев" немногочисленны на территории Центрального Казахстана.

Появление в начале первого  тысячелетия до н,э. в степях Казахстана столь грандиозных сооружений объясняется как показатель роста богатств местного андроновского населения, как яркое проявление социального расслоения племен эпохи бронзы. Здесь кроются истоки новых для Степи явлений в виде процессов социо- и политогенеза, охвативших Степь во второй половине I тыс.до н.э.

В изучении бегазы-дандыбаевской культуры, несмотря на обилие материала, больше проблем, чем ясного. Дискуссионным остается проблема соотношения андрона и бегазы-дандыбаевцев. Завоеватели или эволюция местных андроновских племен? Можно ли, опираясь на находки тамгообразных знаков на керамике и немногочисленность крупных "скальных мавзолеев", говорить о их пришлости? Можно ли относить их к прототюркам, выходцам из Центральной Азии (мнение Е.Е. Кузьминой). Столь же дискуссионны и малоизучены вопросы участия бегазы-дандыбаевцев в становлении культур раннего железного века: сакской и тасмолинской. И эти проблемы трактуются неоднозначно и требуют своего решения.

В последние десятилетия  банк центральноказахстанских материалов поздней бронзы значительно расширился и пополнился новыми коллекциями. По данным В.В. Варфоломеева открыто 60 поселений с культурными слоями поздней бронзы и 200 крупных могильников.. Вскрытые площади на поселениях эпохи бронзы достигают нескольких десятков тысяч кв. метров, частично вскрыты курганы рядового населения бегазы-дандыбаевских племен.

Весь этот orpомный материал тpeбует систематизации именно с позиций решения проблемы бегазы-дандыбаевской культуры. Необходимо осуществить картирование курганов и погребений с бегазы-дандыбаевской керамикой. Очертить ареал распространения "скальных мавзолеев". Необходимо продолжить paскoпки курганов рядового населения бегазы-дандыбаевцев. Такие могильные поля известны на территории Акмолинской (мoгила у г.Степногорска) и Карагандинской областей (мог.Карашаш). Необходимы массовые и разнообразные анализы продукции гончарного производства, костяных изделий, трасологический анализ каменных орудий труда на предмет специализации горнорудного и металлообрабатывающего производства, спектральный анализ бронзовых изделий, палеоантропологические исследования.

Изучение бегазы-дандыбаевской культуры - это история складывания современной этнической карты Центральноазиатского региона. Это вопросы взаимоотношений носителей индоиранской и тюркоязычной групп народов. Это проблема становления кочевого скотоводства, это история СТЕПИ в период перехода к раннему железному веку.

 

Саки

На территории Казахстана племена стали объединяться в  союзы племен в эпоху железа. Сакские племена населяли территорию Казахстана и Средней Азии в I тысячелетий до н. э. Сведения о саках содержатся на клинописных наскальных надписях персидских царей.

Персидские источники I тысячелетия  до н. э. называли жителей степей - Саками. Слово «сак» по сведениям персов означало «Великие мужи». Иранские источники называют их также «Турами с резвыми конями». Саки были европеоидами,однако в их внешнем облике появляются уже монголоидные черты. Наиболее интересные сведения о саках представляют сочинения греко-римских авторов. Древних саков в своих трудах описывал Геродот и Страбон. Греческие источники 1 тысячелетия до н. э. называпн жителей Степи «Азиатскими скифами». Геродот называл саков массагетами. Племена саков-тиграхауда расселялись на территории Семиречья и в горах Тянь- Шаня. Племена саков- парадарайя расселялись на территории Приаралья и низовьях Сырдарьи, южнее них расселялись саки- хаомаварга.

Общественное устройство саков находилось на уровне распада  первобытного строя и формирования военной демократии. Сакское общество состояло в основном из трех групп населения; воины жрецы, общинники (скотоводы и * земледельцы). Основную массу населения сакского общества составляли общинники-скотоводы В сакском обществе в решении вопросов племени и межродовых отношений велика была роль народного собрания.

Женщины в сакском обществе находились в почетном положении. Источники свидетельствуют, что правителями саков часто были женщины, наиболее известна царица Томирис, она управляла саками в VI в. до н. э.

Информация о работе Андроновская культура