Арабский Халифат

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:23, реферат

Описание работы

Халифат как средневековое государство сложился в результате объединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров.
Характерной чертой возникновения государственности у арабов в VII в. была религиозная окраска этого процесса, который сопровождался становлением новой мировой религии — ислама. Политическое движение за объединение племен под лозунгами отказа от язычества, многобожия, объективно отражавшее тенденции зарождения нового строя, получило название "ханифского".

Работа содержит 1 файл

Арабский халифат.docx

— 27.25 Кб (Скачать)

Право Халифата

     Главным источником права у мусульман  с возникновением Халифата и до сих  пор считается шариат – свод религиозно-этических и правовых предписаний ислама. Он включает нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права и опирается на Коран, Сунну и иджму.

     Коран – главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч. Содержащиеся в нем предписания носят характер религиозно-моральных направляющих установок.

     Сунна – сборник преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. В значительной своей части содержат предписания относительно семейно-наследственного и судебного права.

     Иджма – согласное мнение авторитетных мусульманских правоведов, знатоков шариата по отдельным религиозно-правовым и бытовым вопросам, решение которых не может быть основано на Коране и Сунне.

     Кроме того, в мусульманских странах  по каждому важному вопросу общественной жизни обязательным было получение  фетвы – юридического заключения высших религиозных авторитетов  о соответствии того или иного  действия или явления Корану и  шариату.

     По  мере распространения ислама появились  и другие источники права –  указы и распоряжения халифов, местные обычаи, не противоречащие исламу и др.

     Право собственности. В мусульманском праве были закреплены следующие правовые земельные статусы:

  • хиджаз – земли, где жил Мухаммед (Мекка с окрестностями);
  • вакуф – земли, переданные мечетям, школам и др. организациям на религиозные и благотворительные цели;
  • икта – условные временные пожалования феодалам за службу земли;
  • мульк – частная земельная собственность.

     Шариату было известно деление вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые, характеризующиеся индивидуальными признаками и не имеющие таковых.

     Особую  категорию составляли вещи, которые  не могли или не должны были находится в собственности (воздух, море, пустыня, мечети, водные пути). Не признавалась собственность на «нечистые вещи» - вино, свинину, книги, противоречащие положениям ислама и др.

     Семейное  право. Шариат рассматривает брак как религиозную обязанность мусульманина. Для заключения брака требовалось согласие сторон, в том числе и невесты. Волю невесты вправе были выразить и ее родители, поэтому брак часто выступал как торговая сделка между отцом невесты и женихом.

     Коран признает за мусульманином право  иметь до четырех жен одновременно. Муж  обязывается предоставить всем им имущество, жилище и одежду, которое соответствует его положению.

Ислам закреплял зависимое положение  жены. Она не участвовала самостоятельно в имущественном обороте, а была обязана вести домашнее хозяйство  и воспитывать детей.

     Развод  известен в нескольких видах. Муж  имел право развестись с женой и по точно определенным поводам, и без повода; жена имела право требовать развода через суд по строго определенным основаниям.

     Наследственное  право. В мусульманском праве существовало наследование по закону и по завещанию. При наследовании по закону из имущества умершего сначала покрывались расходы, связанные с его погребением, затем выплачивались его долги. Оставшееся имущество переходило к законным наследникам.

     Характерными  чертами наследования по завещанию  были: завещание не могло составляться в пользу законных наследников; не могло  затрагивать более трети имущества  завещателя; требовало присутствия  двух свидетелей.

     Уголовное право. Все преступления мусульманского права делились на 3 группы:

  • преступления против основ религии и государства (отступничество от ислама, бунт, сопротивление властям, кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние);
  • преступления против отдельных лиц;
  • правонарушения, наказание по которым строго не установлено.

     В качестве мер наказания были:

  • смертная казнь в различных видах;
  • членовредительские и телесные наказания;
  • лишение свободы;
  • имущественные санкции;
  • ссылка.

     Судопроизводство. Судебный процесс носил обвинительный характер. Основными чертами судопроизводства были: непрерывность судебного процесса, единоличное решение судебных споров, отсутствия различия между гражданскими и уголовными делами.

     Дела  возбуждались заинтересованными лицами, а не государственными органами. Стороны  должны были сами вести дело. Процесс  проходил устно. Основными доказательствами являлись признания сторон, показания  свидетелей и клятвы.

Информация о работе Арабский Халифат