Архитектура Беларуси на рубеже 19-20 вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной проблемы обусловлена возросшим вниманием исследователей к проблемам стиля в архитектуре. Архитектура – летопись истории народа в камне и дереве. Градостроительные ансамбли, крепости, дворцы, храмы, ратуши и другие общественные здания, народное жилище в своих лучших образцах отражают талант народа, создавшего их. Архитектурное наследие – свидетельство творчества многих поколений, которое дало нам замечательные примеры совершенства композиционных решений и богатства форм.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

1 ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ…………………………………….5

2 КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА……………………………………………8

3 ЭКЛЕКТИКА В АРХИТЕКТУРЕ БЕЛАРУСИ………………………..…21

4 МОДЕРН В БЕЛОРУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ………………………..…27

5 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АРХИТЕКТОРА С. ШАБУНЕВСКОГО В
Г. ГОМЕЛЕ………………………………………………………………..….34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…..38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…..….41

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………

Работа содержит 1 файл

р1оманов-доработка.docx

— 610.85 Кб (Скачать)

 

                                    РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа   52 страницы,   28 наименований литературы.

Ключевые  слова: архитектура, строительство, исторические архитектурные стили, общеевропейский стиль модерн, культовые сооружения.

Объект исследования – развитие архитектуры Беларуси на рубеже XIX-XX веков.

Предмет исследования:  архитектура гражданских, культовых, промышленных зданий на территории Беларуси на рубеже XIX-XX веков.

Методы  исследования.Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: общенаучный анализ конкретно исторического материала, специально-исторические: историко-системный, историко-сравнительный, историко-генетический.

Цель исследования– исследовать особенности архитектурных стилей на территории Беларуси  на рубеже XIX-XX веков.

Задачами курсовой работы являются:

1 Проанализировать  имеющуюсянаучную литературу и источники по  проблеме исследования.

2Рассмотреть процесс возрождения католического строительства на рубеже XIX-XX веков.

3Показать особенности архитектуры синагог и старообрядческих церквей.

4Изучить процесс увеличения исторических стилей с употреблением новых технологий, металлических конструкций и т.д.

5 Охарактеризовать этап  зарождения общеевропейского стиля  модерн, его художественную концепцию  и использование в белорусской  архитектуре.

6 Исследовать деятельность  архитектора С. Шабуневского в  г. Гомеле.

Выводы:Технические достижения в строительстве и архитектуре XIX в. стали возможными благодаря росту металлургической промышленности.  А в связи с развитием железнодорожного транспорта  во второй половине века появилась возможность создания стальных строительных конструкций. Важным этапом в истории белорусской строительной техники явилось применение в конце XIX в. несущих конструкций из нового материала – железобетона. Исторический ретроспективизм стал одной из основ формирования внутристилевых течений в рассматриваемый период. К ним относятся: необарокко;  нероманский стиль;  неоготика;  неовизантийский стиль;  неоклассицизм. Характерные черты архитектуры присущие данным стилям в Беларуси: обращение к автохтонным славянским и византийским корням; использование в создании архитектурного образа построек известных архитектурных форм барокко и классицизма; применение высококачественного керамического кирпича в качестве «лицевого» материала для создания архитектурной выразительности построек; обращение к крупным и мелким (декоративным) византийским архитектурным формам, особенно в храмовом строительстве.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

 

1 ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ…………………………………….5

 

2 КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА……………………………………………8

 

3 ЭКЛЕКТИКА В АРХИТЕКТУРЕ БЕЛАРУСИ………………………..…21

 

4 МОДЕРН В БЕЛОРУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ………………………..…27

 

5 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АРХИТЕКТОРА  С. ШАБУНЕВСКОГО В

Г. ГОМЕЛЕ………………………………………………………………..….34

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…..38

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….…..….41

 

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………….……..….43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность данной проблемы обусловлена  возросшим вниманием  исследователей к проблемам стиля  в архитектуре. Архитектура – летопись истории народа в камне и дереве. Градостроительные ансамбли, крепости, дворцы, храмы, ратуши и другие общественные здания, народное жилище в своих лучших образцах отражают талант народа, создавшего их. Архитектурное наследие – свидетельство творчества многих поколений, которое дало нам замечательные примеры совершенства композиционных решений и богатства форм.

В силу разных обстоятельств  различные области белорусского искусства, и в первую очередь архитектура, были связаны не только с русским, но и с восточно-европейским и в известной степени с западным средневековым искусством. В этом заключается одна из особенностей развития белорусского зодчества. На протяжении веков в Беларуси работали архитекторы, инженеры, художники разных национальностей. Это итальянцы – Бернардони, Паракко, Фонтана, Педетти, Сакко, Спампани (ХVI-ХVIII вв.); фламандцы – Норхарт, Ван Лаер, Ван Доден (ХVI-ХVII вв.); французы – Габриэль, Пусье (XVIII в.); немцы – Беккер, Мезер, Кнобель, Пепельман (XVIII-XIX вв.); бельгийцы – Пенс, Дидерштейн (ХVI-ХVIII вв.); поляки – Лутницки, Тычецки (XVIII-XIX вв.); литовцы – Гуцевичус, Подчашинскис (XVIII-XIX вв.). Плодотворно трудились в Беларуси известные русские зодчие – Львов, Стасов, Старое, Мельников, Марфельд, Фомин (конец XVIII – начало XX вв.). С другой стороны, выходцы из Беларуси – строители, художники, мастера прикладного искусства, работая в России и странах Западной Европы, снискали там известность. Скульптурная деревянная резьба иконостаса Смоленского собора в Новодевичьем монастыре (1685) была выполнена белорусскими мастерами в содружестве с русскими художниками. Белорусские мастера участвовали в отделке рельефными многоцветными изразцами Кремлевского Теремного дворца в Москве (конец XVII в.).

Беларусь была регионом, где в течение веков соединялись  творческие силы многих народов. Такое  взаимообогащение способствовало формированию национального своеобразия белорусской  архитектуры, а также созданию произведений, представляющих значительный интерес  для соседних стран. Проблема стиля для архитектуры XIX – начала XX века была основной, определяющей поиски художественного языка. В истории данный аспект формирования архитектуры является объектом всестороннего изучения. Наряду с основополагающими трудами, посвященными стилевому развитию архитектуры XIX – начала XX века, в последние десятилетия сформировался обширный круг работ, рассматривающих архитектуру губерний и отдельных городов. Изучение сохранившегося архитектурного наследия, обширного круга архивных материалов, позволяет проследить в архитектуре Беларуси как общие для российской архитектуры тенденции развития, так и региональную специфику освоения форм стилевой архитектуры (возникшую вследствие самобытности, особенностей социально-экономического и культурного развития). Историография белорусской архитектуры представлена работами ученых – специалистов в различных областях  науки. Определенное место среди них занимают исследования историков архитектуры, посвященные архитектуре и градостроительству Беларуси. Это работы В.А. Чантурии [26], А.А. Воинова [6], В.В. Калнина [15],В.Ф. Морозова [20], Б.А. Лазуко [18], А.И. Локотко [19], А.А. Горбацкого [7], И.Н. Слюньковой [24] и др.Усилиями ученых белорусское общество начала XX в было подготовлено к восприятию отечественного искусства предыдущих веков, а превращение реставрации в научную дисциплину позволило впервые увидеть подлинные шедевры прошлого, заново обрести национальное культурное достояние – средневековую иконопись, архитектуру, фресковую живопись, сделав их фактом не только белоруской, но и мировой культуры.

Изучение материальной культуры белорусов, особенного такого ее крупного раздела  как архитектура требует системного подхода, комплексного метода исследования, привлечения разнообразных источников – вещественных, письменных, изобразительных, литературных. Но, несмотря на обилие и многообразие источников, они даже в своей совокупности не дают сплошного материала ни в территориальном, ни в хронологическом отношении.

В связи с актуальностью  данной проблемы была определена тема исследования «Развитие архитектуры Беларуси на рубеже XIX-XX вв.».

Цель исследования– исследовать особенности архитектурных стилей на территории Беларуси  на рубеже XIX-XX вв.

Объект исследования – развитие архитектуры Беларуси на рубеже XIX-XX вв.

Предмет исследования:  архитектура гражданских, культовых, промышленных зданий на территории Беларуси на рубеже XIX-XX вв.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, определяются его основные задачи:

1. Проанализировать  имеющуюся научную литературу и источники по  проблеме исследования.

2.  Рассмотреть процесс возрождения католического строительства на рубеже XIX-XX вв.

3. Показать особенности архитектуры синагог и старообрядческих церквей.

4.  Изучить процесс увеличения исторических стилей с употреблением новых технологий, металлических конструкций и т.д.

5. Охарактеризовать этап  зарождения общеевропейского стиля модерн, его художественную концепцию и использование в белорусской архитектуре.

6. Исследовать деятельность архитектора С. Шабуневского в г. Гомеле.

В работе были использованы следующие методы:

– общенаучный анализ конкретно исторического материала,

– специально-исторические: историко-системный, историко-сравнительный, историко-генетический.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКИ

 

 

Историография архитектуры Беларуси на рубеже XIX-XX вв.представлена работами многих исследователей. Интересный и важный материал содержится в учебнике по истории архитектуры Беларуси который  подготовил профессор В.А. Чантурия [26], учебник затем дважды переиздавался и был отмечен Государственной премией БССР. В нем впервые обобщен и систематизирован обширный материал, касающийся развития архитектуры Беларуси с древнейших времен до начала ХХ в. Труды В.А. Чантурии положили начало включению информации о памятниках архитектуры в энциклопедические издания Беларуси.  Под его руководством  было подготовлено два тома учебного пособия «Атлас памятников архитектуры и мемориальных комплексов Белоруссии» (1983, 1987 гг.), первый из которых удостоен Диплома и медали Всемирного биеннале архитектуры в Софии в 1985 г.

По проблемам теории и  истории архитектуры опубликовано много книг и статей в научных изданиях Беларуси, России, Украины, Литвы, Польши, Германии, США и Китая. Основными изданиями являются: «Архитектура Беларуси конца ХVIII – начала ХIХ в.» (1962) и «Памятники архитектуры и градостроительные ансамбли Беларуси» (1986) В.А. Чантурии; «И.Г. Ланбард»(1976) А.А. Воинова; «Архитектура дорог Беларуси» (1978) А.С. Сардарова; «История архитектуры народного жилища Беларуси» (1989) В.В. Трацевского; «Белорусское народное зодчество» (1992) С.А. Сергачева; «Православное зодчество Беларуси» (1995) Г.А. Лаврецкого; «Гомель классический. Эпоха. Меценаты. Архитектура» (1997), «История архитектуры Беларуси. Эпоха классицизма» (2006) В.Ф. Морозова; «Архитектурная теория Германии эпохи романтизма и развитие западноевропейского зодчества конца ХVIII – первой половины ХIХ в.» (2000) Н.В. Кожар; «Градостроительная культура Гродно» (2007) Ю.Н. Кишика. Белорусские ученые А.А. Горбацкий, Г.Г. Нечаева, С.И. Леонтьева глубоко исследуют вопросы взаимовлияния культуры русских старообрядцев и белорусской народной культуры, 

Усилиями этих ученых белорусское  общество начала XX в. было подготовлено к восприятию отечественного искусства XII-XVI вв., а превращение реставрации в научную дисциплину позволило впервые увидеть подлинные шедевры прошлого, заново обрести национальное культурное достояние – средневековую иконопись, архитектуру, фресковую живопись, сделав их фактом не только белоруской, но и мировой культуры.

Изучение средневекового искусства сыграло огромную роль в развитии культуры XIX – начала XX в., явившись фундаментом для всех модификаций стилей, с которыми связывали основные надежды на придание нового импульса религиозному искусству, пришедшему к концу XIX в. в полный упадок.

Много информации о жизни  старообрядчества содержится в работах  А.А. Горбацкого «Старообрядческие  храмы Беларуси» (2008); « Белорусское имение Ветка и его судьба в начале XX в.» (2002);  «Старообрядчество на белорусских землях: Монография» (2004); «Стараабраднiцтва на Беларусi ў пач. XVII –пач. XX cт.» (1999). После длительного периода подпольного существования и гонений вопрос о сооружении храмов имеет для этой категории населения Беларуси принципиальное значение – всему, что с этим связано, уделяется большое внимание.

Книга А.И. Локотко «Архитектура европейских синагог» представляет собой первое в современном отечественном архитектуроведении специальное исследование, посвященное истории и архитектуре синагог. В ней анализируется история еврейского сакрального строительства с древнейших времен и до наших дней на Ближнем Востоке, в античном мире, государствах Европы, в США и Австралии. На примерах многочисленных памятников исследуется архитектура европейских синагог и в частности Беларуси. Впервые предложена научно обоснованная гипотеза исторического процесса формирования архитектурного образа этого типа сооружений, раскрыты причины развития их уникальных конструкций. Данное издание содержит в себе множество редких иллюстраций и фотоснимков европейских синагог, многие из которых не сохранились. Книга в популярной форме рассказывает не только об архитектурном развитии синагог, но и знакомит с социально-культурной и духовной жизнью еврейского народа [19].

Время постепенно сглаживает в памяти дела былых кумиров и  талантов. И если сегодня попросить  вспомнить имена известных белорусских  зодчих XX столетия, то в ответ услышим  не более десятка фамилий. Так  что для многих будет своеобразным открытием книга Вячеслава Чернатова «Станислав Шабуневский». Это уже третья монография автора серии «Майстры каменнага летапiсу». Она о яркой творческой индивидуальности славного сына белорусского народа, гражданского инженера, зодчего Станислава Даниловича Шабуневского (1868-1937) [28]. 

Информация о работе Архитектура Беларуси на рубеже 19-20 вв