Архитектура Московского княжества

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:37, реферат

Описание работы

Куликовская битва, в которой полки Дмитрия Донского наголову разбили полчища хана Мамая. Куликовская битва явилась поворотным моментом в истории Московского княжества. Она способствовала освобождению Руси от татарского ига. При великом московском князе Иване III Москва становится столицей русских княжеств и возвышается среди других городов древней Руси.

Работа содержит 1 файл

Копия Копия Копия КАХД.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

      Внутри  центральная часть собора отделена от алтаря пятиярусным иконостасом XVII века высотой около 16 метров, покрытым в конце XIX века Чеканным позолоченным серебром. Иконостас выполнен в 1652-1653 годах живописцами Троице-Сергиева монастыря. В 1682 году иконы пострадали от пожара и были обновлены царскими изографами Кириллом Улановым, Георгием Зиновьевым и Тихоном Филатьевым. На протяжении столетий в

      Успенском соборе накапливались иконы, созданные  русскими живописцами. Самая древняя  икона собора - «Святой Георгий».

      Во  время Отечественной войны 1812 года собор был подвергнут опустошению наполеоновскими войсками. Из части серебра, отбитого потом русскими казаками, была выкована люстра, которая висит в центре собора. Древнейший памятник прикладного искусства в соборе - его южные двери, на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы. 
 
 

      3. Царицино 

      Дворцово-парковый ансамбль на юге Москвы. Заложен он по повелению императрицы Екатерины II в 1776 году. Находится в ведении музея-заповедника «Царицыно», основанного в 1984 году.

      Это исторически сложившаяся, наиболее известная и благоустроенная часть особо охраняемой природной территории «Царицыно», расположенной между московскими районами Царицыно, Бирюлёво Восточное, Орехово-Борисово Южное и Орехово-Борисово Северное.

      Царицынский дворцово-парковый ансамбль, занимающий площадь более 100 гектаров, расположился на холмистой пересечённой оврагами местности, на месте бывшей усадьбы князей Кантемиров и унаследовал некоторые её черты. Территория ансамбля и парка ограничена с северо-востока и юга двумя глубокими оврагами, с запада — Царицынскими прудами, с востока — комплексом оранжерей.

      Царицыно  является важнейшим памятником так  называемой «русской готики». Над созданием  императорской резиденции в течение 20 лет работали последовательно два наиболее известных архитектора своей эпохи — Василий Баженов и Матвей Казаков. Царицыно — самая крупная в Европе псевдоготическая постройка XVIII века и единственный дворцовый комплекс, разработанный в этом стиле. Особенности дворцово-паркового ансамбля во многом определили новое направление в русском зодчестве: в разных концах бывшей Российской империи существует немало сооружений конца XVIII и начала XIX века, которые созданы под влиянием Царицына.

      Самозабвенная работа над царицынским ансамблем, ставшим одной из вершин творчества яркого и неординарного зодчего В. И. Баженова, обернулась для него в то же время тяжёлой жизненной драмой.

      Царицынский пейзажный парк, заложенный вместе с дворцовым комплексом, стал одним из первых пейзажных парков России вне петербургских дворцово-парковых ансамблей.

      4. Храм Христа спасителя 

      25 декабря 1812 года российский император  Александр I издал манифест, по  которому в Москве предполагалось  возвести храм в честь победы России над армией Наполеона. Новый храм должен был стать олицетворением подвига русского народа и ознаменованием "благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели".

      Автором первого проекта храма был  архитектор Александр Витберг. Согласно его плану, местом возведения храма Христа Спасителя должны были стать Воробьевы горы, а сам собор должен был состоять из трех частей, связанных между собой и символизировавших Воплощение, Преображение и Воскресение. В нижнем храме предполагалось похоронить останки павших в боях во время Отечественной войны 1812 года. Храм был торжественно заложен в 1817 году, однако планам Витберга не суждено было воплотиться в жизнь: горы начали оседать под тяжестью возводимого сооружения, а Николай I, сменивший Александра I на российском престоле, и вовсе нашел проект Витберга неудачным и неосуществимым. Вместо него в 1832 году архитектором храма Воскресения Христова был назначен Константин Тон.

      Храм  решено было возвести на месте бывшего  Алексеевского женского монастыря. В связи с этим долгое время существовала легенда, согласно которой одна из монахинь, возмущенная переносом монастыря, в сердцах прокляла место возведения храма и предрекла, что ни одно сооружение не простоит на этом месте более 50 лет. Как бы то ни было, место строительства было выбрано как нельзя более удачно: храм был виден с любой точки Москвы, а соседство с Кремлем подчеркивало глубокую связь нового храма Христа Спасителя с русской историей и культурой.

      На  строительство и внутреннюю отделку храма Христа Спасителя ушло почти 40 лет: он возводился с 1839 по 1883 год. 26 мая 1883 года храм был торжественно освящен в присутствии Александра III и императорской семьи.

      В плане собор представлял собой  равноконечный крест. Внешняя часть  была оформлена двойным рядом мраморных горельефов работы скульпторов Клодта, Логиновского и Рамазанова. Все входные двери - всего двенадцать - были выполнены из бронзы, а украшающие их изображения святых отлиты по эскизам известного скульптора графа Ф. П. Толстого. Современников восхищали размеры храма: он мог вместить до 10 000 человек.

      Богатое внутреннее убранство храма Христа Спасителя состояло из росписей и  украшений из камней - лабрадора, шишкинского  порфира и итальянского мрамора. Над украшением храма работали прославленные русские живописцы - В. Верещагин, В. Суриков, И. Крамской. По периметру здание опоясывала галерея, которая стала первым музеем войны 1812 года. На стены галереи были вмонтированы мраморные доски, на которых в хронологическом порядке перечислялись все сражения русской армии, назывались имена военачальников, отличившихся офицеров и солдат.

      Первый  храм Христа Спасителя просуществовал 48 лет, в связи с чем многие вспоминали о легенде про проклятие  монахини. Величественный храм вызывал  раздражение Советского правительства: он никак не вписывался в новую государственную идеологию и повсеместное насаждение атеизма. По распоряжению Иосифа Сталина храм Христа Спасителя был взорван 5 декабря 1931 года.

      На  месте храма предполагалось построить  Дворец Советов - гигантскую башню, увенчанную статуей В. И. Ленина. Однако планы по возведению здания были нарушены Второй мировой войной. В 1958-1960-х годах котлован, вырытый под фундамент Дворца, был использован для строительства открытого плавательного бассейна "Москва".

      Бассейн "Москва" просуществовал 30 лет. В  конце 1980-х годов появилось общественное движение за возрождение храма Христа Спасителя, а в июле 1992 года Президент  России Б. Н. Ельцин издал указ о создании Фонда возрождения Москвы. В перечне  объектов, которые требовалось восстановить, на первом месте стоял Храм Христа Спасителя. Благодаря

      невероятно  стремительным темпам ведения строительных работ уже в 2000 году полностью  воссозданный храм был освящен. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      На  этом закончился мой рассказ об архитектуре Московского княжества. Конечно рассказать обо всех постройках не удастся ,так же не удастся рассказать обо всех наиболее значимых с архитектурной точки зрения. Но я выбрала основные здания которые украшают Москву и до наших дней.

      Разумеется  она и дальше будет стоится  и развиваться. Вслед за новыми технологиями придут новые потребности и, удовлетворяющие  их, архитектурные сооружения. Но сооружения которые я показала в реферате не смотря на это будут известными и популярными так как это история, даже не часть а сама история. Каждый кирпичик в храмах значит очень много. Он пропитан русским мужеством и душой, показав архитектуру московского княжества мы убедились в том ,что не даром ее называют столицей России. Все постройки сильны духом, крепки, как настоящий русский человек. И не даром сколько бы не было битв, но Москву захватить не удалось никому! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  используемых источников 

      1. Мячин, И. К. Краткий путеводитель по Кремлю: Московский рабочий.- М., 1964

      2. Горкин, А.П. Энциклопедия: Города России.-М. Большая Российская энциклопедия, 2003

      3. Энциклопедия Кирилла и Мефодия.- М., 2007  
 

Информация о работе Архитектура Московского княжества