Архитектура России во второй половине XVIII века

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:13, доклад

Описание работы

К этому времени в России закончилась эпоха Средневековья и наступил новый период Нового времени. В отличии от западноевропейских странах, где этот переход растягивался на столетия, то в России он произошел стремительно, за маленький промежуток времени. За несколько десятилетий она превратилась в светское, освоились новые направления, появилось большое количество произведений искусств. Изменения начали происходить с реформами Петра 1, и русских мастеров почти не было, но уже во второй половине 18 века их стало значительнее больше.

Работа содержит 1 файл

Архитектура в России во второй половине XVIII века.docx

— 22.76 Кб (Скачать)

Архитектура в России во второй половине XVIII века.

 

             К этому времени в России закончилась эпоха Средневековья и наступил новый период Нового времени. В отличии от западноевропейских странах, где этот переход растягивался на столетия, то в России он произошел стремительно, за маленький промежуток времени. За несколько десятилетий она превратилась в светское, освоились новые направления, появилось большое количество произведений искусств. Изменения начали происходить с реформами Петра 1, и русских мастеров почти не было, но уже во второй половине 18 века их стало значительнее больше.  
Само искусство уже развивалось параллельно европейскому, когда к том времени утвердился новый стиль – неоклассицизм.  
          Один из первых образцов нового стиля стало огромное здание Академии художеств. Авторами проекта были вице-президент, ректор Александр Филиппович Кокоринов и Жан Батист Мишель Валлен-Деламот. В качестве центра распространения искусств, его задумал еще Петр 1. Строительство здания началось в 1763 и завершилось в 1788 г.  Чистота классицистических пропорций, одноцветный фасад, на котором игра цветов заменена игрой светотени, существенно отличали это сооружение от построек барокко. Уникально оно и среди других сооружений русского классицизма с их цветными — зелёными или жёлтыми — стенами и белыми колоннами. План здания академии строго симметричен, составлен из простейших геометрических фигур: корпуса постройки образуют квадрат, а огромный внутренний двор — круг. Простота и чёткость планов стала характерной особенностью классицистической архитектуры.

           Архитектурные стили часто существовали одновременно. Наиболее ярко это проявилось в творчестве итальянца Антонио Ринальди (около  1710—1794), придворного архитектора Екатерины II (1762— 1796 гг.). Под Петербургом, в Ораниенбауме, по его проектам были сооружены здания, напоминающие постройки французского рококо, — небольшой дворец Петра III (1758— 1762 гг.), павильон «Катальная горка» (1762—1774 гг.) и так называемый Китайский дворец (1762—1768 гг.). Двухэтажный бело-голубой павильон «Катальная горка» с причудливой крышей в виде колокола был частью сложного увеселительного сооружения. Колоннады первого этажа, далеко отстоящие от стены, создают ощущение лёгкости. Изящный интерьер павильона украшен модным в то время материалом — искусственным мрамором различных расцветок.

           Китайский дворец расположен на берегу пруда. Его стены — розоватого оттенка, излюбленного мастерами рококо. Один из залов дворца украшен росписями по шёлку и всевозможными фарфоровыми безделушками — по моде на всё китайское, распространённой тогда в Европе. Отсюда происходит и название дворца.

Следующая работа Ринальди — Мраморный дворец в Петербурге (1766—1785 гг.). Великолепное убранство этого здания сочетает элементы классицизма и рококо. Совмещал в своём творчестве разные стили и Юрий Матвеевич (Георг Фридрих) Фельтен (1730 или 1732— 1801). По его проектам в псевдоготическом стиле были выстроены на подъезде к Петербургу Чесменский дворец (1774—1777 гг.) и Чесменская церковь (1777—1780 гг.), названные так в честь победы русского флота над турками в 1770 г. в бухте Чесма. Похожий на массивную средневековую крепость с башнями, треугольный в плане дворец словно врос в землю. Тонкие белые колонки на красных стенах церкви напоминают конструкции готических соборов. Несколькими годами позже, в 1783— 1784 гг., Фельтен выполнил классицистический проект решётки Летнего сада — признанный шедевр петербургской архитектуры.

Иван Егорович Старов (1745—1808) придерживался канонов классицизма. Самое знаменитое его произведение — Таврический дворец князя Г. А. Потёмкина-Таврического в Петербурге (1783— 1789 гг.). Простота внешнего убранства лишь подчёркивает великолепие интерьеров дворца. Особенно хорош знаменитый Колонный зал (или Большая галерея). В плане это вытянутый овал. Вдоль стен идут два ряда колонн — своеобразные кулисы, среди которых удобно было устраивать и театральные представления, и балы. Старов создал классицистический тип дворца-усадьбы. Эта схема очень полюбилась русским помещикам. Он был дважды значительно перестроен — в начале XIX и в начале XX в., когда в нём разместилась Государственная дума.

Джакомо Кваренги (1744—1817), итальянец по происхождению и поклонник римских древностей, был последовательным представителем палладианства. Строгий классицистический стиль его произведений нравился Екатерине II. Кваренги возвёл в Петербурге Эрмитажный театр (1783—1787 гг.), здание Академии наук (1783—1785 гг.), Ассигнационный банк (1783—1788 гг.), Смольный институт благородных девиц (1806— 1808 гг.) и другие постройки. Однако самыми удачными сооружениями архитектора были, наверное, прекрасно вписанные в пейзаж загородные дворцы в окрестностях Петербурга. В Царском Селе Кваренги построил Александровский дворец (1792—1800 гг.) для любимого внука Екатерины II, будущего императора Александра I. Главный фасад дворца почти лишён украшений и скрыт за огромной колоннадой. С двух сторон она заканчивается торжественными входами, в убранстве которых колонны сочетаются с арками. Колоннада не только маскирует гладкие стены фасада, но и создаёт архитектурное обрамление пейзажного парка, окружающего дворец. Почти одновременно с Кваренги в Петербурге работал другой представитель классицизма, шотландец Чарлз Камерон (40-е гг. XVIII в. — 1812). Он тоже был страстным поклонником античности и творчества Андреа Палладио. Императрица Екатерина II писала об этом архитекторе: «Большой рисовальщик, воспитанный на классических образцах, он получил известность благодаря своей книге об античных банях. Мы с ним мастерим тут террасу с висячими садами, с купальней внизу и галереей вверху».

Участвуя в перестройке  Екатерининского дворца в Царском  Селе, Камерон в 1783—1786 гг. создал новый  ансамбль, который оказал на русскую  архитектуру конца XVIII — начала XIX в. огромное влияние. Это так называемая «Камеронова галерея», окружённая колоннадой. С одной стороны галереи расположена лестница, ведущая к пруду, а с другой — висячий сад и павильон «Агатовых комнат» (1780—1785 гг.).

В 1782—1786 гг. Камерон построил в Павловске резиденцию великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги  Марии Фёдоровны — дворец, некоторые  его интерьеры и несколько  изящных парковых павильонов.

Главный фасад Павловского дворца удлинён полукруглыми галереями и флигелями, перестроенными позднее, в 1797—1799 гг., архитектором

В. Бренной. Они полукругом обрамляют обширный парадный двор, в центре которого в 1872 г. установлен памятник Павлу I,  в центре Павловского дворца расположен круглый зал, увенчанный низким куполом со световым колодцем. Снаружи купол украшен множеством маленьких колонн.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С середины XVIII в. и особенно во второй его половине вновь стала строиться и перестраиваться Москва.  Самыми выдающимися представителями московской архитектуры в эпоху Екатерины II и Павла I были В. И. Баженов и М. Ф. Казаков.

Василий Иванович Баженов (1737 или 1738—1799) учился в гимназии при  Московском университете, потом в  только что открывшейся в Петербурге Академии художеств. Закончив учение, он посетил Францию и Италию, а  возвратившись в Петербург, получил  звание академика.

Однако проект Баженова (1767— 1773 гг.) оказался слишком смелым для  патриархальной Москвы. Предполагалось частично разобрать южные стены  Кремля, снести обветшавшие кремлёвские  сооружения, а оставшиеся древние  памятники, в том числе соборы и колокольню «Иван Великий», окружить новым грандиозным зданием дворца в классицистическом стиле. По замыслу  Баженова, этот ансамбль помимо дворца включал в себя также коллегии, арсенал, театр и площадь для  народных собраний. Кремль должен был  превратиться из средневековой крепости в огромный общественный комплекс, тесно связанный с городом. Архитектор выполнил не только чертежи дворца, но и специальную деревянную модель (1773 г.). Её отправили на высочайшее утверждение  Екатерине II в Петербург на ста  двадцати санях и выставили в  Зимнем дворце. Хотя проект был одобрен и даже состоялась торжественная церемония закладки первого камня, в которой участвовала сама императрица, он не был осуществлён. В 1775 г. Баженов получил новое задание Екатерины II — построить для неё близ Москвы резиденцию в имении Чёрная Грязь, вскоре переименованном в Царицыно. Императрица выбрала для нового комплекса псевдоготический стиль. С 1775 по 1785 г. были возведены Большой дворец, каменные мосты, «Оперный дом», «Хлебный дом» (кухня) и другие сооружения, многие из которых сохранились до наших дней.

Царицынский ансамбль выделялся  среди современных ему усадеб готическими формами архитектуры: стрельчатыми арками, сложными оконными проёмами и т. п. Баженов считал древнерусскую  архитектуру разновидностью готической. Поэтому здесь встречаются элементы, характерные и для русского Средневековья, например «ласточкины хвосты» (раздвоенные  вверху зубцы), которые напоминают завершения кремлёвских стен. Красные кирпичные  стены сочетаются с белокаменными  декоративными деталями, как в  русской архитектуре XVII в. Планировка внутренних покоев по-средневековому нарочито усложнена. Облик дворца был настолько мрачен, что императрица, приехав в Царицыно, воскликнула: «Это не дворец, а тюрьма!» — и навсегда покинула усадьбу. По приказу Екатерины II ряд построек, в том числе дворец, снесли. Новое здание дворца с классицистически правильным планом, но с готическим оформлением было построено в 1786—1793 гг. М. Ф. Казаковым.

Баженов работал и для  частных заказчиков. Дом П. Е. Пашкова  в Москве (1784—1786 гг.) расположен напротив Кремля и своими классицистическими формами, светлым фасадом подчёркивает мощь и величие его древних, сложенных  из кирпича стен. Здание находится  на высоком холме. В центре — трёхэтажный  корпус с изящным портиком, дополненным  по бокам статуями. Он увенчан круглой  надстройкой — бельведером (итал. belvedere — «красивый вид») со скульптурной композицией наверху. Одноэтажные галереи ведут к двухэтажным флигелям, также украшенным портиками. Вниз с холма спускается лестница. Первоначально она вела в сад, огороженный красивой решёткой с фонарями на столбах. Решётку сняли уже в XX в., когда расширяли улицу; тогда же исчез и сад.

На творчество Матвея Фёдоровича Казакова (1738—1812) оказали большое  влияние московские архитекторы  Д. В. Ухтомский и В. И. Баженов. Казаков  в отличие от Баженова много и  успешно работал по заказам Екатерины II и пользовался её особым покровительством. Он строил разные по назначению здания — общественные сооружения и частные  дома, императорские дворцы, церкви — преимущественно в стиле  классицизма.

Петровский подъездной дворец (в нём обычно останавливался двор по дороге из Петербурга в Москву, его  называли также Петровским замком, 1775—1782 гг.) был заказан Казакову в псевдоготическом стиле. Однако чёткий симметричный план замка и его  интерьеры выполнены в традициях  классицизма. Лишь декоративные детали фасада характерны для древнерусской  архитектуры.

В 1776—1787 гг. Казаков возвёл здание Сената в Московском Кремле. Это сооружение в духе классицизма  напоминает о грандиозном баженовском проекте перестройки Кремля. Главная часть треугольного в плане здания — круглый зал с огромным куполом, который хорошо виден с Красной площади. Рассказывают, что Баженов и другие архитекторы усомнились в прочности купола, тогда Казаков поднялся на него и простоял там полчаса. На фасаде контуры главного зала подчёркнуты колоннадой, повторяющей полукружие стен.

Не менее знаменит торжественный  и нарядный Колонный зал в доме Благородного собрания в Москве, оформленный  Казаковым (1784-90-е гг. XVIII в.). Прямоугольный в плане зал обрамлён по периметру мощными, но стройными колоннами, расположенными на некотором расстоянии от стен. Между колоннами одна над другой висят хрустальные люстры. Антресоли (верхний полуэтаж) окружены невысокой балюстрадой (ограждением из фигурных столбиков, соединённых перилами). Пропорции зала необыкновенно изящны.

В самом центре Москвы, на Моховой улице, в 1786—1793 гг. Казаков  построил здание университета. Пострадавшее от пожара в 1812 г., оно было восстановлено  и частично перестроено архитектором Доменико Жилярди, который, однако, сохранил казаковский план в форме буквы «П» и общий принцип композиции.

Известие о пожаре Москвы потрясло Казакова, находившегося тогда  в Рязани. До него дошли слухи, что  в пожаре погибли все его постройки, и он вскоре скончался. Однако, к  счастью, многие произведения архитектора  сохранились до наших дней, и по ним сегодня можно представить  Москву конца XVIII в., «казаковскую Москву».


Информация о работе Архитектура России во второй половине XVIII века