Қазақстан Республикасы мен Қытай Халық

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 21:45, доклад

Описание работы

Қазақстан Республикасының Үкіметі қаулы етеді: "Қазақстан Республикасы мен Қытай Халық Республикасының арасындағы қазақстан-қытай мемлекеттік шекарасы туралы Қосымша Келісімді бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Заңының жобасы Қазақстан Республикасы Парламенті Мәжілісінің қарауына енгізілсін.

Работа содержит 1 файл

КР Китай.docx

— 131.57 Кб (Скачать)

Однако, во второй половине XIX века, когда устанавливались границы, вышеуказанные договора, протоколы  и приложенные к ним карты  характеризовались низким качеством, из-за незнания их авторами и разграничительными отрядами реального строения поверхности  земли, действительного местоположения вершин, горных хребтов, рек и их направлений. Недостатком этих документов явилось упрощенное описание линии  границы. Например, участки границы, протяженностью 500 км описывались всего  лишь несколькими стоками. Такое  поверхностное описание линии границы , не отражающее, в достаточной степени, действительное, очень сложное строение местности, по которым она проходила, естественным образом вызывало впоследствии различное толкование.

В итоге между  Россией и Китаем сложились как  бы две линии границы. Одна договорная, прохождение которой фиксировалось  пусть и несовершенными, но признаваемыми, обоими государствами двухсторонними документами, другая - фактически охраняемая отличающаяся от договорной, в двустороннем порядке никогда не признававшаяся.

Переговорный процесс  по пограничному урегулированию между  СССР и КНР, начавшийся в 1964 году, выявил 25 участков, на которых представления  сторон о договорной линии советско-китайской  границы не совпадали, в том числе 5 на кыргызкой части границы. Эти участки общей площадью более 34 тыс.кв. км были признаны "спорными", при этом на кыргызко-китайской границе оспаривалась площадь около 3750 кв.км.

 

 
Хан Тенгри. Фото Бено Кашакашвили





Первый оспариваемый участок площадью около 450 кв.км. охватывал территорию прилегающую к пикам Хан-Тенгри и Победы. Второй участок площадью более 180 кв.км.распологался к югу от хребта Майбаштоо и включал водосбор реки Аксуу. Третий участок площадью более 2840 кв.км., охватывал бассейн реки Узенгю-Кууш. Четвертый участок (около 20 кв.км.) находился в верховьях реки Тепши и Бозайгыр, отсекая их истоки длиной 1-2 км от основного русла. Пятый участок площадью около 250 кв.км., включающий село Нура, находился в районе урочищаЭркештам.

Эти участки, прохождение  линии границы, на которых стали  основным предметом дальнейших переговоров, явились следствием несовершенства ранее принятых договоров, а так  же смещением охраняемой границы  вследствие хозяйственной и иной деятельности на протяжении длительного  времени.

Нередко, и Китай  и Советский Союз, в целях обеспечения  своей безопасности, в одностороннем  порядке брали контроль над некоторыми участками, строили заставы и  другие оборонительные укрепления, развивали  хозяйственную деятельность, углубляясь в оспариваемые участки. Эти действия расценивались сторонами как не соответствующие нормам международного права. Переговоры по урегулированию кыргызско - китайского участка государственной границы проводились между СССР и КНР с 1964 по 1991 годы, в рамках общего переговорного процесса. После распада СССР китайской стороной было заявлено о необходимости ведения переговоров с каждой из бывших союзных республик, граничащих с Китаем, в отдельности в формате: "Китай- Россия", "Китай- Казахстан", "Китай- Кыргызстан" и "Китай- Таджикистан". В результате длительных дипломатических переговоров китайская сторона согласилась с предложением о ведении пограничных переговоров в формате "Совместная делегация - КНР" и в 1992 году была создана Совместная делегация объединившая в себе правительственные делегации Кыргызстана, Казахстана, России и Таджикистана по урегулированию пограничных вопросов с КНР.

Для всех новых государств, за исключением России, которые на основе правопреемственности должны были вести с Китаем переговоры по установлению границы, но не имели нужных для этого  архивов правовых, методических, исторических и других документов, такой формат был жизненно необходимым условием. Формат "совместной делегации" позволил Кыргызстану, Казахстану и Таджикистану получить от российского МИДа необходимые документы и соответствующие протоколы советско- китайских переговоров.

В ходе переговоров  с 1992 по 1996 годы были достигнуты договоренности по прохождению линии границы  на 4-х из 5-ти "спорных участков". Наиболее сложными для разрешения были "спорные участки" в районе пика Хан - Тенгри и отстоять пик Победы, который по китайской версии отходил к КНР.

Вопрос о принадлежности оспариваемых участков Жаныжер и Эркештам был решен с учетом факта систематической хозяйственной деятельности на них. Так, на участке Эркештам расположены кыргызское село Нура с населением около 600 человек и пограничная застава, проведены коммуникации.

В свою очередь, участок  Жаныжер заселен китайскими гражданами кыргызского происхождения, туда также проложены автодорога, электрическая сеть и система связи. В связи с этим стороны сочли нецелесообразным нарушать устоявшуюся в веках жизнедеятельность населения этих территорий и согласились на компромисс, в соответствии с чем территории остались за государствами, граждане которых там проживали на 1996 год. По итогам переговоров 4 июня 1996 года Президент Кыргызской Республики А. Акаев и Председатель КНР Цзян Цземинь подписали Соглашение между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой о кыргызско- китайской государственной границе. Участок, расположенный западнее перевала Бедел (водосбор р. Узенгю - Кууш), вошел в соглашение с особым статусом, по которому стороны договорились продолжить переговоры. С подписанием этого Соглашения кыргызское государство впервые на Международно - правовой основе юридически закрепило свои внешние рубежи на расстоянии около 1000 км и создало предпосылки для укрепления национальной безопасности.

Заключение Соглашения стало основой взаимного фактического и юридического признания территориальной  целостности границ, а также дальнейшего  расширения политического, экономического, военно - технического и культурного сотрудничества между Кыргызстаном и Катаем, дало импульс конструктивному развитию двусторонних отношений. Соглашение о государственной границе между Кыргызской Республикой и КНР от 4 июля 1996 года было ратифицировано Жогорку Кенешем Кыргызской Республики (принято Законодательным собранием ЖК 17 марта 1998 года) и в настоящее время на участках определенных этим соглашением осуществляется демаркация границы. После 1996 года вопрос о прохождении линии государственной границы на участке "западнее перевала Бедел" стал основным предметом переговоров между Кыргызстаном и Китаем.

Правовой основой  делимитации участка кыргызско- китайской государственной границы, расположенного западнее перевала Бедел и охватывающего водосбор реки Узенгю-Кууш являются Чугучакский и Новомаргеланский протоколы, подписанные между Российской и Китайской империями м 1864 и 1884 годах. Следует отметить, что неопределенность в принадлежности этого участка проявлялась в начале ХХ века, после подписания Новомаргеланского протокола 1884 года. В связи с этим, российской стороной, в район перевала Бедел, летом 1911 года, был направлен поручик-картограф Ледомский, который 10 августа доносил (что никто из местных жителей не знает кому принадлежит урочище Чон - Трек: каждое лето в это урочище кочуют китайские киргизы в виду доступности перевала Терек, а на зиму иногда заходят и русские киргизы по льду реки Чон- Узенгю- Кууш, которая, протекая среди теснин, в летнее время совершенно не доступна).

В экспедиции Ледомского сопровождали кыргызы Маразык Баястанов из Заукинской (Жууку) волости, Ордобай Ногоев и Садык Суранчиев из Западно - Чжитогузовской (Жетиогуз) волости. Ледомский докладывал, что (утром 26 июля поехал с вышеуказанными лицами в верховье реки Чон- Трек, но встретил со стороны китайских киргиз племени "Черик" вооруженное сопротивление к дальнейшему производству работ. Не зная чья это земля в действительности и, не желая создавать конфликта с китайскими властями, я решил уйти обратно).

В последующем не было достигнуто однозначного понимания  текстов договоров описывающих  данный участок Российской и Цинской империей, в последствии с 1917 по 1949 годы границы СССР и КНР,а в нынешнее время, с 1991 года, границы Кыргызкой Республики и КНР. Поэтому на данном участке, по китайской версии, представленной советской стороне в 1964 году, линия границы от перевала Бедел была обозначена по наиболее высоким точкам хребтов Бедел и Барколдой, по водоразделу реки Чон-Узенгю-Кууш и соединялась с гребнем хребта Какшаал-Тоо, полностью охватив при этом бассейн реки Чон-Узенгю-Кууш.

По советской  версии линия границы от перевала Бедел идет на запад, затем поворачивает на юг и после пересечения с рекой Узенгю-Кууш выходила на гребень хребта Какшаал-Тоо кратчайшим путем. Переговоры о принадлежности этого участка велись в общей сложности 35 лет с 1964 года. По данному "спорному" участку доводы и аргументы каждой из делегаций не были убедительными для противоположной стороны. После неоднократных межгосударственных и межправительственных консультаций, в результате сложных и многочисленных консультаций, в 1999 году было найдено взаимоприемлемое решение вопроса прохождения линии кыргызко-китайской государственной границы на этом участке и подготовлен проект Дополнительного соглашения между Кыргызкой Республикой и КНР о кыргызко-китайской государственной границе.

Дополнительное  соглашение о кыргызко-китайской государственной границе было подписано Президентом Кыргызкой Республики А.Акаевым и Председателем КНР Цзянь Цземинем 26 августа 1999 года в г.Бишкек. Следует отметить, что Российская Федерация, Казахстан, Таджикистан на переговорах с КНР также использовали метод компромиссов при решении своих пограничных вопросов с Китаем.

С подписанием выше указанных Соглашений и Соглашений о точках стыка наших государственных  границ с Казахстаном и Китаем в 1999 году, с Таджикистаном и Китаем в 2000 году была завершена делимитация  кыргызско-китайской государственной границе. Таким образом, подписанные Соглашения являются гарантом безопасности страны и международно - правовой основой неприкосновенности государственной границы Кыргызской республики с КНР, исключающей возможность появления в будущем вопросов о прохождении линии кыргызско - китайской государственной границы.

Завершение делимитации, прежде всего, акт политического  характера, свидетельствующий о  доброй воле руководства двух стран, об отсутствии каких- либо территориальных  претензий сторон друг к другу, открывающий  широкие перспективы для развития двустороннего сотрудничества по всем направлениям


Информация о работе Қазақстан Республикасы мен Қытай Халық