Берельский курган

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:01, доклад

Описание работы

В Берели насчитывается более тридцати курганов, расположенных цепочками. Наиболее крупные наземные конструкции свидетельствуют о том, что древние кочевники хоронили здесь своих вождей, для которых и воздвигали сложные погребально-культовые сооружения, выполнявших роль своеобразных храмов. Доминирующее положение долины и удивительная красота природы способствовали сакрализации этого пространства. Местонахождение кургана в горах, которые являются одним из вариантов Мирового древа, на берегу горной реки, связующей верхний и нижний миры, – было символичным: в представлениях древних они облегчали скорейшее достижение “небесных пастбищ”.

Работа содержит 1 файл

берельский курган..doc

— 24.50 Кб (Скачать)

 

 Берельский курган.

В Берели насчитывается более тридцати курганов, расположенных цепочками. Наиболее крупные наземные конструкции  свидетельствуют о том, что древние  кочевники хоронили здесь своих  вождей, для которых и воздвигали сложные погребально-культовые сооружения, выполнявших роль своеобразных храмов. Доминирующее положение долины и удивительная красота природы способствовали сакрализации этого пространства. Местонахождение кургана в горах, которые являются одним из вариантов Мирового древа, на берегу горной реки, связующей верхний и нижний миры, – было символичным: в представлениях древних они облегчали скорейшее достижение “небесных пастбищ”.

Религиозно-мифологические взгляды древних кочевников, связанные  с погребением человека – проводами  в иной мир – требовали выполнения целого комплекса ритуальных действий, которые совершались в сакрализованной точке пространства и времени: в строго определенное время года – на границе смены природных циклов, и в определенном – священном – месте. Это было связано с ролью вождя в древнем мире – его пониманием как воплощения верховного божества на земле, основы социальной гармонии, гаранта благополучия, порядка. Следовательно, смерть вождя означала наступление хаоса. Погребение – проводы его в инобытие – делало возможным утверждение нового вождя, а значит – восстановление гармонии. Поэтому погребальному обряду придавался особый смысл, правителя сопровождали ритуальные атрибуты, имеющие свое особое значение.

Смерть царственной особы отождествлялась  с переходом в иной мир –  на “небесные пастбища”, вождь приобщался к вечной жизни и оставался по-прежнему всемогущим, бессмертным. Поэтому важно было сохранить нетленной его телесную оболочку. С этой целью умершего вождя бальзамировали и создавали определенные условия, при которых могила, ее содержимое подвергалось промерзанию. Вероятно, древние кочевники Берельской степи, учитывая природно-климатические условия местности, сооружали такие погребальные конструкции, при которых возникала искусственная мерзлота. Этот факт получил название – “феномен замерзших могил”. Благодаря ему в погребениях сохраняются до наших дней уникальные свидетельства жизни древних кочевников Алтая – одежда, утварь, а что особенно важно, – мумифицированные останки людей и животных. Впервые подобный фактор зафиксирован В.В.Радловым, который раскапывал в 1865 году Большой Берельский курган, доследованный в 1959 году С.С.Сорокиным.


Информация о работе Берельский курган