Биография Попкова

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 05:08, доклад

Описание работы

Первой творческой командировкой перед окончанием Суриковского института (в 1956 г.) стала поездка на Иркутскую ГЭС, затем состоялась поездка на строительство Братской ГЭС (картину «Строители Братска» приобрела ГТГ в 1961 г.). Эта картина принесла художнику настоящую известность. Он применил здесь необычный прием, поместив рабочих на темном густом фоне и высветив их как на сцене, сосредоточенных, полных чувства собственного достоинства. Попкова увлекало движение молодежи, героика труда, изображаемого правдиво, без лакировки (в этом Попков был как бы солидарен с успевшими заявить о себе художниками «сурового стиля»).

Работа содержит 1 файл

попков виктор ефимович.docx

— 16.43 Кб (Скачать)

Семья Попковых переехала из деревни  в Москву в 1930-е. Мать будущего художника  — простая русская крестьянка — рано заметила у сына склонность к рисованию и всячески поощряла ее. В 1948—1952 годах Попков учился в  Московском государственном графическом  училище. В 1952 году он был принят в  Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова в мастерскую известного графика Е. А. Кибрика (окончил в 1958 г.).

 

В начале Великой Отечественной  войны погиб отец, мать осталась с тремя детьми. Тема таких же одиноких вдов в пустых заброшенных  домах на протяжении дальнейшего  творчества глубоко волновала Попкова. Художник много ездил по стране. Он был в Средней Азии, в городах  Поволжья, на Байкале, на трассе Абакан — Тайшет, на Кавказе, в Прибалтике. Он всегда находился в движении, поиске, был увлечен развернувшимися  вокруг грандиозными стройками.

Первой творческой командировкой  перед окончанием Суриковского института (в 1956 г.) стала поездка на Иркутскую ГЭС, затем состоялась поездка на строительство Братской ГЭС (картину «Строители Братска» приобрела ГТГ в 1961 г.). Эта картина принесла художнику настоящую известность. Он применил здесь необычный прием, поместив рабочих на темном густом фоне и высветив их как на сцене, сосредоточенных, полных чувства собственного достоинства. Попкова увлекало движение молодежи, героика труда, изображаемого правдиво, без лакировки (в этом Попков был как бы солидарен с успевшими заявить о себе художниками «сурового стиля»).

Новые люди, неожиданные встречи  вызывали острый интерес. Попков жадно  всматривался в жизнь, находил новые  непривычные сюжеты, проявляя удивительную наблюдательность, свой собственный  взгляд на окружающее. В последующие  годы Попков, график по образованию, выработал  своеобразную живописную манеру, смело  обогащая ее. Одновременно углублялось  и усложнялось содержание образов, сюжетных ситуаций. На выставке молодых  художников в Париже в 1961 году за картины  «Двое» и «Бригада отдыхает» Попков получил почетный диплом. В картине  «Двое» (1966) две фигуры: мужчина и  девушка. Замысел произведения возник после просмотра итальянского неореалистического фильма «Нищий». Колористически художник передал сложность человеческих отношений: нежная белая фигура девушки контрастирует с бронзовой огрубленной фигурой мужчины, отделенной пустым пространством. Сложные отношения, рвущиеся любовные связи... Эта тема была затронута в фильме и с большой глубиной выражена в картине. Здесь, как и в других жанровых работах («Развод», 1966; «Семья Болотовых», 1968; «Ссора», 1970), Попков раскрывает не использованные ранее возможности.

 

Особое место в творчестве художника  занял цикл «Мезенские вдовы» (многие картины цикла в ГТГ). Картины  возникли после неоднократных поездок  на Север, где в пустых деревнях Попков увидел женщин, переживших такую же судьбу, как и его мать. Полнокровная жизнь давно ушла из этих почти  бесплотных фигур, иссушенных неизбывным горем — наследием страшной войны. В цикл вошли картины «Воспоминания. Вдовы» (1966), «Одна» (1966), «Старость» (1968), «Сени» (1973), «Северная песня» (1968). К  созданию знаменитой картины «Северная  песня» Попкова подтолкнуло общение  с женщинами в деревне Велегож на Мезени, где в знакомом доме они вечерами собирались на посиделки.

 

«Единственно, о чем я мечтаю, это сделать хорошую картину», — говорил Попков незадолго до смерти. «Хороший человек была бабка Анисья» (1973. ГТГ) — так назвал он свою большую работу. Ее сюжет — похороны старой крестьянки, которую уважала и любила вся деревня. Уход из жизни старой женщины трагичен, но после нее осталась память о добре, которым она делилась с односельчанами. И, несмотря на горе молодых и старых людей, собравшихся под сенью могучего дуба, их душевность, искренняя благодарность звучат как мелодия продолжающейся жизни. Огромную роль в картине играет пейзаж в красках осени, отливающих медью и кое-где пронизанных еще ярко-зелеными полями. Эти цвета звучат жизнеутверждающе.

 

За два года до смерти Попков написал  известное полотно «Шинель отца» (1972. ГТГ). Художник К. Фридман вспоминает: «Однажды вечером он пришел ко мне в шинели его отца, опустился на пол у стены и рассказал, как плакал сегодня, работая над картиной». Последней (неоконченной) стала картина «Осенние дожди» (1974. ГТГ). Изображение поэта на фоне тонко написанного русского пейзажа заставляет вспомнить, что художник очень любил жанр портрета и особенно автопортрета: «Мой день» (1968. ГТГ), «Работа окончена» (1972. ГРМ), «Мать и сын», «Художник в деревне».

 

12 ноября 1974 года несчастный случай  оборвал жизнь замечательного  художника. В 1975 году Попкову  посмертно была присуждена Государственная  премия СССР за серию картин  «Размышление о жизни».


Информация о работе Биография Попкова