Блокада Ленинграда

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 17:48, реферат

Описание работы

Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны проводилась немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года с целью овладеть им. Захват Ленинграда был составной частью разработанного нацистской Германией плана войны против СССР — плана «Барбаросса». В нём предусматривалось, что Советский Союз должен быть полностью разгромлен в течение 3—4 месяцев лета и осени 1941 года, то есть в ходе молниеносной войны («блицкрига»). К ноябрю 1941 года германские войска должны были захватить всю европейскую часть СССР. Согласно плану «Ост» («Восток») предполагалось в течение нескольких лет истребить значительную часть населения Советского Союза, в первую очередь, русских, украинцев и белорусов, а также всех евреев и цыган — всего не менее 30 миллионов человек. Ни один из народов, населявших СССР, не должен был иметь право на свою государственность или даже автономию.

Работа содержит 1 файл

блокада.doc

— 133.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Борьба за Ленинград

 

Блокада Ленинграда во время Великой  Отечественной войны проводилась немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года с целью овладеть им. Захват Ленинграда был составной частью разработанного нацистской Германией плана войны против СССР — плана «Барбаросса». В нём предусматривалось, что Советский Союз должен быть полностью разгромлен в течение 3—4 месяцев лета и осени 1941 года, то есть в ходе молниеносной войны («блицкрига»). К ноябрю 1941 года германские войска должны были захватить всю европейскую часть СССР. Согласно плану «Ост» («Восток») предполагалось в течение нескольких лет истребить значительную часть населения Советского Союза, в первую очередь, русских, украинцев и белорусов, а также всех евреев и цыган — всего не менее 30 миллионов человек. Ни один из народов, населявших СССР, не должен был иметь право на свою государственность или даже автономию. 

9 июля был захвачен Псков, 10 июля немецкие части прорвали фронт и силами 4-я танковой группы армии "Север" вышли к реке Плюса и далее устремились к Луге. В конце августа 1941 года германское наступление возобновилось. Немецкие части прорвали Лужский оборонительный рубеж и устремились к Ленинграду. 8 сентября 1941 года противник вышел к Ладожскому озеру, захватил Шлиссельбург, взяв под контроль исток Невы, и блокировал Ленинград с суши. Этот день считается днем начала блокады. Были разорваны все железнодорожные, речные и автомобильные коммуникации. Сообщение с Ленинградом теперь поддерживалось только по воздуху и Ладожскому озеру. С севера город блокировали финские войска, которые были остановлены 23-й армией у Карельского УРа. Сохранилось лишь единственное железнодорожное сообщение с побережьем Ладожского озера с Финляндского вокзала .

Солдаты, оборонявшие  Ленинград в эти дни, стояли насмерть. Немецкие войска продолжали успешные действия на ближайших подступах к городу. Их целью было укрепление кольца блокады и отвлечение сил Ленинградского фронта от помощи начавшей действия по деблокаде города 54-й армии. В конце концов, враг остановился в 4—7 км от города, фактически в пригородах. Линия фронта, то есть окопы, где сидели солдаты, проходила всего в 4 км от Кировского завода и в 16 км от Зимнего дворца. Несмотря на близость фронта, Кировский завод не прекращал работу на протяжении всего периода блокады. От завода к линии фронта даже ходил трамвай. Это была обычная трамвайная линия из городского центра в пригород, но теперь она использовалась для перевозки солдат и боеприпасов.

Эвакуация жителей

 

Эвакуация жителей  города началась уже 29.06.1941 и носила организованный характер. В конце июня была создана Городская комиссия по эвакуации. Началась разъяснительная работа среди населения о необходимости выезда из Ленинграда, так как многие жители не хотели покидать свои дома, очевидно опасаясь за свое имущество . До германского нападения на СССР никаких заранее разработанных планов эвакуации населения Ленинграда не существовало. Возможность достижения немцами города считалась минимальной.

Самый первый этап эвакуации  продолжался с 29 июня по 27 августа, когда части вермахта захватили железную дорогу, связывающую Ленинградс лежащими к востоку от него областями. Этот период характеризовался двумя особенностями:

  1. Нежеланием жителей уезжать из города;
  2. Много детей из Ленинграда было эвакуировано в районы Ленинградской области. Впоследствии это привело к тому, что 175 000 детей было возвращено обратно в Ленинград.

Во второй период эвакуация проводилась тремя способами:

  1. эвакуация через Ладожское озеро водным транспортом до Новой Ладоги, а затем до ст. Волхов автотранспортом;
  2. эвакуация авиацией;
  3. эвакуация по ледовой дороге через Ладожское озеро.

Начало  блокады  города

 

С 8 сентября 1941, когда немцы захватили Шлиссельбург, началась 871-дневная блокада Ленинграда. В окружение попало 2 млн 544 тыс. гражданского населения города (включая приблизительно 400 тыс. детей), 343 тыс. жителей пригородных районов, войска, защищавшие город. Продовольствие и топливные запасы были ограничены (только на 1-2 месяца).

Убедившись, что штурмом  Ленинград взять не удастся, немецко-фашистское командование начало планомерную осаду города. Днём и ночью воины фронта с помощью населения создавали многополосную оборону. В главной полосе обороны была создана широко разветвлённая сеть траншей и ходов сообщения; многочисленные стальные и железобетонные доты, изготовленные рабочими ленинградских заводов, дзоты и хорошо оборудованные открытые огневые точки давали возможность простреливать все подступы к переднему краю. Оборона противника просматривалась с тысяч укрытых и замаскированных наблюдательных пунктов.

Ленинград и его пригороды  превратились в мощный укреплённый  район. Баррикады пересекали многие улицы. На перекрёстках и площадях грозно высились доты. Противотанковые ежи  перекрывали все въезды в город.

Вражеская авиация усилила налёты на Ленинград. Пользуясь подавляющим превосходством в воздухе, бомбардировщики днём и ночью сбрасывали на город тысячи фугасных и зажигательных бомб, но они не оставались безнаказанными. В сентябре 1941г из 2712 фашистских самолётов, пытавшихся прорваться к Ленинграду, лишь 480 появились над городом, но из них 272 не вернулись на свои базы. Тогда вражеские лётчики изменили тактику и стали бомбить Ленинград ночью, с больших высот. Но и в этих условиях отважные защитники ленинградского неба успешно вели с ними борьбу.  8 сентября 1941 в результате авиационного налета и возникшего пожара сгорели продовольственные склады им. А.Е. Бадаева. Были введены продовольственные карточки: с 1 октября рабочие и инженерно-технические работники стали получать по 400 г хлеба в сутки, все остальные — по 200 г. Остановился общественный транспорт, потому что к зиме 1941 — 1942 не осталось никаких топливных запасов и электроэнергии. Запасы продовольствия стремительно сокращались, и в январе 1942 на человека приходилось уже только по 200/125 г хлеба в день. К концу февраля 1942 в Ленинграде от холода и голода умерло более 200 тыс. человек. Но город жил и боролся: заводы продолжали выпускать военную продукцию, работали театры, музеи. Все то время, когда шла блокада, не замолкало ленинградское радио, где выступали поэты и писатели.

В связи с прекращением связи с Большой землей особое значение приобрела дорога через Ладожское озеро, ставшая легендарной "Дорогой Жизни". Водным путем грузы доставлялись в Ленинград еще в сентябре — ноябре 1941, а когда озеро замерзло, то продовольствие, топливо и другие грузы стали возить по льду. По "Дороге жизни" вывозили и ослабевших от голода жителей города: в первую очередь эвакуировали детей, женщин с детьми, больных, раненых и инвалидов , а также учащихся, рабочих эвакуируемых заводов и их семьи

 

Зима 1941—1942 годов оказалась  значительно холоднее и продолжительнее  обычного. Среднесуточная температура  устойчиво опустилась ниже 0 °С уже 11 октября, и стала устойчиво положительной после 7 апреля 1942 года — климатическая зима составила 178 дней, то есть половину года. За этот период было 14 дней со среднесуточной t > 0 °С, в основном в октябре. Даже в мае 1942 года наблюдалось 4 дня с отрицательной среднесуточной температурой, 7 мая максимальная температура днём поднялась лишь до +0,9 °С. Зимой было также много снега: высота снежного покрова к концу зимы была более полуметра.

Весной 1942 года, в связи с потеплением и улучшением питания, значительно сократилось количество внезапных смертей на улицах города. Так, если в феврале на улицах города было подобрано около 7000 трупов, то в апреле — примерно 600, а в мае — 50 трупов. В марте 1942 года все трудоспособное население вышло на очистку города от мусора. В апреле—мае 1942 года произошло дальнейшее улучшение условий жизни населения: началось восстановление коммунального хозяйства. Возобновилась работа многих предприятий. А также была укреплена устойчивость обороны, повысились активные действия войск фронта.

Оборона города

 

Борьба за Ленинград  носила ожесточенный характер. Был  разработан план, предусматривавший  мероприятия по укреплению обороны  города, в том числе противовоздушной и противоартиллерийской. На территории Ленинграда было сооружено свыше 4100 дотов и дзотов, в зданиях оборудовано 22 тысячи огневых точек, на улицах установлено свыше 35 километров баррикад и противотанковых препятствий. Триста тысяч ленинградцев участвовало в отрядах местной противовоздушной обороны города. Днем и ночью они несли свою вахту на предприятиях, во дворах домов, на крышах. В тяжелых условиях блокады трудящиеся города давали фронту вооружение, снаряжение, обмундирование, боеприпасы.

Осенью на Ладожском  озере из-за штормов движение судов было осложнено, но буксиры с баржами пробивались в обход ледяных полей до декабря 1941 года, некоторое количество продовольствия доставлялось самолетами. Твердый лед на Ладоге долго не устанавливался, нормы выдачи хлеба были вновь сокращены.

22 ноября началось движение автомашин  по ледовой дороге. Эта транспортная магистраль получила название «Дорога жизни».

В январе 1942 года движение по зимней дороге уже было постоянным. Немцы бомбили  и обстреливали дорогу, но им не удалось  остановить движение. Зимой началась эвакуация населения. Первыми вывозили женщин, детей, больных, стариков. Всего эвакуировали около миллиона человек.

Весной 1942 года, когда стало немного  легче, ленинградцы начали очищать, убирать город. Нормы выдачи хлеба  увеличились.

Вскоре к  Ленинграду потянулись вражеские эшелоны с войсками, боевой техникой, вооружением и боеприпасами. Появилась тяжёлая осадная артиллерия.Но 19 августа 1942г. внезапный удар нанесли войска Ленинградского фронта. 27 августа перешли в наступление войска Волховского фронта. Их наступление развивалось более успешно. В августе - сентябре 1942г войска двух фронтов обескровили ударную группировку, предназначенную для штурма Ленинграда, и значительно подорвали её наступательные возможности.

Контрнаступление  советских войск под Сталинградом, начавшееся 19 ноября 1942г, окончательно сорвало намечавшийся штурм Ленинграда.

По решению  Государственного Комитета Обороны  по дну Ладожского озера был проложен трубопровод для подачи в осаждённый город жидкого топлива. 18 июня Ленинград получил по новой жизненной артерии первые тонны керосина. 7 августа на дно озера опустили первые метры электрического кабеля, и уже через сорок пять дней в город пошёл ток с Волховской гидроэлектростанции.

В начале декабря 1942г закончилась навигация кораблей Ладожской военной флотилии. Морозы усилились, лёд заметно окреп и по нему вновь пошли автомашины.

Дорога жизни  являлась для ленинградцев “вторым  фронтом” против немецко-фашистских захватчиков. Если воины Ленинградского и Волховского фронтов, моряки Балтийского флота спасли Ленинград от вторжения гитлеровских варваров, то Дорога жизни спасла многих ленинградцев от голодной смерти.

Зима 1942/43г резко  отличалась от предыдущей. По улицам города ходили трамваи, уже не видно было снежных сугробов, мусора. Военными темпами работали предприятия, получившие топливо и электроэнергию. Открылись школы, театры, кино; почти во всех домах действовали водопровод и канализация, работали городские бани. Радовали глаз застеклённые окна, имелся, хотя и небольшой, запас дров и торфа.

Операция  «Искра»

 

12 января, после артиллерийской подготовки, начавшейся в 9 часов 30 минут и продолжавшейся 2 часа 10 минут, в 11 часов 67-я армия Ленинградского фронта и 2-я ударная армии Волховского фронта перешли в наступление и к исходу дня продвинулись на три километра навстречу друг другу с востока и запада. Несмотря на упорное сопротивление противника, к исходу 13 января расстояние между армиями сократилось до 5—6 километров, а 14 января — до двух километров. Командование противника, стремясь любой ценой удержать Рабочие посёлки № 1 и 5 и опорные пункты на флангах прорыва, поспешно перебрасывало свои резервы, а также части и подразделения с других участков фронта. Группировка противника, находящаяся к северу от посёлков, несколько раз безуспешно пыталась прорваться через узкую горловину на юг к своим главным силам.

18 января войска Ленинградского  и Волховского фронтов соединились в районе Рабочих посёлков № 1 и 5. В этот же день был освобождён Шлиссельбург и очищено от противника всё южное побережье Ладожского озера. Пробитый вдоль берега коридор шириной 8—11 километров восстановил сухопутную связь Ленинграда со страной. За семнадцать суток по берегу были проложены автомобильная и железнодорожная (так называемая «Дорога победы») дороги. В последующем войска 67-й и 2-й Ударной армий пытались продолжить наступление в южном направлении, но безуспешно. Противник непрерывно перебрасывал в район Синявино свежие силы: с 19 по 30 января было подтянуто пять дивизий и большое количество артиллерии. Чтобы исключить возможность повторного выхода противника к Ладожскому озеру войска 67-й и 2-й ударной армий перешли к обороне. К моменту прорыва блокады в городе оставалось порядка 800 тысяч человек гражданского населения. Многие из этих людей в течение 1943 года были эвакуированы в тыл.

Пищевые комбинаты стали  постепенно переходить на продукцию  мирного времени. Известно, например, что уже в 1943 году на Кондитерской фабрике имени Н. К. Крупской было произведено 3 тонны конфет хорошо известной ленинградской марки «Мишка на Севере».

После прорыва кольца блокады в районе Шлиссельбурга  противник, тем не менее, серьёзно укреплял рубежи на южных подступах к городу. Глубина немецких линий обороны в районе ораниенбаумского плацдарма достигала 20 км.

Южнее Ладожского озера  образовался коридор шириной 8-11 километров. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами.

Прорыв  и снятие блокады

Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января1943 с наступления войск Ленинградского и Волховского фронтов во взаимодействии с Краснознаменным Балтийским флотом  южнее Ладожского озера. Местом прорыва блокады был избран узкий выступ, разделявший войска фронтов. 18 января 136-я стрелковая дивизия и 61-я танковая бригада Ленинградского фронта ворвались в Рабочий посёлок № 5 и соединились с частями 18-й стрелковой дивизии Волховского фронта. В этот же день частями 86-й стрелковой дивизии и 34-й лыжной бригады был освобожден Шлиссельбург и очищено от врага все южное побережье Ладожского озера 5. В пробитом вдоль берега коридора за 18 дней строители возвели переправу через Неву и проложили железную и автомобильную дороги. Вражеская блокада была прорвана.

К концу 1943 обстановка на фронтах коренным образом изменилась и советские войска готовились к  окончательной ликвидации блокады Ленинграда. 14 января 1944 силами Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке артиллерии Кронштадта началась заключительная часть операции по освобождению Ленинграда. К 27 января 1944 советские войска взломали оборону 18-й немецкой армии, разгромили ее основные силы и продвинулись на 60 километров в глубину. Немцы начали отступать. С освобождением Пушкина, Гатчины и Чудово блокада Ленинграда была полностью снята.

Информация о работе Блокада Ленинграда