Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 22:15, реферат

Описание работы

Теория человеческого капитала имеет очень старые теоретические и методологические корни, тем не менее, она является одним из современных и очень актуальных направлений развития неоклассической теории.
Проблема Человека в экономической теории исследуется как минимум со времен Адама Смита, да и термин «человеческий капитал» появился и получил распространение в мировой литературе много лет назад. Однако отношение к проблеме во многом остается скорее прикладным.

Содержание

Введение
1.Теория человеческого капитала
2.Особенности процессов формирования и накопления человеческого капитала
3. Состояние человеческого капитала в РБ и его влияние на уровень социально-экономического развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Человеческий капитал.doc

— 125.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра политологии

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Основы идеологии белорусского государства

на тему: Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики

 

 

 

 

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.Теория человеческого капитала

2.Особенности процессов формирования и накопления человеческого капитала

3. Состояние человеческого капитала в РБ и его влияние на уровень социально-экономического развития

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


Введение

Теория человеческого капитала имеет очень старые теоретические и методологические корни, тем не менее, она является одним из современных и очень актуальных направлений развития неоклассической теории.

Проблема Человека в экономической теории исследуется как минимум со времен Адама Смита, да и термин «человеческий капитал» появился и получил распространение в мировой литературе много лет назад. Однако отношение к проблеме во многом остается скорее прикладным.

Можно сказать, что последние полтора-два десятилетия управленческой науки прошли под двумя знаменами: инновации и человеческие ресурсы. Это время можно назвать усложнением внешней среды, резким возрастанием темпов ее изменения и ужесточения конкуренции на мировых рынках. Все это потребовало поиска скрытых резервов и новых путей повышения эффективности. Именно человеческий ресурс или человеческий потенциал стал организационным ресурсом ,  скрывающим наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования современной организации. «Человеческий фактор» стал рассматриваться как объект инвестиций не менее, а может, и более важный, чем заводы, оборудование, технологии и т.п.

Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Человеческий капитал " в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическуюзначимость.
 

 


1.Теория человеческого капитала

В последние годы стало общим мнением, что эффективность развития экономики современных государств в огромной степе­ни зависит от того, сколько средств оно вкладывает в своих лю­дей. Без этого невозможно обеспечить его поступательное раз­витие. Так, в США, по некоторым опенкам, доля инвестиций в человеческий капитал составляет более 15% ВВП, что превыша­ет «чистые» валовые инвестиции частного капитала в заводы, оборудование и складские помещения. И даже если специаль­ные исследования по этому вопросу не проводились, можно с высокой долей уверенности предположить, что один из самых высоких показателей уровня вложений в человеческий капитан в мире положительно связан с самыми высокими в мире показа­телями уровня развития экономики.

Еще в XVII в. родоначальник английской классической по­литэкономии В. Петти впервые предпринял попытку оценить денежную стоимость производительных свойств человеческой личности. По его методу «ценность основной массы людей, как и земли, равна двадцатикратному годовому доходу, который они приносят». Ценность всего населения Англии того времени он оценил примерно в 520 млн. ф. стерлингов, а стоимость каждого жителя — в среднем 80 ф. стерлингов. Он отмечал, что богатст­во общества зависит от характера занятий людей и их способно­сти к труду. Так, взрослого Петти оценивал вдвое дороже, чем ребенка, а «моряк в действительности равен трем крестьянам».

В 1812 г. в России Людвиг Якоб высчитал сравнительные издержки от найма вольного работника и крепостного, выра­зив их в натуральных единицах: пудах и четвертях ржи. В расчетах он использовал понятие «недополученный», или  «упущенный», доход.

В XX столетии были присуждены две Нобелевские премии в области экономики за разработку теории человеческого капита­ла — Теодору Шульцу в 1979 г. и Гэри Беккеру в 1992 г.

Хотя основной вклад в популяризацию идеи человеческого капитала был внесен Т. Шульцем, классикой современной эко­номической мысли стал одноименный трактат, Г. Беккера. В своем анализе он исходил из представлений о человеческом по­ведении как рациональном и целесообразном, применяя такие понятия, как редкость, цена, альтернативные издержки и т. п., к самым разнообразным аспектам человеческой жизни, включая и те, которые традиционно находились в ведении других социаль­ных дисциплин. Сформулированная в нем модель стала основ­ной для всех последующих исследований в этой области.

Человеческий капитал — это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, охрана здоровья,  географическая  мобильность,  поиск  информации. Первоначальные интересы исследователя заключались в опенке экономической отдачи от образования.

Беккер первым осуществил статистически корректный подсчет экономической эффективности образования. Для определения дохода, например, от высшего образования из пожизненных заработков тех, кто окончил колледж, вычитались пожиз­ненные заработки тех, кто не пошел дальше средней школы. Издержки обучения, наряду с прямыми затратами (плата за обучение, общежитие и т.д.), в качестве главного элемента содержат «упущенные заработки», т.е. доход, не дополученный учащимися за годы учебы. По существу потерянные заработки измеряют ценность времени учащихся, затраченного на обучение, и являются альтернативными издержками его использования. Опреде­лив отдачу от вложений в учебу как отношение доходов к из­держкам. Беккер получил цифру в 12 — 14% годовой прибыли.


2.Особенности процессов формирования и накопления человеческого капитала

Теория человеческого капитала опирается на принцип сходства процессами формирования вещественного и человеческого капитала. Капитализация как процесс представляет собой фундаментальную категорию рыночной экономики. Тем не менее для термина «капитал» характерна многозначность. Как справедливо отмечают ученые, зачастую капитал рассматривается только как технический фактор производства и недооценивается в качестве особого выражения общественных отношений. Такой подход характерен для отечественной экономической литературы, где капиталом называют любой ресурс, создаваемый с целью производства большего количества экономических благ. Подобные интерпретации не позволяют в полной мере оценить не только политэкономическую сущность человеческого капитала, но и использовать эти оценки для конструктивного управления процессами его формирования и накопления. Капитализация ресурсов связана с созданием экономических благ для удовлетворения потребностей людей, в процессе чего осуществляется взаимодействие двух групп факторов производства — субъективных и объективных, обеспечивающее согласованное использование человеческого и вещественного капитала.

Исследователи обращают внимание на существенные особенности человеческого капитала и его отличие от вещественного. Так, В.II. Щетинин отмечает: «В категории челове­ческого капитала необходимо видеть то, что присуще капиталу в целом, а также специфические свойства, характерные именно для человеческого капитала». Сходство между названными видами капитала заключается в следующем: являясь основными факторами общественного воспроизводства и взаимодействуя в процессе эффективной реализации, они способны обеспечивать при­быль их владельцам; формирование и накопление данных видов капитала осуществляется за счет инвестирования средств (в ущерб текущему потреблению), что позволяет обеспечить длительный экономический эффект, который можно измерить как в натуральном, так и в денежном выражении; существует временной лаг меж­ду инвестированием средств и получением выгод от них; и один, и другой капитал могут накапливаться и выступать в форме запаса; оба вида капитала имеют денежную оценку, что позволяет разре­шить сложную проблему соизмеримости; тот и другой подвержены физическому и моральному износу.

Однако сходство не исключает и наличия существенных разли­чий, важнейшим из которых является минимальная (практически нулевая) степень ликвидности человеческого капитала, посколь­ку он воплощен в личности своего носителя и не может продаваться либо передаваться, подобно вещественному капиталу. Человеческий капитал может обесцениваться, истощаться в ре­зультате физического (старение человека) и морального (утрата ли­бо устаревание знаний и навыков) износа, однако он неотделим от личности его носителя и не может быть передан другому собствен­нику, что обусловливает невозможность прямого наследования че­ловеческого капитала. Вместе с тем исследователи обращают вни­мание на наличие экономических механизмов косвенной передачи человеческого капитала от родителей к детям.

Вторая особенность человеческого капитала обусловлена спе­цификой процесса его накопления: равные объемы инвестиций в ре­зультате могут иметь различные объемы человеческого капитала в зависимости от природных способностей человека, его мотивации и личных трудовых усилий. Кроме того, с одной стороны, челове­ческий капитал обладает свойствами приращения в процессе эф­фективного использования, поскольку накопленный в результате трудовой деятельности профессиональный опыт и практические навыки являются одной из важнейших составляющих капитали­зируемых способностей работника. С другой стороны, полученные навыки могут утрачиваться по мере достижения определенного возраста, а потеря владельцем человеческого капитала трудоспо­собности ведет к его полному обесцениванию.

В отличие от вещественного капитала помимо способности при­носить денежную отдачу человеческий капитал имеет собственную внутреннюю ценность для владельца. Более того, как справедливо отмечают ученые, «непосредственной полезностью может обладать и сам процесс накопления человеческого капитала» . Кос­венными неденежными выгодами являются более высокий соци­альный статус человека, общественная активность, карьерные перспективы, психологический выигрыш, моральное удовлетворение и др. В связи с этим затраты на образование, с одной стороны, представляют собой инвестиции, осуществляемые в расчете на будущие денежные и неденежные выгоды, а с другой — преследуют цели удовлетворения текущих нематериальных потребностей. Следовательно, потребительский и инвести­ционный эффекты образования неразделимы, а мотивы инвестирования в образование определяются не только экономическими, но и социальными, культурными, психологическими факторами, что обусловливает их достаточно сложную структуру.

Третьей особенностью человеческого капитала является его возможность реализовываться только в труде своего обладателя. Поэтому покупатель, приобретая право на использование услуг человеческого капитала, вступает в контакт со свободной личностью, права которой он обязан соблюдать, что приводит к значительной насыщенности рынка труда институциональными структурами. По мнению исследователей, «процесс социального воспроизводства в институциональном аспекте можно представить как цепочку от­ношений и институтов, связанных с последовательными стадиями производства и использования человеческого капитала. Одна часть цепочки характеризует институты подготовки и формирования этого капитала, другая — институты его использования». В первой части авторы особо выделяют институт профессионально­го образования, регулирующий процессы образования, воспитания и обучения; во второй части — институт социально-трудовых отно­шений и институт профессий. Поскольку возникающие отношения между субъектами в обеих частях цепочки неразрывно связаны актами распределения и обмена правами собственности на челове­ческий капитал, постольку, по справедливому утверждению авто­ров, к числу базовых институтов процесса формирования и исполь­зования человеческого капитала следует относить также институт собственности, в том числе интеллектуальной.

Наряду с этим необходимо подчеркнуть особую значимость для современного этапа экономического развития института предпри­нимательства. Характеризуя специфику человеческого капитала, следует учитывать, что он может использоваться его носителем для комбинационного соединения принадлежащих ему факторов про­изводства с целью получения предпринимательского дохода.

Ученые акцентируют внимание на том, что «каждый институт представляет собой систему со своими ресурсами, целями, ограни­чениями, измерительными и исполнительными инструментами, т.е. кибернетическую систему сложного вида. Институты образуют базисную структуру, опираясь на которую люди стремятся снизить неопределенность в процессе производства, распределения и обме­на, тем самим уменьшить риск и, следовательно, трансакционные издержки в экономической деятельности. Институты рассматриваются как «результат процессов, происходивших в прош­лом, они приспособлены к обстоятельствам прошлого и потому яв­ляются фактором социальной инерции, психологической инерции». Из этого следует, что институты задают рамки всего последу­ющего развития.

Четвертая особенность человеческого капитала заключается в том, что для него характерны более продолжительные сроки оку­паемости и длительный период оборота. Так, например, время по­лучения общего и специального образования составляет не менее 10 15 лет, и лишь по его окончании вложения в человеческий ка­питал начинают приносить отдачу, возрастающую по мере накоп­ления производственного опыта. Кроме того, важно отметить необ­ходимость постоянных целенаправленных инвестиций в развитие человеческого капитала на протяжении всего жизненного цикла человека.

Исследователи выделяют важнейшие периоды, отражающие определенные стадии оборота человеческого капитала. Представляется целесообразным рассмотреть особенности процессов формирования и накопления человеческого капитала на различных стадиях его функционирования. Во-первых, это форми­рование потенциального человеческого капитала (до 16-18 лет) посредством воспитания в семье, детских дошкольных учреждени­ях, получения среднего или среднего специального образования; по окончании образовательного учреждения выпускник готов реа­лизовать приобретенные навыки в качестве работника с минималь­ной общественно необходимой квалификацией. Во-вторых, это фор­мирование совокупности способностей к труду в процессе приобре­тения высшего образования и соответствующей профессиональной квалификации (18- 25 лет). В-третьих, это функционирование че­ловеческого капитала (в течение последующих 30-35 лет), резуль­татом чего является производство экономических благ, а также профессиональное совершенствование и накопление новых каче­ственных характеристик. В-четвертых, это пенсионный период — завершение регулярной трудовой деятельности (55-60 лет); при этом работник может выбывать из процесса создания общественно­го продукта, оставаясь в то же время его пассивным участником и потребителем.[1]

Информация о работе Человеческий капитал и его роль в развитии современной экономики