Четвертая и пятая республика во Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 18:04, реферат

Описание работы

Четвертая республика: Период ознаменован распадом французской колониальной империи, войнами в Индокитае, затем в Северной Африке. Франция стала одной из учредительниц ООН, вступила в НАТО, в нарождающиеся европейские структуры вроде Объединения угля и стали. Во внутренней политике — период сильной нестабильности после войны, усиления влияния коммунистов (начало периода) и крайне правых (конец периода).

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1) Четвертая республика во Франции……………………………………....…4
2) Пятая республика во Франции………………………………………………8
Заключение…………………………………………………………………….16
Список литературы…………………………………………………………...17

Работа содержит 1 файл

рефера1.docx

— 38.10 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение………………………………………………………………………...3

1) Четвертая республика во Франции……………………………………....…4

2) Пятая республика во Франции………………………………………………8

Заключение…………………………………………………………………….16

Список литературы…………………………………………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Четвертая республика: Период ознаменован  распадом французской колониальной империи, войнами в Индокитае, затем  в Северной Африке. Франция стала  одной из учредительниц ООН, вступила в НАТО, в нарождающиеся европейские структуры вроде Объединения угля и стали. Во внутренней политике — период сильной нестабильности после войны, усиления влияния коммунистов (начало периода) и крайне правых (конец периода). Начало экономического роста (славное тридцатилетие) сопровождалось неконтролируемой инфляцией. Часто менялись т. н. призрачные правительства (обычно по 2-3 отставки премьер-министров в год).

Пятая республика: Устанавливался контроль над армией. Правительство вынесло на референдум проект конституции, который во многом повторял предложения, высказанные де Голлем в 1946 г. в речи в Байе. Как и в Конституции 1946 г., Франция объявлялась «неделимой, светской, демократической и социальной республикой», подчеркивалась ее приверженность «правам человека и принципам национального суверенитета, как они были определены Декларацией 1789 года, подтвержденной и дополненной в преамбуле Конституции 1946 года». Президент Республики, избиравшийся на семь лет двухстепенным голосованием коллегией выборщиков с участием членов парламента и органов местного самоуправления (а не только парламентом, как в Третьей и Четвертой республиках), наделялся широчайшими полномочиями. Он являлся гарантом национальной независимости и территориальной целостности Франции, верховным арбитром, обеспечивавшим «нормальное функционирование государственных органов и преемственность государства».

 

 

 

 

 

 

 

 

Четвертая республика во Франции

“Временный режим” и борьба вокруг конституции. В период “временного режима” во Франции началась глубокая перестройка политической системы, сопровождавшаяся важными социально-экономическими реформами и перегруппировкой основных партийно-политических сил. Временное правительство осуществило часть программы Национального совета Сопротивления: национализировало ряд крупных банков и отраслей тяжелой промышленности, реформировало систему социального обеспечения, восстановило демократические свободы. Были официально одобрены провозглашенные в программе мероприятия по чистке государственного аппарата и наказанию лиц, сотрудничавших с оккупантами, по привлечению сил французского Сопротивления к управлению страной. Однако многие положения программы, касающиеся демократизации государственного строя, не были проведены в жизнь из-за усилившегося противоборства различных фракций бывшего Сопротивления.

Центральным вопросом внутриполитической жизни  страны, вокруг которого разгорелась  борьба, стал вопрос о новом государственном  строе, новой конституции Франции. Все политические силы объединяло критическое  отношение к институтам Третьей республики. В остальном их подход был 1 различным. “Новые консерваторы”, и прежде всего сторонники генерала де Голля, склонялись к учреждению республики президентского типа, с сильной исполнительной властью, способной противостоять “режиму партий” — “дестабилизирующему” парламентаризму эпохи Третьей республики. Левые партии, а также ряд партий центристского толка (например, крупная католическая партия МРП), явно опасаясь установления режима “личной власти” генерала де Голля, выступали за сохранение верховенства парламента и его контроля над правительством при большей сбалансированности двух ветвей власти.

Получив на выборах в Учредительное собрание в октябре 1945 г. наибольшее количество депутатских мандатов, коммунисты, социалисты и МРП образовали трехпартийное Временное правительство и добились выработки проекта конституции на основе своей программы. Однако он был отклонен на референдуме. Второй проект, разработанный в 1946 г. новым составом Учредительного собрания, содержал ряд компромиссных положений, позволяющих учесть платформы всех членов коалиции. После утверждения на референдуме второй проект конституции стал основным законом Франции.

Конституция 1946 г. Новая Конституция Франции не только отразила соотношение политических сил в стране в первый период после освобождения, но и закрепила на конституционном уровне ряд новых политических принципов, характерных для европейских конституций так называемой второй волны (40—50-е гг.).

Реакцией  на авторитаризм времен войны была демократизация общественной жизни, предоставление широкого круга прав и свобод, гарантии конституционной законности. В Конституцию был включен новый блок экономических и социальных прав: равноправие мужчин и женщин, народов зависимых стран, социально-экономические права: право на труд, отдых и материальное обеспечение в случае нетрудоспособности, право рабочих на объединение в профсоюзы, на забастовки, коллективное определение условий труда и на участие в управлении предприятиями, право на всеобщее бесплатное светское образование и др. Расширялась сфера регулирования политической и особенно внешнеполитической деятельности государства (положения о мирной внешней политике, об отношениях с колониями и т. п.).

Вместе  с тем новая Конституция значительно  расширяла пределы вмешательства  государства в экономическую  и социальную сферу жизни общества, изменяла характер отношений между  личностью и государством, возлагая на государство, помимо широких прав, и новые обязанности. Признанным конституционным принципом стало  провозглашение “социального государства”, в котором права собственника сочетаются с “общим благом” и  ограничиваются общественными интересами.

С точки зрения основного принципа организации государственного строя, в первой послевоенной конституции  Франции продолжала господствовать идея абсолютного парламентаризма. По форме правления Франция являлась парламентарной республикой, причем нижняя палата парламента — Национальное собрание — провозглашалась единственным законодательным органом страны, который не мог никому делегировать свои законодательные полномочия. Кроме  того, Национальное собрание имело  исключительное право законодательной  инициативы в финансовых вопросах, ратификации и денонсации важнейших  международных договоров, объявления войны. Собрание, избираемое по системе  пропорционального представительства  на основе всеобщего избирательного права, абсолютным большинством голосов  должно было утверждать состав нового правительства, которое несло перед  ним всю полноту ответственности.

Конституция традиционно сохранила двухпалатную структуру парламента. Однако вторая йалата — Совет республики —  была наделена лишь совещательными функциями, и ее рекомендации не были обязательными  для Национального собрания. Совет  республики избирался косвенными выборами в департаментах и коммунах, а  часть его назначалась Национальным собранием. Состав палаты должен был  периодически обновляться. Таким образом, полномочия верхней палаты парламента по сравнению с сенатом. Третьей республики были сведены до минимума.

Главой  государства являлся президент  республики, который избирался на совместном заседании палат парламента сроком на 7 лет. По Конституции 1946 г., в  отличие от предшествующей, президент  был лишен ряда важных прерогатив (роспуск нижней палаты, назначение по своему выбору высших должностных  лиц и др.). Любые акты президента, в том числе назначение на высшие должности, требовали контрасигнации председателя кабинета и одного из министров.

Исполнительная  власть по Конституции вручалась  Совету министров во главе с его  председателем, главой правительства. Этот орган осуществлял непосредственное государственное управление страной  и в этом своем качестве имел широкие  полномочия. Однако деятельность кабинета была поставлена под эффективный  контроль нижней палаты. Назначение председателя Совета министров и министров  декретом президента могло производиться  только после вынесения вотума доверия  со стороны Национального собрания.

В случае принятия абсолютным большинством голосов депутатов резолюции  порицания, а также в случае провала  в палате важного правительственного законопроекта кабинет должен был  уйти в отставку. Правительство могло  распустить парламент только после  двух правительственных кризисов подряд, последовавших за вотумами недоверия  или порицания. В такой ситуации на период избрания нового состава  собрания создавалось коалиционное правительство из всех партийных  фракций во главе с председателем  Национального собрания.

Конституция практически сохраняла в неприкосновенности старую судебную систему и местное  управление, подчиненное строгому контролю со стороны правительства. Для руководства  судами создавался Высший совет магистратуры, председателем которого являлся  президент. Совет ведал вопросами  назначения и продвижения судей, исполнял функции дисциплинарного  суда в отношении членов судебного  ведомства.

Реорганизация политического строя Франции  в той форме, которая была предусмотрена  Конституцией 1946 г., во многом не оправдала  возложенных на нее задач и  быстро утратила привлекательность  в глазах французов. Страна практически  вернулась к “режиму Собрания”, столь единодушно критикуемому на примере. Третьей республики. За двенадцать лет сменилось сорок пять правительств, было несколько длительных министерских кризисов. Этому способствовали как  недостаточная проработка самого механизма  функционирования норм основного закона, так и периодические отступления  от них на практике.

Сложные проблемы модернизации экономики и  перестройки экономической структуры, обострение социальных противоречий, распад колониальной системы и колониальные войны требовали активного вмешательства  государства и стимулировали  поиски путей к установлению твердой  власти. Политическая система, основанная на классическом парламентаризме, в  условиях многопартийного соперничества  и возросших требований к административно-управленческой деятельности оказалась неспособной  адекватно реагировать на сложные  социально-экономические проблемы и кризисные явления в обществе.

На  протяжении 40-х — середины 50-х  гг. стало нарастать недовольство государственным режимом Четвертой  республики. Возникшая в 1947 г. голлистская  партия Объединение французского народа (РПФ)' выступила с требованием  отмены Конституции 1946 г. и создания сильной исполнительной власти, способной  возвыситься над “партийной чехардой”. В этом же году произошел распад трехсторонней коалиции, а в 1948—1951 гг. была восстановлена мажоритарная избирательная система. Широкое  распространение получила практика делегированного законодательства. По конституционной реформе 1954 г. премьер-министр  был наделен дополнительными  полномочиями по роспуску Национального  собрания, упрощался порядок получения  вотума доверия правительством (простым  большинством голосов), отменялись положения  Конституции о коалиционном правительстве. Были расширены также права Совета республики, который превратился  в полноправного участника законодательного процесса. Одновременно, без прямого  пересмотра соответствующих положений, путем конституционной практики произошло фактическое усиление роли и влияния президента.

Обострение  политической обстановки и отход  от основных принципов Конституции 1946 г. привели в конечном итоге  к падению Четвертой республики и ее замене в 1958 г. Пятой республикой.

 

 

 

 

 

 

 

Пятая республика во Франции

В мае 1958 г. в обстановке военного мятежа в Алжире парламент призвал к  власти генерала де Голля и наделил  его правительство чрезвычайными  полномочиями. Правительство спешно подготовило проект новой конституции, который в сентябре 1958 г. был одобрен  на референдуме 79,2% голосов его участников и с октября 1958 г. вступил в  силу.

Конституция 1958 г. Авторы Конституции 1958 г., которую считали “скроенной точно по мерке для де Голля”, исходили из необходимости коренного пересмотра принципов, лежавших в основе государственного строя Третьей и Четвертой республик. Прежде всего предполагалось стабилизировать политическую систему путем “большей сбалансированности” всех видов власти и усиления независимости исполнительной власти от политических маневров различных партий. Исполнительная и законодательная власти должны были быть четко разделены, имея своим источником только “мандат народа” (т. е. выборы). Однако еще более эффективным средством укрепления системы властвования должен был стать институт главы государства. Возвышаясь над всеми властями и не навязывая себя в качестве повседневного главы правительства и лидера парламентского большинства, президент должен был выражать высшую волю государства по проблемам первостепенного значения. Таким образом, одной из важнейших задач этого органа было гарантировать стабильность исполнительной власти в неблагоприятных политических и экономических условиях.

Эти идеи были четко проведены в тексте нового основного закона. Свидетельством этому является сама структура конституции, построенной по схеме президент  — правительство — парламент. Центральным звеном всей политической системы стал президент. Ему была отведена роль “высшего арбитра”, призванного  обеспечивать нормальное функционирование государственных органов, а также  преемственность государства (ст. 5). Поэтому президент не нес политической ответственности ни перед каким органом (за исключением случая государственной измены) и никем не контролировался. В то же время для выполнения своей роли он был наделен как широкими постоянными прерогативами, так и полномочиями, имеющими исключительный характер.

Прежде  всего, президент назначал главу  правительства, а по его предложению  — остальных членов кабинета, а  также принимал их отставку. Он председательствовал  на заседаниях правительства, в Совете и Комитете национальной обороны, в  Высшем совете магистратуры. Ему предоставлялись  полномочия главы вооруженных сил, право назначения на высшие гражданские  и военные должности.

Информация о работе Четвертая и пятая республика во Франции