Чувашская свадьба

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 17:40, доклад

Описание работы

Чуваши считали большим несчастьем и грехом умереть незамужней или неженатым человеком. Человек, приходя в этот мир, должен оставить после себя свое продолжение — детей, воспитав их и научив всему, что умел сам, чему научили его родители — цепь жизни не должна была прерываться. Жизненной целью каждого человека было создание семьи и воспитание детей.

Работа содержит 1 файл

Чувашский.Свадьба.docx

— 18.91 Кб (Скачать)

Наши предки самыми важными событиями человеческой жизни считали рождение, свадьбу (туй) и смерть. Обряды, сопровождающие эти события, ученые называют «обрядами  перехода». Во время рождения и смерти человек «переходит» в другой мир. Во время свадьбы резко меняется его положение в обществе, он «переходит»  в другую социальную группу.

Чуваши считали  большим несчастьем и грехом умереть  незамужней или неженатым человеком. Человек, приходя в этот мир, должен оставить после себя свое продолжение  — детей, воспитав их и научив всему, что умел сам, чему научили его  родители — цепь жизни не должна была прерываться. Жизненной целью  каждого человека было создание семьи  и воспитание детей.

Многие исследователи  отмечали, что чуваши больше заботились не о себе лично, а о благополучии семьи, о возвышении и упрочении  своего рода. В этом как бы «отчитывались» перед предками, об этом молили верховных  божеств. Поэтому понятно, что выбор  будущих отцов или матерей, а  затем и свадьба были одним  из самых важных событий в жизни  человека, семьи и всего рода…

Знакомства  и выбор невесты  и жениха.

По традициям многих народов нельзя было выбирать себе жену или мужа из родственников. У  чувашей этот запрет распространялся  до седьмого поколения. Например, нельзя было жениться семиюродным братьям  и сестрам, а восьмиюродным уже  можно. Этот запрет связан с тем, что  при близкородственных браках дети очень часто рождаются больными. Поэтому чувашские парни искали себе невест в соседних и дальних  деревнях, ведь часто бывало так, что  жители одной деревни происходили  от одного родственника.

Для знакомства молодых  людей устраивались различные посиделки, игры, праздники, общие для нескольких деревень. Особенно тщательно присматривались  к будущим женам и мужьям на совместных работах: сенокосе, ниме и  т. п.

Когда парень объявлял о своем желании жениться, родители в первую очередь выясняли, из какого рода невеста, здорова ли, достаточно ли трудолюбива, умна ли, какой у  нее характер, какая внешность  и т. д.

Иногда невеста  по возрасту была старше мужа на несколько  лет, например, жениху могло быть 18—20 лет, а невесте под 30. Родители жениха старались быстрее принять в  дом новую работницу, особенно если в семье было мало женщин. А родители невесты не спешили отдавать замуж  умелую девушку, ведь она еще могла  поработать дома.

Чуваши считали, что  чем старше была невеста, тем она  ценнее, тем больше она умела и  тем богаче было приданое, которое  начинали готовить с детского возраста.

Перед свадьбой.

Для знакомства с  семьей невесты и предварительного сговора, сватания (килĕшни), родители юноши посылали сватов (евчĕ). Эти  евчĕ были родственниками или близкими знакомыми. Они с гостинцами и  кнутом приходили в дом невесты  и вели себя не так, как обычно, например, проходили и садились на середину избы, заводили разговор о покупке: «У вас, говорят, на продажу ярочка есть?»  Родители девушки уже понимают, зачем  пришли странные гости, и поддерживают разговор: «А мы вроде ничего не продаем». Тогда гости просят расспросить  об этом их дочь. В конце разговора, после угощения, если обо всем удалось договориться, евчĕ оставляли в доме кнут.

Через несколько  дней в дом невесты приезжали  родители и родственники жениха для  окончательного сватания невесты (хĕр  çураçни). Привозили гостинцы: пиво, сыр, разные печения. Со стороны невесты  также собирались родственники, обычно старшие в семье. Перед угощением  приоткрывали дверь и молились с  кусочками хлеба и сыра в руках. Затем начинался пир, песни, веселье. В этот же день невеста дарила будущим  родственникам подарки: полотенца, сурпаны, рубахи и угощала их пивом, в ответ они клали в опустошенный ковш несколько монет. Во время одного из этих посещений сваты договаривались о дне свадьбы и размере  калыма (хулăм) и приданом.

За несколько дней до свадьбы родители жениха еще раз  приходили в дом невесты для  окончательного договора о сроках свадьбы (пăлчав, кăмăлча).

Подготовка  к свадьбе.

Свадьба была большим  праздником для обеих деревень. В  каждой местности были свои отличия  в проведении свадебных торжеств. Но везде чувашская свадьба начиналась почти одновременно и в доме жениха, и в доме невесты, затем свадьбы  соединялись в доме невесты —  жених приезжал и забирал ее к  себе, и свадьба завершалась в  доме жениха. В целом свадебные  торжества занимали несколько дней, и их часто устраивали в неделю çимĕк.

Как всегда перед  особыми торжествами устраивали баню, одевали лучшую нарядную одежду, праздничные головные уборы и  украшения. Среди родственников  или хороших знакомых выбирали специальных  людей, которые организовывали свадебное  торжество, выполняли особые поручения. И со стороны жениха, и со стороны  невесты выбирался руководитель свадьбы — туй пуçĕ. Жениха сопровождали его друзья, родственники — молодые  парни (кĕрÿ çÿмĕсем, туй ачисем, нукерсем). Среди них выбирали мăн кĕрÿ, кĕçĕн  кĕрÿ и уртмахçă, который носил  с собой через плечо большую  кожаную сумку для гостинцев.

Невесту сопровождали ее подруги — хĕр çумĕсем и  неженатые парни-родственники (пуса каччисем).

Обязательно приглашали посаженых родителей — хăйматлăх  и его жену, а также несколько  музыкантов, которые порой составляли целый оркестр.

Начало  свадьбы в доме невесты.

К началу свадьбы  собирались гости, приносили угощение, старейшины совершали моление богам  об удачном проведении свадьбы и  будущем счастье и благополучии молодой семьи.

В это время где-нибудь в клети вместе с подругами  невеста наряжалась в свадебное  одеяние: богато вышитое платье, тухью, серебряные украшения, перстни, браслеты, кожаные ботиночки, нарядный сăхман, сверху, закрывая лицо, накидывали покрывало  — пĕркенчек. Во время одевания невеста  пела песни-причитания.

Подруги, сменяя ее, пели более веселые, шутливые песни. Наряженную невесту подруги вводили  в дом. Она кланялась родителям, отец и мать благословляли свою дочь.

Затем невеста вместе со своими родными, подругами, взрослыми  и детьми под музыку скрипок, барабанов  и шăпăра с песнями и танцами  отправлялись в гости к родственникам. Они привечали невесту и ее свиту, сажали гостей за стол, вместе с  ними пели, плясали, торжественно и  ласково благословляли, напутствовали  девушку, прощались с ней. Так  в течение 2—3 дней обходили всю деревню, ездили к родственникам в соседние деревни. 

Начало  свадьбы в доме жениха.

В это время в  доме жениха также готовили богатое  угощение и совершали моление. Жениха наряжали в богато вышитую белую  рубаху, нарядный сăхман (шупăр), высокую  шапку, на передней части которой  посередине пришивали серебряную монету. На ноги одевали сапоги, на руки —  кожаные перчатки, к мизинцу прикреплялся вышитый платочек. На шею вешали серебряное ожерелье, а к спине  — сложенный по диагонали свадебный  платок. К поясу также подвешивали  вышитые платки или концы сурпанов. В руках он держал плетеную нагайку.

Также своеобразно  были одеты друзья жениха: в нарядные рубахи и одолженные у девушек  фартуки, серебряные ожерелья, бусы, а  также сабли и луки со стрелами. Позднее стали брать ружья.

Жениха вводили  в дом, он кланялся родителям, и те благословляли его. В это время  во дворе уже вовсю шло веселье, звучали барабаны, скрипки, шăпăр, сăрнай: все гости пели и плясали, угощались. Затем так же, как и невеста, жених навещал своих родственников. Вместе с музыкантами, с разнаряженными и вооруженными друзьями, верхом на лошадях объезжали всю деревню, ездили в другие деревни. У каждого  родственника они угощались, пели, плясали, получали гостинцы, которые уртмахçă складывал в свою сумку. Возможно, во время этих посещений торжественно приглашали на свадьбу (на самом деле вся деревня уже давно знала  и с радостью ожидала эту свадьбу).

Возвратившись домой, жених и его свита просили  у родителей благословления ехать  за невестой. Обычно отправлялись вечером. Вместе с женихом ехал шумный, веселый, музыкальный и нарядный свадебный  поезд — нескольких десятков подвод и множество веадников, всего  несколько сот человек. Около  ворот деревни или на перекрестке  дорог совершали моления, оставляли  кусочки пищи и монеты.

Свадьба в доме невесты.

Перед воротами дома невесты могли петь песню-диалог. Открывающему ворота мальчику давали монету. Во дворе три раза объезжали  вокруг дома или вокруг специально устроенного места (шилĕк). Вперед выступал мăн кĕрÿ и произносил длинную  своеобразную песню-речь «Мăн кĕрÿ такмакĕ (Саламалик)». После такого приветствия  гостей приглашали в дом (или в  шилĕк). Совершали моление, пили пиво и медовые напитки. Во дворе вовсю  звучала музыка, люди пели, плясали. Гостей угощали пивом, шÿрпе, печениями, сыром, шăрттаном и т. д. Самые  уважаемые старцы обычно сидели в  доме за отдельным столом.

В это время невеста  с подругами сидела в амбаре или  в доме какого-нибудь родственника. Там тоже звучала музыка, пели и  плясали. Затем, к утру, невесту приводили  в дом, где ее благословляли родители. Невеста прощалась со всеми родными  и своей родиной — исполняла  печальную песню-плач хĕр йĕрри, хÿх. Обычно во время исполнения этой песни даже мужчины с трудом удерживались от слез. Слова этой песни-плача каждая девушка слагала по-своему.

Невесту выводили во двор и сажали верхом на лошадь, которую  вел хăйматлăх за повод, сделанный  из полотенца. За ней следовал весь свадебный поезд жениха и повозки  с приданым невесты.

Почти вся деревня  провожала невесту за околицу. При  выезде за околицу жених три раза ударял невесту. Этим он как бы прогонял злых духов, которые могли перейти  в их деревню.

Все эти события  проходили при обязательном звучании музыкальных инструментов.

Свадьба в доме жениха.

У ворот дома жениха около молодых разбивали сырое  яйцо. Во дворе жених спешивался и приводил из конюшни лошадь. Узду этой лошади он передавал невесте, или  она спускалась со своего коня, опираясь на эту лошадь. Под ноги невесты  постилали белый войлок. Затем  жених на руках вносил невесту  в дом. В любом случае на земле  не оставалось следов от пока чужого для  этого рода человека — невесты.

В доме проводили  обряд инке салми. Жених и невеста  вставали у печки, их накрывали войлоком. На маленькие вилы накалывали несколько  штук салмы. Парень или девушка танцевали  под музыку с этими вилами в  руках. Во время танца он несколько  раз подходил к невесте и, припевая, подносил ей салму. На войлок плескали бульон от салмы. Этот обряд символизировал «общую еду» молодых. По представлениям многих народов, совместная еда как  бы делала жениха и невесту родственниками.

После этого войлок и покрывало невесты снимали. Она одаривала свою новую родню  подарками — рубахами, полотенцами, сурпанами.

Под музыку и песни  молодых закрывали в клети, желали им иметь много детей. Среди чувашей  крайне редки были случаи, когда  молодежь вступала в половые отношения  до свадьбы. Это считалось большим  грехом.

Обязательным свадебным  обрядом был пуç сырни —  одевание невестой женского головного  убора — сурпаи и хушпу. В разных местах он мог проводиться в разное время: перед выездом невесты  в дом жениха, после снятия покрывала, перед входом в дом жениха и  т. д.

Последним свадебным  обрядом был обряд хождения невесты  за водой — шыв çулĕ, который  также мог проводиться по-разному. В это время невеста уже  называлась çĕнĕ çын (новый человек) и требовалось, чтобы дух воды не наслал на нее порчу. К роднику  шли: невеста, молодежь, родственницы. В воду могли бросать монетки, произносить необходимые слова. Невеста (или родственница мужа) три  раза набирала воду и три раза ведро  опрокидывали. В четвертый раз  невеста приносила воду в дом. На этой воде она варила суп с  клецками (çĕнĕ çын салми) или другое блюдо. Приготовление еды невесткой  и угощение новых родственников  означало ее вхождение в род мужа.

После этих обрядов  день-два еще угощались и веселились, пели прощальные песни, благодарили  хозяев и расходились по домам.

Послесвадебные  обычаи.

После свадьбы породнившиеся  семьи несколько раз ездили друг к другу в гости. Одно из посещений, обычно поздней осенью, когда молодые  и родственники мужа ездили в гости  к родителям жены, называлось тавăрна (возвращение).

Во время этого  посещения молодой семье отдавали оставшуюся часть приданого —  домашнюю скотину: корову, овец, пчел и  т. п. На этом веселье (или через 40 дней) молодожены впервые после свадьбы  могли петь и плясать.

Информация о работе Чувашская свадьба