Экономическая мысль Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 01:51, реферат

Описание работы

Наиболее ранние проявления экономической мысли следует искать в истории
стран Древнего Востока. Это объясняется благоприятными экономическими
условиями, наличием пищи, теплым климатом. Это привело к значительной
концентрации населения в довольно ранний период, возникает охота,
скотоводство, земледелие.

Содержание

1.Введение


3
2. Экономическая мысль Древнего Китая
5
3. Заключение
7
4. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Экономическая мысль Древнего Китая.docx

— 25.92 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО ИДПО  КГТУ

Кафедра Менеджмент и Предпринимательская деятельность

 

 

 

 

Реферат

По предмету: История экономических учений

На тему: Экономическая мысль Древнего Китая

 

 

 

 

 

Выполнила студентка  гр. 041

Зарипова  Г.Г.

Проверил  

Морозов А.В.

 

 

 

 

 

 

 

Казань

2010

Содержание

 

 

1.Введение

 

 

3

2. Экономическая мысль Древнего  Китая

5

3. Заключение

7

4. Список литературы

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Наиболее ранние проявления экономической  мысли следует искать в истории

стран  Древнего  Востока.  Это  объясняется  благоприятными   экономическими

условиями, наличием  пищи,  теплым  климатом.  Это  привело  к  значительной

концентрации  населения  в  довольно   ранний   период,   возникает   охота,

скотоводство, земледелие.

Основа экономики того периода - земледелие, в дальнейшем географические

условия теряют свои приоритеты и  экономика (ее развитие,  степень  развития)

опирается  только  на  земледелие.  Возникают  прочные  людские   поселения.

Совершенствуются   методы   агрикультуры,   повышаются   урожаи,    строятся

ирригационные  системы,  становится   возможным   накопление   материального

богатства.   Появляется    прибавочный    продукт,    человек    приобретает

хозяйственную ценность, все в целом  это приводит  к  возникновению  рабства.

Существует две возможности  превращения человека в раба:

1) порабощение неоплатных должников;

2) порабощение военнопленных.

Рабство нуждается  в политических  гарантиях (рабы - взрывоопасная

собственность).   Возникает   государство:   строительство  храмов, дворцов - это выходит за  рамки общины  и даже  племенных союзов. Таким образом, страны Древнего  Востока очень рано пережили  экономический  подъем,   процесс   политического   объединения   и культурный расцвет.

Все это  и  послужило  основой  раннего  развития  экономической  мысли

Древнего  Востока.  Оно  происходит  на  основе   обострения   экономических

противоречий  вместе  с  развитием  рабства  и  образованием   деспотических

государств.  Возникали  острые   проблемы,   которые   и   пыталась   решить

экономическая мысль. Она отражалась и в хозяйственном законодательстве  и  в

экономических требованиях народных  масс,  философских  системах  и  даже  в

специальных сочинениях.

Одним из важнейших противоречий экономического строя  Древнего  Востока

была незавершенность процесса  разрушения  крестьянской  общины  (рабство  -

лишь  экономический  уклад).  Община  удерживала  свои  позиции  в   области

сельского хозяйства: распределение  воды, ремонт каналов. В борьбе с  угрозой

порабощения в качестве неоплатных должников, крестьяне яростно  боролись  за

сохранение общины между рабством и общиной заполняет  всю  историю  Древнего

Востока. Порабощение  иноземцев,  а  тем  более  местных  жителей  встречало

большое  сопротивление  (восстания  рабов  находили  поддержку  у   бедноты,

государства  находились  в  состоянии   перманентной   гражданской   войны).

Возникает проблема морального оправдания рабства. Были сделаны и попытки  ее

решения. Об этом свидетельствуют  "Речения  Ипувера",  законы  Ману,  учение

Конфуция и другие проявления экономической  мысли.

Расширение долгового рабства  вело  к  сокращению  социальных  резервов

деспотии и к накалу народных восстаний, часто рабовладельческие  государства

распадались (в Египте  централизованное  государство  распадалось  несколько

раз).

С момента появления государства  оно играло исключительно важную роль  в

экономической истории.  Ирригационные  системы  наблюдались  государственным

чиновником, распределение  воды  контролировалось  фараоном,  государем  или

царем,  попытка  объявить  властелина  собственником   всей   земли   (после

общинного  землепользования),  выражает  система  государственных  монополий

(соль, железо), государственное   рабовладение.  Деспотическое   и  назойливое

вмешательство государства нарушало экономику, ущемляло интересы как  господ,

так и  средних  слоев  населения.  Впервые  в  истории  экономической  мысли

возникает сложная проблема определения  пределов вмешательства государства  в

экономическую жизнь страны. Хозяйство государств Древнего Востока было в основном  натуральным,  но уже получила  значительное  развитие  торговля  (когда  возникает  торговля, тогда  производство  становится  товарным).  Так   в   экономической   мысли появляется тема для  дебатов  -  о  преимуществе  натурального  и  товарного хозяйства.

Основные проблемы, которые стояли  перед  ранней  экономической  мыслью

Древнего Востока:

- рабство;

- община;

- государство;

- натуральное и товарное производство.

Экономическая мысль Древнего Китая

Наиболее зрелой в истории Древнего Востока явилась экономическая  мысль Древнего Китая, который в I  тыс. до н.э. достиг высокого уровня развития.

Кун Фу-Цзы или Конфуций (551-479гг. до н.э.) один основателей одной из школ. В книге «Беседы и суждения» он выступил за восстановление общинно – патриархальных отношений, высказывая социально утопические идеи об эпохе всеобщего благоденствия.

Последователи Конфуция, один из которых  Мэн – цзы, выступали за возрождения  общинного землевладения. За сохранения «колодезной системы», при котором  группа семейств объединяются в общину и обрабатывают свой надел и надел, урожай с которого идет в пользу государства; за отмену тяжелых налогов; за сокращение государственного вмешательства  в экономическую жизнь; за разделения физического и умственного труда  и пр.

Против общинных иллюзий выступали  другие экономические течения, которые  отвергали систему уравнительного землепользования, выступали за частную  собственность на землю, поддерживали развитие рабовладения.

Данные идеи нашли отражения  в реформах Шан-Яна, которые имели  характер аграрного переворота. Реформу  провозглашали частную собственность  на землю с разрешением купли  – продажи земельных участков;  отмены отработочной формы налогов; изменение поземельного налога в пользу государства, который определяется в зависимости от обрабатываемой площади и пр.

Реформы укрепляли позиции рабовладельческого режима. Шан – Ян являлся представителем школы легистов, которые выступали за сильное государство и накопления богатства в казне, за развитием главным образом земледелия и военного дела и пр. Целесообразным некоторое повышение цен на хлеб с целью развития землевладения; считались опасным высокие налоги; земледельцы трактовались как главная производительная сила.

Расширения функции государства  объяснялось необходимостью создания иррагационной системы, строительство  которой возможно только на основе государственной поддержки.

В трактатах содержаться рассуждения о стихийных закономерностях рынка, который является регулятором всех товаров,о законах колебания спроса и предложения; о взаимодействии между натуральным и товарным хозяйством; о пределах вмешательства государства в торговлю.

В финансовой программе «Гуань - цзы» отвергались прямые налоги как вредные для экономической жизни, наиболее разумным признавался налог на потребление соли и железа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Развитие хозяйства с глубокой древности сопровождалось стремлением  объяснить явления и формы  экономической деятельности, дать картину  экономической реальности.

Вначале это были лишь фрагменты, части  мозаики. Жажда целостной картины - экономической теории - обострилась  с зарождением капиталистических  рыночных отношений. Во-первых, рынок - единственный известный науке механизм, объективно регулирующий экономическую  систему и формирующий результаты хозяйствования. В докапиталистических  обществах плоды экономической  активности зависели от видимых, понятных всем обстоятельств - плодородия почв, климата, мирной или военной обстановки, от воли сеньора и собственного трудолюбия, от состояния торговых путей и  т.д. В рыночной системе возникает "фактор Х" -экономическая конъюнктура, управляющая движением цен. Можно  сказать, что попытки объяснения этого "фактора Х" и составляет историю мировой экономической  науки.

Во-вторых, рыночное хозяйство обладает таким свойством, как экономическая  динамика, стремлением к расширению. В такой ситуации картина экономической  реальности приобретает еще большее  значение, она должна помочь в прогнозировании  экономической конъюнктуры. Экономическая  теория становится необходимой предпосылкой формирования экономической стратегии, в том числе и экономической  политики государства.

Предметом истории экономических  учений является исторический процесс  возникновения, борьбы и смены экономических  идей, выражающих интересы классов  и социальных групп в различных  общественно-экономических формациях.

Этапы развития экономических теорий:

1. Возникновение.

2. Борьба с господствующими в  обществе экономическими воззрениями,  завоевание лидерства, расцвет  теории.

3. Период противоречий в теории, упадок, смена.

Источники развития экономических  идей:

1. Объективные потребности хозяйственной  жизни.

2. Социально-классовые конфликты  и противоречия.

Информация о работе Экономическая мысль Древнего Китая