Экономическая политика Петра I, Екатерины II

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:42, реферат

Описание работы

В настоящее время в России также осуществляется реформирование экономики и финансовой системы, государственного устройства, проводится реформирование армии, судебной системы и многих других отраслей. Поэтому тема экономических реформ для России актуальна в любое время. В историческом плане экономическая политика Петра I и Екатерины II представляет интерес в связи с тем, что за годы их царствования произошли существенные изменения в экономике.

Содержание

Введение 3
Промышленное производство 3
Развитие торговли 8
Сельское хозяйство 9
Финансовая политика 12
Заключение 15
Литература 17

Работа содержит 1 файл

Экономическая история реферат.docx

— 48.31 Кб (Скачать)

     В 1710 г. правительство Петра I осуществило  подсчет доходов и расходов. Оказалось, что средняя ежегодная сумма  доходов не превышает 3330 тысяч рублей. Расходы на армию и флот составили  около 3 миллионов, а все остальные  расходы около 824 тысяч рублей. Ежегодный  дефицит был приблизительно равен 500 тысячам рублей, составляя 13% расходного бюджета. Первоначально дефицит  покрывался за счет остатков прошлых  лет.

     По  смете на 1710 г. предвидевшийся полумиллионный дефицит нужно было покрыть дополнительным сбором по полтине с тяглого двора. Это был обычный вид внутреннего  кредита того времени - заем беспроцентный  и безвозвратный. Другого способа  пополнить казну не было, так как  государственной казне никто  доверял ни в России, ни за границей.

     Прежде  налоговая система была основана на подворной переписи 1678 г. По различным  источникам число было от 787 тыс. до 833 тыс. дворов. Подворовое налогообложение  было введено во второй половине XVII в. При подворном обложении прямые налоги взимались с крестьянских и посадских дворов, многочисленные натуральные повинности переведены в денежную форму и сведены  в единый сбор. Прямое обложение  было сведено в две классовые  подати: одна, под названием ямских и полоняничных денег, падала на крепостных людей, другая, стрелецкая, во много раз более тяжелая, была положена на все остальное тяглое население. Оба налога в прежнем окладе взимались и при Петре.

     С целью упорядочения системы налогообложения  по указу Петра I была проведена перепись населения. Перепись 1710 г. обнаружила убыль  тяглого населения почти на четверть. Причинами такого снижения были: рекрутские наборы, отправка десятков тысяч рабочих  на верфи, на каналы, на стройку новой  столицы и бегство крестьян от тяжести налогов и самоуправства  помещиков.

     Формирование  регулярной армии, строительство флота, расходы на ведение войн и строительство  Петербурга, казенных заводов и т.д. резко увеличили расходы и  потребовали новых источников доходов.

     Северная  война (1700 - 1721) еще больше усилила  потребность государства в деньгах, которые оно получало путем увеличения налогов. Правительство буквально  изощрялось в поисках новых объектов налогообложения. Ими занимались специальные  люди, должность которых называлась - "прибыльщик". Было введено множество  новых сборов.

     Финансовая  политика Петра I характеризовалась  небывалым до его правления налоговым  гнетом. Рост государственного бюджета  достигался за счет расширения косвенных  и увеличения прямых налогов. Начиная  с 1704 г. один за другим вводились сборы: поземельный, померный и весчий, хомутейный, шапочный и сапожный - от клеймения  хомутов, шапок и сапог, подужный, с извозчиков - десятая доля найма, посаженный, покосовщинный, кожный - с  конных яловочных кож, пчельный, банный, мельничный - с постоялых дворов, с найма домов, с наемных углов, пролубной, ледокольный, погребной, водопойный, трубный - с печей, привальный и отвальный - с плавных судов, с дров, с  продажи съестного, с арбузов, огурцов, орехов, дубовых гробов, бань, улья, с рыбной ловли, бороды и т.д. Обложению  подвергались не одни угодья и промыслы, но и религиозные верования, не только имущество, но и совесть. Все эти  сборы получили название канцелярских сборов, так как ими ведали многочисленные канцелярии. Введен был гербовый сбор с заключения договоров в письменной форме - “купчих крепостей”. Ряд товаров был взят в казенные монополии: деготь, смола, щетина, ворванное сало, поташ, икра, ревень, рыбий клей, рыбий жир. Государственной монополией стал экспорт хлеба, а затем - и металла. Введена была табачная монополия и монополия продажи водки. Правительство иногда продавало монополию водки откупщикам и формы торговли на протяжении XVIII в. менялись.

     В 1718 - 1724 гг. Петр I ввел подушную подать, заменившую существовавшие с 1679 г. подворовое налогообложение. Ее размер был исчислен просто. Содержание армии и флота стоило 4 млн. руб. Эта сумма была разделена на количество мужских ревизских душ: с крестьянской пришлось 74 коп., посадской - 1 руб., государственных крестьян- 1 руб. 14 коп. в год. Душа мужского пола была не реальной плательщицкой единицей, а счетной, так как подушная подать взимались и с младенца, и с дряхлого старика, и с давно умершего, но числившегося в ревизионных актах. Все податное население страны было прикреплено к месту уплаты подушной подати. Для учета мужского населения в стране, в 1720 году, была проведена его перепись - ревизия. Ревизии в последствии проводились раз в 20 лет. Подушная подать превышала платежеспособность населения, что вызывало рост недоимок. В 1732 г., например, они составили 15 млн. руб. и вдвое превышали сумму доходов. Введение подушной подати увеличило доходы бюджета. К концу Петровского правления (1725 г.) государственные доходы по сравнению с 1701 г. выросли почти в 4 раза и составляли 8,5 млн. руб. из которых более половины (4,6 млн. руб.) приходилось на подушную подать. Структура доходов государственного бюджета была следующая: 55 % давали прямые налоги, а косвенные - 24,9 %. Такая система налогов существовала на протяжении всего XVIII в. Подушная подать была гораздо тяжелее прежних подворных и поземельных податей и давала правительству гораздо большую, сравнительно со сборами XVII века сумму денег.

     В целом доходы увеличивались в  связи с развитием рынка, ростом промышленности и численности населения. Громадные дефициты первых лет XVIII века уменьшились к концу царствования Петра I, хотя и на склоне своих лет он все еще не переставал нуждаться в деньгах на содержание армии и флота, на потребности народного хозяйства.

     В 1718 г. проведена денежная реформа, выпущены новые серебряные монеты с пониженным содержанием серебра и медные монеты, что привело со временем к инфляции, но дало значительный доход  государству.

     Существенным  компонентом денежной реформы явилась  реорганизация системы финансового  управления. При системе приказного управления в стране не было единого  органа, в котором бы концентрировались  все бюджетные средства. Это затрудняло учет и способствовало хищениям. В  числе государственных коллегий, Петр I создал финансовые, ведавшие финансами в общегосударственном масштабе. Таким образом, все финансовое управление было строго централизовано.

     Во  второй половине XVIII в. продолжалось развитие кредитно-финансовой системы. В 1769 году были выпущены ассигнации – первые российские бумажные деньги. В 1786 году создан Ассигнационный банк для организации  их обращения. Но в связи с огромными  затратами на ведение войн и другие государственные расходы к концу  века бумажный рубль стоил лишь 66 копеек серебром.

     В этот период государственные расходы  опережали рост доходов на 20%, все  увеличивавшихся налоговых и  таможенных сборов не хватало для  удовлетворения потребностей и Россия впервые прибегла к зарубежным займам – в Голландии и Италии.

     Начало  обращения ассигнаций, а также  и издание Вексельного и Банкротского уставов способствовали развитию товарно-денежных отношений в стране. 

     Заключение 

      Несомненно, что экономическая политика Петра  I была переворотом в экономической жизни страны. Различие мнений историков заключается в том, что одни считают этот переворот благом для страны, а другие трагедией.

      Петр  I в своей практике широко использовал методы жесткого администрирования. Это неизбежно вело к правительственному вмешательству в экономику, мелочной регламентации, придирчивому надзору. Такая практика нередко отпугивала желающих заняться предпринимательским делом, ослабляла предприимчивость людей. Бюрократическое регулирование промышленности не могло создать ей здоровой основы. Под влиянием государственной власти целые отрасли народного хозяйства перешли почти исключительно на применение труда крепостных, что, естественно, не способствовало капиталистическому развитию страны, формированию российской буржуазии.

      Противоречивые  действия Петра при проведении реформ нанесли немалый ущерб стране и ее народу.

      Необходимо  отметить и важные результаты реформ, благодаря которым Россия стала  мировой державой. Во-первых, петровские реформы, тесно связанные с хозяйственной  политикой предшествующего периода, вывели страну из экономической стагнации  и приобщили к передовым западноевропейским знаниям, опыту и технологиям. Во-вторых, энергично поощряемое государством развитие промышленности способствовало преодолению экономической отсталости страны и укреплению ее военной мощи. В-третьих, в результате преобразований сформировались внутренний рынок и "новый класс"- торгово-промышленное сословие, вобравшее в себя наиболее деятельную часть общества. Старый торговый капитал переходил в  промышленность, составляя привилегированную  группу "нового класса". Именно ему  передавались казенные предприятия, и  именно этот класс стал представлять собой ядро предпринимательства  России. В-четвертых, достижения в области  экономических преобразований и  в военной сфере оказали влияние  и на политические успехи России, Российская империя становится крупнейшей политической силой, с которой вынуждены были считаться все европейские государства.

      Военная, экономическая и финансовая политика Петра не всегда приводила к позитивным результатам, однако при всех неудачах его реформаторской деятельности, он, тем не менее, сделал большой шаг  вперед сравнительно со своими предшественниками; в 17 веке только смутно понимали необходимость  экономических реформ и лишь немногие люди сознавали по какому пути они  должны идти.

      Петр  сделал реформы одной из главных  задач правительственной деятельности, четко определил цели и указал, где и как надо их достигать. В  этом его большая заслуга.

      Реформы Петра затронули не только оборону, экономику и финансы. Они повлекли за собой необходимость перестройки  системы государственного управления и образования.

      В результате военных побед и экономических  достижений Россия стала великой  европейской державой, а с 22 октября 1721г. официально провозглашались империей, представлявшей собой могучее и  огромное государство мира.

     Как результат реформ Екатерины II можно выделить следующее.

  • Усилилось крепостничество, но впервые был поставлен вопрос о смягчении или даже отмене крепостного права.
  • Улучшилось положение городского населения, активизировалась его хозяйственная деятельность.
  • Политика «экономического либерализма» правительства способствовала зарождению капиталистического уклада и началу разложения крепостнических отношений.

     Итоги политики Екатерины II.

     Господствовало  экстенсивное развитие экономики. Темпы  роста экономики России и, особенно, уровень ее развития все еще отставали  от передовых стран Запада.

     В основе сельского хозяйства, тяжелой  и некоторых отраслей легкой промышленности лежал подневольный труд крепостных, посессионных и приписных работников.

     Возможности развития хозяйства на основе крепостного  права не могли обеспечить более  быстрых темпов развития. Крепостничество  постепенно становилось тормозом экономического прогресса. Развитие товарно-денежных отношений, формирование всероссийского рынка, зарождение капиталистического уклада привело к деформации основных признаков крепостничества. Постепенно зарождался процесс разложения феодально-крепостнической  системы.

     В то же время, потенциал экономического развития крепостного хозяйства  сократился, но еще не был полностью  исчерпан. Росло аграрное, прежде всего  зерновое производство, повышался объем  экспорта хлеба.

     В экономике страны, при этом развивались  и прогрессивные тенденции. Быстро росли промышленность, включая мануфактурную, и торговля. Развивались товарно-денежные отношения, в том числе в сельском хозяйстве. В государственной политике под воздействием идей европейского Просвещения практиковались элементы «экономического либерализма».

     Во  второй половине XVIII века экономика, особенно промышленность и торговля России развивалась  относительно высокими темпами. В этот период сочетание продворянской  политики и элементов «экономического  либерализма» еще приносило свои плоды и обеспечило к концу  правления Екатерины II создание эффективной  системы управления, мощной армии  и флота, решение внешнеполитических задач и социально-политическую стабилизацию в стране. 
 

Литература:

  1. Ключевский В. О. Краткий курс по русской истории. М.: ЭКСМО, 2000.
  2. Волкова И.В., Горинова М.М., Горский А.А. и др. История России с древности до наших дней. –М., 1996.
  3. Головатенко А. История России: спорные проблемы. Пособие для поступающих на гуманитарные факультеты. –М., 1994.
  4. Горинов М.М., Данилов А.А., Дмитриенко В.П. История России. –Ч.1 – 3. –М., 1994.
  5. Елисеева О. Княжна Тараканова от Радзинского // История Росси в мелкий горошек. М., 1998.
  6. Политическая история России. Хрестоматия для вузов. М., 1996. Гл. 5. Просвещенный абсолютизм. С. 208-318.

Информация о работе Экономическая политика Петра I, Екатерины II