Экономическая реформа 60-х годов 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:37, реферат

Описание работы

Период 70-х-первой половины 80-х годов, связанный с именем руководителя партии и страны Л.И.Брежнева получил определение как застойного. На мой взгляд, актуальность данной проблемы состоит в том, что зачастую правительства стран проводят непоследовательные и половинчатые реформы, которые, естественно, не приносят ожидаемых результатов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1.Основные меры экономических реформ 1965 года…………………………………………4
1.1.. Основные меры экономических реформ 1965 года в промышленности……….4
1.2. Основные меры экономических реформ 1965 года в сельском хозяйстве……..5
2.Результаты реформ 1965 года………………………………………………………...............7
Заключение……………………………………………………………………………………….11
Список использованной литературы……………………………………………………………12

Работа содержит 1 файл

реферат история.docx

— 40.07 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План.

Введение………………………………………………………………………………………….3

1.Основные меры экономических реформ 1965 года…………………………………………4

1.1.. Основные меры экономических реформ 1965 года в промышленности……….4

1.2. Основные меры экономических реформ 1965 года в сельском хозяйстве……..5

2.Результаты реформ 1965 года………………………………………………………...............7

Заключение……………………………………………………………………………………….11

Список использованной литературы……………………………………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1956 и 1965 годы.

Сначала их назовут решительным  поворотом,

рубежом больших перемен,

потом временем нереализованных 

возможностей и не вполне оправданных  надежд.

Зубкова Е.Ю.

Введение.

 

Шестидесятые годы стали переломными  в истории советского общества. До этого времени сложившаяся в  СССР модель хозяйствования достаточно успешно решала встававшие перед  страной задачи. К началу 60-х гг. в Советском Союзе ценой огромных усилий и жертв был создан мощный индустриальный и научный потенциал. Советское общество стало городским  и образованным. В сфере экономики  в 60-80-е годы были предприняты попытки  проведения одной из самых крупных  экономических реформ. 

Реформа хозяйственного механизма  была подготовлена и проработана  еще в хрущевское время, но была реализована  при Брежневе. Начало 60-х гг. с  точки зрения развития экономической  ситуации в стране было не таким  благоприятным, как в предыдущее десятилетие. Высокие темпы роста  в экономике, сопровождавшиеся –  особенно во второй половине 50-х гг. – повышением эффективности производства, заметными достижениями в ряде областей науки и техники, расширением  сферы потребления и т.д., в  начале 60-х гг. стали уменьшаться.

Проблемы развития советского общества в 70-е годы, складывание механизма  торможения стали предметом острой научной дискуссии. Историки совершенно справедливо выделяют 70 - первую половину 80-х годов в особый этап развития нашего общества. Период 70-х-первой половины 80-х годов, связанный с именем руководителя партии и страны Л.И.Брежнева получил определение как застойного.

На мой взгляд, актуальность данной проблемы состоит в том, что зачастую правительства стран проводят непоследовательные и половинчатые реформы, которые, естественно, не приносят ожидаемых результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Основные меры экономических реформ 1965 года.

1.1.. Основные меры экономических реформ 1965 года в промышленности

Основным вдохновителем и проводником  экономической реформы стал Алексей  Николаевич Косыгин, возглавивший правительство  СССР после отставки Хрущёва. 

А. Н. Косыгин родился в 1904 году в  Петербурге, в рабочей семье. До 1921 года служил в Красной армии, окончил  кооперативный техником и технический  институт в Ленинграде. Работал мастером, начальником цеха, директором фабрики. В 1938 году стал председателем Ленинградского горисполкома. Затем его переводят  в Москву, назначают наркомом технической  промышленности. В 1940 году был назначен заместителем председателем Совнаркомом. С началом войны был заместителем председателя совета по эвакуации. В 1943-1946 годах был председателем Совнаркома РСФСР. После 1948 года был министром  финансов, министром легкой промышленности, председателем Госплана СССР. В 1964-1980 годах возглавлял Совет министров  СССР.

Таким образом, осуществлением реформы  руководил человек, всесторонне  знавшим народное хозяйство страны и ясно отдававший себе отчет о  всех проблемах тогдашней советской  экономики. С другой стороны необходимо понимать, что Косыгин ни в коей мере не был «рыночником» и не собирался  выходить ни на шаг за рамки социалистической системы хозяйства.

В 1965 году состоялись два пленума  ЦК КПСС, которые и дали старт  экономической реформе в стране. В марте прошел пленум, посвященный  проблемам сельского хозяйства. На нём с докладом «О неотложных мерах по развитию сельского хозяйства  СССР» выступил лично Брежнев. Изменения  в сельском хозяйстве не просто были направлены на устранения негативных последствий хрущёвских экспериментов. По сути дела намечались новые ориентиры  аграрной политики.

В сентябре 1965 года, на следующем пленуме  ЦК КПСС с докладом выступил А. Н. Косыгин. Тема этого доклада звучала так: «Об улучшении управления промышленностью, совершенствования планирования и  усиления экономического стимулирования промышленных предприятий».

С 1966 года в рамках восьмой пятилетки (1966-1970гг) начала осуществление экономическая  реформа. Главным её содержанием  была попытка обеспечить оптимальное  сочетание централизованного планового  управления с широкой инициативой  и самостоятельностью производителей, интересов общества и производственных коллективов.

Основными мерами предусматривалось  следующее:

1. Упразднить совнархозы и вновь  образовать министерства (союзные  и союзно-республиканские)

2.Устранить излишнюю регламентацию  хозяйственной деятельности предприятий  путём сокращения плановых показателей,  устанавливаемых сверху (с 30 до 9). В числе обязательных показателей  оставались:

- основная номенклатура выпускаемой  продукции

- фонд заработной платы

- платежи в бюджет и ассигнование  из бюджета

- объём капиталовложений и основные  фонды

- задания по внедрению новой  техники и некоторые другие.               

 Все остальные показатели  предприятия устанавливали сами.

3. Изменение оценки деятельности  предприятий и основного показателя  плана с валового производства  на реализацию продукции.

4. Важнейшими показателями также  становилось полученная прибыль  (рентабельность) и поставки важнейших  видов продукции.

5. Предполагалось развивать прямые  связи между производителями  и потребителями, хоздоговорные  отношения.

6. Совершенствовалась система оплаты  труда, вводилось материальное  стимулирование, увязанное с общими  итогами работы предприятий.

7. Создавались на предприятиях  фонды экономического стимулирования, социально-культурных мероприятий,  а также фонды развития производства.

Вся это система мер была направлена на создание хозрасчёта в экономике. Предприятия в новых условиях должны были работать на принципах  самоокупаемости, рентабельности и  материальной ответственности. Создавалась  определённая хозяйственная самостоятельность  при денежном контроле государства  за использованием  материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Считалось, что новые подходы  к планированию и взаимоотношениям предприятий и государства, будут  стимулировать хозяйствующих субъектов  на принятие более высоких плановых показателей и поощрять внедрение  достижений научно-технического прогресса, поднятие качества выпускаемой продукции.

 

1.2.Основные меры экономических реформ 1965 года в сельском хозяйстве.

 

Конкретные меры предпринимались  и в сельском хозяйстве. Было решено:

 - отменить обязательные посевы кукурузы без учёта природно-климатических условий  

- уделить большее внимание центральным  районам страны, и, прежде всего  - нечерноземью

- восстановить приусадебные участки

- ввести твёрдые и сравнительно  низкие планы заготовок сельскохозяйственной  продукции на всю пятилетку (до 1970 года)

- повышать закупочные цены на  зерно, при этом сверхплановая  его поставка стимулировалась  50% надбавкой к закупочной цене.

Важным импульсом к развитию сельскохозяйственного производства было резкое увеличение финансирование аграрного сектора советской  экономики. Так в 1966-1980 годах туда было направленно 383 миллиарда рублей, что составляло 78% всех капиталовложений в сельское хозяйство за все годы советской власти.

Менялись подходы к непосредственной организации производства на сельскохозяйственных предприятиях. Возродилась идея системы  сельскохозяйственных звеньев. К звеньевой  организации планировалось переходить от крупных бригад. Звено должно было отвечать за весь технологический  цикл, а оплата производилась в  зависимости от количества и качества производимой продукции.

Применение такого подхода давало большую практическую отдачу, причем в достаточно короткий срок. Так  в Краснодарском крае звено В. Первицкого получало урожай зерновых с 1 гектара в 2-3 раза выше, чем большие  бригады.

В Казахстане Иван Худенко развернул  работу звеньевой системы в одном  из целинных районов, производивших  продовольственное зерно. Звенья должны были производить определённый объём  товарного зерна к определённому  сроку. По конечному результату, без  ограничений выплачивались и  заработная плата. В течение нескольких лет применения этой системы работы, производительность труда превысила  среднюю в 20 раз! При этом затраты  на производство зерна сократилось  в 4 раза, вчетверо выросла заработная плата, а прибыль на одного работника  выросла в 7 раз! Худенко сделал расчёты, по которым введение этой системы по всей стране позволяло в несколько раз увеличить производство зерна, при этом также в несколько раз сократив число занятых в сельскохозяйственном производстве.

В промышленности на восьмую пятилетку (1966-1970 года) были заложены очень серьёзные  показатели развитием. По плану производительность труда должна была вырасти на 30-35%, а прибыль – более чем вдвое. При этом 80% прироста промышленной продукции  планировалось получить за счёт роста  производительности труда на промышленных предприятиях. Осуществить это невозможно было, если не запустить в дело хозяйственную  реформу, намеченную сентябрьским 1965 года пленумом ЦК КПСС.

Активная реализация реформы началось в 1966 году, хотя в первый год –  в качестве эксперимента. В этом году на работу в новых условиях хозяйствования было переведено 43 предприятия 17 отраслей промышленности. В 1967 году на новые хозяйственные условия  стали переводиться целые отрасли  промышленности и к концу года так работали 15% предприятий, на долю которых приходилось 37% всей промышленной продукции в стране. К концу  пятилетки на новую систему стали  переходить предприятия строительства  и торговли. До 1971 года новой системой хозяйствования была охвачена 41 тысяча промышленных предприятий из 49 тысяч  имевшихся, на их долю приходилось 95% прибыли  и 93% общего производства продукции.

Важное значение для предприятий  имело и то, что были пересмотрены в сторону повышение оптовые  цены, и в 1968 году почти все отрасли  промышленности стали рентабельными. Деятельность предприятий строилась  на основе принятого в октябре 1965 года «Положения о социалистическом государственном предприятии», регламентировавшего  круг прав и обязанностей хозяйствующего субъекта.

Серьёзно изменились отношение  между предприятием и государством. Была введена плата за производственные фонды, земельные и водные ресурсы. Излишнее оборудование разрешено было реализовывать другим предприятиям. Таким образом, хозяйствующие субъекты были заинтересованы в повышении  фондоотдачи, то есть в более эффективном  использовании имеющихся ресурсов. Был установлен государственный  Знак качества для важнейшей серийной и массовой промышленной продукции.

В 1967 году начался прогремевший на всю страну Щекинский эксперимент. Химическому комбинату в городе Щекино Тульской области был определён  стабильный фонд заработной платы на 1967-1970 года. Вся экономия этого фонда  поступила в распоряжение трудового  коллектива. Это стимулировало поиск  оптимальной организации труда, сокращение излишних штатных единиц. За первые два года работы заметно  увеличилось выработка на одного работника, выросла заработная плата, за счет роста производительности труда  высвободилось до 870 человек, а в  городе активно строились жилые  и культурно – бытовые объекты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Результаты реформ 1965 года.

 

Воплощенные в жизнь новации  благотворно повлияли на экономическую  жизнь страны. Но их эффект оказался кратковременным. Прирост объема производства продукции, стабилизировавшийся в промышленности за годы восьмой пятилетки (1966-1970 гг.) приблизительно на уровне предшествующего пятилетия (50%), а в сельском хозяйстве превысивший его на 21%, в дальнейшем вновь стал сокращаться: соответственно до 43 и 13% в девятой пятилетке, 24 и  9% — в десятой, 20 и 6% — в одиннадцатой. Объяснялось это двумя главными причинами.

Во-первых, директивная экономика  сумела довольно быстро нейтрализовать робкие и непоследовательные меры по реформированию хозяйственного механизма.

Как это происходило в промышленности, наглядно прослеживается на следующих примерах.

Спускаемую сверху норму прибыли  — важнейший показатель работы предприятия — в принципе можно было получить двумя путями: за счет или труднодающегося снижения себестоимости продукции (оптимизации производства), или искусственного завышения цен, особенно легкого в условиях, когда сохранялся «кабинетный», нерыночный порядок их назначения. Случилось в основном последнее, ибо в этом были заинтересованы и министерства, и предприятия. Начался ползучий рост оптовых цен. Только в машиностроении за 1966 — 1970 гг. они увеличились на треть. И никакой контроль Госплана этого процесса остановить не мог, поскольку главный контролер — потребитель — к установлению цен отношения не имел.

Еще один пример. По инструкции, изданной Министерством финансов СССР, в госбюджет  требовалось вносить плату не за фактически используемые производственные фонды, а за плановые. Если предприятие в течение года избавлялось от ненужного оборудования, оно все равно платило за него налог до следующей ревизии, а в новом году не могло использовать значительную часть прибыли, автоматически уходившую в госбюджет. В результате фондовооруженность в расчете на одного работника неуклонно ползла вверх, а фондоотдача (эффективность использования заводских помещений, станков, машин и т.п.) падала. За 1965-1985 гг. в два раза сократилась доля оборудования, заменяемого из-за технологического старения и физической ветхости.

Информация о работе Экономическая реформа 60-х годов 20 века