Экономические реформы П.А Столыпина и С.Ю Витте

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 09:32, контрольная работа

Описание работы

Политические деятели, принадлежавшие к противостоящему большевикам лагерю, ранее показывались, как правило, искаженно. К тому же на исторической сцене в тот период действовали яркие и сильные личности, придерживавшиеся различных политических и общественных взглядов и стремившиеся реформировать Россию бескровным, не революционным путем. Среди них - С.Ю.Витте и П.А.Столыпин.

Содержание

Введение 3
1. Реформаторская деятельность С.Ю. Витте 4
2. Аграрная реформа П.А. Столыпина и ее значение 11
Заключение 16
Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

Витте-Столыпин.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

История: Экономические реформы  П.А Столыпина  и С.Ю Витте 
Содержание
 

 

Введение

 

     Каждый  период развития Российской империи по-особому влиял на дальнейшую жизнь государства. Разные периоды определяли последующую жизнь народа на долгое время. Одним из таких, немаловажных этапов Российской истории, были вторая половина XIX века и начало XX века; время развития революционного движения, время больших перемен в жизни нашего общества и страны в целом.

     Политические деятели, принадлежавшие к противостоящему большевикам лагерю, ранее показывались, как правило, искаженно. К тому же на исторической сцене в тот период действовали яркие и сильные личности, придерживавшиеся различных политических и общественных взглядов и стремившиеся реформировать Россию бескровным, не революционным путем. Среди них - С.Ю.Витте и П.А.Столыпин.

 

1. Реформаторская деятельность С.Ю. Витте

 

     Последний русский император Николай II при вступлении на престол заявил о преемственности курса своего отца, Александра III, а представителям либеральных кругов посоветовал «оставить бессмысленные мечтания». Неудачной оказалась коронация Николая II в мае 1896 года. На Ходынском поле в Москве площадью в 1 кв. км собралось около миллиона человек, чтобы участвовать в праздничном гулянье и получить подарки. Неожиданная паника привела к столпотворению, в котором пострадало более трех тысяч человек, из которых почти половина – погибли. Ходынская катастрофа потрясла Москву, все ждали, что торжества будут отменены, но все продолжалось, как ни в чем не бывало, а великий князь Сергей Александрович, генерал-губернатор Москвы, получил благодарность за «образцовую подготовку и проведение торжеств».

     Не  обладая твердым характером и  государственным кругозором, Николай  II часто попадал под влияние более сильных людей и мог легко изменить принятые ранее решения. Тем не менее, в годы его правления среди государственных деятелей было несколько личностей реформаторского склада, которым удалось провести ряд значительных социально-экономических мероприятий и оставить заметный след в истории России. К числу таких деятелей можно отнести Сергея Юрьевича Витте (1849-1915), талантливого финансиста, реформатора и организатора экономики.

       Предки его были выходцами  из Голландии. Витте закончил  физико-математический факультет  Новороссийского университета в  Одессе. Из-за семейных финансовых трудностей ему пришлось отказаться от научной деятельности и начинать карьеру на железной дороге, где он служил кассиром, контролером, ревизором, начальником станции, изобрел новый способ сцепления вагонов, способ ускоренной сигнализации, контрольные приборы и пр. Он прошел на американский манер различные служебные ступени вплоть до высоких постов в министерстве путей сообщения: директора департамента железных дорог и министра путей сообщения (назначение на эту должность в 1892 году он был обязан, практически, предупреждение Александра III о возможности крушения поезда, где ехал император и его семья).

     Но  в этой должности он пробыл всего несколько месяцев и вскоре, в возрасте 43 лет, С.Ю. Витте стал министром финансов с очень широкими полномочиями: ему были подчинены торговля, промышленность, департамент железных дорог и др. На этом посту он оставался целых 11 лет – с 1892 до 1903 года. Здесь он проявил себя сторонником индустриализации страны на западноевропейский манер. Витте неоднократно подчеркивал, что Россия имеет уникальные природные ресурсы, которые лежат пока мертвым грузом. К началу ХХ века Витте имел четкую программу развития экономики: догнать промышленно развитые страны, занять прочные позиции в торговле с Востоком, обеспечить активное внешнеторговое сальдо, и все это – при неограниченном вмешательстве государства в экономику и при стабильной самодержавной власти.

     Одной из главных заслуг С.Ю. Витте была стабилизация финансовой системы страны. Дело в том, что к 1890-м годам эта система была почти полностью расстроена, бумажные деньги были неустойчивыми вследствие их необеспеченности, их курс постоянно снижался, золотые, и серебряные деньги почти исчезли из обращения. В стране существовала высокая инфляция, которая была выгодна крупным землевладельцам, вывозящим хлеб на внешний рынок за золото. Для молодой российской буржуазии, напротив, инфляция создавала большие трудности в их деятельности. Перед страной стояла насущная необходимость перехода к золотому стандарту, в котором были заинтересованы и отечественные, и иностранные инвесторы, поскольку он гарантировал им стабильность в предпринимательстве. России нужны были устойчивые металлические деньги взамен бумажной валюты – неизбежной спутницы перехода от натурального хозяйства к рыночной экономике.

     Но  для перехода к золотому стандарту  необходим был достаточный золотой запас государства, на создание которого были направлены усилия Витте в качестве министра финансов. С осени 1894 года в России приступили к накоплению золота в Госбанке. Это достигалось не только при помощи активного внешнеторгового баланса, но и внешних займов. Именно при Витте Россия получила до 3 млрд. золотых руб. внешних кредитов, а золотой запас страны составил в 1897 году 1 млрд. 95 млн. руб. (это было самое крупное в мире сосредоточение золота), что приближалось к стоимости находившихся в обращении бумажных денег. Кроме того, были введены высокие косвенные налоги (акцизы) на товары массового спроса: спички, керосин, табак, сахар, водку, хлопчатобумажные ткани и др., за счет чего был устранен в основном дефицит государственного бюджета, а косвенные налоги выросли в течение 1890-х годов на 42,7%. Увеличился поземельный налог и гербовый сбор.

     В 1895 году в России была введена винная монополия, то есть исключительное право государства на торговлю спиртными напитками. К началу ХХ века по всей стране было построено 148 крупных казенных «винных складов». Доход от винной монополии к 1901 году вырос в 7,5 раз. При Витте эта монополия приносила в казну до 365 млн. руб. ежегодно, а при его приемниках – до 543 млн. руб. Заметно увеличилось потребление спиртных напитков населением. В будни казенные лавки – «монопольки» отпускали винно-водочные изделия с 7 часов утра до 10 вечера, а в воскресные дни – сразу после окончания церковной службы и до вечера. Заметно выросли и общие государственные доходы. Если в начале царствования Александра III они составляли 730 млн. руб. в год, то в 1897 году – около 1,5 млрд. руб.

     Все эти мероприятия позволили в 1894-1895 годах стабилизировать рубль и провести денежную реформу. В 1897 году был принят закон «О чеканке и выпуске в обращение золотых монет». Были выпущены золотые монеты номиналом 5 руб., 10 руб – червонец, 7,5 руб. – полуимпериал, 15 руб. – империал. Золотой рубль был равен 0,774 г чистого золота. Прежний бумажный кредитный рубль приравнивался по существовавшему тогда фактическому курсу к 66,3 коп. золотом, то есть была проведена девальвация рубля. Выпускаемые в обращение новые бумажные деньги представляли собой обязательства Госбанка – банкноты, которые можно было выпускать в неограниченном количестве. Но в целях обеспечения обмена на золото требовалось, чтобы банк всегда имел соответствующие резервы. Золотой запас должен был составлять не менее половины общей суммы выпущенных в обращение кредитных билетов.  Следует отметить, что российская валюта оставалась твердой до Первой мировой войны.

     Данная  реформа была проведена столь  виртуозно, что практически это  не отразилось на ценах. Она усилила  прилив отечественных и иностранных  капиталов в экономику, и к концу века Россия превратилась из чисто аграрной страны в аграрно-индустриальную державу со средним уровнем развития.

     Особую  заботу проявлял С.Ю. Витте о железнодорожном строительстве. Только за один 1898 год в стране было построено почти три тысячи верст железнодорожных путей, всего же за годы его службы на посту министра финансов протяженность железных дорог увеличилась на 25 тыс. верст. При его непосредственном участии было возобновлено строительство Транссибирской магистрали от Челябинска до Владивостока, которое было отложено до него из-за нехватки средств. За 10 лет в строительство железных дорог было вложено более двух среднегодовых национальных доходов страны. Завершение Транссиба помогло проводить эффективную переселенческую политику, осваивать несметные богатства Сибири и Дальнего Востока, активизировать восточный внешнеполитический курс России.

     В 1890- годы особенно усилился протекционизм во внешней торговле. Таможенная политика оставалась составной частью системы экономических мероприятий по защите отечественных предпринимателей и создания для них благоприятных условий во внешней торговле. В 1891 году была установлена таможенная пошлина на все иностранные товары в размере 33% к их стоимости, а некоторые из них облагались почти запретительными пошлинами. По сравнению с 1868 годом импортные пошлины на чугун  повысились в 10 раз, на рельсы – в 4,5 раза и т.д. В это же время экспортные пошлины были весьма незначительными.

     С.Ю. Витте уделял внимание и аграрному вопросу, поскольку понимал, что расширить границы внутреннего рынка можно, прежде всего за счет роста покупательной способности основной части населения – крестьянства, а это можно сделать лишь путем замены общинного землевладения частным. Витте даже удалось добиться принятия закона об отмене круговой поруки в общине.

     Под представительством С.Ю. Витте в 1902 году было создано «Особое совещание  для определения нужд сельского  хозяйства» с целью пересмотра ряда законов по «крестьянскому вопросу», принятых еще 40 лет назад, чтобы «водворить личную собственность в деревне». Это было вызвано всеобщим «оскудением» деревни, особенно в центральной России, падением платежеспособности крестьянства, ростом революционных настроений на селе.

     На  местах были созданы губернские и  уездные комитеты для анализа сельскохозяйственного производства и выработки мер по «улучшению благосостояния крестьян». Из этих комитетов в Особое совещание поступали предложения по совершенствованию имущественного и гражданского положения крестьян, уравниванию их с другими сословиями. Предлагалось постепенно переводить крестьян от общинного к подворному и хуторскому хозяйству и т.д. Но в 1902-1903 годы эти меры были расценены как преждевременные, общинное землепользование было объявлено незыблемым, крестьянские надельные земли – неотчуждаемыми, и в деревне все осталось по-прежнему. Реализовать свои планы по крестьянскому вопросу Витте не удалось. Позже к этим мероприятиям подошел вплотную П.А. Столыпин, на которого Витте смертельно обиделся за то, что Столыпин «обокрал» его, а реформы получили имя Столыпина.

       Справедливости ради следует  отметить, что С.Ю. Витте не  был оригинальным в своей политике, поскольку он всего лишь продолжал  действия И.А. Вышнеградского, которого  он сменил на посту министра  финансов. Но именно действия С.Ю. Витте вызвали особое недовольство в правительственных кругах и среди общественности. Его обвинили в том, что он якобы разрушает основы хозяйственной жизни страны, распродает Россию иностранцам и пр. Особенно активно при этом выступал давний противник Витте, министр внутренних дел В.К. Плеве. В августе 1903 года Витте был смещен с должности министра финансов и назначен на пост председателя Комитета министров, что означало «почетную отставку», поскольку в его руках не осталось почти никаких полномочий.

     Революционные события 1905-1907 годов имели большие  негативные последствия для экономики  страны. Осенью 1905 года Витте принял участие в подготовке Манифеста «Об усовершенствовании государственной власти», который был опубликован 17 октября 1905 года. В нем Николай II был вынужден пойти на определенные уступки под угрозой краха империи. В соответствии с Манифестом населению даровались «незыблемые основы гражданской свободы» и предоставлялось право неприкосновенности личности, свобода слова, совести, печати, собраний. В результате в стране были легализованы профсоюзы, отменена цензура, рабочие добились повышения заработной платы и сокращения рабочего дня.

     19 октября 1905 года царь подписал указ о превращении Комитета министров в Совет министров, премьером которого был назначен С.Ю. Витте, после чего началась реорганизация правительства. Будучи премьером, С.Ю. Витте показал свои способности к лавированию между двумя противоборствующими силами. Он выступал охранителем самодержавия и искусным миротворцем, успевал заниматься разными вопросами: переустройством крестьянского землевладения, пропагандой правительственных постановлений, введением военно-полевых судов в условиях революционного восстания.

     После подавления вооруженного восстания  в декабре 1905 года Витте оказался под огнем с двух сторон. Левые  силы обвиняли его в карательной  политике против своего народа, правые называли его «поборником революции» за гибкость в поисках компромиссов. В апреле 1906 года отношения Николая II и С.Ю. Витте окончательно обострились, и он был вынужден уйти в отставку. Скончался Витте в 1915 году почти в забвении.

 

2. Аграрная реформа П.А. Столыпина и ее значение

 

     Революция 1905-1907 гг. стала толчком к дальнейшим буржуазным преобразованиям в России. Одним из важнейших преобразований стала аграрная реформа Столыпина. Этой реформой председатель Совета министров П.А. Столыпин стремился ускорить развитие сельского хозяйства России, направив его по фермерскому, буржуазному пути. Для этого надо было разрушить крестьянскую общину, которая сковывала предприимчивость крестьян и тормозила развитие сельского хозяйства. Указ 9 ноября 1906 г., который стал в 1910 г. после принятия Государственной Думой законом, разрешил крестьянам выходить из общины вместе с землей. Выделенные участки стали называть отрубами, а если крестьянин переносил туда свою усадьбу – хуторами.

     За 10 лет действия столыпинского указа, к 1916 г., в европейской России вышли  из общины и получили землю в собственность 2,5млн. крестьянских хозяйств, т.е. менее четверти всех крестьян. Большинство не только отказалось выходить из общины, но и защищало общину с оружием в руках: чиновников и землемеров, которые являлись в деревню выделять желающих, крестьяне нередко встречали кольями и вилами.

Информация о работе Экономические реформы П.А Столыпина и С.Ю Витте