Экономические учения Адама Смита

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:32, реферат

Описание работы

В своем исследовании Смит исходит из того, что стремление каждого к собственной выгоде, служит важнейшим побудительным мотивом человеческой деятельности. Это движущая сила поступков. И это предпосылка создания справедливого и рационального порядка в обществе. Смит называл это явление «Невидимой рукой рынка», которая направляет действия людей к цели, которая совсем не входила в их намерения.

Содержание

1.Краткая Биография 3
2. Методология учения. 4
3. Учение о разделении труда. 6
4. Взгляды на деньги. 7
5. Теория стоимости. 8
6. Учение о доходах. 10
7.Учение о капитале. 11
8. Взгляды на производство. 12
9. Учение о производительном труде. 14
10. Об экономической политике государства. 14
Заключение. 16
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

история.docx

— 38.24 Кб (Скачать)

В отличие от физиократов, Смит считал, что прибыль создается  неоплаченным трудом независимо от отрасли  производства. Но, как и в других частях своего учения, Смит был непоследователен и в теории прибыли. В противоречие со своими вышеизложенными взглядами  он утверждал, что предпринимательский доход является вознаграждением за риск и за труд при применении капитала.

Земельная рента. В теории ренты Смит прямо указывал, что  рента создается неоплаченным трудом рабочего, представляет вычет из продукта его труда. Он связывал ее возникновение  с частной собственностью на землю. Землевладелец требует увеличения ренты и в том случае, когда  улучшение земли произведено  арендатором за свой счет. Но и здесь  Смит был непоследователен. В некоторых  случаях он утверждал, что рента, подобно прибыли и заработной плате, является элементом издержек производства и вместе с другими  доходами участвует в образовании  стоимости. Смит делал также уступку  физиократам, полагая, что ренту  нужно рассматривать как продукт  сил природы. Рассматривая вопрос о  ренте в различных отраслях сельского  хозяйства, Смит правильно установил, что рента с участков, занятых  под производство зерновых, определяет ренту для всех видов сельскохозяйственного  производства.

7.Учение о капитале.

В трактовке Смита капитал  – это запасы, используемые в  процессе производства, от которых  капиталист ожидает получить доход. Главным фактором накопления капитала Смит считал бережливость. По его словам, она «является непосредственной причиной возрастания капитала». Пропагандируя  бережливость, он утверждал, что сбережения образуют фонд для содержания производительных рабочих.

Большое значение Смит придавал делению капитала на основной и оборотный. Под последним, он понимал капитал, который постоянно уходит от своего владельца в одной форме и возвращается к нему в другой. Основной капитал - это капитал, не вступающий в процесс обращения и остающийся в руках владельцев. Капитал купца Смит целиком относил к оборотному капиталу. (Заметим это положение ошибочно).

У физиократов деление  авансов на первоначальные и ежегодные относятся только к земледельческому капиталу. Смит же распространил категории основного и оборотного капитала на все отрасли хозяйства.

Однако Смит ошибочно распространил  категории основного и оборотного капитала на капитал обращения. Неверно, как это делал Смит, видеть различие между оборотным и основным капиталом  в том, что первый обращается, а  второй - нет. Обращаются и тот и  другой, но различными способами. Смит фактически противопоставлял друг другу  не оборотный и основной капитал, а капитал обращения и производительный капитал. Сам процесс обращения  он понимал неправильно, как перемещение. Поэтому ему казалось, что элементы основного капитала вообще не обращаются.

8. Взгляды на производство.

Ценные положения, которые  внес в теорию воспроизводства Кенэ, не получили у Смита дальнейшего развития. Более тог, он запутал проблему, утверждая, что стоимость общественного продукта равняется сумме доходов – заработной плате, прибыли и ренте. Другими словами, стоимость общественного продукта сведена к вновь созданной стоимости, а стоимость средств производства, участвующая в создании продукта, у Смита исчезла. Смит, конечно, знал, что каждый предприниматель часть своего капитала расходует на средства производства. Однако он полагал, что цена каждого орудия в свою очередь сводится непосредственно, или, в конечном счете, к заработной плате, прибыли и ренте.

Смиту казалось, что, отсылая  от одного предприятия к другому, ему удалось доказать, что стоимость  общественного продукта без остатка  распадается на доходы. Однако Смит ошибался. В стоимость произведенных  товаров наряду с вновь созданной  стоимостью всегда входит перенесенная стоимость средств производства. Она является продуктом труда предыдущих лет. Поэтому сумма доходов, равная вновь созданной стоимости, всегда меньше стоимости общественного продукта. Смит же отождествлял стоимость готового продукта с вновь созданной за год стоимостью. В результате у него исчезла стоимость средств производства, созданная трудом прошлых лет, а стоимость годового продукта оказалась равной сумме доходов.

Эти ошибочные взгляды  Смита объясняются недостатками его теории стоимости. Не зная двойственного  характера труда, он не понимал, что  абстрактным трудом создается новая  стоимость, а одновременно конкретным трудом переносится на продукт созданная  ранее стоимость средств производства. Она является продуктом прошлого года и лишь возмещает затраты на элементы постоянного капитала. На доходы распадается только новая стоимость, созданная абстрактным трудом.

Касаясь проблемы накопления капитала, Смит сводил ее к превращению  прибыли (прибавочной стоимости) в  дополнительную заработную плату. Вопреки  точке зрения Смита при накоплении капитала лишь часть прибыли на покупку  дополнительной рабочей силы. Другая же часть идет на приобретение дополнительных средств производства. По Смиту получалось, что накопление капитала выгодно рабочим, так как оно ведет к повышению заработной платы. Отсюда он делал вывод, что с развитием капитализма положение рабочего класса будет улучшаться. Это утверждение Смита является спорным.

9. Учение о производительном труде.

Смит противопоставлял рабочих  мануфактуры слугам. Первые не только возмещают свою заработную плату, но и приносят хозяину прибыль. Предприниматель  богатеет, нанимая большее количество мануфактурных рабочих, и беднеет, если держит много слуг. Таким образом, с точки зрения Смита, производительным является работник, который оплачивается из капитала и создает прибыль своему нанимателю. Другими словами, Смит считал производительным труд, обмениваемый на капитал.

Однако в этом вопросе  Смит противоречил сам себе. Он выдвинул другое определение производительного  труда. Производительным является труд, производящий товары, а непроизводительным – труд по оказанию услуг. Точку  зрения физиократов, что производителен только труд в сельском хозяйстве, Смит подверг критике. Однако у него самого встречаются утверждения, что труд в сельском хозяйстве более производителен, чем в других отраслях хозяйства. Это была уступка ошибочным взглядам физиократической школы.

Резко осуждая производительные затраты, Смит требовал экономии государственных  расходов.

10. Об экономической политике государства.

Смит был глубоко убежден, что важнейшим условием богатства  страны является принцип «laissez faire», т. е. свобода хозяйственной деятельности. Чем меньше государство вмешивается в экономическую жизнь страны, тем лучше для хозяйственного развития. Государственное регулирование целесообразно только в тех случаях, когда свобода угрожает общественному благу. Полезной мерой государства Смит считал регулирование выпуска банкнот, охрану страны от внешних врагов, заботу о безопасности граждан, поддержание общественных дорог, создание системы образования и воспитания. Для выполнения этих функций государство должно иметь необходимые средства. Смит предложил принципы налогообложения, основанные на его концепции равнозначности различных видов труда.

Вознаграждение чиновников, адвокатов, преподавателей не должно быть ни слишком малым, ни слишком щедрым. «Если за какую-нибудь услугу платят значительно меньше того, что следует, на ее выполнении отразятся неспособность и негодность большей части тех, кто занят этим делом. Если за нее платят слишком много, ее выполнение будет еще больше страдать от небрежности и лености».

В пятой книге Смита, называемой «О расходах государя или государства», рассматриваются различные правила  сбора налогов и пошлин, принципы перераспределения и использования  доходов. В этой книге есть специальная  глава «Четыре основных правила  налогов». Уплату налогов следует  возложить не на один класс, как предлагали физиократы, а на всех одинаково, –  на труд, на капитал, на землю.

Четыре основных правила  взимания налогов состоят в следующем:

1. налоги должны платить  все граждане, каждый – в соответствии  со своим доходом;

2. налог, который следует  уплатить, должен быть определен,  а не изменяться произвольно;

3. всякий налог должен  взиматься в такое время и  таким способом, которые наименее стеснительны для плательщиков;

4. налог должен устанавливаться  по принципу справедливости;

Ссылаясь на целесообразность международного разделения труда, Смит отстаивал также свободу торговли между странами. Каждой стране следует  развивать у себя производство только таких товаров, которые обходятся  дешевле, чем в других местах. Так  сложится международное разделение труда. Оно будет выгодно всем странам. Всякие попытки мерами экономической  политики помешать такой специализации  в международном масштабе принесли бы, по Смиту, только вред.

Заключение.

В 18 - 19 в.в. политическая экономия развивалась как наука о богатстве, поэтому выглядит вполне естественно, что в качестве исходного пункта своего учения А. Смит выбрал разделение труда. Вместе с тем он не различал товарную и натуральную стоимость, считал труд единственным источником потребительской стоимости, видел в человеке природную склонность к обмену и др.

Несмотря на эти недостатки, А. Смит достиг в своем анализе  закономерностей капитализма весьма существенных результатов: ему удалось  обнаружить общий принцип экономической  системы капитализма - стоимость  и дать ей свое знаменитое определение  как "действительного мерила" меновой стоимости всех товаров. Он внес свой вклад и в развитие методологии: наряду с анализом и  индукцией широко использовал синтез и дедукцию, т.е. шел на основе ранее  сформулированных положений от простого к сложному и далее к целому.

Главной же заслугой А. Смита, экономиста мануфактурного периода, стало  создание первой целостной экономической  системы на основе суммы знаний, которые были накоплены к тому моменту общественного развития. Рассматривая работы А. Смита с высоты нашего времени, мы отдаем должное той  грандиозной работе, которую он проделал и плодами которой мы пользуемся по сей день. Поэтому мы можем с полным основанием назвать А. Смита классиком экономической мысли.

Однако А. Смит не завершает  развития классической школы. Он выступил со своим главным экономическим  произведением непосредственно  накануне промышленного переворота. Объектом исследования А. Смита был  капитализм, еще не получивший своей  адекватной производственно-технической  базы в виде машинной индустрии. Это  обстоятельство в известной мере и обусловило относительную неразвитость самой экономической системы А. Смита. Но теория послужила исходным пунктом для последующего развития в трудах Д. Рикардо, а затем и других великих экономистов.

Таким образом, социально-экономические  взгляды А. Смита представляют собой  одну из вершин экономической мысли 18 века.

Список литературы

1. А.И. Сурин. История  экономики и экономических учений. – М.: Финансы и статистика, 2001.

2. С.А. Бартенев. История  экономических учений В вопросах и ответах. - М.: Юристъ, 2000.

3. Д.И. Платонов. История  экономических учений. - М: ПРИОР, 2001.

 


Информация о работе Экономические учения Адама Смита