Экономическое и политическое положение в России в конце 19 - начале 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 17:16, реферат

Описание работы

В начале 90-х гг. 19 в. в России начался промышленный подъем, который продолжался несколько лет и шел очень интенсивно. Особенно высокими темпами развивалась тяжелая промышленность, которая к концу века давала почти половину всей промышленной продукции в ее стоимостном выражении. По общему объему продукции тяжелой промышленности Россия вошла в число первых стран мира.

Содержание

1.Экономическое и политическое положение в России в конце 19 - начале 20 века.
2. Столыпинская реформа и её ход.
3.Цель реформы.
4. Результаты реформы.

Работа содержит 1 файл

реферат ИОГП.docx

— 39.11 Кб (Скачать)

Проект был внесен в III Государственную Думу, оглашен в  общем собрании 22 ноября 1910 г. и передан  в земельную комиссию, а затем 10 декабря - в комиссию по переселенческому делу. Однако до окончания полномочий III Думы проект так и не был рассмотрен, и в IV Думе его обсуждение началось заново. 10 декабря 1912 г., по решению общего собрания Думы, проект был передан вновь в земельную комиссию и на заключение в комиссию по переселенческому делу.[15] Законодательного утверждения проект так и не получил.

Осуществляя переселенческую  политику, правительство П.А. Столыпина  преследовало и задачу геостратегического характера. Ее суть состояла в том, чтобы  на окраинах империи создать из переселенцев надежный «русский оплот», что позволило  бы воспрепятствовать проникновению  на Дальний Восток «инородцев» из сопредельных азиатских стран.

В контексте реализации этой актуальной задачи большое значение придавалось финансовой поддержке  всего переселенческого дела. Был  подготовлен проект «Правил о  ссудах и пособиях из средств казны  при землеустройстве». Необходимость  принятия законопроекта определялась несовершенством порядка предоставления крестьянству кредитной помощи. На этапе перехода крестьян к новым  формам землевладения и землепользования, а также обустройств и налаживания  хозяйства на новом месте выяснилось принципиально важное значение оказания им быстрой кредитной поддержки. Хотя таковая, в виде ссуд и пособий, была организована на основе законов 4 марта, 26 апреля и 27 августа 1906 г., однако в законодательстве отсутствовали  точные указания относительно порядка  выдачи этих ссуд, а равно и гарантий их правильного возвращения.

Анализируя опыт переселенческой  политики, правительство пришло к  выводу о необходимости отказаться от практики повсеместной даровой раздачи  земли, сохранив при этом дифференцированный подход к переселенцам. Даровые земли  переселенцы могли получить в  труднодоступных в хозяйственном  отношении местностях. В остальных  же районах вводилась продажа  земли по заранее определяемой шкале  расценок. С одной стороны, правительство  вводило меры, облегчающие ходачество (бесплатная перевозка переселенцев и ходоков, упрощение порядка  предоставления ходокам особых свидетельств), а с другой - в целях ускорения  мобилизации и оборота земельного фонда принимало меры по ограничению  срока сохранения переселенческих  участков за ходоками, самовольно покинувшими  места заселения.[16]

Таким образом, комплексный  подход к решению аграрно-крестьянского  вопроса, как единой крупномасштабной проблемы, создавал вполне реальные условия  и предпосылки для «раскрепощения нашего земледельческого класса», составляющего, как известно, 80% населения России, для создания рационального и  конкурентоспособного частного крестьянского  хозяйства, которое становилось  базой товарно-рыночного производства сельскохозяйственной продукции. Создание частного крестьянского хозяйства  стимулировало динамичный рост экономики  России в целом.

Благодаря реализации столыпинской аграрной реформы достаточно быстрыми темпами росло производство сельскохозяйственной продукции. Причем это происходило  не только за счет расширения площади  сельскохозяйственных угодий, но, прежде всего, за счет перехода крестьян на новые  рациональные формы и методы хозяйствования.

Для наращивания темпов земельной  реформы правительство П.А. Столыпина  использовало все имеющиеся у  него ресурсы, начиная от передачи казенных, удельных и кабинетских земель Крестьянскому  банку для продажи и до разного  рода кредитных вливаний в сельское хозяйство, в том числе и на поддержку крестьянина-собственника.

Правительство ввело для  хуторян дополнительные льготы: ссуда  им выдавалась на полную стоимость  земли; отрубники должны были вносить  сразу лишь 5% наличными, а товарищества – 20%. При отсутствии у покупщиков свободных денег для немедленного взноса задатка Крестьянский банк сдавал ему участок в аренду сроком до 3-х лет. Кроме выдачи ссуд на покупку  земли из своих запасов, Крестьянский банк выдавал ссуды на покупку  земли по сделкам, заключенным крестьянами  при его участии; ссуды под  залог земель, ранее купленных  крестьянами без участия банка; ссуды под залог надельных  земель. Банк также оказывал содействие в разбивке продаваемой частным  собственникам земли на единоличные  участки.

Правительство оказало финансовую поддержку переселенцам за Урал. В 1906-1914 гг. желающих попытать свое счастье  за Уралом оказалось 3 772 151 человек. Несмотря на то, что за это же время возвратилось 1 026 072 человека (27,2%), за Уралом осталось более 70% переселенцев, которые, по выражению  П.А. Столыпина, стали подлинными «русскими  пионерами», начавшими осваивать огромные земельные пространства Сибири и Дальнего Востока, создавать, Развивать и благоустраивать свое частное хозяйство.[17]

Идя навстречу потребностям рационализации частного крестьянского  хозяйства, правительство за семь лет  земельной реформы подготовило  в специальных землемерных училищах до 6500 землеустроителей.[18] Правительство  в 1908-1912 гг. увеличило ассигнование на агрономическую помощь населению  и распространение сельскохозяйственного  образования с 5702 тыс. руб. до 21 880 тыс. рублей.[19] Правительство отпускало  льготные ссуды для покупки сельскохозяйственной техники, удобрений, новейших сортов семян  и племенного скота, организовывало специальные прокатные станы, проводило  обучение желающих ведению образцового  хозяйства, финансировало выезды крестьянских групп за границу для обмена опытом.

Если даже принять во внимание благоприятную экономическую коңюнктуру (ряд урожайных лет, отмену выкупных платежей, рост цен на с/х продукцию), нельзя не признать, что рост объема с/х производства, его товарности, урожайности, а также масштабы использования  с/х машин, применения искусственных  удобрений, распространения многопольной системы, проведения мелиоративных  работ значительно опережали  темпы предшествовавшего столыпинским аграрным реформам периода. В частности, потребление с/х машин и орудий на десятину посева в 1906 - 1910 гг., по сравнению  с 1901 г., возросло на 213,3%.[20] Широкое развитие получили крестьянские сословно-общественные учреждения мелкого кредита (в 1908 г. их было 5498, а в 1910 г. уже 5616).[21]

Глава 3.Цель реформы.

Основные цели столыпинской аграрной реформы состояли в том, чтобы:

1) преобразовать Россию  из помещичье-монархического государства  в буржуазно-монархическое;

2) создать путем расслоения  крестьянства средний слой - крестьянскую  буржуазию;

3) сохранить все формы  собственности, включая помещичью;

4) снять социальную напряженность  на селе, отвлечь крестьян от  мыслей о принудительном отчуждении  помещичьих земель.

Достижение этих целей  предполагало реализацию трех основных задач:

1) разрушение общины;

2) создание индивидуальных  крестьянских хозяйств (частной  крестьянской земельной собственности);

3) переселение крестьян  из центральных губерний России  на окраины (за Урал).

Аграрная реформа была рассчитана на 20 лет и проводилась  по следующим направлениям. Указ 9 ноября 1906 г. разрешил принудительный для общины выдел земли по требованию одного выходящего во время очередного общего передела. Выходящий из общины крестьянин получал в частную собственность  все закрепленные за ним наделы, причем они должны были быть сведены  в один участок. Для ускорения  этого процесса в 1908 г. Министерство внутренних дел разослало губернаторам циркуляр, в котором разрешалось  производить принудительные выделы постоянно. Указ поощрял образование  отрубного и хуторского крестьянского  хозяйства.

Столыпинская реформа  дала мощный толчок развитию различных  форм крестьянской кооперации. Ссуды  крестьянского банка не могли  полностью удовлетворить спрос  крестьянина на денежную массу. Поэтому  значительное распространение получила кредитная кооперация, которая прошла в своем движении два этапа. На первом этапе преобладали административные формы регулирования отношений  мелкого кредита. На втором этапе  сельские кредитные товарищества, накапливая собственный капитал, развивались  самостоятельно. Проекты реформ Столыпина включали не только аграрные преобразования, но и затрагивали все прочие стороны социально-экономической жизни российского общества: установление гражданского равноправия, реформирование местного самоуправления, высшей и средней школы, введение всеобщего начального обучения, расширение рабочего законодательства, реформирование судопроизводства

Глава 4 Результаты реформы.

Результаты реформы характеризуются  быстрым ростом аграрного производства, увеличением емкости внутреннего  рынка, возрастанием экспорта сельскохозяйственной продукции, причем торговый баланс России приобретал все более активный характер. В результате удалось не только вывести  сельское хозяйство из кризиса, но и  превратить его в доминанту экономического развития России. Валовый доход всего  сельского хозяйства составил в 1913 году 52, 6% от общего ВД. Доход всего  народного хозяйства благодаря  увеличению стоимости, созданной в  сельском хозяйстве, возрос в сопоставимых ценах с 1900 по 1913 годы на 33, 8%.

Дифференциация видов  аграрного производства по районам  привела к росту товарности сельского  хозяйства. Три четверти всего переработанного  индустрией сырья поступало от сельского  хозяйства. Товарооборот сельскохозяйственной продукции увеличился за период реформы на 46%.

Еще больше , на 61% по сравнению с 1901-1905 годами, возрос в предвоенные годы экспорт сельскохозяйственной продукции. Россия была крупнейшим производителем и экспортером хлеба и льна, ряда продуктов животноводства. Так, в 1910 году экспорт российской пшеницы составил 36, 4% общего мирового экспорта. Однако не были решены проблемы голода и аграрного перенаселения. Страна по-прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости. Так в США в среднем на ферму приходилось основного капитала в размере 3900 рублей, а в европейской России основной капитал среднего крестьянского хозяйства едва достигал 900 рублей. Национальный доход на душу сельскохозяйственного населения в России состоял примерно 52 рубля в год, а в США - 262 рубля. Темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве были сравнительно медленными. В то время как в России в 1913 году получали 55 пудов хлеба с одной десятины, в США получали 68, во Франции - 89, а в Бельгии 168 пудов. Экономический рост происходил не на основе интенсификации производства, а за счет повышения интенсивности ручного крестьянского труда. Но в рассматриваемый период были созданы социально-экономические условия для перехода к новому этапу аграрных преобразований - к превращению сельского хозяйства в капиталоемкий технологически прогрессивный сектор экономики.

 Глава 5. Причины неудачи аграрной реформы.

Ряд внешних обстоятельств (смерть Столыпина, начало войны) прервали столыпинскую реформу.

Всего 8 лет проводилась  аграрная реформа, а с началом  войны она была осложнена - и, как  оказалось, навсегда. Столыпин просил для полного реформирования 20 лет  покоя, но эти 8 лет были далеко не спокойными. Однако не кратность периода и  не смерть автора реформы, убитого в 1911 году рукой агента охранки в  киевском театре, были причиной краха  всего предприятия. Главные цели далеко не были выполнены. Введение частной  подворной собственности на землю  вместо общинной удалось ввести только у четверти общинников. Не удалось  и территориально оторвать от "мира" зажиточных хозяев, т. к. на хуторских  и отрубных участках поселялись менее  половины кулаков. Переселение на окраины  так же не удалось организовать в  таких размерах, которые смогли бы существенно повлиять на ликвидацию земельной тесноты в центре. Все  это предвещало крах реформы еще  до начала войны, хотя ее костер продолжал  тлеть, поддерживаемый огромным чиновничьим  аппаратом во главе с энергичным приемником Столыпина - главным управляющим  землеустройством и земледелием  А. В. Кривошеиным.

Причин краха реформ было несколько: противодействие крестьянства, недостаток выделяемых средств на землеустройство  и переселение, плохая организация  землеустроительных работ, подъем рабочего движения в 1910-1914 гг. Но главной причиной было сопротивление крестьянства проведению новой аграрной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы :

1. Н. Верт "История советского  государства" Москва "Прогресс" 1992 г. 2. И. Д. Ковальченко "Столыпинская  аграрная реформа" ; "История СССР" Москва 1992 г.

2. И. В. Островский "П. А. Столыпин и его время" Новосибирск 1992 г. 4. М. Румянцев "Столыпинская аграрная реформа: предпосылки, задачи и итоги" ; "Вопросы экономики" № 10 Москва 1990 г.

3. Сборник речей "Петр Аркадьевич Столыпин" ; "Нам нужна великая Россия" Москва "Молодая гвардия" 1990 г.

4. Еремин А. «Современные аграрные проблемы и реформа Столыпина». М.-1994.

5.Бородин А. «П.А. Столыпин. Реформы во имя России». М., Вече, 2004

6. Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия.

7. Столыпин П.А. Программа реформ.

8.Особые журналы Совета министров царской России. 1906. Ч. 3. М., 1982. С. 511-539.

9. Записка председателя Совета министров и главного управляющего землеустройством и земледелием о поездке в Сибирь и в Поволжье в 1910 г. Приложение к всеподданнейшему докладу. СПБ., 1910 г.


Информация о работе Экономическое и политическое положение в России в конце 19 - начале 20 века