Экономическое развитие Германии в 18 веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:28, доклад

Описание работы

Мекленбург, Бранденбург, Померания, Восточная Пруссия, Силезия оставались в XVIII в. главными районами распространения позднего немецкого крепостного права, наиоолее ярко характеризующего господство феодальной реакции. Крепостническая эксплуатация приняла здесь особенно жестокий характер, хотя в правовом и экономическом положении крестьянства наблюдалось большое разнообразие. Наряду с обычной двух-трехдневной барщиной встречалась и шестидневная, при которой крестьяне вынуждены были обрабатывать свои надельные участки по ночам.

Работа содержит 1 файл

Семенар3 Ист Герм.docx

— 34.49 Кб (Скачать)

У Пруссии сформировался, так сказать, комплекс неполноценности  после победы Бонапарта в 1807 году. И она очень долго не могла  преодолеть эту роль «гадкого утенка»  среди Великих держав. По этому  поводу Бисмарк пишет: «Откровение, что Пруссия великая держава, было в свое время признано Европой, но долгие годы малодушной политики привели  ее к ослаблению, нашедшему, в конце  концов, свое выражение в той жалкой роли, какую взял на себя Мантейфель в Париже[14]. Его запоздалое допущение [к участию в конгрессе] не могло поколебать той истины, что держава, желающая, чтобы ее признали великой, должна прежде всего сама считать себя такой и иметь мужество быть ею. После всех унижений, которые нам пришлось перенести со стороны Австрии и вообще западных держав, я считал прискорбным доказательством отсутствие чувства собственного достоинства наше желание быть допущенными на конгресс и скрепить его решения своей подписью»[15].

Пруссия, как свидетельствуют  факты, не сразу преодолела это «отсутствие  чувства собственного достоинства». 

Отличит. чертами П., главным носителем к-рого было юнкерство, с самого начала являлись шовинизм, ненависть к др. народам, особенно к славянским, агрессивные устремления, культ грубой силы, раболепное повиновение вышестоящим, презрение к культуре и прогрессу, палочная дисциплина. В предельно лаконичной форме это выразил прусский король Фридрих Вильгельм I, чьим девизом были слова: "Не рассуждать!". П. базировалось на неоспоримом могуществе военщины, являвшейся плотью от плоти прусского юнкерства с его безмерными чванливостью и высокомерием. "...В каждом дюйме - бароны, - писал Ф. Энгельс, - в каждой капле крови - плод шестидесяти четырёх равных браков, в каждом взгляде - вызов" (Маркс и Энгельс о реакционном пруссачестве, 1943, с. 14). П. укреплялось с каждым новым захватом, совершенным Пруссией, особенно же при Фридрихе II (1740-86). Объединяя в 60 - нач. 70-х гг. 19 в. Германию "железом и кровью", юнкерство стремилось распространить П. на всю Германию, но получало отпор со стороны рабочего класса и всех демократич. сил нем. народа. П. был нанесен жестокий удар в результате революции 1918 и поражения кайзеровской Германии в 1-й мировой войне, но затем оно было возрождено реакц. и реваншистскими силами, в особенности национал-социалистами. После разгрома фаш. Германии во 2-й мировой войне и ликвидации прусского гос-ва (решение союзного Контрольного совета в Германии от 25 февр. 1947) элементы П. сохраняются в идеологии и практике реваншистов и милитаристов ФРГ.

 

  1. Термин «Просвещение» вводится в научный оборот Вольтером и Гердером в 60-х годах XVIII века. В 1784 году Кант предложил рассматривать просвещение как необходимую историческую эпоху развития человечества, сущностью которой является широкое использование человеческого разума для организации дальнейшего социального прогресса. Кант был убежден, что дальнейшее применение разума возможно при условии преодоления всех форм несвободы на пути долгого морального совершенствования человеческого рода. Отсюда его призыв к человеку поступать всегда так, чтобы руководящий принцип его поступка всегда мог бы быть положен в основу всеобщего законодательства (категорический императив).

Наиболее последовательно политику просвещенного абсолютизма проводил император Германии и Австрии Иосиф II (1741 – 1790). Он освободил  от  крепостной  зависимости  крестьян,  наделив  их  землей,

провел   реформу   судопроизводства.   Однако   он   же   ликвидировал

автономию земель и провинций своей  империи, поощрял германскую колонизацию  Венгрии, Трансильвании, Галиции.

Просвещение политизировало общественное сознание и способствовало  росту революционных  настроений  в  обществе. 

 

Просвещенный  абсолютизм в России.

В России, как и в других европейских странах, переходная эпоха  от феодализма к капитализму породила идеологию Просвещения. К периоду  просвещенного абсолютизма относятся 60-е гг. – время правления императрицы  Екатерины II.

Просвещенный абсолютизм в России характеризуется такими мероприятиями, в которых были заинтересованы дворяне и само государство, но которые  в то же время способствовали развитию нового капиталистического уклада. Важной чертой политики просвещенного абсолютизма, на которую указывают исследователи, было стремление монархов ослабить остроту  социальных противоречий в своих  странах путём совершенствования  политической надстройки.

Вступив на престол, Екатерина  предприняла в первые годы царствования ряд поездок по стране: в 1763 г. ездила в РРРоРролопрлоплпРРООЛДОРРОЛОРРЛДОРРостов и Ярославль, в 1764 г. посетила прибалтийские губернии, в 1765 г. проехала по Ладожскому каналу, в 1767 г. по Волге на барке о Твери до Симбирска, а затем по суше вернулась в Москву. Императрицу всюду встречали с неописуемым восторгом. В Казани готовы были, как пишет В.О. Ключевский, себя постелить вместо ковра под ноги императрицы. Беглые путевые наблюдения могли внушить Екатерине немало правительственных соображений. Она встречала по пути города, «ситуацией прекрасные, а строением мерзкие». Народ по своей культуре был ниже окружающей его природы. « Вот я и в Азии», - писала Екатерина Вольтеру из Казани. Этот город особенно поразил её пестротой населения. «Это – особое царство, - писала она, - столько разных объектов, достойных внимания, а идей на 10 лет здесь набрать можно». Пока накоплявшиеся наблюдения ещё не успели сложиться в целый преобразовательский план, Екатерина, по выражению Ключевского, «спешила заштопать наиболее резкие прорехи управления».

На основе идей европейских  просветителей у Екатерины сложилось  определённое представление о том, что необходимо делать для процветания  государства. « Я желаю, я хочу лишь добра стране, куда бог меня привёл, - писала он ещё до воцарения, - слава страны – моя собственная  слава».


Информация о работе Экономическое развитие Германии в 18 веке