Экономика Англии в послевоенные годы (1945 г. - начало XXI века)

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:04, доклад

Описание работы

После второй мировой войны экономическое положение Англии ухудшилось. Главный соперник Англии — Соединенные Штаты Америки — чрезвычайно усилились и по своей экономической мощи значительно опередили ее. После окончания войны Англия производила в 5 раз меньше промышленной продукции, чем США, и более чем втрое отставала от них по размерам экспорта

Работа содержит 1 файл

Текстовый документ OpenDocument (3).doc

— 47.50 Кб (Скачать)

Экономика Англии в послевоенные годы (1945 г. - начало XXI века)

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 

 

После второй мировой войны экономическое  положение Англии ухудшилось. Главный  соперник Англии — Соединенные Штаты  Америки — чрезвычайно усилились и по своей экономической мощи значительно опередили ее. После окончания войны Англия производила в 5 раз меньше промышленной продукции, чем США, и более чем втрое отставала от них по размерам экспорта.

Хотя людские потери Англии в  войне были сравнительно невелики (примерно 250 тыс. человек убитыми), ей пришлось испытать на себе угрозу вражеского вторжения, тяжесть воздушных бомбардировок, которым подвергались Лондон, Бирмингем, Ковентри и другие города, блокаду немецкими кораблями английских морских коммуникаций, оккупацию врагом ряда стран Британской империи (Бирма, Сингапур, Малайя, часть Египта), потерю большой части торгового и военно-морского флота. Население испытывало большие трудности от нехватки продовольствия, роста налогов, карточной системы, «черного рынка», инфляции.

Несмотря на огромное увеличение выпуска  военной продукции, промышленное производство в целом за годы войны не только не возросло, но сократилось на 5%, расходы  на войну составили 25 млрд. ф. ст. Англии пришлось израсходовать примерно 1/3 своих заграничных капиталовложений, особенно в странах Британской империи . Около 3,5 млрд. ф. ст. Англия задолжала своим колониям, получая от них дефицитные товары в кредит. Государственный долг Англии увеличился за годы войны втрое. Война привела к усилению зависимости Англии от США.

 

Большой удар английскому империализму был нанесен в результате подъема  национально-освободительного движения в странах Британской империи. Этот процесс, развернувшийся в ходе войны  и особенно после нее, привел к  освобождению уже в первые послевоенные годы ряда английских колоний (Индия, Бирма, Цейлон, Нигерия, Судан, Кипр, Кения и многие другие государства), добившихся национальной независимости. Для Англии, чей экономический потенциал веками во многом зависел от колоний, распад колониальной системы означал существенное ослабление её былого могущества и серьезные психологические последствия.

 

В декабре 1945 г. английское правительство  подписало финансовое соглашение, по которому США предоставляли Англии на весьма жестких условиях кредит в сумме 4400 млн. долл. Этот кредит был израсходован за один год главным образом па закупку американских же товаров. Не помог оздоровлению английской экономики и «план Маршалла», в систему которого Англия активно включилась в 1948 г. Американские поставки, полученные Англией за четыре года действия «плана Маршалла», составили общую сумму в 2700 млн. долл., однако вместо необходимого промышленного сырья и оборудования Англия получала в основном залежалые американские товары (вроде табака, консервов, яичного порошка) и вооружение.

 

 

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

 

Важнейшее мероприятие, направленное на усиление экономической роли государства  в Англии, — национализация ряда отраслей хозяйства, осуществленная лейбористским  правительством в период с 1945 по 1951 г. Были национализированы угольная, газовая промышленность, электростанции и система электропередач, черная металлургия, беспроволочная связь, транспорт (железнодорожный, частично внутренний водный и автомобильный). Проводя национализацию, лейбористское правительство заявляло, что оно этим якобы осуществляет коренные социальные преобразования. Действительно, старые угольные шахты, например, приносили их владельцам убытки, а необходимая модернизация их требовала крупных капиталовложений, на которые шахтовладельцы не шли. Государство, национализируя угольную промышленность, уплатило владельцам шахт повышенную компенсацию и взяло расходы по капитальному переоборудованию шахт на себя (за счет налогоплательщиков)

 

Лейбористское правительство национализировало также Английский банк, но не коснулось крупнейших банков «большой пятерки». За национализированные предприятия государство выплатило капиталистам огромную сумму в качестве компенсации. Для английской крупной буржуазии национализация была выгодной. В результате крупных капиталовложений, произведенных за счет государства, черная металлургия смогла вновь стать прибыльной для монополий. К тому же при денационализации монополисты получили дополнительную солидную выгоду: им был продан по сниженным ценам ряд хорошо технически оснащенных крупных металлургических заводов, построенных государством.

 

Некоторые новые услуги, такие как  телекоммуникации, оказались во владении государства как результат расширения существующих государственных услуг.

 

Национализация увеличила занятость в общественном секторе на 2 млн чел. Национализированные предприятия в 1951 г. насчитывали 2.3 млн чел. Эту цифру можно сравнить с цифрой занятости в гражданском секторе в 1951 г. - 22.75 млн чел. Таким образом, каждый десятый работник представлял национализированное предприятие.

 

Таким образом, движущими общественными  силами национализации стали:

 

- бюрократия,

 

- работники отраслей, малоперспективных,  нуждавшихся в серьезной реструктуризации, из-за опасения потери привычных рабочих мест и заработков.

 

Лейбористы проводили активную антициклическую политику: при замедлении темпов роста практиковались низкие процентные ставки и увеличение государственных  инвестиций; при «перегреве» экономике  — увеличение процентной ставки и уменьшение государственных расходов.

 

Одной из мер государственного вмешательства  в экономику являлась борьба с  дефицитом государственного бюджета  и платежного баланса. Так, в 1947 г. Была принята программа суровой экономики, предусматривавшая рост налогов и сокращение государственных расходов на социальные нужды, ограничение объема импорта, повышение банковского процента.

 

В 1948 г. было принудительное регулирование  заработной платы. Правительство провело  широкомасштабное «замораживание»  заработной платы. В последующие годы государство продолжало активно вмешиваться в отношения между трудом и капиталом, проводя эту политику.

 

В сферу государственного регулирования  вошла не только промышленность, но и сельское хозяйство. В целях  обеспечения продовольственной безопасности государство стало искусственными методами поддерживать фермеров. Оно стало покрывать около 1/4 их производственных расходов: скупало продукцию по гарантированным ценам, платило премии за повышение урожайности и продуктивности животноводства, в результате производство в Англии выросло более чем в трое, и более 60 % потребляемого продовольствия Англия стала производить сама.

 

Несмотря на все трудности, английская экономика достаточно быстро завершила  послевоенное восстановление. Уже в 1948 г. Был достигнут довоенный уровень промышленного производства, а в 1951 г. Объем промышленной продукции на треть превысил уровень 1937 г.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КОНСЕРВАТОРОВ 80-х гг.(«ТЭТЧЕРИЗМ»)

 

Правительство консерваторов, пришедшее  к власти в 1979 г., возглавила энергичная М.Тэтчер, которая предложила совершенно новую экономическую программу развития, радикальным образом отличающуюся от всех прежних программ. Она отвергала жесткое государственное регулирование экономикой. Новое правительство провело анализ накопившихся экономических проблем и пришло к выводу, что для выхода страны из данной ситуации необходимо устранить ряд недостатков в социально-экономической системе: 1) в стране чрезмерная власть оказалась в руках профсоюзных лидеров, которые чаще руководствовались личными интересами и шантажировали крупных предпринимателей угрозами забастовок; 2) в Англии действовало чрезмерное налогообложение с самыми высокими в мире налоговыми ставками на личные доходы стандартная ставка 33 % подоходного налога поднималась до 83 %; 3) чрезмерная инфляция; 4) чрезмерная власть в руках государства, осуществляемая медлительной. Идеологической основой политики М. Тэтчер являлись несколько основополагающих элементов: а) свободное предпринимательство; б) личная инициатива; в) крайний индивидуализм. Важными элементами идеологической концепции "тэтчеризма" уважение к семье и религии, закону и порядку, бережливость, аккуратность, трудолюбие, самостоятельность. М.Тэтчер намеревалась остановить процесс долговременного спада экономики путем сокращения расходов и налогообложения, отказа в субсидиях обанкротившимся предприятиям и "приватизации" принадлежавших государству отраслей промышленности. Она считала, что инфляция представляет большую опасность, чем безработица. Поэтому одним из первых шагов, предпринятых консерваторами, было принятие законов, которые значительно сузили почти безграничные права профсоюзов на объявление забастовок. Одним из важнейших элементов программы М.Тэтчер являлась приватизация обобществленного сектора. С августа 1984 г. по май 1987 г. в частную собственность были переданы около 1/3 всей собственности государства в промышленности, в том числе телекоммуникации и предприятия газовой промышленности. В октябре 1987 г. правительство провело еще более крупную операцию продажу акций нефтяной компании "Бритиш петролеум". Следующими отраслями в списке денационализации стали сталелитейная промышленность, а затем электроэнергетика и водоснабжение. Широкая продажа этих отраслей промышленности значительно увеличила число держателей акций, которые были непосредственно заинтересованы в доходности своих предприятий. По числу акционеров Великобритания занимала второе место в мире после США. Государственные компании, которые пока еще не стали предметом приватизации, подвергались перестройке. Правительство М.Тэтчер всячески стремилось создать "здоровую конкуренцию" универсальным принципом экономического прогресса, причем эта конкуренция все больше переносилась в сферу ценообразования, где соперничавшие компании в борьбе друг с другом были вынуждены снижать цены.

 

Еще одно важное направление в экономической  программе консерваторов это  упор на развитие мелкого и среднего бизнеса.

 

Следствием проводимой правительством М.Тэтчер экономической политики был  экономический рост страны в 80-е гг. в среднем на уровне 34 % в год, что было выше, чем в других западноевропейских странах. Каждую неделю в среднем создавалось 500 новых фирм. За 80-е гг. производительность труда в среднем росла на уровне 2,5 % в год, уступая лишь Японии. Еще более убедительным был рост эффективности использования основного капитала капиталоотдачи. Англия, кроме Японии, была единственной из развитых стран, где этот показатель возрос по сравнению с 70-ми гг.

 

Большое значение в программе перестройки  британской экономики уделялось вопросам приватизации жилья. Значительная часть населения в Англии арендовала дома у местных властей, что тяжким бременем ложилось на местный бюджет, а в итоге на плечи государства. Правительство М.Тэтчер поставило задачу сделать большинство англичан собственниками своего жилья. С этой целью правительство провело через парламент закон, заставлявший местные власти продавать дома по льготным ценам жильцам-арендаторам. Итогом такой деятельности правительства стало то, что значительно увеличился процент домовладельцев с 52 до 66 % к 1989 г. В последующие годы этот процесс продолжался.

 

Важнейшими мерами, стимулировавшими развитие, экономики Англии, явились  принятие закона о снижении стандартной  ставки подоходного налога, сокращение численности государственного аппарата и затрат на его содержание. Государство устранялось от прямого вмешательства в решение сугубо хозяйственных задач. Достаточно трудноразрешимой задачей для правительства М.Тэтчер оказалась борьба с инфляцией. Подъем в экономике начался с середины 1985 г., хотя в последующие два года он не отличался стабильностью.

 

Наиболее динамичными факторами  внутреннего спроса были потребительские  расходы населения. Тем не менее  удовлетворить спрос в полном объеме удавалось только с помощью  небывалого по своим масштабам притока зарубежных товаров. Важную роль в стимулировании потребительских расходов населения играло активное использование кредитов, кредит стал более доступным для широких масс населения. В структуре потребления опережающими темпами росли расходы на товары длительного потребления и в первую очередь на автомобили, бытовую электронику, персональные компьютеры, жилье. Вместе с тем исключительно высокие темпы роста импорта продукции обрабатывающей промышленности были достигнуты за счет того, что компании предпочитали переоснащать производство зарубежным оборудованием.

 

Возросла занятость в экономике, подавляющее большинство получивших работу трудились в сфере услуг, в обрабатывающей промышленности численность  занятых сократилась. Параллельно с расширением занятости снижалась безработица. В сентябре 1988 г. правительство М.Тэтчер объявило о начале реализации программы профессионального обучения безработных стоимостью 1,4 млрд. ф.ст. Программа была рассчитана на ежегодное обучение производственным специальностям и последующее трудоустройство около 600 тыс. человек, длительное время находившихся без работы. Сокращалась численность рабочего класса, занятого непосредственно на производстве, расширялась занятость в сфере обслуживания, росла прослойка владельцев мелких, в том числе семейных, фирм, появилась социальная группа высокооплачиваемых менеджеров сред- 1 него уровня. Все это привело к тому, что в 80-е гг. к "среднему слою" стали относить себя большинство английских избирателей. К концу 80-х гг. 64 % англичан имели собственные дома, более 70 % автомобили, 46 % видеомагнитофоны, больше половины могли позволить себе обеспечить платное образование для детей.

 

Таким образом, подводя итоги экономического развития Англии в 80-90-е гг., следует  отметить, что "тэтчеризм" применительно к условиям Британии оказался достаточно эффективным. Лицо Англии существенно изменилось. "Тэтчеризм" как британская модель неоконсерватизма подтвердил, что капитализм оказался гибкой системой, способной приспосабливаться к изменяющимся социально-экономическим условиям, перестраиваться и модернизироваться.

ОТНОШЕНИЯ С ЕЭС.

 

В марте 1957 года представители шести  западноевропейских стран - Бельгии, Франции, ФРГ, Италии, Люксембурга и Нидерландов -подписали в Риме договор  об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Англия в ЕЭС не вошла. Английские правящие круги хотя и не слишком верили в эффективность ЕЭС, но в то же время опасались, что если Сообщество наберет силу, то оно станет конкурентом Англии в борьбе за рынки сбыта. Поэтому Англия выдвинула план западноевропейской зоны свободной торговли чтобы помешать развитию интеграции "шестерки". Однако по мере возрастания роли ЕЭС европейский рынок для Англии становился все более важным, и тогда Лондон начал переговоры с Общим рынком о вступлении в него, правда, на своих собственных условиях, таких, которые позволили бы полностью сохранить специфические отношения Англии с США и лишь незначительно затронуть ее связи со странами Содружества.

 

Переговоры шли с трудом, прерывались и вновь возобновлялись, пока наконец в январе 1973 года Англия не стала членом ЕЭС. Англия согласилась и выполнила те условия, которые ей поставили при вступлении в Сообщество, а затем начала добиваться изменения своего положения в Общем рынке и своего финансового вклада.

 

Характерной чертой развития Общего рынка в 80-х годах стало обострение разногласий в нем, когда Сообщество шло от одного кризиса к другому. Англия проводила жесткую, порой  конфронтационную линию в отношении  своих партнеров, требуя снижения британского взноса в бюджет ЕЭС и угрожая, что если это не будет сделано, то она вообще может прекратить выплаты в бюджет Общего рынка.

 

Одним из серьезных предметов расхождений  Англии с ЕЭС была его сельскохозяйственная политика, из бюджета Сообщества в 80-х годах тратились на так называемую сельскохозяйственную политику (ЕСП). Заинтересованность Англии в реформе ЕСП объясняется спецификой ее сельскохозяйственного производства. Доля сельского хозяйства в ВНП Британии составляла всего 2,9%. Это был самый низкий показатель среди других стран ЕЭС, но, несмотря на это, а может быть, именно поэтому англичане справедливо гордились достижениями своего сельского хозяйства.

 

Расходы Англии по ЕСП значительно  превышали выплаты ей из бюджета  ЕЭС. Поэтому Англия требовала реформы ЕСП, а Франция и другие страны (Италия, Греция) противились этому. Многие английские фермеры отрицательно относились к политике ЕЭС в области сельского хозяйства.

Информация о работе Экономика Англии в послевоенные годы (1945 г. - начало XXI века)