Экономика Голландии в средние века

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:10, контрольная работа

Описание работы

В начале XVI века начинаются эпоха первоначального накопления и мануфактурный период в развитии капиталистической промышленности. Первоначальное накопление образует предысторию капиталистического способа производства. В различных странах этот процесс имел свои особенности, но в целом он означал накопление средств в руках отдельных людей и образование рынка свободной наемной рабочей силы.

Содержание

Часть I: Экономика Голландии в XVI-XVII веках.….…………….…………….………..3
Введение………………………………………………………….………………….3
Глава 1: Голландия в XVI веке…………………………………………….……….4
1.1 Предпосылки экономического подъёма Голландии……………………………….…4
1.2 Буржуазная революция во второй половине XVI века……….…………….………...5
Глава 2: Голландия в XVII веке……………………………………………….....…8
2.1 Причины экономического подъёма начала XVII века ……………………………….8
2.2 Развитие промышленности, сельского хозяйства, торговли, банковской системы...8
2.3 Колониальная экспансия………………………………………………………………10
2.4 Экономический упадок Голландии…………………………………………………...11
Заключение…………………………………………………….……………………13
Часть II: Модернизация советской экономики в 30-е годы ХХ века. Экономические
аспекты индустриализации и коллективизации………………….………………………14
Введение…………………………………………………………………………….14
Глава 1: Процесс свертывания НЭПа…………………………………………..…16
Глава 2: СССР в период довоенных пятилеток…………………………………..18
2.1 Первый пятилетний план 1928-1932………………………………………………….18
2.3 Второй пятилетний план 1933-1937…………………………………………………..21
2.4 Третий пятилетний план 1938-1942…………………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………………….24
Список используемой литературы…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по истории экономики.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть II: Модернизация советской экономики в 30-е годы ХХ века. Экономические аспекты индустриализации и коллективизации

Введение

Во второй половине 20-х годов важнейшей задачей экономического развития стало превращение страны из аграрной  в индустриальную, обеспечения ее экономической независимости и укрепление обороноспособности. Неотложной потребностью была модернизация экономики, главным условием которой являлось техническое совершенствование всего народного хозяйства.

        В декабре 1925 году на ХIV съезде Коммунистической партии был рассмотрен вопрос индустриализации страны. На съезде шла речь о необходимости превращения СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их. Для этого необходимо было максимально развивать производства средств производства, обеспечения экономической независимости страны, а также создать социалистическую промышленность не основе повышения ее технического оснащения.

         Главное внимание в первые годы уделялось реконструкции старых промышленных предприятий. Одновременно строились новые заводы (Саратовский и Ростовский заводы сельхоз. машиностроения), началось сооружение Туркестано-Сибирской железной дороги и Днепропетровской гидроэлектростанции. Развитие и расширение промышленного производства почти на 40% велось за счет ресурсов самих предприятий.

          Осуществление политики индустриализации потребовало изменений в системе управления промышленностью. Наметился переход к отраслевой системе управления, укреплялась централизация сырья, рабочей силы и производимой продукции.

           Сложившиеся в 20-30 годах формы и методы управления промышленностью стали частью механизма хозяйствования, сохранявшегося в течение длительного времени. Для него была характерна чрезмерная централизация, директивное командование и подавление инициативы с мест. Не были четко разграничены функции хозяйственных и партийных органов, которые вмешивались во все стороны деятельности промышленных предприятий.

             Жесткий политический режим 30-годов, один из элементов которого - периодические чистки управленческих кадров, был генетически  связан с выбранной моделью  индустриализации, при которой постоянное оперативное руководство ходом производства осуществлялось из Москвы. Отсюда - неизбежное развитие «подсистемы страха» на местах. В конце 20-х годов в жизни советского общества произошел перелом. Сталин продолжал свою линию - борьба за личную власть. Он считал: «Чтобы стать передовой державой требуется, прежде всего, неукротимое желание идти вперед и готовность пойти на жертвы».

             Ни Сталин, ни Бухарин, ни их сторонники еще не имели сложившегося плана экономического преобразования страны, ясных представлений о темпах и методах индустриализации. Сталин, например, резко возражал против разработки проекта Днепростроя, а также он высказался против прокладки нефтепровода в Закавказье и сооружения новых заводов и фабрик в Ленинграде и Ростове, где имелись квалифицированные кадры.

              А.И. Рыков, выступая с докладом на Пленуме ЦК ВКП (б), высказался в пользу форсированного развития сельского хозяйства, считая, что такой путь требует наименьших затрат, сулит расширение хлебного экспорта и возможностей закупки за рубежом оборудования и сырья для подъема промышленности.

               Троцкий предложил увеличить объем капитальных работ в ближайшее пятилетие до таких размеров, которые позволили бы уменьшить диспропорцию между сельским хозяйством и промышленностью до минимума, почти до уровня старой России. Его на Пленуме, практически, никто не поддержал. При самых существенных различиях во взглядах все они искали пути индустриализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Процесс свертывания НЭПа

Процесс свертывания нэпа начался постепенно и вроде бы ничто его не предвещало. Экономическое развитие в 1924/1925 хозяйственном году еще не ощущало замедления темпов роста. Но к середине 1920-х годов пропорции обмена между промышленным и сельскохозяйственным секторами экономки стали заметно нарушаться. Промышленность не поставляла в деревню нужного количества своей продукции. Сельское хозяйство, в свою очередь, с перебоями снабжало города сырьем и продовольствием, а также сдавало недостаточное количество зерна на экспорт для закупок за границей необходимого промышленного оборудования. Таким образом, осенний кризис хлебозаготовок 1925 года был не случайным, а закономерным явлением.

Крестьянство не стремилось расширять свое производство, так как промышленные товары становились все дороже.

Во второй половине 1926 года перед правительством встал вопрос, в каком направлении будет развиваться экономика дальше.

«Новая оппозиция» настаивала на возвращении к принудительным методам изъятия сельскохозяйственной продукции, заменив известный лозунг «лицом к деревне». «Правые уклонисты» все еще держались принципов «хозрасчетного социализма».

Вопрос о хлебозаготовках превращался из чисто хозяйственного в политический. От его решения зависела судьба нэпа, будущее «хозрасчетного социализма».

Заготовительный кризис, трудности с продовольствием позволили Сталину разгромить «новую оппозицию». Постепенно государство возрождало чрезвычайные меры времен «военного коммунизма». С этой целью уже в конце 1927 года началась конфискация «хлебных излишков», незаконные обыски крестьянских амбаров, установление постов на дорогах, препятствовавших привозу хлеба на городские рынки.

В деревни из городов были направлены тысячи членов партии для принудительного изъятия хлеба. На поиски спрятанного зерна привлекались воинские части, а также деревенские бедняки, получавшие от этого выгоду.

В открытых выступлениях 1928 года Сталин еще требовал отменить различные нарушения «революционной законности» по отношению к крестьянам, называя их «рецидивами продразверстки», и даже настаивал на некотором повышении заготовительных цен на хлеб. Но на закрытых пленумах ЦК Сталин требовал применения к кулакам жестких мер, ускорения процесса коллективизации, резко критиковал «некоторых товарищей», выступавших за развитие нормальных рыночных отношений в деревне. Он считал, что надо без колебаний демонтировать шатающийся механизм рыночной экономики, заменив его командными методами, которые полностью отвечали социалистическим идеалам. Начинать этот демонтаж Сталин предлагал с деревни, не дожидаясь, пока она снова поднимется против Советской власти.

В итоге нэп был полностью свернут. Итак, следует признать, что заготовительные кризисы 1926-1928 годов означали полное свертывание новой экономической политики, так как она вписывалась лишь в обстановку «гражданского мира». Командная же система могла существовать только в условиях чрезвычайного напряжения сил, путем устрашения, террора, что противоречило нэпу.

Широко распространено мнение о том, что свертывание нэпа произошло в ответ на внешнюю опасность «капиталистического окружения», которая заставила СССР проводить форсированную индустриализацию за счет других секторов экономики и снижения уровня потребления. Однако угроза войны была лишь предлогом для свертывания нэпа. На самом деле существовали более глубокие причины.

Свертывание нэпа было выгодно определенным влиятельным силам внутри страны, а именно, бюрократическому аппарату, который имел собственные интересы, отличные от интересов рабочих и крестьян. Сразу же после революции аппарат стал жить в соответствии с этими интересами, подчиняя себе всю экономическую и политическую жизнь страны.

Отказ от  НЭП означал смену целей, переориентацию политики. Еще в 1926 году Сталин заявил, что «индустриализация является основным путем социалистического строительства». Сталин не хотел управлять лапотной Россией. Великому вождю нужна была великая держава. Он стремился создать прежде всего великую военную державу.

Большинство советских историков считает, что поскольку решение всего комплекса задач - преобразование промышленности, сельского хозяйства, рост благосостояния народа - требовало огромных средств, которых не было, пришлось сделать выбор и сосредоточить все средства и усилия для прорыва на узком фронте. Главным признавалась “битва за металл”, подъем машиностроения. Ноябрьский Пленум ЦК (1928) подчеркнул: «Тяжелая индустрия и производство средств производства являются основным ключом социалистического преобразования всего народного хозяйства, в том числе и сельского». Сталин провозгласил: «Мы отстаем от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние  в 10 лет, либо нас сомнут».

         Основные  цели:

а) ликвидация технико-экономической отсталости;

б) достижение экономической независимости;

в) создание мощной оборонной промышленности;

г) первоочередное развитие базисных отраслей промышленности.

Глава 2: СССР в период довоенных пятилеток

2.1 Первый пятилетний план 1928-1932

              Планом предусматривалось увеличить объем промышленной продукции в 2,8 раза при преимущественном развитии тяжелой промышленности; преодолеть отставание сельского хозяйства, наладить его социалистическое переустройство; обеспечить вытеснение и ликвидацию капиталистических классов и создание экономической базы для построения социалистического общества.

              В течении последующих лет ряд показателей изменялся в сторону увеличения, что сделало план практически невыполнимым, даже несмотря на высокие темпы развития производства. Тем не менее в январе 1933 года в докладе на Объединенном пленуме ЦК и ЦКК РКП (б) было объявлено, что пятилетний план выполнен. Таким образом, пятилетка продолжалась четыре года и три месяца.

              На первом этапе индустриализации (1926-1928) строилось вновь и реконструировалось около 800 крупных предприятий. Большое внимание уделялось развитию энергетической базы – добыче угля, нефти, строительству электростанций. В этот период вступили в строй Штеровская в Донбассе и Земо-Авчальская в Закавказье, Волховская электростанции; начато строительство Брянской, Челябинской, Иваново-Вознесенской электростанций. В 1927 году начинается прокладка новой железной дороги – Турксиба (из Средней Азии в Сибирь). Преимущество в новом строительстве отдавалось окраинным районам страны. Одновременно происходит формирование новой системы управления. В 1932 году ВСНХ был реорганизован в наркомат, ведавший тяжелой промышленностью. Дальнейшее развитие системы шло по линии разукрепления наркоматов, особенно интенсивно в 1938-1939 годах (к марту 1939 года их насчитывалось уже 34).

              Необходимость привлечения огромных средств для индустриальных новостроек вынуждала осуществлять их «перекачку» из сельского хозяйства путем занижения цен на его продукцию и продажи продукции промышленности по завышенным ценам. В условиях решительного сокращения частного сектора в промышленности и торговле крестьянство все более проигрывало от неэквивалентного обмена. Это привело к сокращению посевов и сокрытию товарного хлебы. С темпами индустриализации таким образом неразрывно связаны и темпы коллективизации, поскольку в тот момент только коллективное хозяйство могло дать увеличение сырьевых и финансовых поступлений.

              Принято считать, что курс на коллективизацию выработал ХV съезд партии ВКП (б). Однако материалы съезда свидетельствуют, что в качестве первоочередной задачи в области сельского хозяйства признавалось развитие всех форм кооперации, а перспективной задачей – постепенный переход к коллективной обработке земли на основе новой техники (электрификации). Съезд не устанавливал сроков и единственных форм и способов кооперирования. В отношении эксплуататорских классов выдвигалась задача их вытеснения экономическими методами, добиваясь снижения удельного веса частнохозяйственного сектора при возможном его абсолютном росте.

              Однако при практическом осуществлении этих решений было допущено отступление от программных установок, нарушены основные принципы кооперации: добровольность, постепенность, материальная заинтересованность. Форсированная коллективизация привела не только к резкому сокращению поголовья скота и сбора зерновых, но и к человеческим жертвам. В результате в годы первых пятилеток существовала карточная система снабжения населения (до 1936 года). Тем не менее коллективизация создавала социальную базу для модернизации аграрного сектора, позволяла повысить производительность труда, высвободить трудовые ресурсы для других сфер экономики.

              В годы коллективизации мелкое крестьянское хозяйство было заменено крупным коллективным. Возник новый тип хозяйства, ставший неотъемлемой составной частью системы производственных отношений социалистического общества, элементом административно-командной системы. Коллективизация обеспечила создания механизма для изъятия ресурсов из сельского хозяйства в целях проведения индустриализации и укрепления обороны страны. Это позволило осуществить модернизацию экономики и войти в число индустриально развитых стран мира. Коллективизация тала крупным шагом на пути раскрестьянивания российской деревни. В результате коллективизации огромные массы сельского населения перешли в города, в неаграрные сектора экономики. В 30-е годы из сельского хозяйства высвободилось 15-20 миллионов крестьян, не менее 10 миллионов человек стали рабочими. Все это было отражением процесса урбанизации и становления индустриальной цивилизации в России.

Информация о работе Экономика Голландии в средние века