Экономика Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 10:00, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день процессы, происходящие в экономике Китая привлекают к себе внимание специалистов и широкой мировой общественности. «Мы внимательно следим за экономическим развитием вашей страны и восхищаемся вашими успехами», - заявил в ходе своего визита в Китай бывший Президент России Владимир Путин, обращаясь к председателю КНР Ху Цзиньтао. И это действительно так. Достижения, демонстрируемые китайским народом в переустройстве страны, не могут никого оставить равнодушными. А кое-кого они даже пугают.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Общая характеристика экономики КНР…………………………… 5
1.1 Природно-географическая, социальная и политическая структура КНР…………………………………………………………………………
5
1.2 Экономическая составляющая КНР………………………………… 8
1.3 Внешнеэкономические отношения КНР………………………….…. 10
Глава 2. Основные направления экономической политики КНР…………… 12
2.1 Этапы и проблемы перехода Китая к рыночной экономике……… 12
2.2 Основные сдвиги в отраслевой структуре народного хозяйства…… 16
Глава 3. Валютно-финансовая система Китая………………………………… 21
3.1 Организация банковской системы…………………………………... 21
3.2 Импорт капитала и инвестиционный климат Китая……………….. 26
3.3 Роль СЭЗ в экономике Китая…………………………………………. 28
Заключение………………………………………….………………………….. 32
Список используемой литературы…………………

Работа содержит 1 файл

РАСПЕЧАТАЙ МЕНЯ.docx

— 62.30 Кб (Скачать)

     3.2 Импорт капитала  и инвестиционный  климат Китая

     Для активизации процесса экономического развития страны важное значение придается привлечению иностранного капитала. Китай использует различные каналы привлечения средств в форме займов и кредитов, прямых капиталовложений.

     Кредиты и займы обеспечили значительную часть привлеченных средств. На них  пришлось свыше 70% реализованных инвестиций. Кредиты иностранных правительств, кредиты международных финансовых организаций предоставляются, как  правило, на льготных условиях. На них  приходится до 50% общего объема кредитов и займов КНР.

     За  счет кредитов иностранных правительств и международных финансовых организаций  финансировалось сооружение свыше 300 объектов, 65% которых сосредоточено  в отраслях энергетики, транспорта и связи. Часть средств используется также на развитие сырьевой промышленности, мелиорацию, охрану окружающей среды, науку, здравоохранение.

     Значительная  доля кредитов, полученных от международных  финансовых организаций, приходится на Мировой Банк, в который Китай  вступил в 1980г. одновременно с вступлением  в Международный валютный фонд.

     Наиболее  выгодными для Китая были кредиты, предоставляемые структурным подразделением Мирового Банка – Международной ассоциацией развития. Все кредиты данной ассоциации являются беспроцентными (взимается лишь комиссия в размере 0,75% годовых). Они предоставляются на 50 лет с десятилетним льготным периодом. На кредиты по линии Международной ассоциации развития приходится около 40% общего объема кредитов, полученных Китаем от Мирового Банка Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник для вузов Изд. 2-е, перераб., доп. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 194..

     Показатели, характеризующие долговое положение  КНР, не вызывают опасений. Коэффициент  долговой ответственности (отношение  внешнего долга и ВНП) не превышает 15% при опасной границе в 20%. Коэффициент  устойчивости задолженности (отношение внешнего долга к годовому экспорту) не превышает 80%.

     Широкое развитие международной производственной кооперации способствовало расширению экспорта и улучшению его товарной структуры. Доля совместных предприятий  в общем объеме экспорта КНР в 1989г. составила 15%, в 1992г. этот показатель достиг 19,8%, а в 1996г. – уже 25,2%. Привлечение иностранных капиталовложений способствовало ускорению развития ряда экспортных отраслей КНР, в том числе текстильной, швейной, обувной, электронной, что позволило увеличить их вывоз на мировой рынок.

     Особую  роль в области открытой внешнеэкономической  политики играют приморские районы страны. На них приходится около 80% предприятий  с участием иностранного капитала, функционирующих в КНР. В приморском поясе созданы специальные экономические  районы, зоны технико-экономического развития, открытые экономические районы, различающиеся  степенью льготности режима для иностранных  инвестиций.

     Все вышеперечисленные меры КНР по привлечению  в страну иностранных инвестиций привели к тому, что в 2002 Китай  потеснил США с места самого крупного в мире получателя прямых иностранных  инвестиций – 53 миллиардов долларов США, при тенденции роста на 13 % в год, что особенно впечатляет на фоне общего падения объемов прямых иностранных инвестиций в экономики развивающихся стран на 25%. Китайское правительство предсказывает, что объем прямых иностранных инвестиций вырастит до 100 миллиардов в 2006. До сих пор ведущие инвесторы к Китайской экономике были США, Япония, Тайвань и Сингапур, но и на данный момент сохраняются значительные возможности для инвесторов из других регионов мира, особенно из Европы. 
 
 
 
 

     3.3 Роль СЭЗ в экономике  Китая

     Составной частью экономических реформ Китая  стала «политика открытости». Это  политика привлечения иностранного капитала в китайскую экономику  в виде займов, прямых инвестиций, организации  СП с зарубежными партнерами и  привлечение капитала через СЭЗ.

     Первая  свободная экономическая зона была создана в маленькой деревушке  Шэньчжэнь в 1979 г. Менее чем через 10 лет Шэньчжэнь превратилась в современный город с населением в 2 млн. чел., а в 1990 г. там уже действовало свыше 3000 предприятий с участием иностранного капитала, причем около 2000 из них были совместными иностранно-китайскими, а 354 - полнстью иностранными. Друзик Я.С. Свободные экономические зоны //М: 2000, с.135

     К началу 2002 г. в Китае было 6 специальных  экономических зон, более 30 государственных  зон экономического и технического развития, 14 открытых портов, а так  же иные зоны свободной торговли, таможенные пространства, районы и территории, имеющие специальный налоговый  и торговый статус. СЭЗ являются наиболее экономически развитыми регионами  страны. 4 из 6 СЭЗ расположены на юго-восточном побережье.

     СЭЗ Шэньчжэнь включает 17,5 тыс. предприятий с общим объемом инвестиций в $22,4 млрд., из которых 85% приходится на Гонконг. Основные сферы инвестирования: ядерная энергетика, электроника, машиностроение, инфраструктура, финансы, высокие технологии. Объем экспорта промышленной продукции в 2001 г. - $7,5 мрлд.

     СЭЗ Чжухай насчитывает около 4980 предприятий с иностранными инвестициями. Вложения направлены в сферу услуг, тяжелую промышленность, электронику, портовое и дорожное строительство и т.д. 80% капитала - инвестиции из Гонконга, Макао, Тайваня и Сингапура.

     СЭЗ Сямэнь - 4150 предприятий с иностранным капиталом на сумму $15 млрд., из которых 80% - из Тайваня. Основные отрасли инвестирования – электроника, текстиль, пищевая промышленность, химическая промышленность.

     СЭЗ Шаньтоу - более 3000 проектов с участием иностранного капитала в области нефтехимии, портовой и др. инфраструктуры, производства одежды, обуви и электроники. Объем иностранных инвестиций - $3,5 млрд., из которых 95% поступают от китайских соотечественников в Гонконге, Тайване, Сингапуре.

     СЭЗ Хайнань - 7320 предприятий, совокупный объем заявленных инвестиций - $22,3 млрд. СЭЗ Пудун (начало 90-х гг., составная часть Шанхая)- 5405 проектов в автомобилестроении, электронике, приборостроении, телекоммуникациях, высоких технологиях, энергетике на сумму инвестиций $27,3 млрд.

     В 1984 г. было принято решение об «открытии» 14 городов-портов на побережье Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. Фактически - это территории с 20-ти млн. населением включают в себя весь приморский пояс страны и значительно  распространяются в глубину материковых  районов. Эти 14 городов, открытых для  мирового рынка и интернационализации  производства не относились к бедствующим  районам с самого начала. Они давали 23% всего промышленного производства Китая, а их доля в экспорте страны составляла 40%, суммарная мощность этих портов - 97%, как видно, этот вид СЭЗ  был создан в индустриально развитой полосе Китая.

     В открытых районах с льготным режимом  хозяйственной деятельности размещены  технопарки (15), разрабатываются новейшие технологии с участием иностранного капитала, функционирует экспортоориентированное производство, активно работают торговые предприятия. Практически, «открытые» города можно назвать комплексными зонами. На обустройство этих территорий были затрачены огромные средства, примерно $15 - 17 млн. на каждый га зоны.

     Приморские  «открытые» города ориентированы на развитие прибрежных и внутренних регионов Китая. В них действуют значительные налоговые льготы (например, подоходный налог для предприятий высоких  технологий равен 15%, подоходный налог на дивиденды, проценты, рентные платежи, роялти из открытых городов для иностранных инвесторов- 10% и др.).

     «Открытые»  порты получили значительные свободы  в проведении экономической политики. Им можно, например, принимать законодательные  акты, регулирующие поток иностранного капитала, в том числе и части  дополнительных льгот или ограничений  подоходного налога, арендной платы  за землю и т.д.

     «Открытые»  города-порты дают 40% экспорта и почти 100% грузооборота морских портов. Производительность здесь на 2/3 выше среднекитайского уровня.

     Такие признанные авторитеты в области  ИТ, как Motorola, IBM, Lucent Technologies, Hewlett-Packard, Microsoft, Nokia, Cisco, AT&T и др. создают в середине 90-х годов в крупнейших городах Китая собственные исследовательские центры, в которых работают и обучаются работе с новейшими технологиями тысячи и десятки тысяч китайских инженерно-технических работников и ученых. Иностранные корпорации не жалеют средств на различные некоммерческие программы, фонды, гранты, щедро финансируют обучение китайских специалистов в ведущих учебных центрах Старого и Нового Света.

     Основные  проблемы функционирования СЭЗ в  КНР:

     1. Подавляющее большинство вкладов  (около 80% иностранных инвестиций) в СЭЗ вложено лицами китайского  происхождения, прежде всего из  Гонконга. Инвестиции транснациональных  корпораций, способных на создание  крупномасштабных, технических современных  предприятий пока направляются  главным образом в другие районы  Китая. С этим связан меньший,  в сравнении со средним по  Китаю, размер инвестиций в  одно предприятие.

     2. Рост издержек на аренду земли  и рабочей силы, что влияет  на темпы привлечения иностранного  капитала. (Создание и содержание  СП в СЭЗ обходится в среднем  в 5 раз дороже, чем во внутренних  районах КНР.)

     3. Дефицит сырья и энергии.

     4. Отсутствие единого закона по  СЭЗ.

     5. Злоупотребления со стороны инвесторов: китайские организации занижают  стоимость госимущества, передаваемого  вновь создаваемым СП, иностранные  предприниматели до 90% средств вкладывают в виде оборудования (часто устаревшего или низкокачественного) по завышенным ценам; процветает сверхэксплуатация работников СП; более 60% предприятий уклоняются от уплаты налогов.

     По  исследованиям индийских экономистов, в 2002г. прямые иностранные инвестиции в китайские СЭЗ превысили $50 млрд., однако, от кого они пришли в китайскую  экономику? Их значительная часть (по крайней мере 2/3 этих средств) приходится на гонконгский и тайваньский капитал, часть притока вовсе не имеет иностранного происхождения: согласно предположению западных наблюдателей, 25% составляют скрытые формы инвестирования отечественного капитала.

     Со  вступлением КНР в ВТО СЭЗ  тем более стали рассматриваться  все больше с негативной стороны, т.к. они создают условия для  нечестной конкуренции.

     И все же, СЭЗ внесли значительное улучшение в экономическое и  социального положение районов  их базирования, в зонах гораздо  быстрее, чем в среднем по стране, растет занятость населения, уровень  жизни и квалификация рабочих  и служащих. Пусть это и незначительная часть страны, но, благодаря СЭЗ, Китай смог выйти на мировой рынок и заявить о себе, производить товары с экспортной ориентацией и «ужить» социалистическую направленность страны и рыночные механизмы. А само правительство Китая понимает, что только иностранных инвестиций в СЭЗ не достаточно для развития всей страны. 
 
 
 
 

     Заключение

     Итак, целью моей работы было детальное  рассмотрение Экономики Китая и  её место в мире, её сущность, объем  оказываемого влияния на экономику  других, а также процессы регулирующие её.

     Проделав, эти исследования можно сказать, что экономическая система Китая  очень сложна и в тоже время  важна и является огромной составляющей внешнеэкономических отношений, её серьезный экономический аспект играет важную роль внутренней политики государства, так и имеет отношение  к сотрудничеству между КНР и  другими странами. Экономика КНР  имеет сложную структуру с  множеством субъектов - участников, правительство  этой страны всесторонне регулирует действие этих субъектов с помощью  большого количества законов и приказов. Импорт продукции производимой экономикой КНР на сегодняшний день превышает  все другие страны мира, а это  свидетельствую о конкурентоспособности  товаров, а следовательно и экономическом состоянии страны в общем. Однако процесс импорта должен осуществляться осторожно, так как торговля, как в прочем и других странах, является получением государством прибыли и требует сохранения безопасности экономики страны. Однако товарооборот КНР очень серьезная проблема для стран с высоко развитой промышленостью, так как на мировом рынке пользуются большим спросом из-за своей дешевизны, но качество большинства из них оставляет желать лучшего, следствием этого и является более низкий спрос на качественные товары.

     Если  говорить о перспективах и методах  совершенствования экономики КНР, то здесь стоит обратить внимание на демографическую ситуацию в стране, огромное население страны приводит к большому потреблению ресурсов и в целом их нехватки это приводит к нищете населения в итоге не смотря на бурный экономический рост положение граждан Китая оставляет желать лучшего. Поэтому правительству прежде всего нужно устранять демографическую проблему, тогда возможно ситуация изменится к лучшему. 
 

Информация о работе Экономика Китая