Экономика СССР после Второй мировой войны

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:15, реферат

Описание работы

В ходе работы рассмотрен материал различных авторов – не только взгляд наших историков, но и работы зарубежных исследователей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ СССР ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВОЙНЫ. 4
2. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ АРМИИ. 9
3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСКУССИИ 1945-1946 12
4. ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА 1947 И РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕЙ ТОРГОВЛИ 12
5. ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ АГРАРНОГО СЕКТОРА. 14
6. НЕДОСТАТКИ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Работа содержит 1 файл

Экономика СССР после Второй мировой войны.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В жизни советского государства после победы в Великой Отечественной войне и капитуляции Японии 3 сентября 1945г. начался совершенно новый этап. В 1945г. Победа породила в народе надежды на лучшую жизнь. Открывалась потенциальная возможность перемен в политическом режиме, экономике, культуре.

"Демократическому  импульсу" войны, однако, противостояла  вся мощь созданной Сталиным  Системы. Ее позиции не только  не были ослаблены в годы  войны, но, казалось, еще более  окрепли в послевоенный период. Даже сама победа в войне  отождествлялась в массовом сознании с победой тоталитарного режима.

Советский Союз представлял собой победоносную, но полностью разрушенную страну. Для того чтобы выиграть величайшую в истории войну, пришлось понести  потери, которые превышали потери врага и вообще потери любой нации в любой войне. Только усилиями миллионов можно было поднять из руин разрушенные города, заводы, восстановить инфраструктуру. Этот период не может не волновать автора реферата.

В ходе работы мной рассмотрен материал различных авторов – не только взгляд наших историков, но и работы зарубежных исследователей.

Книга английского историка Джеффри Хоскинга «История Советского Союза. 1917-1991» - это  объективный обзор истории некогда  могущественного государства, взгляд поверх барьеров, установленных в  нашем сознании. В работе  упор делается на социально-политический аспект общества. Послевоенный период (1945-1953), по мнению автора, период установившегося тоталитаризма, время единоличного сталинского правления, когда экономика и политика были неразделимы. Данную работу отличают простота изложения и  обилие фактов.

Учебник «История СССР» (написанный в 1990 году под  руководством В. П. Островского) - первое официальное учебное пособие  начала эпохи «перестройки» в  котором открыто, освещались малоизвестные  события нашей истории, в первую очередь советской.

Учебник Тимошиной Т.М «Экономическая история  России» раскрывает экономические  последствия Великой Отечественной  войны для советского государства, показывает развитие народного хозяйства  СССР после Великой Отечественной войны, процессы, происходящие в государстве и обществе в период с 1945 по 1953 гг.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Состояние  экономики СССР после окончания  войны.

 

Победа  над фашизмом досталась СССР тяжело. Военный ураган несколько лет бушевал над основными районами наиболее развитой части Советского Союза. Удару подверглось большинство промышленных центров на европейской части страны. В пламени войны оказались и все основные житницы — Украина, Северный Кавказ, значительная часть Поволжья. Разрушено было так много, что восстановление могло занять многие годы, а то и десятилетия.

Война обернулась для СССР огромными людскими и материальными потерями. Она  унесла почти 27 млн. человеческих жизней. Было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, уничтожено 70 тыс. сел и деревень, взорвано и выведено из строя 31850 заводов и фабрик, 1135 шахт, 65 тыс. км железнодорожных путей. Посевные площади сократились на 36,8 млн. га. Страна потеряла большую часть своего национального богатства.

В условиях перехода от войны к миру встали вопросы о путях дальнейшего развития экономики страны, о ее структуре и системе управления. Речь шла не только о конверсии военного производства, но и о целесообразности сохранения сложившейся модели экономики. Во многом она формировалась в условиях чрезвычайной обстановки тридцатых годов. Война еще более усилила эту «чрезвычайность» характера экономики и наложила отпечаток на ее структуру и систему организации. Годы войны выявили сильные черты существовавшей модели экономики, и в частности, очень высокие мобилизационные возможности, способность в короткие сроки наладить массовое производство высококлассного вооружения и обеспечить необходимыми ресурсами армию. Но война также со всей силой подчеркнула и слабости советской экономики: высокий удельный вес ручного труда, низкие производительность и качество невоенной продукции. То, что было терпимо в мирное, довоенное время, теперь требовало кардинального решения.

Послевоенный  период потребовал перестроить тип  работы государственных органов  для решения двух противоречивых задач: конверсии огромного военно-промышленного комплекса, который сложился в ходе войны, с целью быстрейшей модернизации хозяйства; создания двух принципиально новых систем оружия, гарантирующих безопасность страны - ядерного оружия и баллистических ракет. Это был качественно новый тип государственного управления, хотя изменялась не столько структура органов, сколько функции.

В результате массовой эвакуации промышленности на восток и разрушения во время  оккупации и боевых действий в  европейской части 32 тыс. промышленных предприятий, сильно изменилась экономическая география страны. Сразу после войны началась соответствующая реорганизация системы управления - в нее наряду с отраслевыми стали вводить территориальный принцип. Смысл был в приближении органов управления к предприятиям, ради чего происходило увеличение министерств: во время войны их было 25, а в 1947г. стало 34. Например, угледобычей стали теперь управлять Наркомат угольной промышленности западных районов и Наркомат угольной промышленности восточных районов. Аналогично был разделен Наркомат нефтяной промышленности.

На  этой волне среди хозяйственных  руководителей, экономистов стали  появляться стремления к реорганизации  системы управления экономикой, к  смягчению тех ее сторон, которые сдерживали инициативу и самостоятельность предприятий.

Война приучила к определенной самостоятельности  и инициативе многих руководителей  всех уровней. После войны местные  власти предпринимают попытки развернуть производство товаров для населения  уже не только на мелких кустарных мастерских, но и на крупных заводах, подчиненных непосредственно центральным министерствам. Совет Министров Российской Федерации вместе с руководством Ленинградской области в 1947г организовали в городе ярмарку, на которой предприятия не только России, но и Украины, Белоруссии, Казахстана и других республик, продавали не нужные им материалы. Ярмарка открыла возможности установления самостоятельных экономических связей, между промышленными предприятиями минуя центр. Она в известной мере содействовала расширению сферы действий рыночных отношений.

Надежды на преобразования в области управления экономикой оказались несбыточными. С конца 40-х годов был взят курс на усиление прежних административно-командных  методов руководства, на дальнейшее развитие существовавшей модели экономики.

Решающей  стала позиция Сталина - все попытки  перемен в этой области наталкивались  на его имперские амбиции. В результате советская экономика возвращалась к милитаристической модели со всеми  присущими ей недостатками.

Также в этот период встал вопрос: что  такое советская система хозяйства. До окончания войны жизнь ставила  столь четкие и срочные задачи, что большой потребности в  теории не было. Теперь надо было понять смысл плана, товара, денег и рынка  в экономике СССР.

К восстановлению хозяйства страна приступила еще в годы войны, когда в 1943г. было принято специальное партийно-правительственное постановление "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации". Колоссальными усилиями советских людей к концу войны в этих районах удалось восстановить промышленное производство на треть от уровня 1940г. Освобожденные районы в 1944г. дали свыше половины общегосударственных заготовок зерна, четверть скота и птицы, около трети молочных продуктов.

Однако  как центральная задача восстановления она встала перед страной лишь после окончания войны. В конце мая 1945г. Государственный Комитет Обороны постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров для населения. Несколько позднее был принят закон о демобилизации тринадцати возрастов личного состава армии. Эти постановления ознаменовали начавшийся переход Советского Союза к мирному строительству.  В сентябре 1945г. был упразднен ГКО. Все функции по управлению страной сосредоточились в руках Совета Народных Комиссаров.

Были  осуществлены меры, направленные на возобновление  нормального труда на предприятиях и в учреждениях. Отменялись обязательные сверхурочные работы, восстанавливался 8-часовой рабочий день и ежегодные оплачиваемые отпуска. Был рассмотрен бюджет на III и IV кварталы 1945г. и на 1946 год. Сокращались ассигнования на военные нужды и увеличивались расходы на развитие гражданских отраслей экономики.  Перестройка народного хозяйства и общественной жизни в условиях мирного времени завершилась в основном  в 1946. В марте 1946г. Верховный совет СССР утвердил план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг.  Основная задача пятилетнего плана заключалась в том, чтобы восстановить районы страны, подвергавшиеся оккупации, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти их. План предусматривал первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности. Сюда направлялись значительные финансовые средства, материальные и трудовые ресурсы. Намечались  освоение  новых  угольных  районов,  расширение металлургической базы на  востоке страны. Одним из условий выполнения плановых заданий выдвигалось  максимальное  использование научно-технического  прогресса.

1946 год явился наиболее трудным  в послевоенном развитии промышленности. Для переключения предприятий  на выпуск гражданской продукции  менялись технология производства, создавалось новое оборудование, велась переподготовка кадров. В  соответствии с пятилетним планом развернулись восстановительные работы на Украине, в Белоруссии, Молдавии. Возрождалась угольная промышленность. Была восстановлена «Запорожсталь», вступил в строй Днепрогэс. Одновременно велось строительство новых и реконструкция действующих заводов и фабрик. За пятилетие было восстановлено и вновь сооружено свыше 6,2 тыс. промышленных предприятий. Особенно большое внимание уделялось развитию металлургии, машиностроения, топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов. Были заложены основы атомной энергетики и радиоэлектронной промышленности. Новые гиганты индустрии возникли на Урале, в Сибири, в республиках Закавказья и Средней  Азии.  Вступил в строй первый  в стране   дальний   газопровод Саратов – Москва. Начали действовать Рыбинская и Сухумская гидроэлектростанции.

Предприятия оснащались новой технологией. Увеличилась механизация трудоемких процессов в черной металлургии и угольной промышленности. Продолжилась электрификация производства. Электровооружение труда в промышленности к концу пятилетки в полтора раза превзошла уровень 1940г.

Работы  по  восстановлению промышленности были в основном завершены в 1948г. Но на отдельных предприятиях металлургии они продолжались еще и в начале 50-х годов. Массовый производственный героизм советских людей, выразившийся   в   многочисленных   трудовых   починах (внедрение скоростных методов работы, движение за экономию металла и высокое качество  продукции, движение многостаночников и др.), способствовал успешному выполнению плановых заданий. К концу пятилетки уровень промышленного производства на 73% превысил довоенный. Однако приоритетное развитие тяжелой индустрии, перераспределение ее в пользу средств из легкой и пищевой отраслей, привели к дальнейшей деформации структуры промышленности в сторону увеличения производства продукции группы «А».

После войны страна находилась в разрухе, и остро встал вопрос выбора пути хозяйственного развития. Альтернативой могли бы стать рыночные реформы, но существующая политическая система не была готова к этому шагу. Директивная экономика все еще сохраняла тот мобилизационный характер, который был присущ ей в годы первых пятилеток и в годы войны.

Развитие  экономики СССР упиралось в ее чрезмерную централизацию. Все экономические  вопросы, большие и малые, решались только в центре, а местные хозяйственные органы были строго ограничены в решении любых дел. Основные материальные и денежные ресурсы, необходимые для выполнения плановых заданий, распределялись через большое количество бюрократических инстанций. Ведомственная разобщенность, бесхозяйственность и неразбериха приводили к постоянным простоям на производстве, огромным материальным издержкам, абсурдным транспортным перевозкам из края в край необъятной страны.

Советский Союз получил с Германии репарации на сумму 4,3 млрд. долл. В счет репараций из Германии и других побежденных стран в Советский Союз вывозилось промышленное оборудование, включая даже целые заводские комплексы. Однако толком распорядиться этим богатством советская экономика так и не смогла из-за общей бесхозяйственности, а ценное оборудование, станки и пр. постепенно превращались в металлолом. В СССР трудились 1,5 млн. немецких и 0,5 млн. японских военнопленных. Кроме того, в системе ГУЛАГ в этот период содержалось примерно 8-9 млн. заключенных, чей труд практически не оплачивался.

Размежевание  мира на два враждебных лагеря имело  негативные последствия для экономики страны. С 1945 по 1950г. на 35% сократился внешнеторговый оборот с западными странами, что заметно сказывалось на советской экономике, лишенной новой техники и передовых технологий. Вот почему в середине 1950-х гг. Советский Союз оказался перед необходимостью глубоких социально-экономических и политических перемен. Поскольку путь прогрессивных изменений политического характера был заблокирован, сузившись до возможных поправок на либерализацию, наиболее конструктивные идеи, появившиеся в первые послевоенные годы, окасались не в сфере политики, а сферы экономики.

Центр, несмотря на известные колебания, в  принципиальных вопросах, касающихся основ построения экономической и политической моделей развития, сохранял стойкую приверженность прежнему курсу. Поэтому центр был восприимчив лишь к тем идеям, которые не затрагивали основ несущей конструкции, т.е. не покушались на исключительную роль государства в вопросах управления, финансового обеспечения, контроля и не противоречили главным постулатам идеологии.

Информация о работе Экономика СССР после Второй мировой войны