Экономика стран Древнего мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:17, реферат

Описание работы

История древних государств позволяет изучить важнейший этап в развитии всего человечества, а именно: распад родового строя, возникновение классов, а так же древних рабовладельческих обществ, создание государств, начало цивилизации и экономики, как организованной сферы деятельности человека.
Отделение скотоводства от земледелия, развитие сельского хозяйства и выделение из него ремесел, возникновение металлургии вызывали потребность в дополнительной рабочей силе.

Содержание

Введение………………………………………………………….3стр.
Раздел 1. Формирование производящего хозяйства в первобытные времена. Общинно-родовой строй. Разделение труда…………4стр.
Раздел 2. Азиатский способ производства на
Древнем Востоке………………………………………………..7стр.
Раздел 3. Экономический строй и быт общины Древнего Востока. Древний Египет и государства Двуречья……………………..9стр.
Раздел 4. Основные характеристики экономики древней Греции и Рима…………………………………………………………….26стр.
Раздел 5. Особенности экономического развития Древнерусского государства……………………………………………………29стр.
Заключение……………………………………………………32стр.
Литература……………………………………………………. 33 стр.

Работа содержит 1 файл

ист.э-ки.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

   Египетский вариант становления государства и общества заметно отличался от месопотамского. Египет, как известно,— дар Нила.   

   Привязанность к нильской долине с ее строго регулярным режимом не могла не сказаться на судьбах страны и народа, особенно в связи с замкнутостью Египта. Заселение долины Нила шло в основном за счет все той же ближневосточной волны (точнее, волн) спустившихся с предгорий неолитических земледельцев, которые осваивали и Двуречье, а древнейшие археологические культуры Египта (Фаюм, Бадари и др.) примерно одновременны с Убайдом, но по сравнению с ним эти культуры более отсталы и примитивны. Видимо, связи через Синай и влияние более развитой и, во всяком случае, энергично распространявшей свои достижения цивилизации Двуречья оказали определенное воздействие на ускорение темпов развития культуры нильской долины. IV тысячелетие до н.э. было периодом активного развития древнейшего Египта. Как и в Шумере, первые протогосударства в Египте возникали в виде объединений вокруг храмов. Эти сообщества позже стали именовать греческим термином «ном». Во главе номовых сообществ стояли первосвященники-жрецы, с течением времени все явственнее приобретавшие функции политических администраторов, правителей нома. Как можно полагать (в отличие от Двуречья, источники, которые касались бы этого периода развития, отсутствуют), жрецы-правители номов по мере укрепления их власти вступали в ожесточенное соперничество друг с другом, результатом чего была постепенная концентрация власти в руках наиболее удачливых из них. Предание, зафиксированное египетским жрецом Мане-фоном (на рубеже IV — III вв. до н.э. он написал историю Египта, впоследствии утраченную), говорит о том, что около двух десятков номов Верхнего Египта, по течению реки вплоть до Дельты, и примерно такое же количество номов Нижнего Египта в дельте Нила на рубеже IV — III тысячелетий до н.э. были объединены в руках двух правителей, борьба между которыми привела к победе правителя Верхнего Египта, короновавшего себя обеими коронами.

       Столь раннее объединение всей страны под началом единого царя, фараона, равного которому по объему власти в то время еще не знало человечество, сыграло свою роль в ускорении процесса институционализации власти, становления эффективной централизованной администрации, опиравшейся на мощный и разветвленный иерархическо - бюрократический аппарат. Почти за полтысячелетия до Саргона Аккадского фараоны первой и второй династий, начиная с легендарного объединителя Мины (Менеса), были всевластными и обожествленными правителями огромного, хотя политически еще не очень устойчивого государства — государства раннего по типу и уникального по характеру связей в нем.

    Уже в начале периода Древнего царства (XXVIII — XXIII вв. до н.э.) в Египте сложилась всеохватывающая система администрации.

   На местном уровне представителями власти были писцы, управляющие и уполномоченные царско-храмовых либо вельможно-сановнических хозяйств, а также, возможно, главы поселений, отвечавшие за уплату ренты-налога.

    На региональном уровне функции власти исполняли храмовые жрецы, правители номов (номархи), сановные вельможи и чиновники средних рангов. Они собирали ренту-налог, отвечали за нормальное функционирование храмовых хозяйств.

     Наконец, высший уровень власти — центральный — являл собой разветвленную и специализированную систему управления. Во главе ее стоял министр чати (джати), должность которого в период расцвета централизации обычно исполнял один из царевичей или иных близких родственников фараона, а при пятой и шестой династиях — какой-либо из высокопоставленных сановников-вельмож из знатных фамилий.

  Структура раннеегипетского общества

   Высокая степень централизации управления, возникшая на очень раннем этапе развития общества и государства, сместила многие привычные акценты и сыграла немалую роль в формировании специфических черт древнеегипетской структуры.

Предполагается, что некогда, на весьма раннем этапе существования государственности, формой организации и образа жизни населения была земледельческая община, обрабатывавшая общую поделенную на семейные наделы землю, связанных взаимопомощью, системой реципрокных обязательств и выплачивавших налоги властям. Но в древнеегипетских документах нет свидетельств о существовании подобного рода социально-хозяйственных структур даже применительно к прошлому. Похоже на то, что древнеегипетская община в силу каких-то причин оказалась практически целиком поглощенной властью, инкорпорированной в систему царско-храмовых и вельможных хозяйств.

      Невыраженность общины резко контрастирует с обилием вельможных хозяйств. Кроме того, существовало немало должностных хозяйств, бывших в распоряжении региональных управителей-номархов и иных сановников и считавшихся платой за должность, т.е. находившихся во временном владении должностного лица. Многие из должностных и вельможных владений тяготели к царско-храмовому хозяйству и были по сути какой-то его частью. Как бы то ни было, но точнее трудно что-либо сказать о весьма непростых взаимосвязях между царскими, храмовыми и вельможными, должностными и личными, хозяйствами, не говоря уже о проблематичности существования вне этого сектора экономики страны автономных наделов земледельцев т.е. общинного хозяйства.

 Государственное  хозяйство господствовало беспредельно: все причастные к власти именно  в силу служебного положения  владели своим имуществом, включая  не только должностные, но и  личные владения. Данных о купле-продаже  и о частных приобретениях  рыночного характера применительно к Древнему царству буквально единицы, причем часть их по меньшей мере спорна. К концу периода привычная структура под влиянием процесса приватизации стала деформироваться. Начинался новый период. Структура Древнего царства ослабевала сама по себе, под влиянием закономерностей циклического развития, столь характерных для всего Востока.

    В Египте Среднего царства (XXI — XVIII вв. до н.э.) существовал уже достаточно развитый регулярный рыночный обмен, хотя о деньгах как всеобщем эквиваленте говорить еще рано. Мерилом ценности обычно выступало зерно, иногда одежда, реже медь, еще реже серебро или золото.

    В период Среднего царства возросло число рабов. Но дело не только в количестве. Если прежде рабы-иноплеменники были лишь зависимой и бесправной рабочей силой в храмовых, царских и вельможных хозяйствах, то теперь рабы чаще стали использоваться для услуг власть имущим. Частные рабы были немногочисленными, стоили дорого и считались важным элементом престижа: вельможа, на которого в хозяйстве могли работать сотни «слуг царя», гордился приобретением даже одного раба, о чем и сообщал в надписи. Порабощение соплеменников-египтян было весьма редким (имеется в виду долговое рабство) и официально не допускалось. Впрочем, в периоды децентрализации, в том числе и в годы 1 Переходного периода, такое практиковалось.

   II Переходный период продолжался окало двух веков, на протяжении которых краткие и незначительные тринадцатая и четырнадцатая династии были на рубеже XVIII — XVII вв. до н.э. сменены вторгшимися в Египет азиатскими племенами гиксосов, правивших около полутора веков. Но период их правления не был отмечен ни политическими, ни экономическими успехами. Скорей напротив, эпоха пятнадцатой и шестнадцатой гиксосских династий была временем упадка и деградации: многие храмы были разрушены, старые знатные семьи разорены, а выскочки-варвары взяли верх.   

       Нашествие гиксосов в древнеегипетской традиции было принято рассматривать как великое несчастье, страшный погром, полный упадок. Но их владычество было непрочным. В Фивах практически параллельно с гиксосами существовала египетская семнадцатая династия, контролировавшая почти весь Верхний Египет и ведшая успешные войны с гиксосами. Эти войны продолжались ряд десятилетий, пока Яхмос 1 не изгнал захватчиков из страны и не стал основателем новой, восемнадцатой династии, когда Египет вступил в период своего наивысшего могущества, став по сути первой в истории великой империей, границы которой теперь уже простирались далеко за пределы долины Нила.

   Преемники Яхмоса, особенно Тутмос 1 и Тутмос II, а затем вдова последнего, царица Хатшепсут, были сильными и властными правителями, при которых был дан старт активной внешней политике и завоеваниям Египта как на севере, так и на юге. По всей стране развернулось грандиозное строительство, прежде всего храмовое. На смену разрушенным гиксосами и пришедшим в упадок храмовым строениям пришли новые величественные каменные громады, среди которых выделялся великолепием и размерами столичный храмовый комплекс бога солнца Амона в фивах. Правивший после смерти мачехи Тутмос III, сын Тутмоса II, закрепил достижения предшественников, покорив Сирию и Палестину, расширив южные пределы страны до четвертого нильского порога.

  Войны давали много рабов. Будучи подаренными храмам, они чаще всего сажались на земли и превращались в обычный в такой ситуации слой зависимых земледельцев-арендаторов. Возможно, к категории таких зависимых теперь уже относились и некоторые египтяне из числа малоимущих и неимущих, вынужденных арендовать храмовые земли. Зато основная часть египетских работников стала в эпоху Нового царства (XVI — XI вв. до н.э.) более свободной по сравнению со «слугами царя» прошлых времен. Несмотря на приток в страну десятков тысяч пленников, рабов в частном секторе по-прежнему было немного и стоили они весьма дорого.

  Древнеегипетский вариант становления и развития государственности заметно отличался от месопотамского. Здесь очень рано и бесследно исчезла община со всеми ее традициями коллективного землепользования. Поглотившее ее государственное хозяйство в период Древнего царства господствовало едва ли не абсолютно.

       Ситуация начала меняться лишь с периода Среднего царства, когда стал заметным процесс приватизации, формирования рынка и появились неджес. Процесс приватизации сдержать было уже нельзя, важно было поставить его под контроль. Период Нового царства был отмечен заметным экономическим и внешнеполитическим развитием страны. Египет превратился за счет успешных войн в империю. Внутриполитические реформы привели к превращению провинций из полуавтономных храмовых центров во главе с наследственной жреческой знатью в административные подразделения империи, которыми управляли назначенные сверху чиновники, имевшие должностные инструкции. Обильный приток рабов, способствовавший обогащению храмов, куда эти рабы в основном направлялись, привел было к резкому конфликту между властью и жречеством (реформы Эхнатона), но конфликт был улажен, и жречество вынуждено было смириться с усилением роли центра. И только в это время, с XVI — XV вв. до н.э., спустя почти полтора тысячелетия с момента начала египетской государственности, в этой стране серьезную роль стал играть рынок.

     Египетский вариант развития отличался тотальной вовлеченностью производителя в систему государственного хозяйства и крайне замедленными в силу этого темпами приватизации. И более того, развитие частной собственности и рынка шло в Позднем Египте в основном за счет контактов с иноплеменниками, вторгавшимися с севера в условиях ослабления власти центра. В историю мировой цивилизации древнеегипетская культура внесла меньший вклад, чем месопотамская, даже принимая во внимание реформы Бокхориса и косвенное возможное воздействие их на реформы Солона, сыгравшие революционную роль в античной Греции.

      Древний Египет с его уникальной и длительной историей дал миру, тем не менее, высокие образцы во многих отношениях. Но одновременно с этим он убедительно продемонстрировал неэффективность системы близкого к тоталитаризму социально-политического режима, который никак не способствовал его динамическому развитию. И далеко не случаен упадок Египта в те века, когда он вплотную столкнулся с более динамичными государствами Западной Азии в 1 тысячелетии до н.э.: многое в этих вынужденных контактах было не в пользу Египта, при всем том, что он всегда продолжал оставаться житницей и вносил в казну завоевателей едва ли не самый весомый вклад. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 4. Основные характеристики экономики древней  Греции и Рима.

   Наивысшего развития рабовладельческий способ производства достиг в так называемом античном мире – в Древней Греции и Древнем Риме, существовавших позже, чем древневосточные государства. В античных государствах рабство приняло наиболее законченные, классические формы.

     Первый период истории Древней Греции с XII по VIII вв. до нашей эры, называется Гомеровским. Но в этот период времени ещё нет государства. Это был переходный период от первобытнообщинного к классовому обществу. Верховным органом племени было народное собрание, которое выбирало вождя. Строй военной демократии на переходе к государству был у всех народов.

     Следующий период, с VIII по III вв. до нашей эры, - период государств-полисов. Это и есть классический рабовладельческий период Древней Греции. Полис – город-государство с прилегающими землями.  Демократия обеспечивалась экономическими гарантиями: свободные бедняки обеспечивались прожиточным минимумом за счёт города, а город получал эти средства с богачей в виде налогов. По закону свободный грек не мог стать рабом в своём государстве-городе. Образование рабовладельческих городов-государств совпало с колонизацией греками ряда иноземных территорий и регионов. Эту колонизацию называют великой греческой. В отличие от Древнего Египта, в Греции торговали при помощи денег. Но свои денежные знаки чеканил каждый полис, что породило ростовщичество, поскольку соотношение ценности монет было разным во всех городах.           

Информация о работе Экономика стран Древнего мира