Этапы развития исторического знания

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

Одно из самых древних поэтических произведений античности, включившее мнoгo элементов устнoгo Hapoанoгo творчества, цикл «Илиада» И «Одиссея», долгое время рассматривалось как чистый вымысел, даже вопрос о том, существовал ли действительно Гомep (VII в, до н.э.) и был ли он автором этого цикла, считался спорным. Однако со временем, в том числе после проведения археологических раскопок в XIX -XX вв, В Малой Азии, получила признание та точка зрения, что миф о Троянской войне имеет под собой реальную историческую подоплеку.

Работа содержит 1 файл

курс всемирной истории.docx

— 200.77 Кб (Скачать)

  С завершением  «холодной войной», утверждением в  России дeмократических принципов организации политической жизни развернулся процесс переосмысления прошлого. Он имел определенные издержки: порой некритически заимствовались те взгляды зарубежных историков, которые были порождены реальностями мышления «холодной войной». Возросший в обществе интерес к новым прочтениям истории вызвал к жизни немало публицистических работ. Haучность которых весьма относительна, тем не менее, вполне вероятно, что рост многообразия точек зрения и обилие новых фактов, становящихся достоянием науки, создадут основу для достижения качественно новых горизонтов развития исторического знания. 
 

  1. Проблемы  периодизации всемирной  истории

Широкое признание получил подход, при котором основные этапы истории  человечества выделяются по принципу смены форм хозяйственной деятельности, развития материальной культуры. Такие  идеи высказывали французский философ  Ж. Коlдорсе (1743-1794) и американский этногpафл. Л. Морган(1818-1881), Они делили историю на эпохи дикости (период собирательства, охоты), варварства (преобладание земледелия, скотоводства) и цивилизации. 
 

В основе этой периодизации лежали изменения характера  орудий труда. Она получила признание  и в археологии при изучении ранних этапов существования человечества, которые разделяются на кaмeнный, бронзовый и железный века. 

Сторонники  теории мировою цивилизационного развития видят в нем три основные стадии, разделяемые промежуточными, переходными этапами.

Первая  стадия началась примерно в VIII тысячелетии до н.э.Она была связана с переходом от собирательства и охоты к земледелию, скотоводству и кустарному производству.

Вторая  стадия, начавшаяся в середине XVII века, ознаменовалась становлением мануфактурного производства, когда сложилась система разделения труда, сделавшая ею более производительным, возникли условия для внедрения машин и перехода к индустриальной стадии развития.

Третъя стадия началась во второй половине ХХ века и была связана с возникновением новoгo типа общества (eгo чаще вceгo называют информационным), когда с внедрением компьютеров качественно меняется характер интеллектуального труда, складывается индустрия производства знаний.

Сторонники  восприятия истории под углом  зрения смены локальных цивилизаций (античной, гpеко-византийской, исламской, христианской средневековой Европы и т.д.) измеряют исторические эпохи по продолжительности их существования, которое колеблется в промежутке от нескольких веков до тысячелетий, А. Тойнби считал, что в мировой истории сменилось 13 самостоятельных цивилизациЙ, обладавших уникальными особенностями (остальные он рассматривал как их ответвления). 

     Марксистская, формационная, теория выделяла пять основных эпох истории человечества. Каждая из этих эпох рассматривалась как  более прогpессивная по сравнению с предыдущей.

Эпоха первобытно-общинного  строя характеризовалась крайне низким уровнем развития производительных сил, когда еще не было частной  собственности, люди полностью зависели от природы и мoгли выжить лишь при условии cовместнoгo, коллективного труда и потребления. 

Переход к  рабовладельческой формации связывлсяя с совершенствованием орудий труда, появлением возможности производства прибавочного продукта и eгo единоличного присвоения, возникновением частной собственности. При этом собственнику - рабовладельцу принадлежали не только земля и средства труда, но и сами paботники, рабы, которые рассматривались как «говорящие орудия».

Феодальное общество характеризовала частичная личная зависимость рабогuиков от собственников земли - феодалов. Крестьяне, coставляющие основную массу трудящегося населения, обладали личной собственностью на орудия труда, могли распоряжаться частью произведенногo продукта. Это определяло их заинтересованность в повышении производительности труда, которой не было у рабов. 

В рамках формации, которую марксизм определял как  капиталистическую, работник лично  свободен. Однако, не располагая источниками  средств к существованию, он вынужден продавать свою способность к труду предпринимателю, собственнику средств производства, который присваивает неоплаченную часть произведенного прибавочного продукта. 

Следующая, коммунистическая, формация виделась как общество, где с отмиранием частной собственности человек  приобретет подлинную свободу, будет  трудиться исключительно на себя и нужды общества в целом, сам  станет хозяином своей жизни.  

В рамках каждой исторически протяженной эпохи  в марксистской теории выделялись периоды  становления, расцвета и упадка coответствующих формаций. Цивилизационный подход выделял тaкие же фазы в развитии цивилизаций. 

Границы между  эпохами и составляющими их периодами, как правило, определялись по крупным, масштабным историческим coбытиям, оказавшим большое влияние на жизнь народов. 

На первый взгляд может показаться, что сторонники различных подходов к истории  должны коренным образом расходиться  и в ее периодизации, но в действительности этого не происходит. Споры возникают  лишь по отдельным вопросам. Дело в  том, что время перемен можно  называть по-разному - сменой формации, крушением локальной цивилизации, наступлением новой фазы развития. Суть же описываемых событий от этогo не меняется. 

Каждый новый  период исторического развития, как  правило, связан со сменой форм хозяйственной  деятельности, отношений собственности, политическими потрясениями, глубокими  переменами в характере духовной культуры. 

При изучении всемирной истории необходимо исходить из понимания мирового развития как  процесса постоянно происходящих взаuмосвязанных изменений во всех сферах жизни обществ, государств, в их отношениях, во взаимодействии народов с природной средой их обитания. Когда эти изменения сказываются на облике если не вceгo мира, то жизни большинства населения Земли, правомерно говорить о наступлении новогo этапа всемирной истории. Иногда он бывает связан с совершенно очевидными, непосредственно затрагивающими многие народы событиями. В других случаях переход к новому этапу оказывается растянут по времени. Тогда за переломную может быть принята некая условная дата.  

Следует помнить, что любая периодизация, если речь идет об истории человечества в целом, в известной мере условна. Переход  к новой эпохе - это не одномоментный  акт, а процесс, растянутый во времени  и пространстве. Кризис и упадок общества могyт сочетаться с формированием в eгo недрах ростков новой цивилизации. Эти процессы не развиваются одновременно во всех районах мира. Именно так шло становление промышленной цивилизации новoгo времени. В то время как одни страны уже пережили промышленный переворот, другnе еще не вышли за рамки сословного строя и мануфактурного производства, в третьих - причудливым образом сочетались элементы cтapoгo и новoгo строя. 
 

3. Первобытная эпоха. Краткая характеристика.

4. Неолитическая революция.

Неолити́ческая револю́ция — переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и/или животноводстве. По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7 — 8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тыс. лет назад[1]. В центральных областях Мир-Системы превращение или замещение охотничье-собирательских обществ аграрными датируется широким временным диапазоном от Х до III тысячелетия до н. э., в большинстве периферийных областей переход к производящему хозяйству завершился значительно позднее. 

Понятие «неолитическая революция» было впервые предложено Гордоном Чайлдом в середине ХХ века. Кроме появления производящего хозяйства оно включает в себя ряд последствий, важных для всего образа жизни человека эпохи неолита. Маленькие мобильные группы охотников и собирателей, господствовавшие в предшествующей эпохе мезолита, осели в городах и поселках возле своих полей, радикально изменяя окружающую среду путем культивирования (в том числе ирригации) и хранения собранного урожая в специально возведенных зданиях и сооружениях. Повышение производительности труда вело к увеличению численности населения, созданию сравнительно больших вооруженных отрядов, охраняющих территорию, разделению труда, оживлению товарообмена, появлению права собственности, централизованной администрации, политических структур, идеологии и новых систем знания, которые позволяли передавать его из поколения в поколение не только устно, но и письменно. Появление письменности — атрибут окончания доисторического периода, который обычно совпадает с окончанием неолита и вообще каменного века. 

Соотношение технологических характеристик  неолита с появлением производящего  хозяйства и последовательность этих событий у разных культур  остаются предметом обсуждения и, по-видимому, различаются, а не являются только лишь следствием действия неких универсальных  законов развития человеческого  общества[2][3]. 
 

5. Деспотии Древнего  Востока.

На  Востоке  переход  от  первобытности  к  цивилизации  сопровождался развитием   ирригационного   земледелия.   Создание   ирригационных   систем требовало организации коллективного труда большого числа людей, усилий  всей

страны в  целом. Сложно было и поддерживать в порядке  систему  каналов.  Все эти работы невозможно было осуществить без жесткой организации, без  сильной централизованной  власти.   В   результате   во   всех   древних   восточных цивилизациях сложилась особая форма государства – деспотия.

      Деспотия – в переводе с  греческого –  «неограниченная  власть»;  форма самодержавной власти.В разных цивилизациях она могла иметь некоторые различия, но  суть  ее была единой: во главе государства стоял правитель, обладавший всей  полнотойвласти  и считавшийся собственником   всей   земли.   Такой   тип   власти реализовался за счет разветвленной административной системы, т. е.  аппарата чиновников, который охватывал всю страну.Чиновники не только взимали налоги с населения, но и  организовывали  совместные  сельскохозяйственные  работы, строительство,следили за состоянием каналов. Набирали рекрутов  для военных походов, осуществляли суд. Такое государственное устройство было очень долговечным и устойчивым: даже  когда  большие  империи  распадались   на   части,   каждая   из   них воспроизводила деспотию в миниатюре. 

Общество  в древних цивилизациях в отличие  от  первобытности  было неоднородным,  в  нём  появились  разные социальные  прослойки.  Это  было связано, с одной стороны,  с  тем,  что  образовалось  государство,  которое

требовало специального аппарата для управления. С   другой   стороны,   в    цивилизованном    обществе    усиливались профессиональные,   функциональные   различия   (ремесло    отделялось    от земледелия, возникла торговля и т.д.), росло имущественное  расслоение.  Уже в  древности  стала  складываться  сложная   структура   общества,   которая впоследствии становилась все более дифференцированной и разветвленной.

Особенностью  Восточных обществ была их строгая  иерархичность:  каждый социальный слой занимал  свое,  четко  определенное  место  и  отличался  от других своей социальной  значимостью,  а  также  обязанностями,  правами,  и

привилегиями.

Общество  в древних цивилизациях часто  изображают в виде  пирамиды.  На вершине ее стоит царь, далее идет высший слой знати,  состоящий  из  жрецов, родовой и военной аристократии. Это  были  самые  привилегированные  слои  в обществе. Представители знати занимали высокие государственные посты,  в  их распоряжении были огромные земли. Эти земли могли быть  отняты  у  общин,  а чаще всего они дарились царем или завоевывались во время войн.Высокое  положение в обществе  занимал и   многочисленный   аппарат чиновников, поэтому ученость приносила большие практические выгоды. Особую прослойку составляли купцы, которых  поддерживало  государство , заинтересованное в поставке иноземных и  редких  товаров.  Благодаря  купцам осуществлялась экономическая связь, пока еще очень слабая, между  отдельными районами.

Отдельную категорию населения составляли воины. Находясь на  службе  в постоянной армии, они  получали  снабжение  от  государства.  После  удачных походов устраивалась раздача земель, рабов, кроме того, воины жили  за  счет разграбления захваченных земель.  В  мирное  время  их  часто  привлекали  к тяжелым работам: например, в Египте воины трудились на каменоломнях.Довольно многочисленными были ремесленники, большей частью они жили  в городах, но были и ремесленники (очевидно, зависимые),  которые  работали  в мастерских, принадлежащих храмам, царю или знати, под плетью надсмотрщиков. Основную  часть  общества  составляли  свободные  общинники-крестьяне. Сельская община и в древних цивилизациях, и в  эпоху  средневековья,  вплоть до индустриальной революции, была  основной  производственной  ячейкой.  Она уходит  корнями  в  далекое  прошлое,  в  эпоху  первобытности,  а  потом  в соседские общины. На  основе  первобытной  соседской  общины  сформировалась община сельская. Впрочем, в ней могли сохраняться  и  семейные,  родственные

связи. Основной хозяйственной единицей в общине была  большая  патриархальная семья,  которая  имела  свой  дом,  имущество,  иногда  рабов,  приусадебный участок. От общины она получала надел земли и пользовалась урожаем  с  него, но такие наделы считались собственностью всей общины. Все члены  общины  были  связаны  круговой  порукой:  это  означало  и взаимопомощь,  и  ответственность  за  совершенные  кем-либо  из  ее  членов преступления.  Община,  например,  должна  была  компенсировать  убытки   от воровства, платить штрафы за провинившихся, если они сами  не  могли этого сделать.

Информация о работе Этапы развития исторического знания