Этнология

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 21:00, шпаргалка

Описание работы

Этнология — наука, изучающая процессы формирования и развития этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды

Работа содержит 1 файл

Этнология.docx

— 68.75 Кб (Скачать)

Происходит смена религиозных  воззрений. На смену тотемизму  приходит культ предков – общеродовой, семейный и личный. Первый впоследствии перерастает в культ вождей, а  затем становится основой для  зарождения пантеона богов. Формируются  культы плодородия, земледелия

В связи с увеличением  роли мужского труда в хозяйстве, происходит постепенная замена материнского рода отцовским и становление  патриархата.

И, наконец, переход к производящему  типу хозяйства характеризуется  коренным изменением социально-экономической  и политической структуры общества. Становление земледелия и скотоводства знаменуется формированием позднеродовой  общины. Появление избыточного продукта стало предпосылкой к возникновению  имущественного и социального неравенства, ранних форм эксплуатации, становлению  собственности. Важное место в жизни  общества приобретает война.

Становление производящего  типа хозяйства в благоприятных  природно-климатических регионах уже  в период энеолита привело к становлению  древнейших государств (в долине Нила, Месопотамии и др.).

межобщинное разделение труда 

В позднеродовой общине, как и ранее, разделение труда  имело прежде всего половозрастной характер. Однако с изменением качества ряда работ, с появлением новых видов деятельности, с ростом их трудоемкости организация труда и соотношение в нем различных половозрастных категорий постепенно изменялось.

В период позднеродовой общины большое значение приобретает и  межобщинное разделение труда, которое  выражается в развитии системы обмена. С оседлостью и ростом изоляции общин  обмен наряду с хозяйственной  ролью начал играть важную социальную роль, будучи эффективным механизмом установления и укрепления социальных связей внутри и между общинами.

Распределение и  эволюция отношений собственности  в эпоху позднеродовой общины

С появлением производящего  типа хозяйства начинает изменяться и характер распределения продуктов  питания. В позднеродовых общинах  земледельческая продукция распределялась, как правило, внутри отдельных семей, в то время как охотничья, а, иногда, и рыболовческая добыча распределялась между общинниками.

Выделяются две формы  распределения: 1/ коллективное – соблюдает  древние традиционные нормы; 2/ трудовое распределение – возникает на основе зарождающегося производящего  хозяйства.

Возникновение трудового  распределения, при котором отец (как основной производитель и  добытчик) получал возможность материально  заботиться о детях, привело к  упрочению парной семьи. Распределение  по труду и совместная работа мужчины  и женщины привели к формированию семейного имущества, главой которого становится мужчина. Отцы старались передать имущество детям. Т.о., наблюдаются зачатки превращения парной семьи в моногамную. В целом, на стадии  позднеродовой общины парная семья и родовая община находились в состоянии усиливающегося противоборства. Становление семейного имущества подрывает экономическую основу рода и в дальнейшем становится причиной его краха.

 

Социальная структура  позднеродовой общины

В эпоху позднеродовой  общины сохраняются традиционные формы  организации человеческих коллективов  – родовая община, фратрия, племя, семья.

В то же время в структуре  родовой общины наблюдаются противоречивые процессы – раскола и объединения.

1/Процессы раскола: В  ряде случаев рост производительности  труда, появление избыточного  продукта и трудовое распределение,  а также рост народонаселения  приводили к выделению в роду  нескольких самостоятельных экономических  единиц, которые называются линиджами  (кланы). Линиджи состояли из групп  близких родствнников, четко прослеживавших  между собой родство по предковой  линии. Члены линиджа составляли  собой костяк отдельных домохозяйств, ведущих отдельное от родовой общины хозяйство, имеющих семейных предков и т.д. Линиджи, так же как и семьи, подрывали структуру рода.

2/ Наряду с расколом  в в позднеродовой общине наблюдаются  и процессы слияния и объединения,  что приводило к появлению  гетерогенных (многородовых) общин.  Причины тому разные: 1/катастрофы (эпидемии, голод, войны), приводившие  к массовой гибели населения  и невозможности выжить малочисленным  коллективам, что приводило к  их совместному поселению; 2/ развитие  экономики – необходимость строительства  оросительных систем, которые требовали  больших трудовых затрат; 3/ развитие  военного дела.

 

Организация власти в эпоху позднеродовой общины

Высшим органом власти в позднеродовой общине было собрание общинников. Собрание созывалось в  особо сложных ситуациях –  решение хозяйственных дел, военных  вопросов, приеме в общину новых  членов. Решение могло выноситься только с согласия всего собрания или его большинства.

И все же одного общественного  мнения и норм коллективной морали оказывалось недостаточно для того, чтобы управлять обществом. Нужны  были главари. С развитием социально-экономических  отношений, увеличением численности  и усложнением структуры отдельных  общин их положение и функции  существенно изменились.

Отсутствие принципа наследования власти породило своеобразную форму  соперничества, на основе которой развилась  система лидерства. Чаще всего соперничество  происходило в форме престижно-социальных пиров. В условиях соперничества  главным залогом успеха являлись личные качества претендента на власть – физическая сила, агрессивность, ораторское искусство, умение организовывать людей, знания ритуалов, хозяйственные  навыки.

Однако власть лидера покоилась  не только на его личных качествах, но и зависела от размеров группы, оказывавшей  ему поддержку. Иногда привлечение  сторонников осуществлялось с помощью  раздач пустующих земель, иногда с  помощью удачных браков. Повсюду  для повышения своего авторитета и вербовки сторонников лидеры и  претенденты на эту должность  устраивали потлачевидные пиры. Имущественный  достаток на первых порах не играл  почти никакой роли в развитии системы лидерства, однако, постепенно богатство становилась все более  важным фактором, определявшим престиж  человека в обществе. Это диктовалось  тем, что многие функции лидера начали требовать все больше и больше имущественных затрат, которые под  силу были лишь обеспеченным. Правда благодаря  системе ответных даров эти затраты  всегда окупались..

На начальном этапе  власть лидеров была невелика –  не имели права командовать, приказывать, не обладали аппаратом физического  принуждения.

С совершенствованием системы  лидерства и развитием прав собственности  и принципов ее наследования функции  власть усложнились, а требования к  ним возросли настолько, что одних  только личных качеств стало недостаточно для обеспечения успешной борьбы за лидерство. У лидеров появились  специальные знания и опыт, передача которых их преемникам, существенно помогала их преемникам утвердится у власти. Не меньшее значение получило и наследование различных материальных ценностей, богатства, ритуальных предметов. В ряде случаев лидеры назначали и даже готовили своих преемников, которых они специально обучали. Чаще всего они выбирали себе преемников из ближайших сородичей: при патрилинейности -   братьев и сыновей, при матрилинейности – племянников. В некоторых обществах на лидерство мог претендовать любой общинник, прошедший за плату курс обучения у лидера (пиароа).

И все же решающим в утверждении  человека на должность лидера было общественное мнение. Без общественного  мнения никакие права наследования в ранееземледельческих общинах  не помогали.  

         Политогенез – понятие, предложенное Л.Е.Куббелем и обозначающее генезис и развитие политической подсистемы общества, которая может трансформироваться в государство или его аналог. В результате политогенеза (и в особенности в результате формирования государства) в управлении обществом все бóльшую роль начинают играть административные, силовые и правовые методы.

Проблеме политогенеза посвящены работы Крадина Н.Н. Политическая антропология; Куббеля Л.Е. Очерки потестарно-политической этнографии; Циреля С. Пути к государственности и демократии: исторический анализ

В период соседско-территориальной  общины усложнение всех сфер жизни  требовало укрепления организационно-управленческой функции, т.е. функции власти. Традиционные родоплеменные органы власти, проникнутые  духом первобытной демократии, были неприемлемы в условиях общественного  и имущественного неравенства и  зарождения частной собственности. Они должны были уступить место новым  формам сперва потестарной, а затем и политической организации.

В советской исторической науке вплоть до 50-х гг. доминировало мнение, что универсальной формой предгосударственной власти, через  которую прошли все народы земного  шара, была военная демократия.

Данный термин был введен в научный оборот Л.Г.Морганом в  труде «Древнее общество» для  обозначения организации власти на стадии перехода от родового строя  к государству. Он был принят Марксом  и Энгельсом, а позднее в работах  историков-марксистов стал использоваться для обозначения не только формы  организации власти, но и эпохи, завершающей  первобытную историю.

Однако уже с середины 50-х, после смерти Сталина, началась ревизия многих марксистско-ленинских  положений, проникновение в отечественную  историографию разработок зарубежных исследователей. Коснулись эти изменения и проблем предгосударственных форм власти. С 1950гг. и до начала ХХІ в. данный вопрос разрабатывался в трудах Косвена «О военной демократии», Васильева «Протогосударство-чифдом как политическая структура», Кочаковой «Города-государства йоруба» и других исследователей, Токарева «Родовой строй в Меланезии», Куббеля «Потестарная и политическая этнография»

В настоящее время для  периода соседско-территориальной  общины выделяются следующие формы  организации власти – тайные мужские союзы, военная демократия, военная иерархия, бигменство. В мирное время функции власти могли быть сосредоточены в руках административного лидера – представителя родоплеменной знати. В ряде обществ на передний план выдвигались религиозные лидеры. В некоторых случаях все функции власти – административной, военной, религиозной –сосредотачивались в одних руках.

Необходимость упрочения  власти требовала ее признания как  власти наследственной. Факторами ее становления были:

экономический – возможность  присвоения общественного продукта и использование его для обогащения и формирования мощной группы сторонников;

идеологический – право передачи власти по наследству, базирующееся на культе предков и культе вождей, а позднее возникновение идеи о богоданности власти;

силовой – формирование военных дружин, действовавшей в интересах своего предводителя.

В современной литературе (с 60-х гг.) наследственного лидера обозначают термином  «вождь», а форму социально-экономическо организации власти эпохи разложения родового строя термином «Вождество».

Именно в «вождествах» завершалось превращение потестарной  организации в политическую, или  государственную. Власть в вождестве  могла быть как поделена между  тремя лидрами- административным, военным и религиозным, так и объединена в лице одного вождя ( в последнем случае она быстро превращалась в монархическую). Эта власть, хотя и была ограничена теми или иными традициями, она уже оторвалась от родоплеменной организации и использовалась верхушкой против собственного народа.

В зависимости от формы  организации власти (тайные мужские союзы, военная демократия, военная иерархия, бигменство) в настоящее время выделены три основные пути классобразования и становления государства и государственной власти – аристократический, плутократический и военный.

аристократический путь основан  на сохранении родоплеменной верхушкой  своих экономических и потестарных  позиций, что позволяло ей узурпировать перераспределение общественного  продукта. Базируется на внутренней и, в меньшей степени, внешней эксплуатации.

плутократический путь основан на выдвижении бигменов, пользовавшихся ненаследственной властью. Базируется на кабальничестве.

военный путь. С превращением войны в регулярный промысел наследственными  лидерами становятся военные предводители, опиравшиеся на военную мощь дружины. Базируется на внешней эксплуатации и, в меньшей степени, внутренней.

Признаки политической или государственной организации  стали следующие:

Публичная власть, располагающая аппаратом принуждения. Отделена от народа. Подразделяется на трие ветви – законодательную и исполнительную.

Законодательная ветвь на раннем этапе государственности  представлена наследственным правителем-монархом – царем, королем, фараоном и др.

Исполнительная ветвь  представлена бюрократическим аппаратом  чиновников (контроль за выполнением законов), армией (охрана границ),

Судебная власть - суд, тюрьмы, полиция (карательные органы и охрана внутреннего порядка),

Зачатки всех этих органов  власти имелись и в вождествах, но только с их институциализацией вождества превращались в ранние государства.

Еще одним общим  признаком государственного устройства было разделение населения не по родоплеменному, а по территориальному принципу. Возникали округа, волости и т. д., не совпадавшие с прежними родоплеменными единицами, Становление государства зачастую проходило с включением в его границы неродственных племен и народов. Для создания прочной централизованной власти и подрыва позиций родо-племенной верхушки на местах, проводились административные реформы по разделу всей территории государства на округа, уезды, губернии и т.д., без учета кровнородственных связей.

Информация о работе Этнология