Эволюция погребальных сооружений Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 22:33, реферат

Описание работы

В данном реферате автор отследил развитие и угасание двух сторон созданной египтянами действительности: быта и загробного мира. Но это лишь несколько приоткрывает завесу тайн загадочного Египта, хранящего множество неразгаданных тайн, в том числе: неопределенный возраст Сфинкса и пустые Великие пирамиды .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЕГИПЕТСКИЕ ПИРАМИДЫ 4
2. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 7
3.ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СОХРАНИВШИХСЯ ПАМЯТНИКОВ 7
4. ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЕГИПТЯН 8
5. ПИСЬМЕННОСТЬ И ЯЗЫК 9
6. ОБРЯД ПОГРЕБЕНИЯ 10
7. ЭВОЛЮЦИЯ ПОГРЕБАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 42.94 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

"Московский  Государственный Областной Университет"

Факультет ИЗО  и народных ремесел

 

 

 

 

Реферат

по истории

на тему

"Эволюция погребальных сооружений

Древнего  Египта"

 

 

 

 

 

Выполнил:         Студент I курса

факультета  ИЗО и НР

Черняк  О.В.

 

Проверил:        асс. Суркова В.В.

 

 

 

 

Москва,

2012 г 

Оглавление

Введение 3

1. Египетские пирамиды 4

2. Культура древнего Египта 7

3.Основные типы сохранившихся памятников 7

4. Особенности религиозного мировоззрения египтян 8

5. Письменность и язык 9

6. Обряд погребения 10

7. Эволюция погребальных сооружений 12

Заключение 15

Список использованной литературы 17

 

 

 

Введение

 

Следы человеческой деятельности в долине Нила восходят к древнейшим временам. Сравнительно цельное представление о слагавшемся  здесь обществе памятники дают начиная  с 5 тысячелетия до н. э.

Древнейшими жилищами человека в долине Нила были ямы и пещеры; из натянутых на шестах шкур и плетенок устраивались навесы и шатры.  Постепенно появились тростниковые хижины, обмазанные глиной. С образованием классового общества в таких хижинах в течение тысячелетий продолжало жить беднейшее население Египта. Жилища вождей племен выделялись вначале лишь своими размерами; святилища также устраивали в больших хижинах, причем на такой хижине или в ее ограде укрепляли фетиш почитавшегося духа. Постепенно для постройки жилищ начали изготовлять кирпич - сырец. Перед жилищем устраивали двор, обнесенный оградой, а позднее стеной.

Древнейший  вид жилища - яма - послужил образцом и для погребений, которые имели форму овальной ямы и были выстланы циновками. Таким образом, все первоначальные виды жилищ, святилищ и гробниц восходят к первобытному жилью человека; они и мыслились именно обиталищами людей, духов, мертвых. Общие черты в планировке и оформлении дома, дворца, храма и гробницы сохранялись и впоследствии в архитектуре рабовладельческого Египта.

С изобретением кирпича могилы стали делаться прямоугольными и обкладываться кирпичом. Такие  гробницы появились у наиболее обеспеченной верхушки общества - рядовые общинники по-прежнему погребались в овальных ямах. Развитие имущественного неравенства в общине, обусловившее различие в форме жилищ, отразилось и на различии погребений.

 

1. Египетские  пирамиды

 

Египетские  пирамиды напоминают нам о величии  и славе Древнего Египта. Пирамиды Египта по праву считаются одним из семи чудес света Древнего Мира, единственным, которое дошло до наших дней. Египет без омытых песками времени таинственных усыпальниц фараонов представить невозможно. Это своего рода визитная карточка страны.

До сих  пор ученые теряются в догадках, сколько же на самом деле было построено  египетских пирамид за всю историю  Древнего Египта. Первые из этих погребальных культовых сооружений были весьма небольшими, до наших дней они дошли в виде бесформенных груд камней. Именно поэтому сейчас невозможно узнать, были ли не разрушенные постройки египетскими пирамидами или имели иной облик.

Мир Древнего Египта таит многожество тайн и загадок, ждущих своего часа, чтобы явить себя миру. Например, 2000 год стал настоящим откровением для египтологов. Экспедиция из Франции наткнулась в некрополе Саккара, что расположен недалеко от Каира, на сильно разрушенную временем небольшую пирамиду. Оказалось, что здесь нашла последний приют мать фараона, Пепи II, бывшего последним правителем Верхнего и Нижнего Египта 6-й династии. За пять лет французские ученые обнаружили шесть таких погребальных сооружений. К настоящему времени открыто 108 египетских пирамид. Цифра эта у египтологов не однозначна, кто-то из ученых приводит менее впечатляющие цифры. Али Хасан, бывший директор египетского департамента древностей Египта, египтолог с мировым именем, уверен, что число таких погребальных сооружений не превышает сотни.

По своей  сути египетские пирамиды являются культовыми погребальными сооружениями, в которых  находили последний приют фараоны  и члены царской семьи. Тела проходили  мумификацию и помещались внутрь роскошных саркофагов. К сожалению, многие из них были, безжалостно  разграблены.

Владимир  Андреевский, русский исследователь  и путешественник, посетил эту  полную тайн и загадок страну в 1881 г. и отличился тем, что сравнил Египетские пирамиды с погребальными сооружениями иных народов древнего мира. Ни для кого не секрет, что курганы насыпались над местами последнего упокоения правителей и знати. Пирамиды Египта сделали погребение фараонов более грандиозным. Египетские пирамиды, однозначно, произошли от обычных насыпей над могилами.

Период  до появления династий фараонов погребальные камеры правителей также укрывались под высокой насыпью. Курган насыпался из гравия или обычного песка. С появлением династий, первые две, потребовали более сложных погребальных сооружений. В Абидосе обнаружили специальные здания, возведенные из необожженного кирпича. Четырехугольное здание венчала плоская крыша. Эти погребальные сооружения позже получили наименование "мастаба". В переводе с арабского она означает "скамейка". Именно они при дальнейшей архитектурной эволюции трансформировались в знаменитые Пирамиды Древнего Египта.

Ученые-египтологи выяснили, что первая пирамидальная  усыпальница в Древнем Египте была возведена для фараона Джосера. Жил он в XXVII веке до н. э. Известно доподлинно и имя изобретателя этого архитектурного изыска: Имхотеп. Друг на друга были водружены шесть пропорционально уменьшающихся мастаб. Самая первая египетская пирамида была ступенчатого типа. Мавзолей В.И. Ленина является также разновидностью ступенчатой пирамиды, построен он был по проекту архитектора А.В. Щусева в 1930 г. Такие же сооружения были в чести и у индейских племен доколумбовой Америки.

Усыпальницы двух наследников власти над Верхним  и Нижним Египтом после Джосера были не достроены. Поэтому сложно судить, какими они должны были стать: мастабами или пирамидами. Вторая классическая пирамида была возведена для мумии фараона Хуни в Мейдуме. Изначально ее возводили как ступенчатую. Увы, правитель не дожил до дня завершения строительства. Строительство было завершено уже под чутким руководством Снефру, впоследствии ставшим родоначальником 4-й династии. Именно он повелел придать усыпальнице правильную форму, которая впоследствии стало каноном для этих культовых сооружений. Увы, промежутки просто выровняли песком и щебнем. Со временем наполнитель осыпался, придав пирамиде ее изначальный ступенчатый вид.

Величайшим  строителем Древнего Египта принято считать Хеопса. Но, несмотря на то, что он возвел самую титаническую из египетских пирамид-усыпальниц, его отец, фараон Снефру, обошел его - если за критерий отсчета взять объемы выполненных строительных работ. Под его чутким руководством была достроена египетская пирамида Хуни в Мейдуме, в Дахшуре выросли две его собственные усыпальницы. Южная была построена несколько раньше, она может похвастаться очень необычной формой - бока ее идут по ломаному контуру, пологие до половины, затем угол наклона стен резко возрастает. Возможно, при ее возведении по неведомым причинам сроки на постройку были пересмотрены, и для ускорения процесса была придумана такая хитрость. Ее сестра имеет классическую форму, такую же правильную, как и все великие египетские пирамиды в Гизе. Общий объем этих двух погребальных строений впечатляет: почти 3 млн. куб. м. Объем возведенного Хеопсом чуть больше 2,5 млн. куб. м. Пирамида древнего Египта в Мейдуме еще меньше.

 

2. Культура древнего Египта

 

"Черная земля" и" Красная земля".

Великий греческий историк и путешественник Геродот, посетивший Египет в 5 в. до н. э., справедливо назвал страну, поразившую его своими чудесами и обычаями, "даром Нила". В течение всей своей истории экономическое  и культурное процветание древнего Египта основывалось на сельском хозяйстве  с тщательно налаженной системой ирригации. Веками, до 20 века включительно, земля обрабатывалась мотыгами и  плугами, в которые впрягались буйволы; поля поливались вручную или при  помощи шадуфа (журавля), позднее, в эпоху Птолемеев, появился архимедов винт, поднимавший воду на разные уровни. Размер урожая в основном определялся разливами Нила, так как слишком маленький разлив или, наоборот, сильное наводнение могли стать причиной нехватки хлеба и даже голода. Сами египтяне называли свою страну "Черной землей", плодоносная илистая почва которой контрастировала с цветом "Красной земли" — бесплодной пустыни, охватывавшей долину Нила с запада и востока.

3.Основные  типы сохранившихся памятников

 

Климат  и географическое положение нильской долины глубоко влияли на развитие египетской архитектуры; храмы и  гробницы возводились из разных сортов камня, которыми была богата страна, в  то время как жилые постройки  строились из недолговечного кирпича-сырца  и дерева, острый недостаток в котором  Египет восполнял за счет Финикии (войной и торговлей). Именно храмы и гробницы, в отличие от практически полностью исчезнувших городов, являются основными археологическими источниками, позволяющими реконструировать жизнь и, по возможности, мышление древних египтян.

 

4. Особенности религиозного мировоззрения  египтян

 

Географическая  изолированность Египта обусловила самобытность его культуры и особенности  мировоззрения его народа, относившегося  к чужеземцам с подозрением. Нубийцы, ливийцы, азиаты и кочевники западной и восточной пустынь традиционно  считались врагами и в символическом  смысле являлись олицетворением хаоса, угрожавшего гармонии египетского  государства.

Царствование  фараонов в течение 3 тыс. лет над  Египтом было одним из главнейших принципов древнеегипетской религии, так как именно фараон-египтянин  считался гарантом порядка и гармонии в стране (принцип маат); он же был ответственным за благосостояние государства и за правильное отправление культов многочисленных богов. Отождествляемый при жизни с богом Гором, после смерти фараон становился Осирисом.

Практика  мумификации тел умерших существовала на протяжении всей древнеегипетской истории и была одной из главных  особенностей египетской культуры. Сохранение тела являлось необходимым требованием  воскресения в загробном мире и обретения вечной жизни. Готовая  мумия обертывалась льняными бинтами, между которыми помещались многочисленные амулеты, предназначенные оберегать  умершего от враждебных демонов преисподней. Украшенную портретной маской мумию  укладывали в деревянный расписной  гроб (или несколько гробов), а  затем в массивный каменный саркофаг. Пышность погребения и количество погребальной утвари варьировалось в зависимости  от социального и имущественного положения покойного.

 

5. Письменность и язык

 

Очень рано в древнем Египте сформировалась самобытная письменность в виде иероглифики, ставшей отличительной особенностью всей древнеегипетской культуры примерно с 3000 г. до н. э.; с тех времен египетский язык прошел несколько этапов в своем развитии:

– древнеегипетский (Древнее царство),

– среднеегипетский (Среднее царство),

– новоегипетский (Новое царство и Третий переходный период),

– демотический (Позднее время и римский период)

– коптский (период господства в Египте христианства).

С эпохи  Среднего царства среднеегипетский язык был признан классическим языком литературы и религиозных текстов. Развитие египетского языка нам  известно благодаря многочисленным письменным источникам. Существовало три вида письма, древнейшим из которых  являлось иероглифическое; иероглифическая  графика предназначалась для  официальных надписей на стенах храмов, гробниц, стелах и культовых предметах. Деловые документы, сказки и письма записывались скорописью — иератикой, практиковавшейся с конца Древнего царства по Новое царство включительно. В Позднее время, примерно с VIII в. до н. э. этот вид скорописи вытесняется новым видом скорописи — демотикой.

С эпохи  Позднего времени иероглифическая  письменность называлась "божественной речью", поскольку она использовалась в религиозных целях, в то время  как демотическая письменность употреблялась в повседневной жизни.

С утверждением в Египте христианства иероглифика  выходит из употребления, будучи тесно  связанной с языческими культами.

В греко-римскую  эпоху на основе соединения некоторых  демотических знаков с греческими буквами  образовалась коптская письменность.

 

6. Обряд погребения

 

Плач  по покойникам и погребение происходит в определенном порядке.

Если  в доме умирает мужчина, пользующийся некоторым уважением, то всё женское  население обмазывает себе голову или  лицо грязью. Затем, оставив покойника  в доме, сами женщины обегают город  и, высоко подпоясавшись и показывая  обнажённые груди, бьют себя и грудь. К ним присоединяется вся женская  родня. С другой стороны, и мужчины  бьют себя в грудь, также высоко подпоясанные.

После тело уносят для бальзамирования. Для существовали особые мастера, по должности занимающиеся ремеслом бальзамирования. Когда к ним приносят покойника, они показывают родственникам на выбор деревянные раскрашенные изображения покойников. При этом мастера называют самый лучший способ бальзамирования, примененный при бальзамировании Осириса - Диониса. Затем предлагается второй способ, более простой и дешёвый, и, наконец, третий - самый дешёвый. Потом опрашивают родных, за какую цену и каким способом те желают набальзамировать покойника. Если цена сходная, то родственники возвращаются домой, а мастера остаются и немедленно самым тщательным образом принимаются за работу.

Информация о работе Эволюция погребальных сооружений Древнего Египта