Эволюция власти великого князя. Иван IV – первый царь Всея Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

При венчании на царство в 1547 г. 17-летний Иван IV как глава государства принял титул не великого князя, а царя (до этого на Руси царем называли золотоордынских ханов). Политические взгляды Ивана Грозного свидетельствовали, что он категорически не принимал европейский тип светского государства.
Его идеалом была неограниченная монархия, в которой власть царя санкционирована церковью. Высшим законодательным органом и высшим органом управления страной была Боярская дума – постоянно действующий при государе совет, восходящи

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

 М. Ф. Владимирский-Буданов  классифицировал в своё время  приказы по роду дел, которыми они занимались, по классам лиц и по территориям, которыми они управляли, на 6 групп. Первую группу составляли органы дворцово-финансового управления: уже упомянутые Дворцовый (или приказ Большого Дворца) – ведомство бывшею дворецкого, управлявший людьми и территориями, обслуживавшими дворец; Приказ Большой Казны, осуществлявший сбор прямых налогов и ведавший монетным двором, Конюшенный; Ловчий и др. Вскоре к ним добавились ещё 2 важных приказа: Приказ Большого Прихода, собиравший косвенные налоги (торговые пошлины, мостовые и прочие деньги), и Приказ счетных дел – своеобразное контрольное ведомство. 

 Вторую группу  составляли органы военного управления: Разрядный приказ, ведавший служилым  населением, который разделился  вскоре на: Стрелецкий, Казачий, Иноземный, Пушкарский, Рейтарский, Оружейный, Бронный и др. В третью группу необходимо включить органы судебно-административные, для которых судебная функция была главной: Поместный приказ (распределение и перераспределение поместий и вотчин, тяжбы по имущественным делам); Холопий: Разбойный (с 1682 г. Сыскной) уголовно-полицейские дела, тюрьмы; Земский осуществлял полицейское и судебное руководство населением Москвы. 

 К четвертой  группе необходимо отнести органы  областного управления, создававшиеся  по мере присоединения к Москве новых территорий: в XVI в. Московская, Владимировская, Дмитровская. Рязанская четверти (четвертные приказы – по числу 4), в XVII в. их число увеличилось до 6 и более, к ним прибавились наряду с другими Сибирская четверть (Сибирский приказ), приказ Малороссийский. 

 Органы специальных  ветвей управления могут быть  объединены в пятую группу: Посольский, Ямской (почтовая гоньба), Каменный (каменное строительство и каменные  сооружения), Книгопечатный (со времен  Ивана Грозного), Аптекарский, Печатный (государственная печать) и др. Наконец, последнюю, шестую, группу составляли ведомства государственно-церковного управления: Патриарший двор. Приказ церковных дел, Монастырский приказ. 

 Созданием  централизованной приказной системы,  в деятельности которой главную роль играло служилое дворянство, государство ограничило роль феодальной верхушки и свело на нет систему вотчинного управления. Эта же тенденция – увеличение роли государства с опорой на формирующееся третье сословие – прослеживается и в реформе местного управления. 

1.3.        Русская православная Церковь  в XVI веке. 

  В формировании  единого русского государства  большое значение имело становление  национальной Русской православной  церкви. 

 В процессе  становления национальной Русской православной церкви можно выделить две стороны — формально-организационную и содержательно-духовную. Формально-организационная сторона связана с постепенным обретением Русской православной церкви самостоятельности по отношению к Византийской, получение статуса автокефальной (независимой) церкви. Как известно, с начала своего образования, Русская православная церковь находилась под юрисдикцией Константинопольского патриарха. Высшее должностное лицо на Руси — митрополит Киевский, затем Владимирский и Московский прямо назначались Константинополем и были по национальности греки. В XIII-ХV вв., в связи с татаро-монгольским нашествием на Балканский полуостров и захватом крестоносцами Византии, процедура назначения и утверждения митрополита несколько изменилась. Чаще всего митрополит посвящался дома, на Руси, а патриарх лишь утверждал это посвящение. 

 В конце  XV века в отношениях православных  церквей Руси и Константинополя  произошли существенные изменения.  В 1439 г. для того, чтобы обеспечить  защиту Византии от нашествия турок на Вселенском соборе в итальянском городе Флоренция православная церковь подписала с католической церковью унию — документ об объединении восточной и западной христианских церквей. Этим документом признавался догмат о главенстве папы Римского над всеми христианскими церквями, но сохранялось для православия право совершать обряды по его каноническим правилам. Веками православная Русь воспитывалась в духе ненависти к Римской католической церкви. Поэтому заключение Флорентийской унии было расценено Русской православной церковью и всем русским обществом как предательство, отступничество от истинной веры. Флорентийская уния была отвергнута, и это послужило мощным толчком для отделения Русской православной церкви от Константинопольской патриархии. Участвовавший во Вселенском соборе и подписавший унию ставленник Константинопольского патриарха митрополит Исидор был низложен и в 1448 г. собор русских епископов впервые без участия Константинополя избрал митрополитом русского человека — Иону. Окончательно Русская православная церковь становится самостоятельной (автокефальной), а следовательно и в полном смысле этого слова национальной церковью в 1589 г. В этом году Русская православная церковь превращается из метрополии Константинопольского патриарха в автокефальную Московскую патриархию и первым русским патриархом на Поместном соборе избирается патриарх Иов. В содержательно-духовном плане в формирование единого русского государства и становлении национальной православной церкви большое значение имело создание общерусских святынь. Известный российский историк и общественный деятель П.Н.Милюков отмечал, что еще во времена Киевской Руси жители каждой местности любили иметь у себя свою особенную, специально им принадлежащую святыню: свои иконы и своих местных угодников, под покровительством которых находился тот или другой край. Естественно, что такие местные угодники и чтились лишь в пределах своего края, а другие области их игнорировали и даже относились кним враждебно. 

 Объединение  земель требовало и изменения взглядов на местные святыни. Собирая уделы, московские князья без церемоний перевозили важнейшие из этих святынь в новую столицу. Таким образом появились в Успенском соборе икона Спаса из Новгорода, икона I Благовещения из Устюга, икона Божьей Матери Одигитрия из Смоленска и др. Цель собирания этих святынь в Москве не в том, чтобы лишать покоренные области местных святынь, привлечь к себе их благосклонность, а в том, чтобы привлечь все местные святыни во всеобщую известность и таким образом создать единую сокровищницу национального благочестия . На решение этой же задачи была направлена работа двух духовных соборов в период правления Ивана Грозного по канонизации русских святых. На первом соборе (1547) было канонизировано, то есть причислено к лику святых. 22 угодника. 

 На втором (1549) — еще 17 угодников. Таким  образом, в Русской православной  церкви за 3 года было канонизировано  столько святых, сколько не было  канонизировано за пять предыдущих  веков ее существования. Таким  образом Русская православная  церковь доказала. что она имеет богатые духовные основания и в этом плане способна потягаться с любой древней христианской церковью. 

 На фоне  возвышения международного авторитета  русского государства, роста национального  самосознания в недрах Русской  православной церкви уже в конце XV века начинает формироваться идея о всемирно-исторической роли Московского царства, о Москве как «третьем Риме». Эта идея опирается на представление о спасительной роли русского православия для всего человечества после заключения Флорентийской унии и захвата Константинополя турками. Эту идею отчетливо формулирует в послании Ивану III игумен псковского монастыря Филарет. «Церковь старого Рима пала неверием апполинариевой ереси, второго же Рима — Константинопольскую церковь иссекли секирами агаряне. Сия же ныне третьего нового Рима — державного твоего царствия — святая соборная апостольская церковь во всей поднебесной паче солнца светится. И да ведает твоя держава, благочестивый царь, что все царства православной веры сошлись в твое единое царство: один ты во всей поднебесной христиан царь. Блюди же и внемли, благочестивый царь, что все христианские царства сошлись в твое единое, что два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть. Твое христианское царство уже иным не достанется». Таким образом, московский государь получил религиозное освещение не только на управление всеми русскими землями, но и всем миром. 

 В XVI веке  формирование национальной церкви  приобретает новые черты. Национальная  Русская православная церковь  во все возрастающей степени превращается в государственную церковь. Предпосылки такого превращения заложены в самой традиции восточного христианства. Восточная церковь признавала над собой верховенство государственной власти и входила в рамки правительственных учреждений. На Руси эту традицию стремился продолжить князь Владимир и его наследники -Андрей Боголюбский, Владимир Мономах и др. Но после распада единого русского государства на удельные княжества тесный союз церкви и государства был нарушен. Этот союз начинает восстанавливаться по мере формирования единого русского государства. Наибольший импульс установлению такого союз, превращению в государственную национальную церковь придали три крупных церковных деятеля XVI века: игумен Волоколамского монастыря Иосиф, митрополиты Даниил и Макарий. Как отмечает П.Н.Милюков, Иосиф теоретически поставил русского князя на то место, которое занимав в восточной церкви император византийский. Даниил практически подчинил церковь и ее представителей воле светской власти. Наконец Макарий применил теорию - практику светского вмешательства к пересмотру всего духовного содержания национальной церкви. Венцом Иосифлеенской политики были духовные соборы первых годов самостоятельного правления Ивана Грозного  . 

 Важнейшим  плодом такого союза между государством и церковью было национальное возвеличивание обоих — создание религиозно-политической теории (идеологии), санкционирующей самобытную русскую власть (государственность) и ставящую ее под охрану самобытной национальной святыни.

Задание 3. 

 Боярская  Дума – государственный орган,  сочетавший в себе функции  совещательно – законодательного  и судебного учреждения, состоявший  из 10-15 человек по выбору князя  (из представителей феодальной  аристократии) и поэтому не ограничивавший  княжескую власть. Являлась продолжением княжеской думы в конце XIV века в новых исторических условиях Московского царства. 

 Венчание  на царство – торжественный  обряд, возникший первоначально  на Востоке, отсюда перешедший  в Византию и из последней  заимствованный Россией. Первые более точные сведения о Венчании на царство государей не восходят далее половины V века. По описанию византийских историков, Венчание первых византийских императоров соединяло в себе все особенности вступления на престол прежних римских императоров. Оно происходило не только в храме, но и на поле, и в ипподроме. Избранного возводили обыкновенно на возвышение, поднимали его на щите среди сомкнутых рядов воинов, облачали в царскую одежду и возлагали на чело диадему. Со щитом и копьем в руках он объявлял милости и говорил речь к народу. Коронованный на поле император ехал в церковь, здесь слушал литургию, и по окончании ее на его голову возлагался венец, обыкновенно самим патриархом. При этом государь давал клятву беречь святую веру, заботиться об упрочении мира, о возвеличении империи и церкви и т. д. В X веке церковь провозглашала императора святым, т. е. освященным в своей власти для мира своего царства; в том же X веке явилось и внешнее действие этого освящения — миропомазание, основание для которого представляла церковь Ветхозаветная. 

 Вера латинская  – одно из трёх - наряду с  православием и протестантизмом  - наиболее распространённое направление  в христианстве, оформившееся в  результате раскола христианских  церквей в XI в., имеющее свою  церковную организацию, возглавляемую папой Римским, иными словами католичество. 

 Губа –  территориальный округ в Русском  государстве XVI - XVII вв., в пределах  которого в качестве местного  самоуправления с судебно-полицейскими  функциями действовали губные  власти (в лице старост с "целовальниками"), избираемые населением. 

 Губная изба  – помещение присутствия Губного  старосты в уездном городе, в  котором сосредоточивалось все  Губное управление. При введении  воеводского управления губные  избы стали называться съезжая  или приказная изба. 

 Губной староста  – выборная земская власть, учрежденная  в первой полов. XVI в. с целью  изъять из ведения наместников  уголовные дела. Губные старосты  подчинялись разбойному приказу.  В 1689 г. были заменены сыщиками, окончательно упразднены 1704 г. 

 «Домострой»  - анонимный памятник русской  литературы XVI века, свод правил и  норм поведения, охватывающий  буквально все стороны жизни  человека: от нравственных норм, рекомендаций по воспитанию детей,  отношений в семье, до кулинарных  рецептов. 

 Духовенство чёрное – общее название монашествующих священнослужителей (иеродиаконы, иеромонахи, игумены, архимандриты и архиереи). 

 Дьяк –  начальник и письмоводитель канцелярии  разных ведомств в России до 18 в. Различались дьяки: государевы, крупных феодалов (в том числе церковных — владычни, монастырские), вечные (при городском вече), городские, земские и т.д. В период феодальной раздробленности княжие дьяки чаще всего были холопами. С 15 в. дьяки уже землевладельцы, среди них встречаются и мелкие феодалы. Дьяки становятся чинами правительственной администрации; наиболее высокопоставленные из дьяков — думные дьяки (с 16 в.). Дьяки руководили канцеляриями ("дьячими избами") центральных (приказы) и местных учреждений. 

 Ересь –  религиозные направления, отступающие от официальной церковной доктрины и вызывающие осуждение, отлучение и репрессии со стороны церкви. 

 Жидовствующие  – принятое в православной  церкви название ряда религиозных  групп, существовавших в России  начиная со второй половины 15 в. и обвиняемых церковниками в склонности к иудаизму. Аналогичное обозначение («иудействующие») часто применялось христианской церковью (особенно в Византии) по отношению к различным еретическим течениям, в которых усматривали близость к иудаизму. 

 Земский Собор  – высшее сословно-представительное учреждение с законосовещательными функциями, собрание представителей городского, областного, торгового и служилого класса, являвшихся по призыву московского правительства для разрешения важнейших административных и политических дел в середине 16–17 вв. Включал членов Освященного собора (архиепископов, епископов и других во главе с митрополитом, а с 1589 – с патриархом, то есть сановитого духовенства), Боярской думы и думных дьяков, «осударева двора», выборных от провинциального дворянства и верхушки горожан. 

Информация о работе Эволюция власти великого князя. Иван IV – первый царь Всея Руси