Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 23:02, контрольная работа
На ход и характер модернизации русского общества, которая началась задолго до Петра I и была объективно необходима, наложила отпечаток
личность Петра Алексеевича. В истории Российского государства Петр I сыграл ключевую роль. Его правление считают своеобразным рубежом между Московским царством и Российской империей. Рубеж четко разграничивает формы государственной власти: от Ивана III - до Петра I и от Петра I - до Советской России.
П л а н
I. Личность Петра I.
II. Предпосылки и альтернативы реформам Петра I.
III. Военные реформы Петра I.
IV. Реформы государственного управления.
V. Социально-экономическая политика Петра I.
VI. Реформы в области культуры.
VII. Историческое значение и цена петровских реформ для России.
VIII. Основные направления европеизации страны.
Окончательная судьба Северной войны решалась на море в сражениях при Гангуте (1714), островах Эзель (1719) и Гренгам (1720). Более того, русские войска неоднократно высаживались на шведское побережье. Карл XII не мог смириться с поражениями и продолжал воевать вплоть до своей гибели в Норвегии в 1718 г. Новому королю Швеции Фридриху I пришлось сесть за стол переговоров. 30 августа 1721 г. был подписан Ништадтский мирный договор, по которому к России переходили Эстляндия, Лифляндия, Ингерманландия, города Выборг и Кексгольм. Швеция сохранила за собой Финляндию, получила компенсацию за Лифляндию (2 млн. ефимков) и выторговала право беспошлинно закупать хлеб в Риге и Ревеле.
Петр считал одержанную победу самой большой
радостью в своей жизни. В октябре 1721 г.
продолжавшиеся месяц празднества в столице
завершились торжественной церемонией
принятия царем титула императора всероссийского.
При жизни Петра его новый статус императора
признали Швеция, Дания, Пруссия, Голландия,
Венеция.
IV. Реформы государственного управления.
В 1708 -1710 и 1719 гг. была осуществлена административная реформа. Первоначально Россия была поделена на 8 губерний, а затем на 50 провинций. Нижней административной единицей стал уезд.
Государственные реформы Петра I сформировали в России политический строй и бюрократию, которые с незначительными изменениями просуществовали до 1917 года. Вся полнота власти была сосредоточена в руках царя (с 1721 г. - императора). Им назначался Правительствующий Сенат (с 1711 года), заменивший Боярскую Думу.
Придя к власти в 1689 г., Петр унаследовал традиционную систему управления XVII века с Боярской думой и приказами как центральными учреждениями. По мере усиления самодержавия Боярская дума, как узкий сословный орган, утрачивала свое значение и в начале XVIII века исчезла. Сведения о заседаниях Боярской думы обрываются в 1704 г. Ее функции стала выполнять «консилия министров» — совет начальников важнейших правительственных ведомств. В деятельности данного органа уже видны элементы бюрократизации управления — режим работы, строгое распределение обязанностей, введение регламентированного делопроизводства.
Образование Сената в 1711 г. стало следующим
шагом в организации нового аппарата управления.
Сенат создавался как высший орган управления,
сосредоточивший в своих руках административно-
Реформа административной системы была продолжена на рубеже 10—20-х гг. XVIII века. В ее основе лежали принципы камерализма — учения о бюрократическом управлении, которое предполагало: функциональный принцип управления, коллегиальность, четкую регламентацию обязанностей чиновников, специализацию канцелярского труда, единообразные штаты и жалованье.
В 1718 г. был принят «Реестр коллегиям». Вместо 44 приказов учреждались коллегии. Их число составляло 10—11. В 1720 г. был утвержден Генеральный регламент коллегий, согласно которому каждая коллегия состояла из президента, вице-президента, 4-5 советников и 4 асессоров. Помимо четырех коллегий, ведавших иностранными, военными и судебными делами (Иностранная, Военная, Адмиралтейская, Юстиц-коллегия), группа коллегий занималась финансами (доходами — Камер-коллегия, расходами — Штатс-контор-коллегия, контроль за сбором и расходованием средств — Ревизион-коллегия), торговлей (Коммерц-коллегия), металлургией и легкой промышленностью (Берг-мануфактур-коллегия, позже разделенная на две). В 1722 г. был создан важнейший контрольный орган — прокуратура. Неофициальной главой Сената стал генерал-прокурор П. И. Ягужинский. Явный государственный надзор был дополнен тайным надзором путем введения системы фискалов, которые осуществляли негласное наблюдение за деятельностью администрации на всех уровнях. Петр освободил фискалов от ответственности за ложный донос. Феномен доносительства прочно утвердился в государственной системе и в обществе.
Создание в 1721 г. Святейшего Синода подвело черту под церковной реформой. Церковь стала частью государственного аппарата управления, а священники - одним из отрядов бюрократии. Особой коллегией стал Святейший Синод. Должность патриарха была упразднена. Во главе Синода был поставлен государственный чиновник — обер-прокурор. Церковь фактически превратилась в составную часть государственного аппарата. Это означало для россиян потерю духовной альтернативы государственной идеологии. Церковь удалялась от верующих, переставала быть защитницей «униженных и оскорбленных», становилась послушным орудием власти, что противоречило русским традициям, духовным ценностям, всему вековому укладу жизни. Отмена тайны исповеди, запрет вешать иконы над дверью дома, преследование монашества и прочие «реформы» позволяли многим современникам называть Петра царем-антихристом.
Генеральный регламент, другие
указы Петра I закрепляли идею
о службе русского дворянства
как важнейшую форму
В 1722 г. Петр I принял "Табель о рангах", упорядочив бюрократию. Этот документ открыл представителям недворянского сословия возможность, благодаря личным способностям, занять соответствующее положение в обществе. «Табель о рангах» вводил новую иерархию чинов. Все военные и гражданские должности подразделялись на 14 рангов. Для получения следующего ранга нужно было пройти все предыдущие. Военный или гражданский чиновник, достигший восьмого ранга, соответствовавшего коллежскому асессору или майору, получал потомственное дворянство. Новое положение чиновничества, иные формы и методы его деятельности породили совершенно особую психологию бюрократии. Идея Петра I о том, что человек будет получать чин, соответствующий его знаниям и усердию, а по чину — и должность, не сработала с самого начала. Служащих, получивших одинаковые чины, было гораздо больше, чем должностей, на которые они претендовали. Вместо старого, боярского, стало процветать новое, чиновничье местничество, выражавшееся в производстве в новый чин по старшинству, то есть в зависимости от того, кто раньше был произведен в класс предыдущий. В России сложился культ учреждения, а погоня за чинами и должностями стала национальным бедствием. Своеобразная «бюрократическая революция» — главный итог наложения европейской идеи рационализма на российскую почву. Принцип родовитости при назначении на государственную службу был окончательно заменен принципом выслуги. За отказ служить владения дворян конфисковались. Если на Западе служба была привилегией, то в России — обязанностью. В связи с этим в литературе высказывается мнение, что едва ли можно полностью зависимое от государства дворянство считать господствующим классом. Скорее, это был привилегированный класс-сословие военных и гражданских слуг самодержавия, преимущества которых существовали до тех пор, пока они несли службу. «Эмансипация» дворянства произошла позже — в 30—60-е гг. XVIII века.
Однако оборотной стороной реформ стала набиравшая темпы милитаризация имперской государственной машины. Заняв в государстве весьма почетное место, армия стала выполнять не только военные, но и полицейские функции. Полковник следил за сбором подушных денег и средств на нужды своего полка, а также должен был искоренять «разбой», в том числе пресекать крестьянские волнения. Распространилась практика участия профессиональных военных в государственном управлении. Военные, особенно гвардейцы, часто использовались в качестве эмиссаров царя, причем наделялись чрезвычайными полномочиями. Из вышесказанного видно, что в России в первой четверти XVIII века сформировалась мощная военно-бюрократическая система. Наверху громоздкой пирамиды власти находился царь. Монарх был единственным источником права, имел необъятную власть. Апофеозом самодержавия стало присвоение Петру I титула императора.
Россия решила главную внешнеполитическую задачу, которую русские цари пытались осуществить в течение двух веков — выход к морю. Россия прочно вошла в круг европейских держав. Были установлены постоянные дипломатические отношения с крупными европейскими странами.
После окончания Северной войны активизировалось восточное направление русской политики. Цель заключалась в захвате шедших через прикаспийские области транзитных путей восточной торговли.
В 1722—1723 гг. к России перешло западное и южное побережье Каспия, принадлежавшее ранее Персии.
Таким образом, внешняя
V. Социально-экономическая политика Петра I.
Реформы Петра I изменили социальное устройство России. Господствующий слой перестал делиться на родовую аристократию (бояр) и служилых людей (дворянство). Несмотря на сохранение старых и появление новых аристократических титулов (князь, граф, барон), все представители господствующих слоев вошли в состав дворянского сословия.
Около 1715 г. содержание проектов по преобразованию России становится шире; в обсуждении вопросов принимают участие иностранцы, словесно и письменно внушающие царю и правительству идеи европейского меркантилизма - о необходимости для страны выгодного торгового баланса и о способе достигнуть его систематическим покровительством национальной промышленности и торговле, путем открытия фабрик и заводов, заключения торговых договоров и учреждения торговых консульств за границей. Раз усвоив эту точку зрения, Петр со своей обычной энергией проводит ее во множестве отдельных распоряжений. Он создает новый торговый порт (Петербург) и насильственно переводит туда торговлю из старого (Архангельска), начинает строить первые искусственные водяные пути сообщения, чтобы связать Петербург с центральной Россией, усиленно заботится о расширении активной торговли с Востоком (после того как на Западе его попытки в этом направлении оказались мало успешными), дает привилегии устроителям новых заводов, выписывает из-за границы мастеров, лучшие орудия, лучшие породы скота и т. д. Менее внимательно он относится к идее финансовой реформы.
В 1718—1724 гг. была проведена подушная перепись. Единицей налогообложения вместо крестьянского двора стала «душа мужского пола», которой мог быть и грудной младенец, и дряхлый старик. Умершие числились в списках («сказках») вплоть до проведения очередной ревизии. В результате проведения переписи населения была введена подушная подать и все население было приписано к определенным сословиям: дворянству, духовенству, купечеству, мещанству, крестьянству, казачеству и к инородцам. (Права сословий окончательно сформировались к концу XVIII в.)
Подушную подать платили крепостные и казенные крестьяне, посадские люди. От уплаты подушной подати освобождались дворяне и духовенство.
В 1724 г. была учреждена паспортная система. Без паспорта крестьянам запрещалось удаляться от места жительства далее 30 верст. В 1721 г. Петр подписал указ, разрешавший покупать к заводам крепостных. Такие крестьяне стали называться посессионными (владельческими).
Развитие экономики при Петре I было подчинено задачам войны и сопровождалось вмешательством государства в дела торговли, промышленности, насильственными перемещениями населения. (На строительстве Петербурга погибли до 100.000 человек).
Реформы Петра I — это огромный конгломерат правительственных мероприятий, осуществлявшихся без четко выработанной долгосрочной программы и обусловленных как насущными, сиюминутными потребностями государства, так и личными пристрастиями самодержца. Реформы были продиктованы, с одной стороны, теми процессами, которые начали развиваться в стране во второй половине XVII века, с другой — неудачами России в первый период ее войны со шведами, с третьей — привязанностью Петра к европейским идеям, порядкам и образу жизни.
На экономическую политику начала XVIII
века оказала решающее влияние концепция
меркантилизма. Согласно идеям меркантилизма,
основой богатства государства является
накопление денег за счет активного баланса
торговли, вывоза товара на чужие рынки
и ограничения ввоза иностранных товаров
на свой рынок. Это предполагало вмешательство
государства в сферу экономики: поощрение
производства, строительство мануфактур,
организацию торговых компаний, внедрение
новой техники.
Другим важным стимулятором
активного государственного вмешательства
в экономику стали поражения русских войск
на начальном этапе войны со Швецией. С
началом войны Россия лишилась основного
источника поставок железа и меди. Владея
большими по тому времени финансовыми
и материальными ресурсами, государство
взяло на себя регулирование промышленного
строительства. При его непосредственном
участии и на его деньги стали создаваться
казенные мануфактуры, прежде всего по
производству военной продукции.
Информация о работе Петр I и его реформы. Основные направления европеизации страны