Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 14:58, реферат
В истории России за первые годы ХХ века с исключительной силой выделялась личность Петра Аркадьевича Столыпина. Имя Столыпина всегда вызывало споры, разные мнения. Ни один из политических деятелей царизма начала ХХ века не может идти с ним в сравнение по преданной и восторженной памяти его почитателей и сосредоточенной ненависти революционеров.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Краткая биография П.А. Столыпина и его восход на политическую арену……………………………………………………………………………….4
2. Сущность, методы аграрной реформы……………………………………….6
3. Иные направления реформирования…………………………………………8
4. Итоги аграрной реформы…………………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………....……………………...15
Новый
подъем переживала промышленность, стремительно
шагнула вперед агрикультура. Столыпин
стал творцом нового политического строя
- третьеиюньской монархии, не дав похоронить
зачатки парламентаризма в России и заставив
работать Думу. Николай II не понял, насколько
спасительным для его династии может оказаться
тот путь выхода из кризиса, который предложил
П. Столыпин. Между императором и премьер-министром
со временем стали возникать частые конфликты.
Сведущие современники считали, что дни Столыпина
на посту премьер-министра сочтены. Стали
возникать трения между премьером и Думой,
особенно с октябристами и националистами.
Однако слухи оставались всего лишь слухами.
Николай II продолжал поддерживать своего
премьер-министра.
Примерно за десять лет только 2,5 млн. крестьянских хозяйств удалось освободится от опеки общины. Движение за упразднение «мирского» правления на селе достигло наивысшей точки между 1908 и 1909 гг. (около полумиллионов запросов ежегодно). Однако впоследствии это движение заметно сократилось. Случаи полного роспуска общины в целом были крайне редкими (около 130 тыс.). «Свободные» крестьянские землевладения составили лишь 15% общей площади обрабатываемой земли. Едва ли половине работавших на этих землях крестьян (1,2 млн.) достались отруба и хутора, закрепленные за ними постоянно, в частную собственность. Собственниками смогли стать лишь 8% общего числа тружеников, но они терялись в масштабах страны.
Землеустроительная политика не дала кардинальных результатов. Столыпинское землеустройство, перетасовав надельные земли, не изменило земельного строя, он остался прежним - приноровленным к кабале и отработкам, а не к новейшей агрикультуре указа 9 ноября.
Деятельность крестьянского банка также не дала желаемых результатов. Всего за 1906-1915 гг. банк приобрел для продажи крестьянам 4614 тыс. десятин земли, подняв цены с 105 руб. в 1907 г. до 136 руб. в 1914 г. за десятину земли.
Высокие цены и большие платежи, налагаемые банком на заемщиков, вели к разорению массы хуторян и отрубников. Все это подрывало доверие крестьян к банку, и число новых заемщиков пошло вниз.
Переселенческая политика наглядно продемонстрировала методы и итоги столыпинской аграрной политики. Переселенцы предпочитали обосновываться в уже обжитых местах, таких как Урал, Западная Сибирь, нежели заниматься освоением безлюдных лесных зон. Между 1907 и 1914 гг. 3,5 млн. человек выехали в Сибирь, около 1 млн. вернулись в европейскую часть России, но уже без денег и надежд, ибо прежнее хозяйство было продано.
Одним словом, реформа не удалась. Она не достигла ни экономических, ни политических целей, которые перед ней ставились. Деревня в месте с хуторами и отрубами оставалась такой же нищей, как и до Столыпина. Но необходимо привести цифры, которые показывают, что кое-какие сдвиги в положительную сторону всё-таки наблюдались: с 1905 по 1913 гг. объем ежегодных закупок сельхозтехники вырос в 2-3 раза. Производство зерна в России в 1913 г. превышало на треть объем производства зерновых в США, Канаде, Аргентине вместе взятых. Российский экспорт зерна достиг в 1912 г. 15 млн. тонн в год. В Англию масла вывозилось на сумму, вдвое большую, чем стоимость всей ежегодной добычи золота в Сибири. Избыток хлеба в 1916 г. составлял 1 млрд. пудов. Но задачу - сделать Россию страной фермеров - решить не удалось. Большинство крестьян продолжали жить в общине, и это, в частности, предопределило развитие событий в 1917 г. Дело в том, что когда говорили о результатах выборов в Государственную думу, столыпинский курс провалился политически. Он не заставил крестьянина забыть о помещичьей земле, как рассчитывали авторы указа 9 ноября. Новоиспеченный реформой кулак, грабя общинную землю, держал в уме и помещичью землю, как и остальные крестьяне. К тому же он становился все более заметным экономическим конкурентом помещика на хлебном рынке, а порой и политическим, прежде всего в земстве. К тому же новая популяция «сильных» хозяев, на которых рассчитывал Столыпин, была недостаточной, чтобы стать опорой царизму.
Здесь ярко проявляется основная причина неудач буржуазных реформ - попытка их проведения в рамках феодальной системы. Можно встретить утверждение, будто реформам Столыпина просто не хватило времени для положительных результатов. Но эти реформы по своей сущности не могли быть реализованы эффективно в той ситуации. Этого времени у них попросту не могло быть: на каком-либо этапе они попросту завязли бы.
Можно
допустить, что столыпинские реформы,
если бы они продолжались, напрмер, еще
лет 10, принесли бы определенные результаты,
главным из которых было бы создание слоя
мелких крестьянских собственников - фермеров,
да и то в том случае, по выражению Ленина,
если обстоятельства сложились исключительно
благоприятно для Столыпина.
Заключение.
В аграрной реформе Столыпина было много надуманного для русской деревни, привыкшей за многие столетия к общинному земледелию. Поэтому они лучше всего прижились только в Белоруссии, Литве и тех землях, которые исторически к ним примыкали - Смоленской и Псковской. В нечерноземных губерниях Российской империи на затею с отрубами и хуторами смотрели как на барскую затею, несущую одно разорение. В южных и юго-восточных губерниях их распространению препятствовали трудности с водой, хотя здесь довольно успешно могли развиваться отруба. В центрально-черноземных губерниях главным препятствием для развития хуторской системы являлось малоземелье. Именно игнорирование региональных различий стало недостатком аграрной реформы. Еще одним недостатком была идеализация отрубов и хуторов. Правительство и сам Столыпин не сумели установить разумных пропорций между разными формами собственности на землю - частной, общественной, государственной. Не уязвимым местом реформы стала и проблема финансирования. Всего же за годы аграрной реформы из общины выделились примерно 21% земель и около 2 млн. домохозяев.
Конечно, революция показала огромный социально-экономический и политический разрыв между народом и властью. Стране требовались радикальные реформы, которых не последовало. Можно сказать, что страна в период столыпинских реформ переживала не конституционный кризис, а революционный. Стояние на месте или полу реформы не могли решить ситуацию, а только наоборот расширяли плацдарм для борьбы за кардинальные преобразования. Главный крах реформ Столыпина состоит в том, что он хотел осуществить реорганизацию не демократическим путем. Конечно же, Столыпин был выдающимся деятелем и политиком, но при существовании такой системы, которая была в России, все его проекты «раскалывались» о непонимание или о нежелание понять всю важность его начинаний.
Список использованной литературы.
1. История России с древнейших времен до наших дней. А.В. Века. - Мн.: Харвест, 2007.
2. В.В. Казарезов. О Петре Аркадьевиче Столыпине - М.: Агропромиздат, 1991.
3. Кто есть кто и почему. В. Бондарев. - М. 1995 г.
4. П.А. Столыпин / М. Бок. - М.: «Современник», 1992 г.
5. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. А.Я. Аврех. - М.: Издательство
политической
литературы, 1991.