Время княжения Ярослава
Владимировича Осмомысла (1153—1187), одного
из крупнейших политических деятелей
Руси XII в., ознаменовалось дальнейшим
подъёмом Галицкой земли и, в частности,
широким строительством новых городов.
Ярослав Осмомысл с помощью волынских
князей разбил войска киевского князя
и заставил его отказаться от попытки
утвердиться в придунайских землях. Ярослав
установил мир с Византией, а союз с Венгрией
скрепил браком своей дочери с королём
Стефаном (Иштваном III). В конце XII в. галицкие
и волынские земля соединились под властью
волынского князя Романа Мстиславича
(1199—1205). Добиваясь усиления княжеской
власти, он опирался на соглашение с городами
и прежде всего с верхушкой городского
населения — «лепшими мужами», которым
предоставил ряд привилегий. Роман ослабил
галицкое боярство, часть его он истребил,
а некоторые бояре бежали в Венгрию. Земли
бояр были захвачены князем и использованы
им для раздачи дружине. Преодолев сопротивление
суздальского князя Всеволода, Юрьевича,
войска Романа заняли Киев (1203 г.), после
чего он провозгласил себя великим князем.
Римская курия искала
«союза» с князем Романом, но
он отверг предложение папы
Иннокентия III. Поддержав борьбу
Гогенштауфенов с Вельфами, Роман в 1205
г, выступил в большой поход против союзника
Вельфов — краковского князя Лешко, поставив
целью продвинуться затем в Саксонию.
Однако гибель Романа в походе помешала
осуществлению этих широких замыслов
и облегчила разрушение возникшего при
нём единства Галицкого и Волынского княжеств.
Началась длительная
и разорительная феодальная война
(1205—1245 гг.), в которой боярство, действуя
с помощью венгерских и польских
феодалов, захватило власть в
Галицкой земле. По договору
в Спише (1214 г.) венгерские и польские
феодалы с санкции папской курии попытались
поделить между собой Галицко-Волынскую
Русь. Однако народные массы сорвали эти
расчёты. В результате охватившего страну
народного восстания венгерские гарнизоны
были изгнаны.
На Волыни при поддержке
служилых бояр и горожан утвердились
князья Даниил и Василько Романовичи,
с боем вытеснившие польских феодалов
из пределов Русской земли (1229 г.). Войска
Даниила при активной помощи горожан нанесли
венгерским феодалам и галицким боярам
ряд поражений. Захваченные боярские земли
князь Даниил роздал дружинникам-дворянам.
Он поддерживал дружественные отношения
с Литвой и Мазовией, а также с австрийским
герцогом Фридрихом II, враждебным Венгрии.
Борьба за независимость Галицкой Руси
была кровопролитной и тянулась долгие
годы. Лишь в 1238 г. Даниил окончательно
овладел Галицким княжеством, а затем
и Киевом, соединив таким образом под своей
властью обширные земли Юго-Западной Руси.
Полоцко-Минская земля
Полоцко-Минская земля занимала
территорию по рекам Западной Двине и
Березине, гранича с Новгородской, Смоленской
и Турово-Пинской землями. На северо-западе
владения полоцких князей распространялись
на нижнее течение Западной Двины, где
стояли города Ерсике и Кокнесе. Часть
населения литовских и латвийских земель
признавала власть полоцких князей и платила
им дань.
Основным занятием
жителей Полоцко-Минской земли было
земледелие, хотя почвенные условия мало
этому благоприятствовали. Полоцк постоянно
нуждался в привозном хлебе. Большое распространение
здесь получили охота на пушного зверя,
рыболовство, бортничество. Меха были
предметом вывоза за рубеж (на остров Готланд
и в Любек). В Полоцко-Минской земле рано
развились феодальные отношения и возник
ряд городов — Изяславль, Витебск, Усвят,
Орша, Копыс и др.
Полоцко-Минская земля недолгое
время подчинялась киевским князьям. Уже
при Владимире Святославиче она перешла
во владение его сына Брячислава. Преемник
последнего, Всеслав Брячиславич (1044—1101),
опираясь на дружину и пользуясь помощью
городов, держал в своих руках власть над
всей Пододко-Минской землёй. Время княжения
Всеслава, согласно «Слову о полку Игореве»,
было временем «славы» для этой части
Руси. Но затем усилилась феодальная раздробленность.
В XII столетии образовался ряд враждующих
между собой княжеств; наиболее значительными
из них были Полоцкое и Минское. Внутренние
войны ослабляли Полоцко-Минскую землю,
которая постепенно утратила своё былое
влияние в Восточной Прибалтике. Несмотря
на упорное сопротивление, полочане не
смогли отразить вторжение немецких крестоносцев.
Полоцкий князь по договору с Ригой (1212
г.) лишился прав на дань сливов, потерял
он и земли в Юго-Западной Латгалии. Города
Ерсике и Кокнесе были захвачены немецкими
рыцарями. В начале XIII в. внешнюю политику
Полоцка и Витебска уже контролировал
смоленский князь, заключая от их имени
договоры с немецкими городами.
Русь и соседние народы
Русь была окружена
многими неславянскими народами.
Её влияние распространялось на народы
Прибалтики (литовцев, латышей и эстонцев),
Финляндии и Карелии, некоторые народы
Севера (ненцев, коми, югру), Поволжья (мордву,
мари, часть болгар, чувашей и удмуртов),
Северного Кавказа (осетин и черкесов),
а также на народы Северного Причерноморья
(тюркские кочевые племенные союзы половцев,
узов и торков) и Молдавии. Русь поддерживала
связи с Закавказьем (населением Грузии,
Армении, Азербайджана) и Средней Азией.
Уровень общественного
развития этих народов был
различен: у некоторых из них
существовал ещё первобытно-общинный
строй, а у других — уже сложившийся феодальный
способ производства.
Народы Прибалтики
в XI—XII вв. переживали время становления
феодальных отношений. Государств
у них ещё не было. Крестьяне
жили сельскими общинами, значительные
группы которых составляли полуфеодальные-полупатриархальные
объединения во главе с представителями
землевладельческой знати — «лучшими»,
«старейшими» людьми. Такие объединения
были в Литве (Аукштайтия, Жемайтия,
Делтува и др.), в Латвии (Латгалия, Земгалия,
Корсь и др.), в Эстонии (Ляанемаа, Харьюмаа,
Саккала и др.).
Население Прибалтики
занималось земледелием, скотоводством
и ремеслом, вело торговлю с
соседями. В Прибалтике складывались
торгово-ремесленные поселения —
зародыши будущих городов (Линданисе,
на месте которого вырос Таллин, Межотне
и др.). Население придерживалось дохристианских
верований. Замечательными памятниками
культуры этого времени являются эстонский
эпос «Калевипоэг», литовские и латвийские
исторические песни и сказки.
Древние связи прибалтийских
земель с Русью были прерваны
в начале XIII в. вторжением немецких и датских
феодалов. Используя противоречия среди
правителей, крестоносцы захватили эстонские
и латвийские земли. Иначе сложилась история
Литвы. Здесь на основе более высокого
экономического развития возник сперва
союз князей разных земель (1219 г.), а затем
сложилось раннефеодальное государство
с великим князем во главе. Первым литовским
князем был Миндовг (1230—1264). Великое княжество
Литовское с помощью Руси сумело отстоять
свою независимость, отбив наступление
немецких феодалов.
В Карельской земле,
которая входила в состав владений
Новгородской Руси, господствовало
земледелие при наличии развитых
промыслов (охоты и рыболовства),
ремесла и торговли. С развитием
феодальных отношений в 70-х
годах XIII в. Карельская земля
была выделена в самостоятельную
административную область Новгородской
республики. Среди карел стало
широко распространяться христианство.
Культура и быт карельского
народа получили яркое отражение
в выдающемся памятнике народного
карело-финского эпоса — «Калевале».
С середины XII в. шведские феодалы
стали нападать на Карелию
с целью её захвата и порабощения.
Карелы вместе с русскими отбили
натиск шведских захватчиков
и нанесли им тяжёлые ответные
удары.
Новгородской республике
был подвластен народ коми, живший
на Вычегде. Коми занимались охотой и рыбным
промыслом, но знали также земледелие
и ремесло. У них началось разложение патриархально-общинного
строя, появилась общинная знать — старцы.
В условиях родового
строя жили на берегах Белого
моря ненцы («самоеды»), а по
склонам Северного Урала —
югра. Видная роль в истории народов Поволжья,
Прикамья и Приуралья принадлежала раннефеодальному
государству волжских болгар. У них было
развитое земледелие, а в крупных городах
— Болгаре, Суваре и Биляре существовали
разнообразные ремёсла. В Болгаре проживали
и русские ремесленники. В этот город съезжались
купцы из Руси, Средней Азии, Закавказья,
Ирана и других стран. Болгарские купцы
торговали хлебом с Владимиро-Суздальской
землёй.
Среди народов Поволжья,
подвластных Владимпро-Суздальскому
княжеству, начало формирования классовых
отношений наблюдалось лишь у мордвы,
занимавшейся земледелием и бортничеством.
Здесь выделялись «князья» отдельных
областей. У других народов — мари, чувашей,
удмуртов ещё господствовал первобытнообщинный
строй. Башкиры — кочевники Приуралья
только начали объединяться в союзы племён,
во главе которых стояли старейшины (аксакалы).
Большую роль здесь играли ещё народные
собрания.
У земледельческих
и скотоводческих народов Северного
Кавказа — аланов (осетин) и адыгейцев,
существовали непрочные племенные
союзы. Отдельные племенные вожди
враждовали друг с другом. В
пастбищно-скотоводческих обществах
Дагестана имелись патриархально-феодальные
объединения, возглавлявшиеся местными
правителями: нусалами (в Аварии), шамхалами
(в Кумукии), уцмиями. (в Кайтаге). Часть
из них находилась в зависимости от Грузии.
Население Крыма, состоявшее
из аланов, греков, армян и русских,
продолжало поддерживать политические,
торговые и культурные связи
с Русью, несмотря на притязание
Византии на господство в приморских городах
— Херсонесе (Корсуни), Судаке (Суроже)
и Керчи (Корчеве). Связи народов Северного
Кавказа и Крыма с Русью были ослаблены
вторжением в Северное Причерноморье
половцев (середина XI в.).
На территории Молдавии,
подвластной галицко-волынским князьям,
жили славяне и романизированное
население, позднее сложившееся
в молдавскую народность. Здесь
имелись города: Малый Галич, Бырлад,
Текуч и др.
Ряд народов, входивших
в состав Древнерусского государства,
продолжал развитие в рамках
русских феодальных княжеств
и областей. Литовская, латвийская,
эстонская и карельская народности
формировались в условиях тесного
общения с русским народом.
Подвластные Руси неславянские
земли несли бремя эксплуатации.
Русские князья и бояре обогащались
за счёт угнетённых народов,
получая с них дань — серебро,
меха, воск и другие ценности.
Но вместе с тем неславянские
народы развивались в условиях
экономического, политического и
культурного взаимодействия с
Русыо. На землях этих народов строились
города, селились русские крестьяне и
ремесленники, появлялись купцы. Местное
население сближалось с русским трудовым
людом и усваивало от него более высокую
культуру, втягивалось в рыночные связи
и знакомилось с городским бытом и письменностью.
В Центральной Азии
сложилось объединение киргизских
племён, охватывавшее земли от
Алтайских гор до Байкала и
Саянского хребта, а также земли
тувинские и минусинские. Киргизы
занимались скотоводством, но
знали земледелие и ремёсла
и вели торговлю с Китаем. К
середине XII в. киргизы попали
в зависимость от кара-китаев
(киданей), которые из Северного Китая
продвинулись до Алтая и овладели Енисеем
и Южным Семиречьем. Тяжёлое для местного
населения господство кара-китаев было
подорвано выступлением в конце XII в. монголоязычных
племён найманов, которые продвинулись
от Алтая до Иртыша и Восточного Туркестана.
Большая часть найманов впоследствии
постепенно растворилась в среде различных
племён и народностей (киргизских, алтайских,
тюркоязычных племён нынешнего Казахстана),
полностью утратив свой язык. Позднее
все эти земли попали под власть монгольских
ханов.
Некоторые народы Дальнего
Востока, в частности население
Уссурийского края, где обитали
предки нанайцев (гольдов), бассейна
реки Хой (племя удягай — позднее удэгейцы),
низовьев Амура (гиляки — нивхи), занимались
преимущественно охотой и жили в условиях
первобытно-общинного строя. В середине
XII в. они попали под власть объединения
племён чжурчженей, которые заняли владения
киданей и создали государство Цзинь.
В его состав входила большая часть Маньчжурии,
Северного Китая и Монголии. Просуществовало
это государство до начала монгольских
завоеваний.
Некоторые народы Северо-Восточной
Сибири и Дальнего Востока
находились на уровне культуры
каменного века, селились в полуподземных
жилищах, занимались рыболовством,
охотой и, где позволяли условия,
промыслом морского зверя. Из
домашних животных они разводили
только собак. Таков был образ
жизни предков айнов и гиляков (нивхов)
на Сахалине, ительменов и коряков — на
Камчатке, юкагиров — на Колыме, в низовьях
Лены и Хатанги. В особенно суровых природных
условиях протекала жизнь обитателей
Арктики (предков эскимосов и приморских
чукчей). Охотой и рыболовством существовали
обские племена — манси (вогулы) и ханты
(остяки), а на севере Западной Сибири —
ненцы. К востоку от Енисея в восточносибирской
тайге обитали охотничье-рыболовческие
племена оленеводов — эвенков. В Прибайкалье
жили предки якутов; они разводили рогатый
скот и лошадей. Социально-экономический
строй этих народов оставался более или
менее неизменным вплоть до того времени,
когда они оказались под воздействием
русской культуры.
Международное положение
Руси
В период феодальной
раздробленности Русь, оставаясь
крупной европейской страной,
не имела единой государственной
власти, которая вела бы общую
для всей страны внешнюю политику.
В середине XII в. русские князья
вступали в союзные отношения
с государствами, которые входили
во взаимно враждебные коалиции.