Шелковый путь

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:22, реферат

Описание работы

Великий Шелковый путь – система караванных дорог, ведущих из Китая в страны Ближнего Востока и Европы. Значительная часть этого отрезка пролегала по территории Средней Азии и Казахстана.
Шелковый путь как торговая магистраль возник в III веке до нашей эры и просуществовал до XVI века нашего столетия. Немало опустошительных войн, разрушений, пожарищ, голода и мора видели древние торговые города, расположенные вдоль Шелкового пути. Одни из них канули в вечность, оставив потомкам лишь безымянные развалины, другие не раз полыхали в огне и погибали, но возрождались вновь, чтобы поразить мир богатством, синевой куполов и ажурной терракотовой вязью мавзолеев и мечетей.

Работа содержит 1 файл

Великий Шелковый путь.docx

— 69.50 Кб (Скачать)

Великий Шелковый путь  
Казахская часть в Великом Шелковом пути. Великий Шелковый путь в Казахстане

Великий Шелковый путь – система караванных дорог, ведущих из Китая в страны Ближнего Востока и Европы. Значительная часть этого отрезка пролегала по территории Средней Азии и Казахстана.

Шелковый  путь как торговая магистраль возник в III веке до нашей эры и просуществовал до XVI века нашего столетия. Немало опустошительных войн, разрушений, пожарищ, голода и мора видели древние торговые города, расположенные вдоль Шелкового пути. Одни из них канули в вечность, оставив потомкам лишь безымянные развалины, другие не раз полыхали в огне и погибали, но возрождались вновь, чтобы поразить мир богатством, синевой куполов и ажурной терракотовой вязью мавзолеев и мечетей.

Веками  шумели разноязычные базары, сотни  лет по пыльным караванным дорогам  везли для продажи европейцам драгоценные камни и шелка, пряности и красители, золото и серебро, южных  экзотических птиц и зверей. Шелковому  пути суждено было стать не только дорогой торговли, здесь встретились  две различные цивилизации –  Восток и Запад с совершенно особыми  культурными традициями, религиозными убеждениями, научными и техническими достижениями.

Центральная Азия, расположенная между Китаем и Индией на востоке, европейским миром на западе, Волгой и Сибирью на севере, Персией и Аравией на юге, почти два тысячелетия стояла на пересечении великих торговых путей, мировых цивилизаций и культур. Многого не сохранила для нас история. Пыль веков занесла древние города, но бережные руки археологов и реставраторов сумели отыскать и восстановить для нас редкостные сокровища древних культур – Семиречья и Средней Азии.

Маршрут Шелкового пути не был чем-то застывшим, в течение столетий он менялся  в зависимости от различных причин, наибольшую значимость приобретали  те или иные его участки и ответвления, другие же, напротив отмирали, а города и торговые станции на них приходили в упадок. В VI-VII веках наиболее оживленным становится путь, который пролегал из Китая на запад, через Семиречье и Южный Казахстан. А особого расцвета Шелковый путь, проходивший по территории Средней Азии и Казахстана, достиг в VIII-XII веках.

Огромная территория до сих пор вспоминает неторопливые шаги верблюжьих караванов, веками передвигавшихся по этому отрезку. Эта часть пути представлена уникальным комплексом исторических памятников архитектуры, градостроительства и искусства.  
 
Города: Отрар, Тараз, Сайрам (Испиджаб), Туркестан (Яссы), Суяб, Баласагун и другие, были не только торговыми центрами, но также и центрами науки и культуры. Тараз в древности называли городом купцов. Узкие улочки, точно ручьи, стекались к центру – многоголосому базару. 
 
Базар в Таразе был средоточием всей жизни. Город с цитаделями, караван-сараями, глинобитными мазанками, глухими внутренними двориками, мастерскими ремесленников возник в связи с базаром и вокруг базара. Кажется, что люди со всего света стекались на базарную площадь, чтобы что-то продать, купить или обменять. На базаре можно было купить и продать все. И воистину справедливо говорили древние: «Таразский базар – зеркало мира». На протяжении многих веков Тараз оставался одним из важнейших центров цветной металлургии. Медные изделия мастерских Тараза – кувшины, шкатулки, светильники, украшения для оружия, одежды и конской сбруи, многое другое расходилось по всему свету.

Примером  литейного искусства может служить  ритуальный казан мавзолея Ахмеда Яссави в Туркестане, по размеру не имеющий себе равных. Его диаметр – 2,2 метра, вес – две тонны. В 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде казахские браслеты блезики – из черненого серебра вызвали настоящую сенсацию и были отмечены золотыми медалями. Как и полторы тысячи лет назад на том же самом месте шумит современные зеленый базар. И когда в наши дни идешь вдоль его торговых рядов, чувствуешь под ногами пыль тысячелетий…

Отрар. "Путник! Перед тобой развалины города-крепости, задержавшего на полгода у своих стен полчища Чингисхана от наступления на Среднюю Азию и Закавказье, Великую Русь и восточно-европейские страны, оказывавшего героическое сопротивление иноземным захватчикам и в последующие века", - такая надпись гласит на чугунной плите, установленной у въезда на территорию Отрарского археологического музея-заповедника. Отрарский оазис включал в себя более 150 небольших городков, крепостей, замков и укрепленных поселений, соединенных между собой цепью караван-сараев Великого Шелкового пути. 
 
В пору его расцвета проживало около четверти миллиона человек. Первое городское поселение на месте Отрар датируется II веком до нашей эры. Его основателями были кангюйцы – потомки саков. Отрар – родина великого ученого и философа средневековья Абу Насра ибн Мухаммеда, вошедшего в историю под именем Аль-Фараби. Этот мыслитель родился в 870 и умер в 950 году. За философскую глубину и энциклопедичность познаний Аль-Фараби еще при жизни прозвали вторым после Аристотеля учителем человечества. 
Его трактат о классификации наук открывал путь к познанию на века вперед. Недаром все пришедшие после него великие ученые – Авиценна,
Аль-Бируни, Аш-Ширази, Махмуд Кашгари, Юсуф Баласагуни, Улугбек, Ибн Аль-Фараби – считали себя его учениками.

Туркестан (Яссы). Город насчитывает 1500 лет своего существования. Возник город в 490 году до нашей эры. Наибольшего расцвета город достиг в VII веке. В ту пору он был пестр и многолюден, его базары обильны, череда караванов бесконечна. Слава города простиралась по всему мусульманскому миру. В немалой степени этому способствовало имя Ходжи Ахмета ибн Ибрагима аль Яссави, дервиша, проповедника суфизма, основателя аскетического братства ясавия, поэта, творившего на языке простого народа. Его стихи, едва успев обличиться в рифму, становились народными, его пламенные проповеди привлекали массы паломников. Именно тогда о Яссах начинают говорить как о «второй Мекке».

Суфизм – религиозное своеобразное учение, соединяющего в себе ортодоксальный ислам с народными верованиями. Примером личной жизни и простым доступным языком призывал Ходжа Ахмет Яссави людей следовать добру, нестяжательности, смирению и послушанию. После смерти Ахмеда Яссави слава его не померкла. К его могиле стекались тысячи паломников. Первоначально сооруженный мавзолей над могилой шейха был весьма скромным и с течение времени сильно обветшал. Новый мавзолей Ахмеда Ясави был, воздвигнут 233 года спустя, после его смерти, по приказу Тимура. В настоящее время мавзолей Ахмеда Ясави восстановлен в первозданном виде и охраняется государством. Каждый может полюбоваться жемчужиной Средневекового Востока. Город начинает превращаться в крупный центр мирового туризма.

В эпоху караванной торговли велико было значение другого древнего города – Испиджаба, или Сайрама. В исторических хрониках XI-X веков Испиджаб назывался первоклассной военной крепостью. За независимость и достоинство арабы величали Испиджаб одним из лучших городов Востока, почтительно именуя его Белым городом. Много бедствий выпало на долю Испиджаба после опустошительных войн с Хорезм-шахом Мухаммедом и каракитиями. Ничего не осталось от прекрасных садов и укреплений, кроме разрушительных стен, погубленных деревьев и исчезнувшего народа. В XV веке город вновь возродился под новым названием Сайрам и снова опоясался мощными крепостными стенами, окопался рвом. После разрушения джунгарским нашествием в 1684 году Сайрам больше уже не смог вернуть своего величия. 
И теперь о минувшей славе Белого города напоминают разве что оплывшие обводы мощных когда-то крепостных стен и бастионов, чудом уцелевший минарет разрушенной мечети Базалак-ата (XII век) с винтовой лестницей внутри, да полуобрушившийся вход в подземелье, ведущее неизвестно куда. О прошлом Сайрама напоминают некоторые культовые сооружения, построенные после джунгарского разорения, да два мазара, связанные с именем Ходжа Ахмеда Ясави.

В Испиджабе были похоронены его родители. После возведения в Туркестане величественной усыпальницы в честь Ходжа Ахмеда Ясави в Сайраме были построены мазары его родителям – Ибрагим-ата и Карачач-ана.

Суяб и Баласагун. Суяб был первой столицей образовавшегося в 581 году на территории современного Семиречья Западно-Тюркского каганата и служил центром оживленной торговли. Сюда ежегодно съезжались на большую ярмарку купцы из разных стран, где обсуждали свои торговые дела, продавали и покупали товары. Суяб – древняя столица семиреченских тюрков, прародителей казахского этноса, а Баласагун – первый город, где тюрки взяли в руки Коран.

Города  фигурируют во многих исторических хрониках, однако точного географического  местонахождения городов установить достаточно трудно.

Почти два тысячелетия функционировал Великий Шелковый путь. Ничто не могло остановить мерную поступь его караванов. Мир потрясали кровавые войны и опустошительные эпидемии. Появлялись и исчезали целые народы и государства. Даже Амударья меняла свои истоки, а Аральское море – свои очертания, и только великий караванный путь оставался вечным и неизменным.

В Центральном государственном  музее состоялась выставка «Степь и культура. Великий путь во времени», широко представившая диапазон интересов ученого от преданий и легенд, которые он записывал и кропотливо изучал, каменных скульптур эпохи тюрков и кипчаков до коллекции артефактов Центральноказахстанской археологической

экспедиции, относящихся к  неолитической эпохе и эпохе бронзы — Бугулы, Бай-бала, Аксу, Аюлы, Бегазы, Сангру; артефактов тасмолинской культуры, с ее памятниками железного века; средневековой истории Казахстана, представленной поливными глазурованными чашами, кувшинами и светильниками из городища Сарайчик. Макеты памятников архитектуры того периода, этнографические изделия, собранные А. Маргула-ном, наскальные рисунки — все это, бесконечно далекое, овеянное веками, стало достоянием современников благодаря уникальной научной и творческой деятельности ученого-подвижника, его бесконечной любви к родному краю, богатой истории и культуре Великой степи.     

  Уникальность научной  и творческой личности  Алькея Маргулана, ее широта и многогранность, поэтический взгляд на мир роднят его с учеными и гениями философской мысли Древнего Востока — Омаром Хайямом, Аль-Фараби и др., чьи имена, словно звезды, озаряют путь человечества из прошлого в будущее. Большой знаток и собиратель казахского фольклора, материалов по истории, культуре, этнографии, вопросам археологии, всю свою жизнь Маргулан посвятил изучению богатой истории родного края, сделав зримой и осязаемой связь времен.    

  Осень позолотила  верхушки тополей,  а спустившаяся  с верховий Заилийского Алатау прохлада сделала воздух прозрачным и чистым, приближая предметы, делая ярче краски природы.

С Данелью Алькеевной Маргулан - кандидатом наук, заведующей отделом маргулановедения Института истории и этнографии им. Ч. Валиханова, единственной дочерью знаменитого ученого мы встретились в сквере близ памятника Чокану Валиханову, чье 5-томное собрание сочинений вышло в свет в 1965 году благодаря кропотливому труду Алькея Хакановича. А опубликованная в 1979 году монография А. Маргулана «Бегазы — дандыбаевская культура Центрального Казахстана» стала основательным, фундаментальным трудом по древней истории республики. В советское время при жизни ученого увидели свет монографии «Шокан жене Манас», и

уже после его кончины  — «Ежели жыр аныздары» и «Казахское прикладное искусство» в трех томах.   

  — Мой отец  родился 11 мая  1904 года в Баянауле. Это красивейшее место -родина многих известных людей. Создается впечатление, что прекрасная природа края щедро одаривала своих сынов и дочерей всевозможными талантами и способностями, и, самое главное, — озаряла их сердца немеркнущим светом любви к Отечеству, — рассказывает Данель. Родители отца были просвещенными для своего времени людьми: в их доме собиралась интеллигенция, бывали известные акыны. Домбра была любимым инструментом моего отца, ее гортанные звуки словно возвращали ему энергию, накопленную веками Великой степью.   

  Данель Алькеевна вспоминает, что отец — большой знаток истории и собиратель фольклора — всегда гордился, что является потомком Олжабай-батыра:  

  — Предок был  знаменосцем Абылай-хана, вместе с Богенбай-батыром и Кабанбай-батыром участвовал в кровавых сражениях с джунгарскими завоевателями, отстаивая свободу и независимость казахских земель. Олжабай-батыр, несмотря на значимость своей личности, остается малоизученной фигурой. Но народ помнит и чтит своих героев. Отец рассказывал, что в честь Олжабай-батыра получил свое имя ныне известный далеко за пределами республики поэт Олжас Сулейменов.   

  Дедом Алькея Маргулана по материнской линии был Абикей Сатпаев, возглавлявший одно из первых средних специальных учебных заведений того времени — Семипалатинский педагогический техникум. Именно там учились К. Сатпаев, М. Ауэзов, именно в этот техникум по окончании школы и поступил Алькей Маргулан. С Мухтаром Ауэзовым его связывали дружеские отношения. Великий писатель безошибочно разглядел в своем способном, творчески мыслящем товарище будущего ученого. По окончании техникума по совету Ауэзова Алькей принимает решение продолжить учебу на литературном факультете Восточного института Ленинградского университета.   

  Учился Алькей с упоением, самозабвенно, часто и подолгу засиживался в архивах и библиотеках, скрупулезно собирая историко-культурные материалы по Казахстану. И в далеком Ленинграде Великая степь звала его, она расцветала весенними цветами в его снах, маня знакомым с детства запахом трав, она влекла нераскрытыми тайнами. А Ленинградские музеи! Как много свидетельств богатой и малоизученной истории Великой степи в Государственном Эрмитаже! Затаив дыхание, Алькей всматривался в экспонаты — свидетельства материальной культуры древних кипчаков. Каждый памятник — в народе их называют <<каменные бабы», которыми так изобилует степь, — встреченный здесь, в Эрмитаже, так далеко от родины, волновал душу, воскрешал в памяти народные сказания и песни, и закипала кровь в жилах, и перехватывало горло, и сердце рвалось из груди... и так хотелось постичь неведомое, объять необъятное, воскресить утраченное...   

Информация о работе Шелковый путь