Школы Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:25, реферат

Описание работы

Очень большое влияние на развитие и становление медицины оказало такое государство как Эллада (Греция). Своеобразие экономических и географических условий Древней Греции способствовало тому, что ее народ сыграл большую роль в развитии культуры и наук. В их числе математика, философия, медицина и др.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 1.04 Мб (Скачать)

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Вступление

Очень большое влияние на развитие и  становление медицины оказало такое  государство как Эллада (Греция). Своеобразие экономических и  географических условий Древней  Греции способствовало тому, что ее народ сыграл большую роль в развитии культуры и наук. В их числе математика, философия, медицина и др.

Сейчас  трудно сказать, где родилась медицина, ведь во все времена она была и  будет нужна. Но как наука, развивающаяся  на открытиях и  доказательствах, медицина начала существовать именно в Древней Греции. Подтвердить  это могут даже названия, согласитесь, все медицинские термины имеют  латинское или греческое происхождение.

Греция  VI-IV веков до н. э. состояла из ряда мелких рабовладельческих государств. Классики марксизма высоко оценили роль Древней Греции в развитии культуры. Энгельс писал, что мы вынуждены «снова и снова возвращаться в философии, как и во многих других областях, к достижениям того маленького народа, универсальная одаренность и деятельность которого, обеспечили ему такое в истории развития человечество место, на который не может претендовать ни один другой народ».   Греция была посредником между более древними странами Азии и Африки и позднее развившимися странами Южной и Западной Европы, в ней получили широкое развитие ремесла и торговля.

Раздел 1. Периодизация истории и врачевания древней греции.

История древней Греции представляет собой историю разложения родовых и формирования рабовладельческих отношений. Она делится на пять периодов: 1) крито-микенский, или эгейский (III—II тысячелетия до н. э.), 2) предполисный (XI—IX вв.до н. э.), 3) полисный (VIII—VI вв. до н. э.), 4) классический (V—IV вв. до н. э.), 5) эллинистический (вторая половина IV в. до н. э.— середина I в. н. э.). В каждый из этих периодов развитие врачевания и медицинских знаний имело свои отличительные черты .

Источники по истории и врачеванию: письменные памятники(« Илиада» и «Одиссея» Гомера, «История в девяти книгах» Геродота, «Гиппократов сборник», труды философов и историков), данные археологии, этнографии и другие.

Раздел 2. Литературные памятники древней греции.

В настоящее  время наука не располагает письменными  источниками сведений о медицине древнейшего в истории Греции и весьма развитого крито-микенского периода. Возможно, в будущем расшифровка  крито-микенского линейного письма “Б”, произведенная в 1953 г. , позволит восполнить этот пробел в истории медицины Древней Греции.

Первые Греческие  литературные памятники – эпические  поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея”  – являются практически единственными  источниками сведений о древнегреческой  медицине XII – VI вв. до н. э., т. е. Конца  крито-микенского, предполисного и архаичного периодов.

О медицине классического периода истории  Греции рассказывает выдающийся памятник медицинской литературы “Гиппократов сборник”, составленный около III в. до н. э. из сочинений древнегреческих  врачей и названный именем великого врача античного мира Гиппократа. Некоторые сведения о медицине архаичного и классического периодов истории  Греции содержатся также в выдающемся произведении Геродота “История в  девяти книгах”. О медицине эпохи  эллинизма повествуют труды александрийских  ученых в изложении Галена и Авла Корнелия Цельса, так как подлинники медицинских трактатов не сохранились.

                       Раздел 3. Археологические данные

Систематические археологические исследования на территории Греции начали производить немногим более ста дет тому назад – после 1870 г., когда немецкий исследователь Г. Шлиман нашел легендарную Трою. В своих поисках он опирался только на поэмы Гомера. Вот почему успех Г. Шлимана был одновременно и триумфом Гомера – все, что до этих пор считалось мифом и приписывалось фантазии великого сказителя Древней Греции, оказалось действительной историей ее народа. Результаты дальнейших раскопок в Микенах, на о. Крит и т. д. По своему значению и ценности не уступают открытию гробницы Тутанхамона, ставшей сенсацией XX в.

В 1900 г. англичанин А. Эванс открыл развалины великолепного  Кносского дворца на о. Крит. В этом дворце уже в конце III тысячелетия до н. э. имелись санитарно-технические сооружения: система труб из обожженной глины лоя стока загрязненных вод, водоотводящие каналы, сточные ямы, великолепные банные помещения и даже вентиляция. По времени своего создания санитарно-технические сооружения Кносского дворца близки к древнейшим санитарно-техническим сооружениям в г. Мохенджо-Даро на территории современного Пакистана.

В 1930 г. в  шести километрах от г. Керчь (Пантикапей) в кургане Куль-Оба было открыто  одно из самых богатых скифских захоронений, относящееся к IV в. до н. э. В классический период истории Греции Пантикапей был  столицей Боспорского царства, которое возникло в V в. до н. э. после объединения греческих городов-колоний, располагавшихся по обе стороны Керченского пролива. В результате взаимного проникновения культур здесь сформировалась оригинальная греко-скифо-меотская культура. Золотые сокровища из Куль-Обского погребения хранятся ныне в Особой кладовой Эрмитажа. Среди них – знаменитый золотой сосуд, предназначенный для культового обряда. По периметру сосуда изображены три сцены из жизни скифов: скифский вождь беседует с воинами, скиф-воин делает перевязку раненому товарищу, скиф лечит больной зуб.

При археологических  раскопках на территории Древней  Греции были обнаружены также многочисленные храмы, и среди них святилища  бога врачевания Асклепия. В 1876 – 1877 гг. на склоне Акрополябыл освобожден от земли Афинский храм, ав 1881- 1887 гг. было открыто еще одно святилище в г. Эпидавре. Археологические исследования в Эпидавре дали в руки историков медицины богатый материал о культуре бога врачевания в Древней Греции. Девятнадцатый век явился периодом великих археологических открытий в Греции. Они продолжаются и по сей день.

                     Раздел 3.Направления в медицине:

В медицине Древней Греции имелось два направления: народная и храмовая.

3.1. Народная медицина

Начала греческой  медицины теряются в глубокой древности  и, несомненно, связаны с медициной  древних культур Востока: египетской, вавилонской, индийской.

Медицина  в Греции издавна носила светский характер: “Она основывалась на эмпирии  и в своей основе была свободна от теургии, т. е. Призывания богов, заклинаний, магических приемов и т. п.”

Согласно  Гомеру в греческом войске времен Троянской войны были искусные народные врачи, которые успешно лечили раны и знали свойства целебных трав. Они пользовались глубоким уважением:

Стоит многих людей один врачеватель искусный:

Вырежет он и стрелу, и рану присыплет лекарством.

Когда Махаон был ранен Парисом, все войско пришло в смятение от одной мысли, что врач мог быть убит.

Гомеровский эпос дает некоторые представления  об анатомических познаниях того времени и лечении ран. Вскрытия трупов в Древней Греции не производилось, тем не менее медицинская номенклатура “Иллиады” и “Одиссеи” составила основу терминологии врачей всей Греции и входит в состав современного анатомического языка.

Согласно  Дарамберу в поэмах Гомера описано 141 повреждение туловища и конечностей. Их лечение состояло в извлечении стрел и других ранящих предметов, выдавливании крови и применении болеутоляющих и кровоостанавливающих растительных присыпок с последующим наложением повязок.

Лечением  и перевязыванием ран в древнегреческом  войске занимались не только врачи, но и сами воины. Так, Патрокл перевязывал раненого врача Махона, а раны самого Патрокла, как рассказывает рисунок на античной вазе, перевязывал Ахилл – один из главных героев “Иллиады”

В произведениях  Геродота также есть упоминания о  врачевании болезней в Древней Греции и о влиянии климата на здоровье человека. Говоря о заразных болезнях, он объясняет их возникновение вполне естественными причинами, а никак  не божественными По его мнению, чума и дизентерия в войске Ксеркса возникли от употребления в пищу травы, листьев и древесной коры вместо хлеба, им же истребленного, от скопления войск и от гниения тысяч непогребенных трупов.

Писал Геродот  и о высоком положении врача  в обществе и о глубоком уважении к врачебной профессии: по свидетельству  Геродота, города Греции оспаривали друг у друга лучших врачей, что говорит  также и об элементах общественной медицины в Древней Греции.

В период от Гомера до Гиппократа многие выдающиеся поэты и историки Древней Греции упоминали в своих произведениях  об отдельных болезнях и их врачевании. Из сказанного ясно, что греческая  медицина вышла не из храмов. В творениях  Гомера, Гесиода, Пиндара и многих других, мы находим многочисленные и веские доказательства несомненного существования с незапамятных времен светской, естественной медицины, которую  ее могущественная соперница, медицина храмов, не в состоянии была ни затмить, ни уничтожить.

 3.2.Храмовая медицина

Развитие  рабовладельческого строяв Древней Греции и укрепление его к VI в. до н. э. обусловило усиление позиций религии, что явилось ярким выражением классового расслоения общества. Именно к этому периоду истории Греции относится становление храмов, а вместе с ними и храмовой медицины.

Как уже отмечалось, культ Асклепия как бога-целителя сложился в Греции в VII в. до н. э. Несколько  позже в Трикке, Эпидавре и на о. Кос были воздвигнуты первые храмы, посвященные этому богу. По меткому замечанию В. П. Карпова, они носили “лечебно санаторный характер”.

В Древней  Греции культ Асклепия был очень  популярен. Античные авторы сообщают более  чем о 300 храмах. Самым величественным из них считалось святилище Асклепия в Эпидавре, при раскопках которого обнаружены многочисленные архитектурные и письменные памятники, несущие обширную информацию о храмовой медицине Древней Греции.

На территории Храма в Эпидавре, кроме самого храма, были также баня, библиотека, стадион и даже театр, построенный около 450 г. до н. э. Повсюду возвышались многочисленные статуи, изображавшие богов, памятники воздвигнутые в честь знаменитых врачей, и стелы, на которых высекались тексты о случаях удачного исцеления, которые широко афишировались.

Жрецы строго следили за чистотой святилища и  его посетителей. Безнадежно больным  и роженицам входить на его  территорию не разрешалось: религиозные  правила не допускали в святилища  все нечистое (связанное с рождением  или смертью). Каждый вошедший мылся  в водах священного источника  и приносил жертву богам.После вечерней службы все больные, пришедшие в храм, ложились спать в крытых галереях вдоль стен храма. Под действием одурманивающих окуриваний, внушения и гипноза больные погружались в “священный” сон. Толкование этих снов составляло существенный фрагмент храмовой медицины. Тем не менее главными средствами врачевания в храмах были: различные формы водолечения, холодные омовения, массаж и гимнастика. Об употреблении лекарств в большинстве случаев не упоминается. Есть только отдельные указания на некоторые хорошо проверенные средства народной медицины , у которой жрецы заимствовали свои приемы. Более того, в трудных случаях, как свидетельствуют источники, жрецы часто приглашали на помощь светских врачей. В уплату за услуги больные приносили в храм изображения исцеленных частей своего тела, сделанные из мрамора, серебра, золота. При раскопках они найдены в Эпидавре в большем количестве. Это мраморные ноги и руки, серебряные сердца, золотые глаза и уши.“Священные” сны оставались популярными долгое время. В Вавилоне во время последней болезни Александра Македонского его военачальники долгое время спали у алтаря бога Сераписа, надеясь, что он спасет царя.

         Раздел 4.Основные школы древней греции.

4.1.Кротонская школа

          В древней Греции было несколько медицинских школ, и каждая отличалась индивидуальности по своей философии.

         Кротонская медицинская школа достигла своего расцвета в VI веке до н. э. Ее основные достижения формируются в следующих тезисах: 1) Организм есть единство противоположностей; 2) Здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил; 3) Противоположное излечивается противоположным. Выдающимся представителем кротонской  школы был философ и врач Алкмеон  из Кротона. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал, писал о головном мозге как органе познании и причине некоторых болезней.

                                   Город Кротон.

 

 

4.2.Книдская школа

         Книдская медицинская школа заложила основы гуморального учения, согласно которому здоровье есть благоприятное смешение – четырех жидкостей организма, а неблагоприятное их смешение – есть причина большинства болезней. Продолжая традиции вавилонских и египетских врачей, развивала учение о признаках болезней  и диагностике. Выдающимся представитель этой школы был Эврифон и Книда – современник Гиппократа, автор многих сочинений.

     Книдская школа в значительной мере схематизировала лечение, в то время как косская индивидуализировала его.

                    

                                       Город Книд.

 

 

 

4.3.Косская школа

         Косская школа медицинская школа – главная медицинская школа Древней Греции. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н. э., когда жрецы Дельфийского Оракула попросили Неброса с о. Кос и его сына Хрисоса  прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем город Киррос. Оба врача без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание, исполнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена. Расцвет косской школы неразрывно связан с именем ГиппократаII Великого, который вошел в историю как Гиппократ. Косская медицинская школа рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой, разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного.

          Для косской школы характерен  отказ от систематизации болезней на группы и виды и, в сущности, отказ от диагноза: после внимательного наблюдения врачей косской школы переходили непосредственно к прогнозу на основе установленных признаков и к симптоматическому лечению. Прогноз занимал большое место в медицинской системе этой школы.  Соседняя с косской, но противоположная ей по методу книдская школа, напротив, значительное  место уделяя подведению данной болезни под одну из установленных многочисленных рубрик.   

Информация о работе Школы Древней Греции