Шпаргалка по "Истории Мордовии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:45, шпаргалка

Описание работы

ответы на вопросы: Мордовский край в конце I – начале II тыс. н. э., Мордва в ранеем средневековье, Генезис мордовской государственности и золотоордынское нашествие, Религиозный аспект древней мордвы, Мордовские земли в середине XIII – XVI вв, Мордовский край в XVII в., Мордовский край во второй половине XIX в., Культура мордовского края в XIX веке, Мордовия в годы Великой Отечественной войны, Мордовия в 1965-1985 гг.




.

Работа содержит 1 файл

Шпаргалки по истории Мордовии.docx

— 126.11 Кб (Скачать)

 Мордовский  край в конце I – начале II тыс.  н. э.

 

Этноним мордва появляется в довольно ранних письменных источниках. В ряду этих источников в первую очередь назовем книгу византийского  епископа Иордана (гота по происхождению) «Getica» («О происхождении и деяниях гетов»), законченную им в 551 году. Говоря о походах короля готов Германариха, которого древние писатели нередко сравнивали с Александром Македонским, Иордан сообщал, что он покорил много весьма воинственных племен и заставил их повиноваться своим законам. В перечне этих племен он называет и Морденс (Mordens), под которым, безусловно, следует разуметь мордву. Исследователи полагают, что знания о племенах, проживавших в бассейне Оки и Волги (весе, мере, мордве, имнискарах), Иордан почерпнул из итинерариев – римских дорожников, в которых области, где пролегали торговые пути, нередко обозначались названиями населявших племен.

В других западноевропейских средневековых источниках мордва называется также Merdas, Merdinis, Merdium, Mordani, Mordva, Morduinos. В древнерусских летописях этноним мордва встречается с ХI – XIII веков. Наряду с этнонимом мордва в этих летописях сохранился и этноним мордвичи («Мордовскиа князи с Мордвичи). Псевдопатронимическое оформление этнонимов на -ичи довольно широко применялось в древнерусских источниках (вогуличи, вятичи, дреговичи, кривичи, немчичи, русичи, тоймичи и др.).

Установлено, что в своей  основе этноним мордва восходит к  ирано-скифским языкам    (сравните:     иранское     mord — мужчина,  таджикское  mard — мужчина). В мордовских языках указанное слово сохранилось для обозначения мужа — супруга (мирде). В русском слове мордва частица «ва» носит оттенок собирательности. Его можно сопоставить с этнонимом литва. В русских источниках вплоть до XVII в. мордва выступает только под этнонимом мордва.

Одно из наиболее ранних письменных известий об этнониме эрзя (арису) дошло до нас в послании кагана Хазарии Иосифа еврейскому сановнику при дворе испанских    халифов    Абд-ал-Рахмана III (912 —961) и Хакама II (961 — 976) Хасдаю Ибн Шафруту.

Наболее ранние письменные сведения об этнониме мокша (Moxel) мы узнаем из записок   фламандского   путешественника XIII в.   Гильома   Рубрука   и   сочинения «Джами-ат-таварих»    («Сборник   летописей», на персидском языке) иранского историка и государственного деятеля Рашида-ад-Дина (1247 — 1318), которое считается основным источником по политической и социально-экономической истории монголов.

Этноним эрзя, вероятно восходит в своей основе к иранской лексике (иран. arsan – самец, мужчина, герой), а мокша – связан с индоевропейским гидронимом Мокша (ср. в санскрите moksha – проливание, утекание, освобождение).

Древняя мордва изначально представляла собой не одно племя, как  иногда полагают, а группу или семью  племен, которая совместно с древнемарийскими, а возможно, и некоторыми другими поволжско-финскими племенами, составляла волжско-финскую общность.

Уже с первой половины I тысячелетия  нашей эры в лоне древнемордовской семьи племен начинают вырисовываться линии эволюции мокшанской и эрзянской групп племен, или соплеменностей, которые позднее становятся более явственными. Мокшанско–эрзянская дуализация происходила, разумеется, не сразу, это был длительный, растянутый на целые столетия процесс, обусловленный разными причинами. Одной из серьезных предпосылок такого раздвоения  была обширность этнической территории древнемордовской семьи племен, затруднявшая контакты между племенными группами. Территориальная разобщенность обусловила их связи с разными этносами, что порождало особенности в языке, антропологическом облике, культуре и быте тех соплеменностей, на базе которых сформировались эрзя и мокша.

 

Мордва в ранеем средневековье

 

Хозяйство носителей этой культуры было комплексным, сочетавшим мотыжное земледелие со скотоводством, рыболовством и охотой. Орудия труда  изготовлялись преимущественно  из кости. Характерные формы поселений  – укрепленные крепостными стенами городища, возводившиеся на труднодоступных местах, и селища.

Ареал расселения древнемордовских племен в I тысячелетии нашей эры включал долины рек Оки, Волги (среднее течение), Цны, Мокши, и Суры. На юге граница мордвы совпадала приблизительно с естественным рубежом леса и степи, на востоке не заходила дальше правого берега Волги (по-мордовски Рав). Северная граница доходила до устья Оки, западная – до Среднего Поочья.

Этническая территория древнемордовских племен располагалась в лесном крае. Обширные пространства Волго-Очья были почти сплошь покрыты хвойно-широколиственными лесами, которые пересекались изобиловшими рыбой реками Волгой, Окой, Мокшей, Цной, Сурой, Пьяной, Алатырем, Иссой и другими. Эта экологическая среда наложила свой отпечаток на хозяйство, культуру и быт, этническую историю и этнопсихологию мордвы, ее представления о родной земле (чачома мастор, касома мастор). А гидроним Мокша, стал даже этнонимом, обозначавшим одно из этнических образований, объединенных в этноструктуре мордвы.

Каждое из древнемордовских племен, точное число их пока их не поддается подсчету, включало несколько патриархальных (отцовских) родов, в свою очередь состоявших из ряда больших патриархальных семей, во главе каждой из которых обычно стоял куд-атя (кудо – дом, атя – старик). Родом руководил старейшина покш – тяй (покш – большой, атя – старик). Род или несколько родов составляли поселение – веле. Во главе племени стоял выбираемый родовыми старейшинами вождь, набольший – текштяй, тюштень, тюштян, тюштя (текш – верх, вершина, верхушка, макушка, атя – старик). Этим словом древняя мордва называла своих верховных старейшин, управлявших как мирными, так и военными делами мордовских племен. Племена составлявшие древнемордовскую группу (семью) племен, по своим основным параметрам представляли, скорее всего, не столько единство, сколько сходство, близость. Они, по – видимому, говорили на родственных диалектах, легших позднее в основу эрзянского и мокшанского языков.

В 961 эрзяне (арта, ариса) упоминается хазарским каганом Иосифом в качестве народа, платившего ему дань. В раннем средневековье эрзяне — народность, которая консолидировалась в составе мордовского этноса, оказывала сопротивление хазарам, печенегам и половцам. Древнее княжество эрзянское располагалось на территории Старой Рязани. Под давлением переселявшихся славян отступила на восток к современному Арзамасу — (Эрзямасу).

В отличие от мокши, признавшей в 1237 зависимость от Золотой Орды, эрзяне отступают на север в леса и оказывают монгольским войскам сопротивление.

Около 450 года н. э. мокшане  формируют союз с аланами в  Поволжье, известный впоследствии под  именем буртасы.В IX веке Буртасское княжество становится вассалом Хазарского каганата.В 965 году, как свидетельствует Ибн-Хаукаль, князь Святослав I нанёс удар по союзникам хазар, взял Саркел, Булгар и вышел к Семендеру. Двумя годами позже он взял Итиль. К началу X века царь Волжской Болгарии Алмуш сосредоточил в своих руках сбор и уплату хазарской дани. Приняв ислам, он заручился поддержкой багдадского халифа Муктадира и основал торговую факторию в устье Оки. В связи с этим в 985 году киевский князь Владимир предпринял поход на Булгар. В 1006 году между князем Владимиром и царём Алмушем был заключён договор о торговле и на Волге установился «вечный мир», продлившийся 80 лет. В 1120 году возобновилась борьба за устье Оки и эрзянскую крепость Обран ош. В 1220 владимирский князь Юрий предпринял поход на Ошель и потребовал сокращения влияния булгар на Пургасову Русь, с которой они находились в союзе. В 1221 году Обран ош был сожжён владимирскими князьями, а ниже по течению основан Нижний Новгород. Пургас и Пуреш находились в состоянии постоянной войны, при этом Пургас рассчитывал на поддержку булгарского хана, в то время как Пуреш являлся ратником князя Юрия.В 1229 году булгары выступили в поход против царя Пуреша, однако узнав о разграблении Пургасовой Руси владимирскими князьями, повернули назад. В 1230 Пургас вновь осадил Нижний Новгород, но был отбит, а вслед за этим сын Пуреша Тюштян вместе с половцами предпринял опустошительный поход на Пургасову Русь

 

 Генезис мордовской  государственности и золотоордынское  нашествие

 

В конце I — начале II тысячелетия  н.э. в Мордовском крае можно констатировать   наличие экономических, социальных и  политических   предпосылок   для образования    государства, даже исходя из классовых критериев и наличие политического  объединения, не уступающего по уровню организации соседним государственным образованиям.

В начале XIII в. мы встречаем здесь два социально-политических объединения. В мордовской историографии утвердилось название этих княжеств по именам наиболее известных правителей Пургаза и Пуреша. Мордовское происхождение последнего некоторые исследователи (Н.Ф. Мокшин) подвергают сомнению, Однако большинство других (И.Н. Смирнов, С.К. Кузнецов, А.П. Смирнов и др.) видят в Пургазе эрзянского князя,  а в Пуреше —мокшанского. При этом, кажется, всеми признается,   что   «волость»   Пургаза простиралась между Окой и Сурой от Волги до Алатыря, включая среднее течение Мокши, то есть   примерно   укладывалась в ареал    эрзи.    Мокшанская   же территория охватывала бассейн Цны, верховья Мокши и Cypы.В период феодальной раздробленности Руси, наполненный ожесточенными усобицами,  борьбой   князей   за   верховную власть, каждый из них стремился расширить свою материальную базу, захватить больше земли и зависимых крестьян – основной источник богатства в феодальную эпоху. Единая для всей Руси церковь стремилась унять междоусобицы и направить  княжеские походы против не христиан, придать им религиозный характер. Мордовский край, граничивший сразу с тремя княжествами – Рязанским, Муромским и Владимиро-Суздальским, стал подвергаться постоянному натиску с запада.Мордовия XII — начала XIII в. представляла собой независимое сильное государство, способное на равных бороться с Волжско-Камской Болгарией или объединенными силами северо-восточной Руси. Даже после его распада отдельные Мордовские княжества обладали достаточной мощью, чтобы успешно противостоять экспансии Рязанского, Муромского княжеств и наносить ощутимые поражения Владимиро-Суздальскому - по тем временам крупному европейскому государству. В 1236г. орды монголо-татар обрушились на народы Восточной Европы и пронеслись, как смерч, сметая все на своем пути. Первой жертвой свирепых завоевателей стала Волжская Болгария. Согласно   утвержденному   на  курултае 1235 г. плану завоевания Европы следующим   объектом нападения была Русь. Маршрут монголо-татарских войск,   которым воспользовался Бату в 1237 г., пролегал от Волги (после переправы в районе Жигулей)  прямо на запад, чуть южнее современной Пензы, и приводил в междуречье Прони и Мокши, откуда открывалась прямая дорога на княжества Северо-Восточной Руси.

Согласно свидетельствам Рашид ад-Дина 4 сентября 1236 года сыновья Джучи Бату, Орда и Берке, сын Угедей-хана Кадан, внук Чагатая Бури и сын Чингиз-хана Кулькан объявили войну мокше, буртасам и эрзе, каждый из них стоял во главе тумена.

В начале 1237 г. отряды монголов впервые появляются на южных границах Мордовской земли. По свидетельству  венгерского монаха Юлиана, в это  время у мордвы «...было два князя: один князь со всем народом и семьей покорился владыке татар, но другой с немногими людьми направился в  весьма укрепленные места, чтобы  защищаться. Война закончилась 23 августа 1237 поражением мокшан в битве у  Чёрного леса недалеко от границы  c Рязанским княжеством. Между мокшей и монголами был заключён военный союз, по которому царь Пуреш во главе своего войска в качестве союзника и вассала должен был присоединиться к монголам в их походе на запад

В походе 1237—1238 гг, монгольским военачальникам было нецелесообразно   оттягивать   части своих сил в вязкую борьбу с той частью мордвы, которая отступила в труднопроходимые, покрытые густыми лесами места, когда их манили богатые древнерусские города. Поэтому разгрому подверглась лишь южная окраина Мордовской земли, располагавшаяся на пути следования монгольских отрядов, на которой наряду с мордвой проживало преимущественно население, оставившее памятники золотаревского (булгарского) типа в Верхнем Посурье и Примокшанье.

Следующее появление монголов в Мордовском крае относится к 1239 году, когда, по сообщению Лаврентьевской летописи, «... взяша татарове Мордовъскую землю и Муром пожгоша и по Клязьме воеваша и град святыя Богородицы Гороховец пожгоша, а сами идоша в страны своя». Рейд 1239 года был очередным и кратковременным в ряде экспедиций по грабежу русских земель и сопредельной мордовской территории. Судя по маршруту, он проходил по Оке и затронул приокские поселения мордвы, не подвергавшиеся ранее погрому.

С этой поры вплоть до распада  Золотой Орды летописи сообщают лишь об одном походе 1288 года золотоордынского хана Елортая на мордовские земли:   «...воеваша  Рязань,   Муром, мордву, и много зла сотворили, идоша восвояси...». Однако этот набег состоялся по собственной инициативе монгольского хана и носил чисто грабительский характер, а разорение мордовских земель было совершено попутно, при отходе в степи.

 

 

 

Религиозный аспект древней мордвы

В основе любой религии  лежит вера в сверхъестественные силы. Первобытный человек, не умея объяснить внушающие ему страх  грозные явления природы, обожествлял  их. Он одушествлял также всё, что его окружало : деревья, камни, реки, озера и т. п. По мере осознания себя не только частью природы, но и — разумнейшим существом на земле, творцом орудий труда, жилищ, предметов обихода, человек стал искать и творцов окружающего мира; придумал богов, похожих, разумеется, на людей. Усложнение общественной жизни вело за собой увеличе-ние количества богов и разделение их функций.

Сейчас уже невозможно выявить точно, что представлял  из себя древнемордовс-кий пантеон богов в начале нашей эры, так как он дошел до нас, испытав кроме древнегреческой, влияние основных ми-ровых религий : иудейской, мусульман-ской,  христианской,  а  также   множества языческих религий. Но названия некоторых богов всё же сохранились :

небом и временем управлял бог Шкай;

 его супругой была  Анге — богиня жизни, добра и любви;

 Чи-паз был богом солнца;

 Мастер-паз — богом  земли (земной тверди);

 Ков-паз — богом луны;

 Пургине-паз — богом грома;

 Богиня Шобдава являлась в виде зари;

 Толава в виде огня;

 землей (почвой) ведала  Модава;

 водой — Ведява;

 лесом — Вирява и т. д.

Богов поменьше рангом имели  каждая река, каждая гора или озеро, да и все, что окружало предков  мордвы. Эти боги ничем не отличались от людей : так же огорчались и радовались, ссорились и мирились, воевали и пировали. Они могли гневаться на свой народ, наказывать за грехи, но при этом любили его и желали ему добра. И только презренный бог зла, мрака и холода Анамаз делал все, чтобы погубить мордву.

С формированием знати  на земле менялась иерархия и на небе. Постепенно повелителем всех богов и людей, творцом всего  сущего стал Ине Шкай-паз — великий бог Времени, называемый также Менельпазом, то есть небесным богом или Вере-пазом — всевышним богом.

Предки мордвы считали, что  боги могут наделать много бед  и неприятностей, если вовремя не умилостивить, не задобрить их. Люди, естественно, хотели, чтобы божества были добрыми и всячески со-действовали им в хозяйственной деятельности и в целом в жизни. Именно по этой причине в честь божеств на предполагаемых местах их обитания, т. е. в лесах, на полях, у рек, в жилищах, хозяйствен-ных постройках, устраивались моленья (озкст), на которых произносились молитвы (озномат) и совершались жертвоприношения.

Как показывают археологические  материалы, в конце I — начале II тысячелетия  н. э. мордва переживала процесс распада  первобытно-общинного строя и стано-вления классовых отношений. Возникавшие понятия о собственности, неравенстве, господстве и подчинении переносятся людьми в воображаемый мир их богов.

С присоединением мордвы к  России началась её христианизация, в  ходе которой дохристианские верования  и обряды не столько вытеснялись, сколько смешивались, синкретизировались с христианскими. Христианский бог получил теоним Нишке, Шкай, т. е. стал называться именем мордовского дохристианского бога. Теоним этот он носит до сих пор.

 

Мордовские земли  в середине XIII – XVI вв.

 

1. Мордовский край в  в системе Золотой Орды

2. Состояние сельского  хозяйства, ремесел, промыслов  и торговли в период золотоордынского  правления  

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Мордовии"